Непрерывное образование в течение жизни
УДК 378.046«731» + 378.014«731» йО!: 10.14529/рва180101
ББК Ч448.947.8
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Ипполитова
Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, Россия
Преобразования системы российского образования выводят в разряд приоритетных задач подготовки педагогических кадров, способных к эффективной самостоятельной деятельности. Выполнение требования соответствия изменяющимся запросам развивающегося общества обусловливает необходимость постоянного совершенствования педагогического образования. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы исследования проблемы системы непрерывного педагогического образования, реализации в единстве ее статусного и личностного аспектов. Цель статьи - проанализировать структурные и функциональные характеристики системы непрерывного педагогического образования и ее подсистем - статусного и личностного аспектов. В процессе исследования поставленной проблемы были использованы такие теоретические методы, как анализ научной литературы, синтез имеющихся научных знаний, отражающих положения философии и педагогики, для определения сущности исследуемого феномена.
В результате раскрыта структура системы непрерывного педагогического образования, выявлены и описаны структурные и функциональные характеристики статусного и личностного аспектов данной системы. Выделенные положения могут стать основой для педагогов-практиков, реализующих программы педагогического образования различных уровней.
Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное педагогическое образование, система непрерывного педагогического образования.
В условиях развивающегося общества и все возрастающих требований к уровню образованности граждан проблема подготовки педагогических кадров, способных к эффективному решению профессиональных задач в постоянно изменяющихся обстоятельствах, становится особо актуальной. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы такой системы педагогического образования, которое могла бы обеспечить постоянный профессиональный рост педагогов в течение всего периода активной педагогической деятельности.
Подобная система предполагает возможность осуществления личностью постоянного совершенствования в сфере профессиональной педагогической деятельности, что в современной научной литературе соответствует понятию «непрерывное образование», которое трактуется как процесс повышения общего и профессионального образовательного уровня личности, развития соответствующих способностей в течение жизни [10].
Обоснование концепции непрерывного образования представлено в работах как зару-
бежных (К. Кнаппер, А. Гропли [22], П. Лен-гранд [23] и др. [20]), так и отечественных ученых (Б.С. Гершунский [3], Н.В. Ипполитова [5], А.М. Новиков [7], В.С. Севостьянов [14], Н.С. Сивцев [15] и др.
Реализация процесса непрерывного образования обеспечивается соответствующей педагогической системой, основными характеристиками которой являются: структурность (наличие составляющих, их упорядоченность и взаимосвязь [1, с. 125], обеспечивающие устойчивость, стабильность и качественную определенность системы); функциональность (определение функций, составляющих основу объединения элементов системы в целостную структуру и обусловливающих отношения и связи в системе [17, с. 179]); интегратив-ность (объединение составляющих системы в целостность на основе их взаимозависимости и взаимопроникновения); динамичность (постоянное преобразование с учетом изменения содержания и состава компонентов, окружающих условий и пр.); открытость (возможность взаимодействия системы с окру-
жающим миром); социально-педагогический характер (направленность системы на решение задач, связанных с осуществлением образования с учетом интересов государства, общества и самой личности); деятельностный характер - реализация системой (образовательными организациями) педагогических целей на мезоуровне [4] и др.
С учетом вышесказанного система непрерывного образования может рассматриваться как совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых в единстве способствует приобретению, углублению и расширению общего образования, профессиональной компетентности, гражданской и нравственной зрелости личности [9, с. 122].
Опираясь на данные положения, охарактеризуем систему непрерывного педагогического образования.
Данный феномен рассматривается нами как динамическая, вариативная, открытая, социально-, личностно- и практико-ориен-тированная педагогическая мезосистема, реализация которой обеспечивается государственными и общественными институтами.
Целью данной системы является создание благоприятных условий для развития лично -сти педагога в различные периоды жизни (профессиональной подготовки, профессиональной деятельности).
Данная цель раскрывается в задачах, которые можно разделить на три группы: 1) задачи, отражающие интересы государства - создание: условий для обеспечения права каждого человека на образование в течение всей жизни [8, ст. 3]; системы государственных и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку, повышение квалификации, переподготовку педагогических кадров; благоприятных условий социального и профессионального развития личности педагога; 2) задачи, связанные с интересами общества - разработка механизмов расширенного воспроизводства профессионального и культурного потенциала общества, страны [13, с. 168]; моделей сохранения, развития и взаимообогащения педагогического опыта различных национальных культур на основе общечеловеческих и педагогических ценностей [21]; 3) задачи, обусловленные интересами личности - удовлетворение познавательных запросов и духовных потребностей педагога, развитие его способностей посредством интеграции возможностей формально-
го, неформального и информального образования.
Системный анализ исследуемого феномена обусловливает выделение в составе системы непрерывного педагогического образования функциональных и структурных компонентов.
В качестве функциональных компонентов данной системы, характеризующих процессуальную сторону педагогического образования и отражающих специфику и многоаспект-ность педагогической деятельности, мы выделяем следующие функции: аксиологическая -определение в качестве аксиологических оснований существующего педагогического образования и его дальнейшего развития системы общечеловеческих и профессионально-педагогических ценностей, отражающих специфику педагогической деятельности [16]; трансляционная - передача накопленных обществом педагогических ценностей и традиций, сохранение и критическое переосмысление прогрессивного педагогического опыта прошлого, выработка на этой основе современных социально-педагогических ориентиров педагогического образования; деятельно-стная - построение процесса педагогического образования на основе освоения обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной деятельности, и расширения педагогического опыта, развития потребности в творческом преобразовании педагогической действительности; образовательная - обеспечение обучающихся фундаментальными знаниями основ педагогической теории и практики, соответствующими профессиональными умениями и навыками, качествами (интерес к профессии педагога, коммуникативность, педагогический такт, профессиональная активность и т. д.), необходимыми для успешной педагогической деятельности и др.
Специфика цели и задач рассматриваемой системы обусловливает ее структуру.
Важно отметить, что состав данной системы необходимо должен включать элементы, связанные не только с освоением будущими педагогами профессиональных знаний, умений и навыков, но и с их личностным развитием, с формированием профессионально-и личностно-значимых качеств.
В связи с этим в структуре системы непрерывного педагогического образования выделяются две взаимосвязанные, но относи-
тельно самостоятельные подсистемы, характеризующие личностный и статусный аспекты профессионального развития личности педагога [6].
Каждая из названных подсистем имеет свои структуру и функции.
Статусный аспект связан с продвижением педагога по уровням профессионализма, с освоением педагогом профессии в процессе образования и самостоятельной практической деятельности. Данный аспект реализуется через получение педагогического образования в образовательных организациях различного уровня, деятельность которых связана с освоением обучающимися образовательных программ подготовки, повышения квалификации, переподготовки по избранной профессии. Кроме того, статусный аспект непрерывного педагогического образования может включать допрофессиональный этап, предполагающий обучение в профильных педагогических классах гимназий, лицеев и пр.
С учетом этого в структуру статусного аспекта системы непрерывного педагогического образования вполне обоснованно можно включить такие составляющие, как допро-фессиональное образование (этап профессионального просвещения - знакомство с содержанием профессии педагога, профессиональными требованиями к педагогу, возможностями получения данной профессии, получение первоначальных профессиональных умений и навыков, педагогического опыта и пр.); профессиональное образование (этап собственно профессионального педагогического образования - среднее профессиональное педагогическое образование, высшее образование - овладение профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления самостоятельной педагогической деятельности); этап профессионального совершенствования (дополнительное педагогическое образование - повышение квалификации -совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально- и личностно-значимых качеств). Данный этап может включать и профессиональную переподготовку, если педагогу в силу каких-либо обстоятельств приходится сменить профиль педагогической деятельности.
Необходимо отметить, что продвижение педагога по уровням педагогического образования возможно посредством формального (обучение в образовательных организациях
в соответствии с государственными образовательными стандартами и программами), неформального (обучение в государственных и общественных образовательных организациях, осуществляющих программы повышения квалификации и переподготовки) и ин-формального образования (индивидуальная самообразовательная деятельность педагога, связанная с повышением уровня теоретической и практической готовности педагога к профессиональной деятельности).
Функциональная составляющая статусного аспекта непрерывного педагогического образования отражает функции данной подсистемы, к которым относятся: ориентационная -определение социально-профессиональных ориентиров педагогического образования; построение траектории продвижения по уровням педагогического образования в соответствии с запросами общества и рынка педагогического труда; образовательная - обеспечение обучающихся фундаментальными знаниями основ педагогической теории и практики, соответствующими профессиональными умениями и навыками, качествами (интерес к профессии педагога, коммуникативность, педагогический такт, профессиональная активность и т. д.), необходимыми для успешной педагогической деятельности и др.; нормативная - выработка у обучающихся норм, определяющих поведение педагога и соответствующих требованиям современного общества, которые в самом общем плане отражены в Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартах, где обозначены функции, компетенции, обеспечивающие успешность профессиональной педагогической деятельности.
Личностный аспект системы непрерывного педагогического образования характеризует прогрессивные изменения в личности педагога, в частности, в уровне его готовности к педагогической деятельности (от уровня профессиональной грамотности до уровня профессионального мастерства, культуры) [3].
Уровень элементарной и функциональной профессиональной педагогической грамотности характеризует начальную ступень развития личности педагога, предполагающую формирование первоначальных знаний, умений и навыков, качеств личности, необходимых для последующего более глубокого педагогического образования [11, 13]. Таким образом, овладение педагогической грамотностью
означает минимально необходимый уровень готовности личности к осуществлению самостоятельной педагогической деятельности.
Ступень профессиональной педагогической компетентности связана с формированием на базе педагогической грамотности таких профессионально-, социально- и личностно-значимых качеств, позволяющих педагогу реализовать себя в различных видах педагогической деятельности [3, 5] и эффективно решать педагогические задачи [12].
Ступень овладения педагогической культурой предполагает, что педагог не только осознает имеющиеся педагогические ценности, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии системы образования, педагогической теории и практики.
Итак, продвижение педагога по ступеням профессионально-личностных преобразований отражает структуру и содержание личностного аспекта системы непрерывного педагогического образования, обеспечивающего решения задач развития личностных характеристик и профессионального совершенствования субъекта педагогической деятельности в различные периоды его жизни.
В качестве функций личностного аспекта непрерывного педагогического образования выступают: деятельностная - построение процесса педагогического образования на основе освоения обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной деятельности, и расширения педагогического опыта, развития потребности в творческом преобразовании педагогической действительности; преобразующая - создание условий для изменения в когнитивной, эмоционально-волевой и деятельностной сферах личности педагога (формирование познавательной, социально-нравственной, профессионально-педагогической направленности личности педагога, развитие познавательных и профессиональных интересов, социально-нравственных и профессиональных установок, ценностных ориентаций и др.); нравственно-гуманистическая функция - построение непрерывного педагогического образования на основе общечеловеческих и педагогических ценностей; создание условий для развития гуманности во взаимоотношениях субъектов педагогической деятельности; интегрирующая - обеспечение единства и взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации личности; теоретического, практического и
нравственно-психологического компонентов готовности к педагогической деятельности; педагогической теории и педагогического опыта и др.
Итак, система непрерывного педагогического образования представляет собой динамическую, вариативную, открытую, социально-, личностно- и практико-ориентированную педагогическую мезосистему, реализация которой обеспечивается государственными и общественными институтами.
В качестве цели данной системы выступает создание благоприятных условий для развития личности педагога в различные периоды жизни (допрофессиональной, профессиональной подготовки, профессиональной деятельности).
Структура системы непрерывного педагогического образования представлена двумя взаимосвязанными подсистемами - личностным и статусным аспектами.
Статусный аспект (продвижение педагога по уровням профессионализма) в структурном отношении включает такие составляющие, как допрофессиональное, профессиональное образование, профессиональное совершенствование. Данный аспект реализуется посредством формального, неформального и инфор-мального образования. Функциями статусного аспекта являются: ориентационная, образовательная, нормативная.
Личностный аспект системы непрерывного педагогического образования характеризует прогрессивные изменения в уровне готовности педагога к педагогической деятельности (от уровня профессиональной грамотности до уровня профессионального мастерства, культуры). Данный аспект выполняет в единстве несколько функций: деятельностную, преобразующую, нравственно-гуманистическую, интегрирующую.
Реализация в единстве составляющих системы непрерывного педагогического образования обеспечивает успешность подготовки педагогических кадров и позволяет создать условия для самореализации педагога на основе постоянного самосовершенствования.
Литература
1. Введение в философию: учебник для вузов: в 2 ч. / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. - М. : Политиздат, 1989. -639 с.
2. Гаврилова, И.В. Формальная, нефор-
мальная и информальная модели образования / И. В. Гаврилова, Л.А. Запруднова // Young Scientist. - 2016. - № 10 (114). - C. 1197-1200.
3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М. : Совершенство, 1998. - 137 с.
4. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - M.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
5. Ипполитова, Н.В. Личностный аспект реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании /Н.В. Ипполитова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - № 1. - С. 7-12.
6. Ипполитова, Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: моногр. / Н.В. Ипполитова, М.А. Колесников, Е.А. Соколова. - М.: МАНПО, 2006. - 235 с.
7. Новиков, А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / А.М. Новиков // Педагогика. -1998. - № 3. - С. 11-17.
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон. - http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LA W 166143/.
9. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М. : Издат. дом «Восток», 2003. - 274 с.
10. Педагогический энциклопедический словарь /Б.М. Бим-Бад, М.М. Безруких, В.А. Болотов и др. - М. : Большая Рос. энцикл., 2003. -528 с.
11. Перминова, Л.М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии / Л.М. Перминова. - СПб.: С-Петерб. акад. постдипломного пед. образования, 2004. -387 с.
12. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М. : Высш. шк., 2004. - 512 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия. - М. : Просвещение, 1999. - Т. 2. - 265 с.
14. Севостьянов, В.С. Непрерывное профессиональное образование / В.С. Сево-стьянов // Высшее образование в России. -2009. - № 12. - С. 108-112.
15. Сивцев, Н.С. Поливариативная система непрерывной профессиональной подготовки // Высшее образование в России. -2012. - № 1. - С. 71-75.
16. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чи-жакова. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 253 с.
17. Спиркин, А.Г. Основы философии: учеб. пособие для вузов / А.Г. Спиркин. - М. : Политиздат, 1988. - 592 с.
18. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Совет. энцикл., 1983. - 840 с.
19. Шмарион, Ю. Системная интеграция основных процессов КНПО (комплекса непрерывного профессионального образования) / Ю. Шмарион // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С. 32-36.
20. Foundations of lifelong education / R.H. Dave (ed.). - Oxford, 1976. - 328p.
21. From the Memorandum of Lifelong Learning to the Agenda for Adult Learning. -http://www.lifelonglearning.uni -wuerzburg.de.
22. Knapper, K. Lifelong learning and higher education / K. Knapper, A. Gropley. -Wash., London: Croon Heln, 1985. - 198p.
23. Lengrand, P. Intoductiona' l'education pemanente / P. Lengrand. - Parizh: Unesco, 1970. -100p.
Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионально-технологического образования, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, [email protected].
Поступила в редакцию 10 января 2018 г.
DOI: 10.14529/ped180101
SYSTEM OF CONTINUING PEDAGOGICAL EDUCATION
N.V. Ippolitova, [email protected]
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation
The problems of lifelong learning are of current interest all over the world and in our country due to the development of the educational system modernization processes. In accordance with the demands of the developing society to teachers the system of continuing pedagogical education is now being built.
Continuing pedagogical education as a lifelong process plays an important role in a teacher's professional development. The realization of this process is backed up by a certain system. From this point of view, the analysis of the continuing pedagogical education system is coming to current importance. The aim of this study is to analyze the structure and functions of a continuing pedagogical education system. The author makes the literature analysis and synthesizes philosophical and pedagogical regulations for the determination of the essence of the system in view. The structure and functions of lifelong pedagogical education in its status and personal aspects were revealed. The author's view on the possibilities of the teacher's progress during continuing pedagogical education through the integration of formal, nonformal and informal education is presented. The results of the study can be used in the practice of the realization of teachers' educational programs of different levels.
Keywords: continuing education, continuing pedagogical education, system of continuing pedagogical education.
References
1. Frolov I.T., Arab-Ogly E.A., Arefeva G.S. Vvedenie v filosofiyu [Introduction to Phylosophy]. Мoscow, Politizdat Publ., 1989. 639 p.
2. Gavrilova I.V., Zaprudnova L.A. [Formal, Nonformal and Informal Educational models]. Young Scientist, 2016, no. 10 (114), pp. 1197-1200. (in Russ.)
3. Gershunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniya dlyaXXI veka [Philosophy of Education for XXI Age]. Мoscow, Sovershenstvo Publ., 1998. 137 p.
4. Grebenyuk O.S., Rozhkov M.I. Obshchie osnovy pedagogiki [Foundations of Pedagogics]. Мoscow, Vlados-Press Publ., 2003. 160 p.
5. Ippolitova N.V. [Personal Aspect of Continuity Principle Realization in Professional Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Educational Sciences, 2015, no. 1, pp. 7-12. (in Russ.)
6. Ippolitova N.V. Sistema professional'noy podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza: lich-nostnyy aspekt [Professional Training System of Pedagogical University Students]. Мoscow, MANPO Publ., 2006. 235 p.
7. Novikov А.M. [Building Principles of Continuous Professional Education System]. Pedagogics, 1998, no. 3, pp. 11-17. (in Russ.)
8. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon [Federal Law "On Education in Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143 (accessed 13.12.2017).
9. Tul'kibaeva N.N., Trubaychuk L.V. Pedagogicheskaya entsiklopediya: aktual'nye ponyatiya so-vremennoy pedagogiki [Pedagogical Encyclopaedia: Actual Concepts of Modern Pedagogy]. Мoscow, Vostok Publ., 2003. 274 p.
10. Bim-Bad B.M., Bezrukikh M.M., Bolotov V.A., Glebova L.S. Pedagogicheskiy entsiklopedi-cheskiy slovar' [Pedagogical Encyclopaedic Dictionary]. Мoscow, Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 2003. 528 p.
11. Perminova L.M. Samoidentifikatsiya uchitelya: opyt didakticheskoy refleksii [Self-Identification of the Teacher: the Experience of Didactic Reflection]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskaya Akademiya Postdiplomnogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya Publ, 2004. 387 p.
12. Polonskiy V.M. Slovar'po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary of Education and Pedagogics]. Мoscow, Vysshaya Shkola Publ., 2004. 512 p.
13. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya. Tom 2. [Russian Pedagogical Encyclopaedia. Iss. 2]. Мoscow, Prosveshchenie Publ., 1999. 265 p.
14. Sevost'yanov V.S. [Continuous Professional Education]. Higher Education in Russia, 2009, no. 12, pp. 108-112. (in Russ.)
15. Sivtsev N.S. [Multivariable Continuous Professional Training System]. Higher Education in Russia, 2012, no. 1, pp. 71-75. (in Russ.)
16. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu [Introduction to Pedagogical Axiology]. Мoscow, Akademiya Publ., 2003. 253 p.
17. Spirkin A.G. Osnovy filosofii [Foundations of Phylosophy]. Мoscow, Politizdat Publ., 1988. 592 p.
18. Il'ichev L.F., Fedoseev P.N., Kovalev S.M., Panov V.G. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophic Encyclopaedic Dictionary]. Мoscow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1983. 840 p.
19. Shmarion Yu. [System Integration of Continuous Professional Education Basic Processes]. Higher Education in Russia, 2008, no. 3, pp. 32-36. (in Russ.)
20. Dave R.H. (Ed.) Foundations of Lifelong Education. Oxford Publ., 1976. 328 p.
21. From the Memorandum of Lifelong Learning to the Agenda for Adult Learning. Available at: http://www.lifelonglearning.uni-wuerzburg.de (accessed 12.11.2017).
22. Knapper K., Gropley A. Lifelong Learning and Higher Education. Washington, London, Croon Heln Publ., 1985. 198 p.
23. Lengrand P. Intoductiona' L'Education Pemanente. Paris, Unesco Publ., 1970.
Received 10 January 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Ипполитова, Н.В. Система непрерывного педагогического образования / Н.В. Ипполитова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2018. - Т. 10, № 1. - С. 6-12. БО1: 10.14529/реа180101
Ippolitova N.V. System of Continuing Pedagogical Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 1, pp. 6-12. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180101