ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 374.7
О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова
Непрерывное образование как средство социализации
взрослого человека
В статье представлена авторская позиция по вопросам социализации взрослого человека средствами непрерывного образования. Выявляются основания модернизации целей непрерывного образования, анализируется возможность принятия социализации взрослого человека в качестве надучебной цели непрерывного образования, что обеспечивает оптимальную реализацию интересов взрослой личности, работодателей, общества и самой системы непрерывного образования в современных условиях. Рассматриваются перспективы организации обучения взрослых в контексте личностной самореализации обучающегося. Авторы предполагают, что включение в образовательные программы содержания, ориентированного на социализацию, вовлечение обучающихся в социально-ориентированное учебное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, является основой программ непрерывного образования для взрослой аудитории. Утверждается, что непрерывное образование как социально-педагогический феномен создает условия для развития и социализации человека. В статье также презентуются результаты исследования образовательных потребностей взрослых, анализируются барьеры, которые препятствуют принятию взрослым человеком решения о непрерывном образовании.
This article explains the author's position on the socialization of the means of continuous adult education. Identified base modernization purposes of continuing education. The possibility of adopting an adult socialization as naduchebnoy goal of continuous education that provides the optimal implementation of the interests of the adult individual, employers and society of the continuing education system in modern conditions and perspectives of the organization of adult education in the context of personal self-learning. The authors suggest that the inclusion of the contents of educational programs focused on socialization, involving students in socially-oriented educational interaction with all actors of the educational process are the basis of continuing education programs for adult audiences. It is argued that lifelong learning as a socio-pedagogical phenomenon creates the conditions for the development and socialization. The article also present the results of the research of educational needs of adults, analyzes the barriers that hinder the adoption of a decision on an adult continuing education.
Ключевые слова: социализация, образование взрослых, непрерывное образование.
Keywords: socialization, adult education, continuing education.
Непрерывность образования как стратегическая идея на сегодняшний день не вызывает особых возражений. Она имеет достаточно сторонников как в России, так и за рубежом. Однако непрерывность как форма организации образования до сих пор не нашла собственного специфического содержания. На сегодняшний день в педагогической науке и практике представлена единственная модель непрерывного образования, а именно: модель образования, непрерывного в пространстве и времени. В данной модели непрерывность образования понимается как обеспечение каждому человеку постоянной возможности осуществлять собственное образование, причем эта возможность должна быть доступна каждому. Как правило, именно в этом и видится перспектива и стратегия развития системы непрерывного образования.
Мы убеждены, что проблему непрерывности надо рассматривать иначе, не со способа ее практического осуществления, а с ее цели. Продемонстрируем данный тезис на примере непрерывного образования преподавателя вуза, деятельность которого отличается многогранностью и многоаспектностью. Эффективность педагогической деятельности в высшей школе сегодня обусловлена не только актуальным содержанием предмета и умелой организацией образовательного процесса, но и пониманием специфики молодежной аудитории, осознанием того, что современный студент во многом отличается от студента предыдущих поколений. А это значит,
© Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю., 2015 132
что целью непрерывного образования становится не просто усвоение сути перемен в содержании профессиональной деятельности, но и перевод внешних социокультурных феноменов во внутреннюю психическую сферу личности, что обеспечивает непрерывное качественное саморазвитие личности за счет непрерывного раскрытия собственных способностей. Таким образом, непрерывное образование предстает как средство социализации личности.
Идеи непрерывного образования развиваются в мире достаточно интенсивно и как педагогическая концепция, и как область образовательных практик, чаще всего это связано с активизацией адаптационных механизмов социализации (конкурентоспособность, профессиональная ротация, защита от возрастной дискриминации). Решение же специфических для взрослого человека задач автономизации при одновременном развитии социальности требует несколько иного взгляда на непрерывное образование, прежде всего как на пространство «совместности» в обновлении жизненного опыта и как на способ нивелирования негативных альтернатив социализации.
Как отмечает Л. И. Ермакова, непрерывное образование как практика социальной уверенности связана с недостаточной удовлетворенностью человека своим базовым образованием, а также с приоритетом развивающих стратегий образования в жизненных ценностях взрослого человека [1]. Согласимся с данным автором и в том, что культивируемый сегодня упор на развитие способностей личности не снимает противоречий индивидуализации и декомпозитности образования, при этом личность лишается онтологической уверенности, не может прогнозировать свою жизнь и карьеру. Культивирование в образовании взрослых модуса «самореализации для себя» не способствует обретению человеком социальности, деиндивидуализации его сознания и смысложизненных ориентаций.
Что же заставляет взрослого человека вновь принять на себя роль учащегося? Для выявления образовательных потребностей взрослых в блок собеседования при приеме на обучение по дополнительным профессиональным программам мы включили вопрос «С какой целью вы планируете получить дополнительное образование?». Ответы респондентов, полученные в течение шести лет, представлены в таблице.
Цели обучения взрослых по дополнительным профессиональным программам
Слушатели программ Слушатели программ
Цель профессиональной переподготовки (п = 2052) повышения квалификации (п = 3450) Всего
Освоить новый вид профессиональной деятельности 51% 6% 57%
Справляться с профессиональными обязанностями в изменившей- 16% 65% 81%
ся ситуации
Освоить новое (знания, умения, компетенции) в профессиональ- 14% 43% 57%
ной деятельности
Получить возможность карьерного роста (больше зарабатывать) 67% 31% 98%
Организовать досуг (провести время с пользой) 6% 3% 9%
Отдохнуть от работы 4% 11% 15%
Нет цели (либо она не осознана) 0 9% 9%
ИТОГО 162 174 336
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у взрослых обучающихся преобладают цели профессионального роста. При этом в их основе лежат как потребности в профессиональном самосовершенствовании (повышение компетентности в сфере профессиональной деятельности), так и потребности в профессиональном продвижении (карьерный рост, рост заработка). Это означает, что стереотип, сформированный в сознании людей, достаточно прочно удерживает понимание непрерывного образования взрослых как объективно необходимого повышения квалификации. Следовательно, профессионально-трудовая деятельность составляет не только ценностно-мотивационное ядро целей непрерывного образования, но и во многом определяет ведущий тип образовательных установок взрослых.
Вестник Вятского государственного гуманитарного университета
Вместе с тем у ряда респондентов выражены потребности в образовании как способе организации досуга: провести время с пользой, отдохнуть от работы. И хотя данный вид целей упоминается гораздо реже, чем цели роста в профессиональной сфере, их тоже следует учитывать в проектировании содержания программ непрерывного образования для взрослых.
Интересным представляется и то, что у части опрошенных (9%) вообще нет осознания цели обучения, как правило, это люди, которых учиться «прислало руководство», они же потребностей в обучении не имеют и воспринимают обучение как «бесполезное времяпрепровождение». К слову, во время обучения их негативное отношение зачастую меняется, и на выпуске некоторые из них даже изъявляют желание освоить еще какие-либо образовательные программы. Этот факт и заставил нас задуматься о наличии неких барьеров, препятствующих формированию потребности взрослого человека в непрерывном образовании и обучении вообще.
Категория «психологический барьер» раскрывается в следующих определениях:
- это психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий [2];
- это мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действий, в частности общению с определенным человеком или группой людей [3];
- «внутренняя помеха», наиболее частая причина внутренних конфликтов [4].
В социальной психологии психологические барьеры рассматриваются с точки зрения общения и включения личности в социальные группы:
- коммуникативный барьер образуется, если личность не может усвоить новые образцы делового и неформального общения, принятого в профессиональной среде, в которую входит [5];
- психологические барьеры межличностного общения - осознанные и неосознанные препятствия и трудности, которые возникают между индивидами, вступают друг с другом в психологический контакт [6];
- новая социальная ситуация обусловливает появление новой роли. Непринятие роли - неадекватное поведение, а во внутреннем плане - образование социально-психологического барьера личности [7].
Очевидно, что есть нечто общее в различных трактовках барьера, как, например, препятствие, трудность, негативное состояние и соответствующее поведение, изменение ситуации и др.
Проведенный нами опрос 340 человек, высказывавших негативное отношение к обучению на этапе собеседования, показал, что можно выделить барьеры, существенно сдерживающие стремление взрослого человека к непрерывному образованию. Главным сдерживающим барьером для взрослого человека является нехватка времени - это основная причина неготовности к повышению квалификации, называемая нашими слушателями (порядка 56% опрошенных). Нередко барьером становятся сопутствующие этому процессу денежные затраты - это отметили около четверти опрошенных. По мнению 87 участников опроса (21%), их уровень компетентности на данный момент является достаточным для эффективного выполнения профессиональных функций, и поэтому они не испытывают потребности в обучении. Наконец, интересным является тот факт, что 41 человек (12%) разочарованы в дополнительном профессиональном образовании, их прошлый опыт свидетельствует о неэффективности и формальности системы повышения квалификации. Следовательно, негативный образовательный опыт также можно назвать определенным барьером на пути к обучению в течение всей жизни.
Каким образом можно преодолевать данные барьеры? Убеждены, что наиболее перспективным направлением решения данной проблемы является интеграция неформального и ин-формального образования с формальным, например, с целью оценки и сертификации образовательных результатов, полученных взрослым человеком самостоятельно или в неформальном образовательном взаимодействии. Важным представляется и расширение целей непрерывного образования взрослого человека, как отмечает Р. М. Шерайзина, от непрерывного образования ожидается внесение вклада в развитие гражданского общества, содействие широкому и демократичному профессиональному и культурному общению людей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы [8].
На наш взгляд, непрерывное образование действительно может играть существенную социальную роль, так как оно противостоит целому ряду десоциализирующих влияний, адекватно социальному заказу и условиям инновационного развития. Возникновение широких возможностей неформального и информального образования, в том числе с применением новых дистанционных технологий обучения, способствует построению личностно-ориентированных траекторий обучения и позволяет взрослому человеку чувствовать себя полноценным и активным субъектом образовательного процесса, свободно получая знания и умения, необходимые ему в условиях постоянного обновления социальной и профессиональной сферы.
Таким образом, целевая установка непрерывного образования на системное саморазвитие личности развивает такие профессионально важные социальные качества, которые помогают взрослому человеку не только успешно выполнять свою профессиональную деятельность, но и эффективно преодолевать стресс, выходить за пределы индивидуально-ориентированных потребностей и интересов, меняться самому и изменять свою жизненную ситуацию.
Примечания
1. Ермакова Л. И. Постклассическая философия и проблемы непрерывного образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 1. С. 240-246.
2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998.
3. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2005.
4. Кашапов М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь. М.; Ярославль: Ремдер, 2003.
5. Бабаева Э. С. Психолого-педагогические особенности неформального образования взрослого населения // В мире научных открытий. 2011. № 9.1. С. 195-208.
6. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП,
1999.
7. Петрова Л. Е. Молодые взрослые: типология стратегий совладания с жизненными трудностями // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Социально-гуманитарные науки». 2006. № 2 (57). С. 208-211.
8. Шерайзина Р. М., Александрова М. В. Становление и инновационное развитие региональной системы образования взрослых как организационно-педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. 2008. № 5. С. 69-73.
Notes
1. Ermakova I. L. Postklassicheskaya filosofiya i problemy nepreryvnogo obrazovaniya [Post-classical philosophy and the issues of continuous education] // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij - Scientific problems of humanitarian studies. 2012, No. 1, pp. 240-246.
2. Bodalev A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristiki i usloviya dostizheniya [Peak in the development of the adult person: characteristics and conditions of achievements]. M. Flinta. 1998.
3. Kodzhaspirova G. M. Slovar' po pedagogike [Dictionary of pedagogy]. M. ICC "MarT"; Rostov-na-Donu. Publ. center "MarT". 2005.
4. Kashapov M. M. Teoriya i praktika resheniya konfliktnyh situacij. Kratkij slovar' [Theory and practice of conflict resolution. A brief dictionary]. M.; Yaroslavl. Remder. 2003.
5. Babayeva E. S. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti neformal'nogo obrazovaniya vzroslogo naseleniya [Psychological and pedagogical features of non-formal education of the adult population in the world of scientific discoveries]. 2011, No. 9.1, pp. 195-208.
6. Parygin B. D. Social'naya psihologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii [Social psychology. Problems of methodology, history and theory]. SPb. IPPA. 1999.
7. Petrova L. E. Molodye vzroslye: tipologiya strategij sovladaniya s zhiznennymi trudnostyami [Young adults: a typology of strategies of coping with life's difficulties] // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta -Herald of South Ural state University. Ser. "Social Sciences and Humanities". 2006, № 2 (57), pp. 208-211.
8. Sheraizina R. M., Alexandrova M. V. Stanovlenie i innovacionnoe razvitie regional'noj sistemy obrazovaniya vzroslyh kak organizacionno-pedagogicheskaya problema [Formation and development of regional innovative system of adult education as the organizational-pedagogical problem] // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka -Pedagogical education and science. 2008, No. 5, pp. 69-73.
УДК 378.147:57(077)
Е. В. Батухтина
Педагогические условия формирования социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии
Педагогические условия обеспечивают достижение наилучших результатов в образовательном процессе. В статье представлены наиболее важные педагогические условия, апробированные в опытной работе, влияющие на формирование социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии.
© Батухтина Е. В., 2015