Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая молодёжь / компетентность / курсант / специалист.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Козимбек Абдихакимович Хайдаров, Вадим Исмоилович Тагаев

Формирование гражданских компетенций у будущих офицеров связано с формированием гражданских качеств личности. Задачи сферы вузовского образования должно стать подкрепление, обновление и насыщение общества современными кадрами, способными вывести страну на передовые рубежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Козимбек Абдихакимович Хайдаров, Вадим Исмоилович Тагаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Козимбек Абдихакимович Хайдаров Вадим Исмоилович Тагаев

начальник учебного центра Заместитель начальника учебного

военной подготовки НУУз имени центра военной подготовки НУУз,

Мирзо Улугбека, доцент. доцент.

АННОТАЦИЯ

Формирование гражданских компетенций у будущих офицеров связано с формированием гражданских качеств личности. Задачи сферы вузовского образования должно стать подкрепление, обновление и насыщение общества современными кадрами, способными вывести страну на передовые рубежи.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, компетентность, курсант, специалист.

В настоящее время в нашей республике происходит важный процесс экономического, культурного и духовного возрождения. Поэтому понятия «Новый Узбекистан» и «Третий Ренессанс» гармоничны и созвучны нашей современной жизни. Такое уникальное социальное явление открывает перед нами новые перспективы [1, с. 132]. По словам Президента Республики Узбекистан «Новый Узбекистан - это государство, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом» [1, с. 133].

Исходя из сказанного, задачей сферы вузовского образования должно стать подкрепление, обновление и насыщение общества современными кадрами, способными вывести страну на передовые рубежи. Ведь в наши дни нельзя вести подготовку студенческой молодёжи просто как специалистов. Это касается и курсантов высших военно-образовательных учреждений.

Формирование гражданских компетенций у будущих офицеров связано с формированием гражданских качеств личности. Эти вопросы были раскрыты в научных исследованиях ряда учёных нашей республики. В их числе: Г.У.Анарбаева, Г.Д.Баубекова, О.Н.Ибодуллаева, Г.Х.Ибрагимова, А.М.Камбаров, Д.Т.Кенжаев, З.ХДосимова, МДуронов, Р.М.Медетова, С.К.Нишонова,

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

А.Д.Реджабов, Д.Н.Рузиева, Н.Орипова, Б.Ж.Умаров, З.Ходжагельдиева, Б.Х.Ходжаев.

Гражданские компетенции связаны с духовно-нравственными взглядами мыслителей и просветителей. Эти вопросы нашли отражение в исследованиях Р.Ш.Алеулова, Д.А.Ахатовой, Ф.А.Бабашева, Н.Д.Махмудовой, К.Ж.Носирова, М.Салаевой, У.Сейтжановой, К.Сейтмуратов, М.С.Хажиевой, Х.М.Хамроевой, С.Хасанова, М.А.Шохаджаева и др.

Вопросы технологии в обучении рассмотрены в трудах А.А.Абдукадирова, Н.Н.Азизходжаева, Н.Х.Кушвактова, Н.Д.Гольдман и др.

Вопросы формирования гражданских компетенций у учащейся молодежи нашли отражение в исследованиях ученых стран СНГ: М.Н.Коркоценко Г.Л.Котова, Е.В.Митина, Ю.Е.Подлесная, Г.М.Чаюн, Т.Е.Шепелева и др.

Среди иностранных учёных, исследовавших вопросы формирования гражданских компетенций у обучающихся можно назвать B.Hoskins, C.Fuentes-Moreno, G.Ramos, A.Schleicher и др.

Теоретическое осмысление проблемы формирования гражданской компетенции у будущих офицеров с методологической позиции предполагает определение сущности таких понятий, как «компетенция», «гражданское воспитание».

Компетентность - это способность и готовность обучающегося продуктивно решать широкий круг задач в какой-либо отдельной области.

Компетенция - индивидуальное свойство личности, позволяющее продуктивно решать жизненные задачи в определённой сфере деятельности [2].

Гражданская компетентность - это способность личности быть активным членом гражданского общества, участвовать в его создании и функционировании.

Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.

Гражданская компетентность складывается из четырёх структурных компонентов:

1. Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения.

2. Деятельностный компонент включает в себя готовность выполнять роль избирателя, общественного и политического деятеля и т.п.

3. Аксиологический компонент предполагает наличие у будущих офицеров таких ценностей, как гуманизм, патриотизм, уважение прав и свобод человека, национальных традиций и культур.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

4. Индивидуальный компонент предполагает, что гражданские и патриотические чувства не могут быть навязаны, они должны быть продуктом осознанного свободного выбора на основе гуманистических ценностей.

Рассмотрение этого понятия позволит нам определить понятие «гражданская компетенция». Становление гражданской компетентности будущих офицеров связано с формированием у них основополагающих ценностей отечественной и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание. Сущностью гражданского образования - является воспитание и развитие в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гражданственности как интегративного качеств личности.

Понятие гражданственности включает в себя: понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан; личную ответственность за свой выбор и своё поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством; действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти; способность вести позитивный диалог с другими гражданами и гражданскими объединениями осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству.

Общий результат гражданского образования - воспитание современного культурного человека - гражданина и патриота своей Родины.

Практический аспект этого результата - подготовка курсанта к ответственности, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, основные параметры которого определены в Конституции Республики Узбекистан. При этом цель гражданского воспитания обусловлена социальным заказом современности и совпадает с целями педагогического содействия процессу социализации личности. Эти цели сводятся к формированию и развитию у будущих офицеров способности, готовности и привычки: самостоятельно осуществлять выбор в нестандартных ситуациях; брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решений и совместной деятельности; регулировать конфликты ненасильственным путём. Ориентиром при целеполагании служит определение требований развитого гражданского общества. Конечный результат формирования гражданственности -личность, которой присуща высокая социальная активность.

К основным признакам сформированности гражданских качеств у будущих офицеров относятся:

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

1. Гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.

2. Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.

3. Гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Воспитать гражданина демократического общества можно только в демократическом учебном заведении. Поэтому неотъемлемым условием создания образовательного пространства, адекватного задачам гражданского воспитания личности, должно стать формирование демократического уклада жизни школы.

Литература

1. Мирзиёев Ш.М. Янги Узбекистон демократик узгаришлар, кенг имкониятлар ва амалий ишлар мамлакатига айланмокда. - Т.: O'qituvchi MU MCHJ, 2021. - 184 с.

2. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами»: Сборник научных трудов XII международной научно-практической конференции. 25 января 2020 года. - В 2 ч. Ч. 1. - М.: МАН-ПО, 5 за знания, 2020. - 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.