^ Образование в сфере культуры 187
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА - РЕЗУЛЬТАТ ЕГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. В. Дедюхина
Московский государственный университет культуры
Рассматривается проблема непрерывного профессионального музыкально-педагогического образования педагога-музыканта. Обосновано, что ожидаемым результатом непрерывного музыкального образования является профессиональная компетентность педагога-музыканта. Раскрываются понятия непрерывного музыкального образования и профессиональной компетентности педагога-музыканта. Выделяются критерии и показатели профессиональной компетентности педагога-музыканта.
Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное профессиональное музыкально-педагогическое образование, компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога-музыканта.
The problem of the continuous professional musically-pedagogical education teacher-musician is considered. It is proved that expected result of continuous music education is professional competence of the teacher-musician. Concepts of continuous music education and professional competence of the teacher-musician reveal.
Key words: continuous education, continuous professional musical-pedagogical education, competence, professional competence, professional competence of the teacher-musician. Criteria and indicators of professional competence of the teacher-musician are allocated.
В последнее время внимание мирового сообщества все больше уделяется значимости социализирующих функций непрерывного профессионального образования как качественно новой социально-педагогической системы, нового способа взаимодействия образования с другими элементами социальной сферы. Ведущей идеей, положенной в основу концепции непрерывного образования, служит осознание того факта, что обучение человека, его общая и профессиональная подготовка являются неотъемлемыми составляющими его жизни и продолжаются на протяжении всей жизни.
Осмысление идей непрерывного образования мы находим в работах П. Ленгранда, Э. Фора (1973), трудах Р. Даве (1976) и Гум-
меля (1977). Непрерывное образование понимается авторами как продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.
В рекомендациях ЮНЕСКО о развитии образования взрослых (26.11.1976) выражение «непрерывное образование и обучение» означает всеобъемлющую деятельность направленную как на изменение структуры существующей системы образования, так и на развитие всех возможностей подготовки вне системы образования.
Проблема непрерывности музыкально-педагогического образования по целому ряду причин трудна для исследователей, в
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 187-190
06_Tä6ägTääleä.p65 187 1 05.10.2011, 13:01
первую очередь в вопросе выработки общих концепций. Главные из этих причин обусловлены многоаспектностью проблемы, ее междисциплинарным характером и отсутствием системного исследовательского подхода.
Опираясь на философско-методологи-ческую систему Б.С. Гершунского, мы рассматриваем процесс непрерывного музыкально-педагогического образования по следующим этапам: музыкальная грамотность (общая и функциональная) - музыкальная образованность - профессиональная компетентность педагога-музыканта - профессиональная культура педагога-музыканта.
Непрерывное профессиональное музыкально-педагогическое образование - это открытая система, которая нацелена на реализацию идеи личностной ориентации в образовании, представление обучающемуся различных образовательных траекторий, из которых он осуществляет выбор в соответствии со своими потребностями и творческими особенностями, а также потребностями рынка труда в социокультурной сфере и перспективами развития общества. Понимание непрерывного профессионального музыкально-педагогического образования как открытой системы помогает избавиться от преувеличения роли каких-то отдельных ее сторон.
Непрерывное музыкально-педагогическое образование выступает не только средством, но и целью самосовершенствования педагога-музыканта: необходимость преобразования себя, совершенствование собственного духовного облика для решения задач усложняющейся креативной музыкально-педагогической деятельности. Именно непрерывное музыкально-педагогическое образование создает необходимые условия для формирования нового уровня педагога-музыканта. В контексте реализации компе-тентностного подхода остро встает вопрос формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта, которая будет являться ожидаемым результатом системы непрерывного музыкального образования.
Компетентность (лат. competentia от compete - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность», «субъектный опыт человека, эффективно и качественно реализуемый через компетенции в определенных контекстах». Отсюда «компетентный» в своем деле человек - это «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный».
Компетентность специалиста приобретает все большое значение в связи с расширением и усложнением социального опыта, появлением новых форм переработки и получения информации. Серьезные изменения социальной ориентации современного общества, внимание к личности каждого человека как главной социальной ценности предполагают такое построение подготовки в сфере образования, при котором обеспечивался бы индивидуальный маршрут прохождения всех ступеней непрерывного педагогического образования каждым специалистом в данной области.
Профессиональная компетентность -одно из системообразующих качеств современного специалиста в условиях модернизации не только российского, но и мирового образовательного процесса. Профессионально-компетентным признается такой труд педагога, в процессе которого на достаточно высоком уровне осуществляются педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности учеников. При этом компетентность педагога определяется соотношением в реальном труде его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологический качеств - с другой.
Для профессионально компетентного педагога характерны сочетания традиций и
новаторства, избавление от недостатков и гармонизация отношений прошлого опыта с возможностями будущего. В этом проявляется своеобразная профессиональная «компетентность во времени», согласно теории самоактуализации А. Маслоу.
Профессиональная компетентность преподавателя рассматривается как сочетание психологических качеств, то есть психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Другими словами, сущность профессиональной компетентности выражается в степени связи объективного эталона профессиональной деятельности, которые нашел отражение в нормативных документах, с субъективными возможностями личности работника.
Профессиональная компетентность педагога-музыканта - это образовательный результат, базирующийся на овладении технологией педагогического и музыкально-ис-
+
Ценностно- Профессиональная Общекультурная Коммуникативная
смысловая, личност- компетенция компетенция компетенция
ная компетенция
саморегуляция самоподдержка Познавательная педагогическая компетенция Специальная музыкальная компетенция толерантность, духовность, профессиональные взаимоотношения;
потребность в музыкально- чувство защищен-
самопознание знаниях музы- творческие зна- нравственность, ности и эмоциональ-
самореализация кально-педаго-гической деятельности; ния, умения, навыки; бережное отношение к историчес- ная поддержка; общественное
самооценка освоение педа- здоровье физи- кому наследию признание
гогических ин- ческое и психи- и культурным
самомоделирование новаций; освоение пред- ческое традициям
создание Я концепции шествующего
рефлексия опыта
полнительского труда. Профессиональная компетентность педагога-музыканта является важнейшим условием формирования готовности и способности (умения) преподавателя к творческому решению культурно-образовательных задач, задач познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной и преобразующей деятельности, самореализации личности. Опираясь на освоенный социальный, культурный, музыкально-педагогический опыт, она обеспечивает востребованность личностного потенциала.
Профессиональная компетентность педагога-музыканта как системная характеристика личности и деятельности включает в себя совокупность компетенций и реализует себя на практике через систему профессиональных компетенций, которые представляют собой комплекс приемов и действий (умений), направленных на выполнение профессиональных функций.
К профессиональным компетенциям педагога-музыканта мы относим следующие:
06_ТабадТаа1ёа.р65 189 1 05.10.2011, 13:01
.....
I I I ■ M I I I
190 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
Основными чертами профессиональной компетентности педагога-музыканта являются:
- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной музыкально-педагогической деятельности;
- четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования педагога-музыканта;
- формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;
- наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать ста-
тистическими методами;
- оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»;
- индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;
- создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта;
- интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.
Примечания
1. Гершунский, Б. С. Россия: образование и будущее / Б.С. Гершунский. - Челябинск: Изд-во ЧГУ, 1993. - 156 с.
2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
3. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, А.А. Пузерея. - М.,1982. - 117 с.
4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 608 с.
5. Словарь иностранных слов. - М.: Изд-во «Русский язык», 1993. - 740 с.
6. Dave, R. H. Lifelong Education and the school: abstracts and bibliography / R.H. Dave, P. Stiemerling.
- Hamburg: UIE, 1973. - 154 p.
7. Dave, R. H. Foundations of lifelong Education and School / R.H. Dave. - Oxford: Pergamon Prese, 1976.
- 382 p.
8. Lengrand, P. Lifelong education and population education / P. Lengrand. - Paris: UNESKO, 1975. - 25 p.