SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ И ВЕРОТЕРПИМОСТЬ - ВЫСШИЕ
ЦЕННОСТИ УЗБЕКСКОГО НАРОДА
Дурдона Боходировна Туракулова
Студентка факультета дошкольного образования Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами
Мухаммадали
Хасанович Мамадаминов
Студент Самаркандского государственного университета имени Шарафа Рашидова
Гульрух Убайдуллаевна Рахмонова
Заведующая отделом по делам молодёжи, духовности Национального института искусства и дизайна имени Камолиддина Бехзода
ABSTRACT
The article describes the situation regarding interethnic harmony, interaction and the essence of stability itself, religious tolerance, reforms carried out by the Government of the Republic of Uzbekistan, the attitude of the people to the religious views of minorities and other faiths is widely revealed.
Keywords: People, tolerance, spirituality, stability, well-being, family, nationality, friendliness, peace, modern society, urbanization, society.
Республика Узбекистан - многонациональная страна с огромной многовековой историей, находясь на перепутье многие тысячелетия, она стала родным домом огромному количеству наций и народностей проживающих здесь и поныне.
Проживают в Узбекистане десятки национальностей и народностей, как уже было сказано среди которых жители среднеазиатского региона: узбеки, каракалпаки, таджики, туркмены, казахи, киргизы, уйгуры, дунгане. Также стоит отметить западных и восточных славян: русские, украинцы, белорусы, поляки. Многочисленными диаспорами в Узбекистане представлены: корейцы, иранцы, армяне, грузины, азербайджанцы, татары, башкиры, немцы, евреи, литовцы, греки, турки и многие другие национальности.
Многонациональность и этническая пестрота населения Узбекистана обусловлена разными историческими событиями. Многие представители коренных народов союзных республик СССР были эвакуированы в Узбекистан во время Второй мировой войны (русские, татары, армяне, белорусы, украинцы, немцы, евреи и др.). Представители некоторых отдельных наций были
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
депортированы с их родных мест проживания в годы сталинских репрессий (корейцы, крымские татары, чеченцы и другие). Также в мирное время происходила активная миграция, особенно это касалось молодежи, которая принимала участие в масштабных стройках и проектах по поднятию и освоению новых земель, оставаясь впоследствии на обжитых местах.
Узбекистан - самое густонаселенное и многонациональное государство в Средней Азии и по численности населения стоит на третьем месте среди стран СНГ, уступая лишь России и Украине. Численность населения Узбекистана превышает 31,5 млн. человек (по состоянию на 1 января 2016 года). Около 80% современного населения Узбекистана - узбеки, свыше 10% - представители других народов Средней Азии (4,5% - таджики , 2,5% - казахи, 2% - каракалпаки, 1% - киргизы, а также туркмены и другие.). Одним из крупнейших этнических меньшинств остаются русские и другие славянские народы (10%).
Таким образом при сохранении такого огромного этнического состава и обеспечении стабильности и мира в целом является поистите огромным достижением духовной воспитанности, терпимости и мудрости нашего многонационального народа.
Из-за жаркого и сухого климата, преобладания горного и пустынного ландшафтов в Узбекистане, жители расселились по территории неравномерно. Население концентрируется в основном в оазисах. В пустынных районах республики плотность населения очень низкая. Например, в Каракалпакстане и Навоийской области на один квадратный километр территории приходится всего 7-9 человек, тогда как в самом густонаселенном регионе Узбекистана -Ферганской долине - около 500 человек на квадратный километр. Это самый высокий показатель плотности населения не только среди стран СНГ, но и один из самых высоких в мире.
Процесс урбанизации привел к росту числа городов и к увеличению городского населения Узбекистана. Сегодня в городах Узбекистана проживает более 42% населения. Самый крупный город Узбекистана это - Ташкент - столица страны с населением более 2,5 млн. человек. Другие крупные города Узбекистана: Самарканд, Бухара, Хива, Андижан, Фергана, Навои, а также Алмалык, Ангрен, Зарафшан и Чирчик.
Именно в крупных центрах и городах нашей страны в основном и необходима духовная толерантность и межнациональное согласие, ведь они играют ключевую роль в жизни республики .В Ташкенте например расположены многие промышленные предприятия республики, здесь находится административный и деловой центр страны, сосредоточены офисы крупных компаний, построены крупнейшие театры, музеи, парки и многое другое, дестабилизация обстановки и
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
национальная рознь отразятся лишь губительно как на экономике, так и на культурной жизни общества в целом.
Другие крупные города Узбекистана: Самарканд, Бухара, Хива, Андижан, Фергана, Навои, а также Алмалык, Ангрен, Зарафшан и Чирчик, также вовлечены в процесс духовной обмена страны . Центры урбанизации, то есть города должны играть роль пропаганды и просветительства населения. Ведь именно в городах как было сказано расположены объекты просвещения (университеты, школы, радио и телеокомпании и др.) а также объекты культурной жизни общества (музеи, театры, выставки и многое другое ).
Узбекские семьи, как правило, многодетны, особенно на селе: средний размер узбекской семьи - 5-6 человек. Семья в Узбекистане, в соответствии с многовековыми традициями и менталитетом узбекского народа, была и остается одним из важнейших жизненных приоритетов современного общества.
Соотносительно этого стоит отметить дружелюбие узбекского народа в отношении как других национальностей, также высокой духовной толерантностью религиозных взглядов. Такое благоприятное соотношение факторов в целом привели нашу родную страну к благополучию, миру и стабильности. Гарантом достижения всего вышесказанного является закон , а его соблюдение и равенство прав перед ним осуществляется благодаря деятельности органов внутренних дел Республики Узбекистан и принятым активным реформам президентом нашей страны Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым .
Что же касается религии, то преобладающее большинство населения Узбекистана исповедует ислам (около 75 % на 2020 год, преимущественно сунниты ханафитского мазхаба); христиане и иудеи (бухарские евреи) составляют религиозные меньшинства.
Деятельность же мусульман координирует «Духовное управление мусульман Узбекистана», руководителем которого является муфтий. Мусульманское духовенство готовят ряд специализированных учебных заведений, расположенных в Ташкенте и Бухаре, в религиозных центрах духовной культуры нашей страны.
Республика Узбекистан - светское государство, где живут представители различных религий и вероисповеданий. На сегодняшний день в стране по официальным данным зарегистрировано 2225 религиозных организаций, 16 различных религиозных конфессий. Столь разнообразная по составу этническая картина Узбекистана говорит и о том, что страна толерантна к вопросу религии и здесь мирно уживаются разные конфессии. Конституция Республики Узбекистан гарантирует свободу совести для всех. По Основному Закону республики каждый
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 31 Конституции РУз).
Преобладающей религией в Узбекистане является ислам суннитского толка, который исповедуют 93% населения страны, за исключением 1% мусульман-шиитов, которые проживают на территории Бухары и Самарканда.
Следующей по количеству верующих религией является христианство, причем оба его направления: как православие (4%), так и католицизм(3%).
В 2011 году в Узбекистане широко отмечалось 140-летие Русской Православной Церкви в Средней Азии. Православие пришло на эти земли в 1871 году, вместе с присоединением их к владениям Российской империи и указом Российского Императора Александра II, подтверждающим решение Священного Синода об учреждении независимой Ташкентской и Туркестанской епархии. В том же году был основан храм при Ташкентском госпитале. Сегодня он превратился в красивейший Свято-Успенский кафедральный собор - главный храм Ташкентской епархии. Большинство верующих приходят именно сюда, хотя в Ташкенте действуют еще несколько церквей (к примеру, церковь Александра Невского на Боткинском кладбище, храм патриарха Ермогена, храм великого князя Владимира). Немало красивых и старинных храмов в других городах Узбекистана - Самарканде (Свято-Алексеевский собор), Коканде (Храм Казанской иконы Божьей матери) и др.
Также в Ташкенте открыт Свято-Никольский женский монастырь (кстати, являющийся первым в Средней Азии) и Ташкентская духовная семинария.
По данным на первое полугодие 2014 года в Узбекистане 38 православных храмов, православных христиан более 600 тыс. человек.
Католическая конфессия в Узбекистане не столь многочисленна. Однако вот уже почти столетие в Ташкенте действует католический храм (костел) Святейшего Сердца Иисуса Христа, являющийся к тому же одной из достопримечательностей города.
К храмам других значимых конфессий в Узбекистане относятся также Армянская апостольская церковь и еврейские синагоги. Говоря о синагогах, стоит отметить бухарских евреев - отдельной группы евреев, проживающих на территории Средней Азии (особенно в Бухаре, отсюда и название). Еврейская община в Бухаре упоминается в источниках с XIII века. Евреи проживали здесь в отдельных кварталах и занимались ткацким и красильным ремеслом, занимались мелкой торговлей. Впоследствии бухарские евреи стали селиться большими диаспорами в Самарканде, Коканде, Андижане. За прошедшие столетия они сумели сохранить свои язык, веру и традиции.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
Такое огромное разнообразие религиозного конфессионального состава говорит о развитии духовной толерантности среди самых широких кругов населения , о понимании народа и его высокой духовной роли которую он играет в современном социуме.
Умеренность и доброжелательность узбекского народа в отношении как религиозных взглядов, так и к другим национальностям достойна высокой награды и вселяет надежду на лучшее будущее благословенного Узбекистана. Процветание нашей родины в первую очередь зависит от духовно -идеологического состояния умов общественности и в этом плане Узбекистан является по истине лидером толерантности.
Более того, толерантность является одним из основных принципов современной национальной идеологии, фундаментом, который государство осуществляет с первых дней своей независимости.
Идеи дружбы и сотрудничества между народами развивали в своем творчестве признанные во всем мире просветители джадидов из Центральной Азии, такие как Ахмад Дониш, Аваз Утар, Фуркат, Мукими, Хамза, Айни, Бехбуди, Фитрат и другие.
В последние годы руководство нашей страны также оказало помощь в организации паломничества по святым местам Мекки и Медины, переведено на узбекский язык Коран, Новый Завет и 16 книг Ветхого Завета. Были построены и восстановлены сотни мечетей, церквей и культовых сооружений, в том числе православные церкви в городах Ташкент, Самарканд и Навои, Католическая церковь в Ташкенте, Армянская Апостольская церковь в Самарканде и многие другие.
24 апреля 2021 года было принято постановление президента Республики Узбекистан Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности религиозно-просветительской сферы». Что в дальнейшем должно послужить воспитанию любящей свою Родину, просвещенной молодежи как интеллектуального гармонично развитого поколения.
Узбекистан - современное, активно развивающееся государство, народ которого давно определил свои цели и приоритеты в этой области. Что способствует повышению благосостояния страны и ее народа.
Будем надеяться на самое лучшее и с восхищением наблюдать за дальнейшими реформами ведущими нашу страну по пути прогресса, по пути единства нашего многонационального народа!
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 5 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
Использованные литературы:
1.Этнический атлас Узбекистана 23 марта 2014 года. Институт «Открытое общество», 2002.
2.Салиев А. С., Курбанов Ш. Б. Демографическое развитие сельской местности Республики Узбекистан // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. — 2015.
3. https: //www.advantour.com/rus/uzbekistan/religion.html
4. https://xs.uz/ru/post/o-religioznoj-tolerantnosti-v-uzbekistane-rasskazalo-veduschee-ispanskoe-izdanie