Научная статья на тему 'История формирования концепции дополнительного непрерывного образования'

История формирования концепции дополнительного непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1810
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СOЦИOКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНOЕ OБРАЗOВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIO-CULTURAL CHANGES / CONTINUOUS EDUCATION / ADDITIONAL CONTINUOUS EDUCATION / MODEL OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинская Яна Анатольевна

Идея непрерывного образования так же, как и идея дополнительного непрерывного образования, являются порождением современной цивилизации. В статье рассматривается история развития концепции непрерывного образования, которая логически подвела нас к формированию новой концепции – дополнительного непрерывного образования, нацеленной на создание региональной системы дополнительного непрерывного образования, удовлетворяющей развивающимся потребностям личности на всех жизненных этапах, отражающей требования регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Additional Continuous Education Concept Forming

The idea of continuous education as well as the idea of additional continuous education are the creation aspects of modern civilization. In the article the history of development of the continuous education is described which is logically brought us to the formation of the new concept – the additional continuous education, concentrating on the regional system of additional continuous education satisfying with developing needs of the personality at all vital stages, reflecting requirements of the regional labor market.

Текст научной работы на тему «История формирования концепции дополнительного непрерывного образования»

УДК 37.013.32+ 37.09 ББК 74.05

Ильинская Яна Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент

кафедра английской филологии Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга г. Петропавловск-Камчатский Ilinskaya Yana Anatolievna Candidate оf Phibbgy,

Assistant Prоfessоr Chair of English Philology Kamchatka State University named after Vitus Bering Petrоpavlоvsk-Kamchatsky yanai@inbоx.ru

История формирования концепции дополнительного непрерывного образования

History of AdditionaI Continuous Education Concept Forming

Идея непрерывного образования так же, как и идея дополнительного непрерывного образования, являются порождением современной цивилизации. В статье рассматривается история развития концепции непрерывного образования, которая логически подвела нас к формированию новой концепции - дополнительного непрерывного образования, нацеленной на создание региональной системы дополнительного непрерывного образования, удовлетворяющей развивающимся потребностям личности на всех жизненных этапах, отражающей требования регионального рынка труда.

The idea of continuous education as well as the idea of additional continuous education are the creation aspects of modern civilization. In the article the history of development of the continuous education is described which is logically brought us to the formation of the new concept - the additional continuous education, concentrating on the regional system of additional continuous education satisfying with developing needs of the personality at all vital stages, reflecting requirements of the regional labor market.

Ключевые слова: сoциoкультурные изменения, непрерывше

oбразoвание, дополнительное непрерывное образование, модель системы дополнительного непрерывного образования.

Key words: socio-cultural changes, continuous education, additional continuous education, model of the system of additional continuous education.

Начиная со второй половины XX века в обществе происходят социокультурные изменения и кардинальные преобразования в экономической жизни. Сегодня изменились требования к периодам обновления технологий и техники,

а так же требования к человеку-профессионалу. Информацию и знания, которые получает человек в рамках своего традиционного, классического образования, на сегодняшний момент быстро устаревают. Это связано с расширением информационного поля, а также со стремительным ростом техники и научной информации. Возникает противоречие между темпами развития цивилизации и традиционной системой образования.

Способом решения данной проблемы является переход к непрерывной образовательной деятельности, которая длится всю жизнь.

Никто не оспаривает важность перехода к системе непрерывного образования, однако возникает ряд вопросов, которые касаются сущности образовательного процесса, который нельзя осуществлять, взяв во внимание только привычные технологии обучения. Если понимать систему непрерывного образования как смену определенных образовательных уровней, то данная цепочка образовательного процесса существует в нашей стране и представлена рядом образовательных учреждений (детский сад, школа, университет). Мы же говорим о непрерывности образования как о личностной потребности, мотивации человека к поддержанию определенного уровня профессионализма на протяжении всей его жизни.

Эта задача очень трудная, так как еще десять лет назад было достаточно повышать свою квалификации один раз в пять лет, сейчас же технологии развиваются стремительно и многие работодатели считают, то повышать квалификацию один раз в три года уже недостаточно. Сегодня очень важно быть активным и кроме своих профессиональных компетенций необходимо владеть иностранным языком и компьютерными технологиями.

Для того, чтобы вопрос о непрерывности образования стал воплощаться в жизнь, существует необходимость изменить смысл жизненных установок, систему ценностей, отношение к жизни, формирование мотивации и многое другое. Как решить эти задачи, в какие сроки, каким способом - не совсем ясно;

понятна лишь актуальность задач, стоящих перед обществом и необходимость их решения.

Сама идея непрерывного образования так же, как и идея дополнительного непрерывного образования, являются порождением современной цивилизации. Научно-технический процесс заставил ученых обратиться к теории непрерывного образования, и это стало пристальным предметом изучения последних 3040 лет.

Для определения принципов возникновения системы дополнительного непрерывного образования необходимо обозначить значимые периоды исторического формирования концепции непрерывного образования, так как именно данное понятие составляет основу новоиспеченной системы.

Однако если изучить историю вопроса можно найти утверждения о том, что идеи о непрерывном образовании присутствуют в ведийских текстах, которые относятся к первому тысячелетию до н.э. В этих текстах содержатся мысли о том, что учиться нужно каждый день. Идеи о непрерывности образовательного процесса и о непрерывном образовании можно найти в работах Платона, Салона и многих других исследователей.

Существует много точек зрения на процесс формирования концепции непрерывного образования. Например, французские ученые А. Мольи и Ф. Мюллер абсолютно уверены в том, что идея непрерывного образования - это идея нашего столетия и полностью зависит от научно-технической революции и развития цивилизации. Швейцарец Ч. Хюммелем поддерживает их точку зрения и подтверждает, что в концептуальном плане идее непрерывного образования сформировалась недавно и до сих пор окончательно не изучена.

Вопросы эволюции непрерывного образования неоднократно привлекали внимание ученых, как русских, так и зарубежных. Условно историю развития концепции непрерывного образования, по мнению Черниковой Ю.А., можно разделить на пять стадий: 1. констационная (конец 50-х - середина 60-х гг. XX века); 2. феноменологическая (стадия идентификации феномена) 60-70е гг.; 3.

методологическая (1972-1977гг.); 4. теоретико-практическая и нормативная (1976-1980 гг.); 5. современная стадия с 80-х гг. - практического применения

[4].

Классификация В.Г. Онушкина опубликованная в 1995г. частично совпадает своими этапами с периодизацией представленной в работе Ю.А. Черниковой.

В развитии непрерывного образования В.Г. Онушкин выделяет четыре этапа. Первый этап относится к 50-м - началу 60-х годов XX века. Вопросы непрерывного образования ассоциируются исключительно с образованием взрослых, которое представляет собой определенную форму компенсации недостатков школьного образования или получения дополнительных знаний.

Второй этап 60-е годы - непрерывное образование рассматривается как необходимая форма повышения квалификации, связанная с непосредственной работой специалиста.

Третий этап приходит на конец 60-х - начало 70-х годов. Непрерывное образование рассматривается как повышение квалификации не только в рамках специализации, но и профессии.

Четвертый этап начинается с середины 70-х годов. Непрерывное образование приобретает общую социальную направленность и рассматривается как средство, увеличивающее адаптационный потенциал взрослых в обществе, в их трудовой жизни [2].

Также существует опубликованная в 1989 году эволюция этапов развития непрерывного образования с точки зрения предметно-методологических признаков, которые подчеркивают динамику развития образования.

№ период характеристика

1 50-е и середина 60-х начальный, констационный

2 середина 60-х - начало 70-х феноменологический

3 вторая половина 70-х методологический

4 конец 70-х - начало 80-х теоретической экспансии и конкретизации

Последний этап совпадает с началом радикальных реформ на территории бывшего СССР. Разработка поэтапного подхода (или подхода по стадиям) к осмыслению процесса развития непрерывного образования явилась значительным достижением в отечественной теории. В ней отсутствуют известные недостатки, характерные для хронологического подхода [3].

Как можно заметить все классификации периодизации непрерывного образования чаще всего сводятся к пяти стадиям, когда произошло научное обоснование понятия непрерывное образование.

Началъная, первая, стадия, приходится на конец 50-х и середину 60-х гг. XX века. Первые представления о непрерывном образовании появляются в научной литературе в конце 50-х гг. Все работы, опубликованные в тот промежуток времени, подчеркивали неудовлетворенность обществом существующей системой образования. В нашей стране непрерывное образование соотносили преимущественно с образованием взрослых, то есть с дополнительным профессиональным образованием, составляющими частями которого были повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Английские ученые связывали понятие непрерывного образования со способностью ликвидации пробелов в базовом образовании взрослых.

Исследования, которые проводились на этом этапе развития отличались высоким уровнем научных обобщений, в них были заложены основы дальнейших исследований непрерывного образования.

Вторая стадия охватывает вторую половину 60-х г. и начало 70-х гг. В этот период предпринимаются попытки обоснования теоретической и практической важности и значимости непрерывного образования в жизни каждого человека. Именно в этот период было пересмотрено соотношение понятия непрерывного образования исключительно с образованием взрослых. В исследованиях этого периода прослеживается и анализируется идея о необходимости создания единой концепции, главной задачей которой являлось теоретическое обоснование процесса формирования новой единой, целостной образовательной

114

системы. Переосмысление места и роли образования в жизни общества и отдельно взятого индивида происходит в этот период.

Было показано, что получение образования не может ограничиваться только одной возрастной группой, что знаний, полученных однажды, не хватить на всю жизнь для выполнения качественно своих должностных обязанностей. Именно на этой стадии становится возможным в полной мере проявление феномена непрерывного образования. Проблема непрерывного образования захлестнула весь мир, и свидетельством этого стали работы, опубликованные представителями разных стран: М. Дюрко (Венгрия), П. Шуклы (Индия), А. Коррса (Бразилия), Б. Суходольского (Польша), А.В. Даринского (СССР), У.Эллиота (Англия) [5].

Особо отметим работу французского ученого П. Ленгранда, которая заложила конструктивные идеи непрерывного образования, оказавшие значительное влияние на развитие концепции непрерывного образования [7].

Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форуме ЮНЕСКО в 1965 году П. Ленграндом. В его трактовке в концепции непрерывного образование представлена гуманистическая идея, где в центре всех образовательных начал находится человека, которому следует создать условия для развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматривались этапы жизни человека: исчезает традиционное деление жизни на периоды учебы и работы. Понимаемое таким образом непрерывное образование означало продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее профессиональной деятельности.

Третъя стадия развития непрерывного образования (1972-1980 гг.) характеризуется не только разработкой, но и подробным описанием методологических проблем непрерывного образования. В этот период в Париже в 1972г. под эгидой ЮНЕСКО был опубликован доклад Э.Фора «Учиться, чтобы быть: мир образования сегодня и завтра», в котором обосновывалось предложение при-

нять непрерывное образование в качестве руководящей концепции в области образования как в развитых, так и развивающихся странах, а также были приведены тезисы об организации образования взрослых, о вертикальной и горизонтальной интеграции образовательных форм, о самообразовании, всестороннем развитии личности [6, с. 181-222].

Однако на данной стадии не удалось достичь консенсуса в определении сущности непрерывного образования. Так, в докладе Э.Фора было представлено следующее определение «непрерывное образование- это не образовательная система, но принцип, на котором основана вся организация системы и который, соответственно, должен лежать в основе развития каждого из составленных элементов» [6, с. 182].

Именно в этот период появляются противоположные, критические мнения, касающиеся основополагающих идей непрерывного образования: ее стали считать утопической и туманной. Именно в такой ситуации концепция непрерывного образования и вступила в следующую теоретическую стадию своего развития.

Начало четвертой стадии приходится на 1976-80гг. На данном этапе разрабатывались как теоретические, так и практические рекомендации по реформированию звеньев и форм образовательной системы. В рамках идеи непрерывного образования были разработаны и представлены новые методики и учебные программы, которые соответствовали идее непрерывного образования. Разрабатывалась и усовершенствовалась нормативная база [8].

Именно в эти годы большое внимание непрерывному образованию было уделено в СССР. Особенно следует отметить монографию А.П. Владиславлева А.П. «Непрерывное образование: проблемы и перспективы», которая стала первым крупным исследованием в русскоязычной литературе [1]. В данной работе рассматривалось становление в ходе научно-технического прогресса системы непрерывного образования как целостной системы, так же выделялись два ос-

новных критерия: один относился к контингенту обучающихся, а другой - собственно к формам обучения [1, с.36].

В соответствии с терминологией того времени контингент учащихся делился на детский, который включает в себя юношеский и молодежный контингент учащихся, и образование взрослых, включая молодежь, учащуюся без отрыва от производства на вечерних и заочных отделениях общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, а также откомандированных на учебу с предприятий.

Второй критерий связан с социальным и профессиональным статусом соответствующих образовательных учреждений. Это образовательные учреждения, дающие базовую, фундаментальную подготовку, окончание которых обычно означает завершение определенного этапа обучения, получение конкретного образовательного или профессионального уровня, и учреждения, дающие дополнительную подготовку, окончание которых формально не влечет за собой существенных изменений в социальном положении учащихся [1, с. 34-35].

А.П.Владиславлев отмечал, что в одном и том же образовательном учреждении возможны различные виды образования (например, базовое и дополнительное).

Термин «народное образование» на тот момент включал такие понятия, как дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование и высшее образование. А.П. Владиславлев отмечает, что «народное образование и непрерывное образование не являются синонимами и при наличии между ними теснейшей взаимосвязи и органической преемственности народное образование представляет собой лишь часть системы образования» [1, с.41].

Пятая, современная стадия начинается с 80-х гг. и характеризуется стремлением воспринимать практически идею непрерывного образования и воплощать ее в жизнь. Стремление реализовать непрерывное образование проявилось вначале в виде попыток перестройки отдельных звеньев обычной обра-

зовательной системы. Сущность данного этапа проявляется в возможности изучения и осмысления практического опыта внедрения непрерывного образования.

Характерной чертой исследований на данной стадии является плюрализм, попытка зафиксировать важные нововведения в области образования, согласуя их с многообразными общественными потребностями и усложнившимися аспектами современной жизни. Следует сказать, что широта охвата и разнообразие исследуемых вопросов хотя и не позволили создать единую теорию непрерывного образования, но привели к появлению интересных идей и частных моделей, служащих образцами в практике образовательной деятельности.

Создание системы дополнительного непрерывного образования можно отнести к пятой стадии развития концепции непрерывного образования и считать одним из примеров частных моделей, которые возникли под влиянием социокультурных преобразований.

На базе факультета непрерывного образования (ФНО) единственного классического университета Камчатского края, Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, начиная с 2009 года внедряется модель системы дополнительного непрерывного образования, которая позволила привлечь как значительное количество слушателей в университет, так и получить ему внебюджетные средства, позволяющие развивать инфроструктуру вуза и материально стимулировать преподавательский состав.

Цель модели - создание региональной системы дополнительного непрерывного образования, удовлетворяющей развивающимся потребностям личности на всех жизненных этапах, отражающей требования регионального рынка труда. Отдаленность Камчатского края диктует свои потребности и особенности формирования системы непрерывного образования. Концентрация лучших педагогических кадров полуострова в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга позволила не только создать, но и успешно внедрять модель системы дополнительного непрерывного образования.

Дополнительное непрерывное образование - коммерческая система, существующая параллельно классической системе непрерывного образования, охватывающая весь период жизни человека, направленная на приобретение, расширение, углубление знаний, умений и навыков индивида, необходимых ему для достижения определенных целей саморазвития и самореализации.

Главные принципы дополнительного непрерывного образования: 1) индивидуальный подход, или индивидуальная образовательная траектория; 2) вариативность образовательных программ для всех возрастов; 3) преемственность образовательных программ в рамках образовательной траектории; 4) веерный принцип включения слушателя в систему (на любом этапе её реализации).

Модель системы дополнительного непрерывного образования можно представить закономерно сменяющими друг друга звеньями одной цепи, однако особенностью данной системы является включение слушателя на любом этапе её реализации. На сегодняшний момент система дополнительного непрерывного образования выглядит следующим образом:

Первый элемент системы - Центр семейного развития, который является инновационной площадкой для реализации программ для дошкольников и младших школьников. Сегодня это одно из структурных подразделений факультета, где проводятся общеразвивающие занятия для детей дошкольного возраста (3 - 6 лет), учебные занятия для детей школьного возраста (7 - 14 лет). Дошкольное образование направленно на всестороннее развитие детей. Центр семейного развития предлагает ряд образовательных программ, отвечающих запросам общества: развивающие занятия, иностранные языки, логопедическая группа, подготовка детей к школе, включающая занятия с психологом и педагогом.

Второй элемент системы - Центр довузовской подготовки (второе подразделение ФНО). Здесь осуществляется подготовка выпускников школ к сдаче ЕГЭ, реализуются программы с углубленным изучением различных предметов. Обучение проводится с 8го по 11-ый класс. Главная цель занятий - развитие интереса у ребенка к дальнейшему

обучению по какому-либо предмету, получение им теоретико-практических знаний, позволяющих принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

По нашему мнению, именно в период взросления закладывается мотивация к обучению, и если в дальнейшем мы хотим получить мотивированных абитуриентов, работать надо начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы жизненных установок, что и делает Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга

Проанализировав спрос, мы пришли к выводу о необходимости введения программ среднего профессионального обучения после девятого класса, так как именно оно могло предоставить все те гарантии, в которых нуждались родители и дети. В 2012 году была осуществлена вся необходимая подготовка, первый набор будет осуществлен в 2013г. на программы среднего профессионального образования по различным специальностям: реклама, издательское дело, дизайн, банковское дело, экономика и бухгалтерский учет, туризм, садово-парковое и ландшафтное строительство, рациональное использование природохозяйственных комплексов, право и организация социального обеспечения, информационные системы (по отраслям).

Обучение по программам среднего профессионального образования предполагает непрерывность образовательного процесса, переход на программы высшего профессионального образования по полной или сокращенной форме в зависимости от выбранного профиля. Контроль за данным направлением работы будет возложен на отдел среднего профессионалъного образования, который будет являться третьим элементом реализации модели системы дополнительного непрерывного образования.

Следующим структурным подразделением факультета непрерывного образования является Отдел дополнителъного профессионалъного образования, который реализует курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, курсы развития для студентов всех факультетов по предметам, кажущимся им наиболее сложными и трудными, или предметам общеобразовательного блока; курсы поддержки для студентов, имеющих академические задолженности. Для курсов поддержки не только важно желание студента остаться в числе студентов и продолжить обучение в вузе, но и про-

демонстрировать свою готовность сделать всё для этого: посещение по проблематичной для него дисциплине должно составлять не менее 50 %, только тогда ему предоставляется возможность исправить ситуацию и зачислиться на курсы поддержки. При жестко регламентированной процедуре эти курсы действительно помогают не только сохранить контингент вуза, но и дают возможность студентам, которые действительно хотят учиться, но по уважительным причинам не смогли освоить материал вовремя, помочь им успешно это сделать.

Подход к реализации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки был пересмотрен, и на сегодняшний день можно выделить самые востребованные направления подготовки среди различных категорий населения города (студенты, работающие, безработные, пенсионеры): «Иностранные языки», «Информационные технологии», «Экономика и управление», «Психология и педагогика».

С 2012 года при факультете непрерывного образования была создана «Лаборатория реализации студенческих проектов» - это научно-инновационная среда для студентов 45-х курсов. Целью данной лаборатории является создание студенческой организации, поддерживающей разработки, студенческие проекты, отвечающие современным направлениям и требованиям рынка труда, экономики и промышленности Камчатского края. После апробации данного продукта студент получает право на дальнейшую реализацию своего проекта на ФНО на условиях почасовой оплаты. Это гарантирует студенту - будущему специалист - частичную занятость. Данный инновационный проект помогает становлению студента как профессионала.

На сегодняшний момент «Отдел дистанционного обучения» находится в стадии апробации, закуплено все необходимое оборудование, разработаны авторские программы обучения, однако Интернет - ресурсы полуострова не позволяют полностью запустить этот процесс, хотя точечная организация реализации дистанционных программ обучения со школами города прошла успешно. За дистанционным образованием будущее, и это направление в дальнейшем будет активно развиваться.

После введения модели системы дополнительного непрерывного образования с 2009 год количество слушателей, обучающихся по программам дополнительного образования, значительно увеличилось. Это связано, прежде всего, с разнообразием программ по дополнительному образованию, которые представляют линейку разнообразных программ от дошкольного возраста до пенсионного возраста.

Соотношение контингента слушателей, обучившихся на факультете непрерывного образования, за 4 года

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

•л ІҐІ— ,л_ л л\

2008- 2009- 2010- 2011- 20122009 2010 2011 2012 2013

□ слушатели

□ программы

□ группы

Целью создания данной системы было увеличение внебюджетных поступлений в университет в период демографического спада. Эта цель была достигнута. Внебюджетные поступления в университет увеличились в десятки раз, и эта тенденция имеет принцип наращивания, так как внедряются новые инновационные механизмы и принципы работы со слушателями.

Сумма внебюджетных поступлений с 2008-2013 за счет внедрения системы дополнительного непрерывного образования

16000000

14000000

12000000

10000000

8000000

6000000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4000000

2000000

0

и

2008-2009

2010-2011

2011-2012

2012-2013

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере дополнительного образования сформировалась новая современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуального знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство новых образовательных технологий, экономических механизмов, методов и приемов преподавания и обучения, организационных структур.

Система дополнительного непрерывного образования позволила объединить две важнейших составляющих непрерывного образования - технологию образовательного процесса и его институциональное оформление - не только в рамках дидактики и нормативного государственного регулирования, но и в общем культурологическом аспекте.

Большинство исследований по проблемам непрерывного образования выполнены в педагогическом контексте и не затрагивают социокультурный аспект данной проблемы. Нами была предпринята попытка по-новому взглянуть на проблему непрерывного образования и переосмыслить роль и место образования в формировании личности, изучить и проанализировать мотивы и социаль-

ные установки обучаемых и причины их включенности в непрерывный образовательный процесс.

Библиографический список

1. Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы [Текст]/ А.П. Владиславлев. - М.: Молодая гвардия, 1978. - 175 с.

2. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: Междисциплинарных слов терминологии/ В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. - СПб.; Воронеж: ИОВ РАО, 1995. -323 с.

3. Осипов, В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования/ В.Г. Осипов. - Ереван: АН АрмССР, 1989. - 216 с.

4. Черникова, Ю.А. Непрерывное образование как социокультурный феномен [Текст]: Автореф. дис. ... канд. философ. наук.- Волгоград, 2012.- 26 с.

5. Durk>, M. Adult educatton and Extramural Cultural Activities [Text]/ M. Durk>. -Bp., 1967; Shukla, P. Life-k>ng educatk>n [Text]/ P. Shukla. - New Delhi: ОпеМ Lоngman, 1971; Соп-ea, A. Permanent Educatton and Adult educatton in Brazil [Text]/ A. C>rrea. - Rk> de Janeiro, 1973; О^-о^сЬюо1 educatk>n [Text]/ B. Suhоdоlski// Prospects. - 1972. - v>l. II. - №2; Ellk>t W. в^ооЬ, Alleges, and Universities Lifebng Educatton [Text]/W. ElliQ - Охй>М: Ох^>М etc., 1969; А.В. Образование взрослых как составная часть непрерывного образования людей [Текст]/ А.В. Даринский //Методологические основы педагогики взрослых. -Л., 1972.

6. Faure, Edgar. Learning to be. The w>rld >f Educatton T>day and Tоmоrrоw [Text]/ E. Faure. - P.: Unesk>. - p. 182-222. - 346.

7. Lengrand, P. Introductton into educatton permanente [Text]/P. Lengrand. -Paris: Unesc>, 1970.

8. Skager, R., Dave, R. Curriculum evaluatton for life^ng educatfon. Devefoping criteria and procedures for the evaluatfon >f sch>>l curricula in the perspectives >f lifefong educatfon: A Multinatfonal studied [Text]/ R. Skager, R., R. Dave. - Охй>М etc.: Pergam>n Press, 1978.

Bibliography

1. Vladislavlev, A.P. Сопйпшш educatfon: problems and prospects [Text]/ A.P. Vladislavlev. - M: M>k>daya Gvardiya, 1978. - 175 p.

2. Оnushkin, V.G. Adult Educatfon: Interdisciplinary w>rds termin>l>gy/ V.G. ОпшЬ1Ып, E.I. Оgarev. - SPb.; V>ronezh: JОB КЛО, 1995. - 323 p.

3. Оsipоv, V.G. S>cial-phil>s>phical analysis >f the m>dern c>ncept >f c>ntinu>us educat^n/ V.G. Оsipоv. Yerevan: an Armenian SSR, 1989. - 216 p.

4. Chernik>va, Y.A. Сопйпшш educatfon as a s>cial and cultural phen>men>n [Text]: Avtoref. dis. ... kand. the phil>s>pher. >f science.- V>lg>grad, 2012.- 26 p.

5. Durk>, M. Adult educatfon and Extramural Cultural Activities [Text]/ M. Durk>. -Bp., 1967; Shukla, P. Life-fong educatfon [Text]/ P. Shukla. - New Delhi: О^М L>ngman, 1971; C>rrea, A. Permanent Educatfon and Adult educatfon in Brazil [Text]/ A. C>rrea. - Rk> de Janeiro, 1973; Оut-оf-Schооl educatfon [Text]/ B.

Suhodolski// Prospects. - 1972. - vol. II. - №2; Elliot W. Schools, Colleges, and Universities Lifelong Education [Text]/W. Elli 0 - Oxford: Oxford etc., 1969; Darinsky, A.V. Education of adults as component of continuous education of people of [Text] / A.V. Darinsky// Methodological bases of pedagogics of adults. - L. 1972 .

6. Faure, Edgar. Learning to be. The world of Education Today and Tomorrow [Text]/ E. Faure. - P.: Unesko. - p. 182-222. - 346.

7. Lengrand, P. Introduction education permanente [Text]/P. Lengrand. - Paris: Unesco, 1970.

8. Skager, R., Dave, R. Curriculum evaluation for lifelong education. Developing criteria and procedures for the evaluation of school curricula in the perspectives of lifelong education: A Multinational studied [Text]/ R. Skager, R., R. Dave. - Oxford etc.: Pergamon Press, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.