Научная статья на тему 'Личностный аспект реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании'

Личностный аспект реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / CONTINUOUS EDUCATION / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL LITERACY / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ипполитова Наталья Викторовна

В условиях модернизации системы отечественного образования и интеграции России в мировое образовательное пространство проблема реализации постулата «образование через всю жизнь» приобретает особую актуальность, что обусловлено значимостью непрерывного образования для государства, общества и каждого человека. Непрерывное образование выступает как продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности. С этой точки зрения выявление личностной значимости непрерывного профессионального образования становится актуальной проблемой. Цель: проанализировать значение принципа непрерывности в профессиональном образовании применительно к продвижению человека ко все более высоким достижениям в своем профессиональном уровне. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа научной литературы, синтеза философских и педагогических положений. Раскрыто значение непрерывного образования в социальном и личностном аспекте и показаны ступени освоения человеком профессионально-образовательных уровней (грамотности, образованности, компетентности, культуры). Выявлены характеристики принципа непрерывности образования и показана логика освоения человеком профессионально-образовательных уровней. Выделенные положения могут стать основой для педагогов-практиков, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL ASPECT OF CONTINUITY PRINCIPLE IN PROFESSIONAL EDUCATION

The problems of lifelong learning are of current interest all over the world and in our country due to modernization of the educational system and its integration into international educational system. Continuous education being a lifelong process plays an important part in the development of the state, society and every person. The analysis of the interrelations of the stages of person’s development in continuous professional education (professional literacy, competence, culture) is important. The aim of this study is to analyze the meaning of the continuity principle in professional education in terms of a person’s progress in continuous professional education. To determine the essence of the continuity principle the author uses the methods of analysis and synthesis of philosophical and pedagogical regulations. The role of lifelong education in social and personal aspects was revealed. The author's interpretation of the person’s progress in continuous professional education was presented. The results of the study can be used in the practice of development and realization of professional programmes for different levels of education.

Текст научной работы на тему «Личностный аспект реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании»

Методологические основания педагогики

УДК 378.014«731» + 378.046«731» ББК Ч448.027

ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НЕПРЕРЫВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н.В. Ипполитова

В условиях модернизации системы отечественного образования и интеграции России в мировое образовательное пространство проблема реализации постулата «образование через всю жизнь» приобретает особую актуальность, что обусловлено значимостью непрерывного образования для государства, общества и каждого человека. Непрерывное образование выступает как продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности. С этой точки зрения выявление личностной значимости непрерывного профессионального образования становится актуальной проблемой. Цель: проанализировать значение принципа непрерывности в профессиональном образовании применительно к продвижению человека ко все более высоким достижениям в своем профессиональном уровне. Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа научной литературы, синтеза философских и педагогических положений. Раскрыто значение непрерывного образования в социальном и личностном аспекте и показаны ступени освоения человеком профессионально-образовательных уровней (грамотности, образованности, компетентности, культуры). Выявлены характеристики принципа непрерывности образования и показана логика освоения человеком профессионально-образовательных уровней. Выделенные положения могут стать основой для педагогов-практиков, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования различных уровней.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное профессиональное образование, профессиональная грамотность, профессиональная компетентность, профессиональная культура.

В условиях модернизации системы отечественного образования и интеграции России в мировое образовательное пространство проблема реализации постулата «образование через всю жизнь» приобретает особую актуальность, что обусловлено значимостью непрерывного образования для государства, общества и каждого человека.

В государственном аспекте непрерывное образование выступает как ведущая сфера социальной политики по обеспечению благоприятных условий социального и профессионального развития личности каждого гражданина. Значимость данного направления деятельности государства находит отражение в современных нормативных документах, где в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования заявляется «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии

с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» [14, ст. 3].

Для общества непрерывное образование представляет механизм расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условие развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны [8, с. 168]. Немаловажное значение имеет тот факт, что развитие интеграционных процессов в мировом сообществе превращает непрерывное образование не только в фактор, обеспечивающий активизацию международного сотрудничества в сфере образования, но и в эффективный способ сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей.

В личностном аспекте непрерывное обра-

зование является средством формирования и удовлетворения познавательных запросов и духовных потребностей человека, развития его задатков и способностей как в образовательных организациях, так и путем самообразования. Представленная на форум ЮНЕСКО (1965 г.) П. Ленграндом концепция «непрерывного образования» [18] представляет данный феномен как продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности [20]. При этом устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации, и главной целью становится создание условий для полного развития способностей человека на протяжении всей жизни, поскольку именно человек является главной ценностью и точкой преломления всех процессов, происходящих в мире.

Данные идеи развиваются и в работах таких авторов, как Р. Дейв [17], К. Кнаппер, А. Гропли [19] и др. В российской педагогике положения теории непрерывного образования получили свое обоснование в работах Б.С. Гершунского [2], Ю.А. Кустова [4],

A.М. Новикова [6], Ф.И. Перегудова [9],

B.А. Юрисова [16] и др.

Ключевым в данной концепции является понятие «непрерывность», которое в философском плане наряду с категорией «дискретность» характеризует структуру материи и процесс ее развития, и выражает единство, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, составляющих ту или иную систему [15, с. 169].

С опорой на данное положение непрерывное образование рассматривается как процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [8, с. 168]. Как сложная, динамическая, открытая социально-педагогическая система непрерывное образование представляет собой совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости [7, с. 122]. С этой позиции целью непрерывного образования становится создание благоприятных условий для развития личности

в различные периоды (физического и социально-психологического созревания, стабилизации жизненных сил и способностей, старения организма).

Особенно важным в современных условиях становится построение системы непрерывного профессионального образования, что обусловлено постоянным повышением требований к будущему специалисту при изменениях на рынке труда; переходом на многоуровневое образование на основе компетент-ностной парадигмы, что ведет к изменениям в структуре и содержании профессиональной подготовки и др.

В качестве одного из исходных положений, определяющих основные направления деятельности по созданию современной системы современного профессионального образования, выступает принцип непрерывности, который рассматривает профессиональное образование как его непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов, на каждом их которых создаются предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития [3, 5].

В педагогическом аспекте принцип непрерывности трактуется как «единство познавательной и преобразовательной, обучающей и учебной деятельности, постоянное обновление процесса образования» [7]. Данный принцип выражает сущность новой концепции профессионального образования, соответствующей современным требованиям и направленной на интенсификацию данного процесса, что предполагает получение более качественных результатов при сокращении совокупных общественных затрат времени, учебного и педагогического труда, материальных средств, вкладываемых в эту сферу, на единицу образовательного результата. Этого можно достигнуть за счет непрерывного повышения качества всех сторон образовательной деятельности. В связи с этим важным направлением совершенствования системы профессионального образования выступает реализация принципа непрерывности при ее построении.

При построении системы непрерывного профессионального образования опора на принцип непрерывности дает возможность не только выделить структурные элементы данной системы и их функциональные взаимосвязи, определить этапы данного процесса, реализуемого в рамках существующей системы, но и определить место данной подсистемы в общей системе образования, выявить

Ипполитова Н.В.

Личностный аспект реализации принципа непрерывности

в профессиональном образовании

условия ее эффективного функционирования и развития, спрогнозировать основные направления ее совершенствования с учетом тенденций социально-экономического развития нашего общества и интеграции его в мировое образовательное и культурное пространство.

Личностный аспект проблемы непрерывности профессионального образования отражает процесс становления личности в виде последовательного продвижения человека ко все более высоким достижениям в своем образовательном уровне, что предполагает прохождение нескольких ступеней: грамотности, образованности, компетентности, культуры [2].

Раскроем это положение применительно к процессу непрерывного профессионального образования.

Самая общая трактовка понятия «грамотность» связывает его со знанием законов и правил родного языка в сочетании с твердыми навыками пользования ими в устной и письменной речи [13, с. 63]. Ступень достижения элементарной и функциональной грамотности характеризует уровень развития личности, на котором формируются первоначальные знания, навыки и умения, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего более широкого и глубокого образования. В профессиональном отношении грамотность характеризует степень владения теоретическим и практическим опытом, позволяющим выполнять свои профессиональные обязанности [10], а функциональная грамотность отражает активное овладение нормативным языком и запасом слов, отражающих реалии в сфере труда и других сферах общественной жизни, а также элементарными умениями, обеспечивающими профессиональную деятельность [12]. Таким образом, овладение грамотностью характеризует начальный, минимально необходимый уровень готовности личности к осуществлению самостоятельной деятельности в различных сферах жизни, в том числе в профессиональной.

Следующей ступенью в профессиональном развитии личности является ступень достижения образованности, на которой человек приобретает необходимые и достаточные знания об окружающем его мире и овладевает наиболее общими способами деятельности (навыками, умениями), направленными на познание и преобразование тех или иных объектов действительности [2].

В современной научной литературе образование рассматривается как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду [1, с. 54]. В педагогическом аспекте образование трактуется как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, достижение гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [11, с. 33]. С данной точки зрения образование и его результат - образованность характеризуют более высокий уровень готовности личности к самостоятельной жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.

Профессиональное образование как «вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере [14, ст. 2], предполагает развитие готовности личности к выполнению профессиональной деятельности по конкретной профессии или специальности.

Ступень профессиональной компетентности связана с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного функционирования работника той или иной квалификации и профиля [2].

Понимание компетентности как совокупности необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности [11, с. 67] позволяет заключить, что данный уровень развития личности связан с ее готовностью и возможностью самореализации в профессиональной сфере.

Ступень овладения широко понимаемой культурой предполагает, что человек не только осознает те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, готов вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс как собственного социума, так и цивилизации в целом [2]. То есть данная ступень характеризует высокий уровень готовности личности к эффективной деятельности во всех сферах жизни (образовательной, социальной, профессиональной и пр.).

Итак, восхождение человека ко все более высоким индивидуально-личностным культурно-образовательным приобретениям в профессиональном плане составляет сущность процесса непрерывного профессионального развития личности с учетом постулата - «образование через всю жизнь». Органическая взаимосвязь обозначенных выше ступеней позволяет выявить наиболее важные характеристики и параметры сферы образования и обусловливает необходимость построения целостной и, в то же время, вариативной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей личностное развитие и профессиональное совершенствование человека в различные периоды его жизни.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энцикл., 1991. - Т. 2. - 768 с.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - М. : Совершенство, 1998. - 137 с.

3. Колесников, Л.Ф. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В.Н. Турчен-ко, Л.Г. Борисова. - М. : Педагогика, 1991. -272 с.

4. Кустов, Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. -Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1982. -274 с.

5. Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч. тр. - М. : НИИВШ, 1989. - 156 с.

6. Новиков, А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального

образования // Педагогика. - 1998. - № 3. -С. 11-17.

7. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М. : Издат. дом «Восток», 2003. - 274 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л. С. Глебова и др. -М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. - 528 с.

9. Перегудов, Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. - М. : Знание, 1991. - 64 с.

10. Перминова, Л.М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии / Л.М. Перминова. - СПб.: С.-Петерб. академия постдиплом. пед. образования, 2004. -387 с.

11. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М. : Высш. шк., 2004. - 512 с.

12. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М. : Просвещение, 1999. - Т. 2. -265 с.

13. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М. : ТЦ «Сфера», 2004. -448 с.

14. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_166143/.

15. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М. : Совет. энцикл., 1983. - 840 с.

16. Юрисов, В.А. Проблемы кадрового обеспечения системы непрерывного образования / В.А. Юрисов, Ю.В. Укке, Л.П. Алексеева. -М., 1991. - 44 с.

17. Foundations of lifelong education / R.H. Dave (ed.). - Oxford, 1976. -328p.

18. From the Memorandum of Lifelong Learning to the Agenda for Adult Learning. -http://www.lifelonglearning.uni -wuerzburg.de.

19. Knapper, K. Lifelong learning and higher education / K. Knapper, A. Gropley. -Wash., London: Croon Heln, 1985. - 198p.

20. Lengrand, P. Intoduction a' l'education pemanente /Lengrand P. - Paris: Unesco, 1970. -100 p.

Ипполитова Н.В.

Личностный аспект реализации принципа непрерывности

в профессиональном образовании

Ипполитова Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионально-технологического образования, Шадринский государственный педагогический институт, inv_@mail.ru.

Поступила в редакцию 12 декабря 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences" _2015, vol. 7, no. 1, pp. 7-12

PERSONAL ASPECT OF CONTINUITY PRINCIPLE IN PROFESSIONAL EDUCATION

N.V. Ippolitova, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russian Federation, inv_@mail.ru

The problems of lifelong learning are of current interest all over the world and in our country due to modernization of the educational system and its integration into international educational system. Continuous education being a lifelong process plays an important part in the development of the state, society and every person. The analysis of the interrelations of the stages of person's development in continuous professional education (professional literacy, competence, culture) is important. The aim of this study is to analyze the meaning of the continuity principle in professional education in terms of a person's progress in continuous professional education. To determine the essence of the continuity principle the author uses the methods of analysis and synthesis of philosophical and pedagogical regulations. The role of lifelong education in social and personal aspects was revealed. The author's interpretation of the person's progress in continuous professional education was presented. The results of the study can be used in the practice of development and realization of professional programmes for different levels of education.

Keywords: continuous education, continuous professional education, professional literacy, professional competence, professional culture.

References

1. Prokhorov A.M. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar': tom 2 [Big Encyclopedic Dictionary: vol. 2]. Мoscow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1991. 768 p.

2. Gershunskiy B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka [Philosophy of Education for XXI Century]. Мoscow, Sovershenstvo Publ., 1998. 137 p.

3. Kolesnikov L.F., Turchenko V.N., Borisova L.G. Effektivnost' obrazovaniya [Effectivity of Education]. Мoscow, Pedagogika Publ., 1991. 272 p.

4. Kustov Yu.A. Preemstvennost' v sisteme podgotovki tekhnicheskikh spetsialistov [Continuity in the System of Technical Specialists' Training]. Saratov, Saratovskiy Universitet Publ., 1982. 274 p.

5. Nepreryvnoe obrazovanie kak pedagogicheskaya sistema [Life-Long Education as a Pedagogical System]. Мoscow, NIIVSh Publ., 1989. 156 p.

6. Novikov А.М. [Principles of Constructing of Life-long Professional Educational System]. Pedagogic, 1998, no. 3, pp. 11-17. (in Russ.)

7. Tul'kibaeva N.N., Trubaychuk L.V. (Eds.) Pedagogicheskaya entsiklopediya: aktual'nye ponya-tiya sovremennoy pedagogiki [Pedagogical Encyclopedia: Current Concepts of Modern Pedagogy]. Мoscow, Vostok Publ., 2003. 274 p.

8. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Мoscow, Bol'shaya Rossiyskaya Entsiklopediya Publ., 2003. 528 p.

9. Peregudov F.I. Nepreryvnoe obrazovanie: problemy i perspektivy [Life-Long Education: Problems and Prospects]. Мoscow, Znanie Publ.,1991. 64 p.

10. Perminova L.M. Samoidentifikatsiya uchitelya: opyt didakticheskoy refleksii [Teacher's Selfidentification: Experience of Didactic Reflection]. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskaya Akademiya Postdiplomnogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya Publ., 2004. 387 p.

11. Polonskiy V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike [Dictionary of Education and Pedagogic]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 2004. 512 p.

12. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya [Russian Pedagogical Encyclopedia]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1999. 265 p.

13. Mizherikov V.A. Slovar'-spravochnik po pedagogike [Dictionary-Reference Book of Pedagogic]. Moscow, TTs Sfera Publ., 2004. 448 p.

14. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law "On education in Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143 (accessed 13 December 2014).

15. Il'ichev L.F., Fedoseev P.N., Kovalev S.M., Panov V.G. (Eds.) Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophic Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1983. 840 p.

16. Yurisov V.A., Ukke Yu.V., Alekseeva L.P. Problemy kadrovogo obespecheniya sistemy ne-preryvnogo obrazovaniya [The Problems of Personnel Providing of the Life-Long Educational System]. Moscow, 1991. 44 p.

17. Dave R.H. Foundations of Lifelong Education. Oxford, 1976. 328 p.

18. From the Memorandum of Lifelong Learning to the Agenda for Adult Learning. Available at: http://www.lifelonglearning.uni-wuerzburg.de (accessed 13 December 2014).

19. Knapper K., Gropley A. Lifelong Learning and Higher Education. Washington, London, Croon Heln Publ., 1985. 198 p.

20. Lengrand P. Intoduction a' l'Education Pemanente. Paris, Unesco Publ., 1970. 100 p.

Received 12 December 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.