Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И РОЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И РОЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная толерантность / культурная идентичность / межкультурная компетентность / молодежь / культура / толерантность / самосознание / интегральный компонент / интеркультура / мультикультурализм.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Гўзал Тўраева, Джахонгир Хусанович Турсунов

В статье представлен анализ коммуникативной толерантности и проблемы молодого поколения в межкультурной коммуникации. Известно, что понимание культурных универсалий и межкультурных различий молодежью, как социально активной частью общества, является основополагающим в построении диалога культур в любом общении. Диалог культур ставит взаимодействие на уровень самосознания в контексте той культуры, с которой общается участник. Диалог культур как средство формирования межкультурной компетенции раскрывает творческий потенциал субъекта общения и становится неотъемлемым компонентом социокультурной сферы Узбекистана. Сделан вывод о важности понимания необходимости сохранения этнокультурной идентичности, без чего невозможно нормальное психологическое благополучие человека, и развития мультикультурализма. Эти направления должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом, поскольку во многих странах высоко ценится мнение каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Гўзал Тўраева, Джахонгир Хусанович Турсунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И РОЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ И РОЛЬ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

Гузал Тураева Джахонгир Хусанович Турсунов

Преподаватель английского языка PhD Ташкентская Медицинская

Национальный университет Академия Узбекистана имени Мирзо Улугбека

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ коммуникативной толерантности и проблемы молодого поколения в межкультурной коммуникации. Известно, что понимание культурных универсалий и межкультурных различий молодежью, как социально активной частью общества, является основополагающим в построении диалога культур в любом общении. Диалог культур ставит взаимодействие на уровень самосознания в контексте той культуры, с которой общается участник. Диалог культур как средство формирования межкультурной компетенции раскрывает творческий потенциал субъекта общения и становится неотъемлемым компонентом социокультурной сферы Узбекистана. Сделан вывод о важности понимания необходимости сохранения этнокультурной идентичности, без чего невозможно нормальное психологическое благополучие человека, и развития мультикультурализма. Эти направления должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом, поскольку во многих странах высоко ценится мнение каждого человека.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, культурная идентичность, межкультурная компетентность, молодежь, культура, толерантность, самосознание, интегральный компонент, интеркультура, мультикультурализм.

Ни для кого не секрет, что мы живем и развиваемся в постоянно меняющемся мире. Современному обществу на разных уровнях приходится решать большую проблему. количество проблем во всех сферах жизни и деятельности и каждая из них заслуживает внимания и тщательного анализа. Хотелось бы коснуться вопросов, возникающих в процессе межкультурной коммуникации, существующих барьеров, ее осложняющих, и реакции молодежи на происходящие события.

История Узбекистана - это история многочисленных народов и культур, проживающих на его территории. Наше государство является одним из самых

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

многонациональных в мире. Пример предыдущих поколений свидетельствует о воспитании в духе уважения и стремлении сохранить традиции, обычаи и самобытность своего народа. Однако отношения между разными народами, этническими и религиозными группами всегда отличались противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтов, где их место занимали особенные молодые люди. Сегодняшняя молодежь является носителем свойств, присущих только ей. И благодаря этому фактору наиболее оперативно реагирует на социальные и политические изменения, происходящие в государстве и на международном уровне. Молодежь обращает внимание на то, что она считает несправедливым, что не совпадает с ее личным мнением, часто навязываемым псевдогероями с экрана телевизора, со страниц журналов и газет. Даже чувство национального превосходства можно рассматривать как фактор, способствующий агрессии и экстремизму, ведущий к развитию нетерпимости по отношению к другим народам: разделение «своей», «чужой» культуры приводит к возникновению идеологического антагонизма, что еще больше приводит к стереотипному восприятию, часто крайне негативному; национальная безопасность отходит на второй план, и основной целью становится господство над другим народом. В настоящее время Узбекистан нуждается в полиэтнических школах, направленных на воспитание таких духовно -нравственных качеств и ценностей, как ответственность, целеустремленность, сопереживание, чувство долга перед родителями (семьей), друзьями, государством. Именно такие школы, проверенные временем, несущие традиции толерантного и гуманного воспитания и обучения, востребованы и актуальны в XXI веке.

По мнению Анцупова А.Я., основная доля актов нетерпимости и насилия происходит не в общеобразовательных учреждениях, а вне учреждений, где ростки проводят большую часть своего времени и начинают формировать социальные отношения. Из этого следует, что среднестатистические образовательные учреждения, вузы, центры дошкольного образования являются так называемыми «горячими точками» агрессии, но все перечисленные выше образовательные учреждения выступают ареной реализации антинасильственных программ. На основании этих данных становится необходимым уделять больше внимания молодежи, что обусловлено следующими причинами:

1. Агрессивное поведение с ярко выраженными чертами национальной, расовой и религиозной нетерпимости возникает на разных этапах индивидуализации личности, и если такое поведение оставить без должного внимания, то оно может закрепиться и усугубиться по мере взросления ребенка. А значит, чем раньше начинается работа с моделями агрессивного поведения, тем

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

значительно возрастает шанс избежать агрессии со стороны личности во взрослой жизни;

2. Наиболее опасные формы насилия, распространенные среди подростков, наносят вред большему количеству людей. Одной из основных причин, по которой культуры не понимают друг друга, являются так называемые коммуникативные барьеры.

Если общение - это процесс, то коммуникативные барьеры - это не что иное, как процессы, имеющие разную глубину проникновения в структуру личности, ткань общения при взаимодействии представителей разных этносов и религиозных течений. В связи с этим фактором ученые разделяют барьеры общения не по причинам возникновения и не по содержанию качества общения, а по глубине проникновения в структуру личности и деятельности в рамках реальных социокультурных среда. Общая классификация барьеров в общении. Выделяются: перцептивные искажения, возникающие в процессе непродуктивного общения, основанные на субъективном чувстве антипатии к собеседнику во время общения; ситуационные барьеры, являющиеся отражением в общении негативных социальных условий; оценочные барьеры, позволяющие увидеть разницу во взглядах представителей противоположных культур и народов на одни и те же социальные проблемы; также выделяются технические барьеры, которые связаны с различиями технологических показателей коммуникации; и последний барьер - это так называемый барьер готовности, когда один субъект готов к общению, а другой в силу утомления или других причин не настроен на общение в данное время и тем более на продуктивное взаимодействие. Необходимо отметить неоднозначную роль Интернета: с одной стороны, как канала межкультурного общения народов, культур и этносов; с другой стороны, выступает удобным каналом распространения информации с целью разжигания экстремизма, ксенофобии, расизма и межнациональной розни между народами. В наше время, когда глобализация проникает во все сферы жизни человека и интернет становится необходимостью, наряду с полезной информацией можно найти огромное количество сайтов экстремистского и террористического характера, направленных на пропаганду «своей правды». Поскольку целевой аудиторией этих сайтов является в основном молодежь, возникает необходимость продуктивного международного воздействия и сотрудничества в таких областях, как информационная безопасность.

В 2001 году стартовало Международное десятилетие культуры мира и ненасилия для детей планеты. В рамках этой программы толерантность была национальной стратегией гражданского общества. Эта программа была направлена, прежде всего, на укрепление и восстановление культурно -

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

исторических и нравственных ценностей Узбекистана, в противовес таким явлениям, как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Фиксирующим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, учитывающая многонациональный и поликонфессиональный состав Узбекистана. В рамках этой деятельности большое внимание уделялось молодежи, большинство из которой были студентами вузов. Ведь именно школьники остро воспринимают

все социокультурные изменения в обществе. Важно влиять на жизненную ориентацию молодежи, и особенно народов, представителями которых является эта молодежь. Также следует обратить внимание на студентов, которые в будущем хотят начать свою жизнь с преподавания в учебных заведениях, ведь именно эти люди в будущем будут прививать детям эти и другие ценности. После того как осуществлялось «Союз Молодёжь» участники отметили тот факт, что при общении с представителями других стран они не чувствовали себя зажатыми, изолированными или неудобно, а совсем наоборот, они стремились узнать как можно больше о новой культуре и людях, которые живут в той или иной стране. Межличностное общение помогло им преодолеть некоторые уже сложившиеся стереотипы о той или иной стране, изменилось их мнение в лучшую сторону, помогло найти новых друзей и знакомых Можно сделать вывод, что волонтерство (волонтерство) может быть решением таких проблем, как расовая нетерпимость, ксенофобия и т.д. Именно волонтерство дает возможность применить на практике те теоретические знания, которые закладывают в нас родители, учителя и преподаватели вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславская, В.Ф. Влияние толерантности на профилактику экстремизма в молодежной среде Наука и образование против террора [Электронный ресурс] Режим доступа: http://scienceport.ru (дата обращения 1.12.2015 г.). 2. Иеронова, И.Ю. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Электронный ресурс]: пособие/Иеронова И.Ю., Петешова О.В. — Электрон. текстовые данные.-Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011.- 87 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

3. Панфилова, А.П. Барьеры эффективного общения и способы их преодоления: монография/А.П. Панфилова — СПб: Изд-во СПГУ, 2012. — 184 с.

4. Резолюция 53/25 от 10 ноября 1998 года Генеральной Ассамблеи ООН: период 2001-2010 годов Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

5. Рот, Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/Рот Ю., Коптельцева Г.- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 223 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

6. Научный журнал «Международный журнал экспериментального образования», Черкасова. Б. А., Лобода. О. Б., 2009. — 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.