Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ТЕХНОЛОГИИ ЗОЛОТОЙ ВЫШИВКИ'

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ТЕХНОЛОГИИ ЗОЛОТОЙ ВЫШИВКИ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
золотое шитьё / чимиллик / джойнамаз / тахмонпуш / зинпуш (чепраки) / даури (попона) / ёлпуш / пешонабанд / сарандоз / курту / пойча / зардузи / махси. / gold embroidery / chimillik / joynamaz / tahmonpush / zinpush (chepraki) / dauri (clothing blanket) / yolpush / peshonaband / sarandoz / kurtu / poycha / zarduzi / mahsi.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Нигора Мухиддиновна Тошева

В данной статье приведены некоторые моменты из истории, доказывающие древность происхождения золотошвейного искусства, рассмотрены этапы процесса и технология его изготовления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC INFORMATION ABOUT THE ORIGIN AND TECHNOLOGY OF GOLD EMBROIDERY

This article presents some moments from the history that prove the antiquity of the origin of gold embroidery art, the stages of the process and the technology of its manufacture are considered.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ТЕХНОЛОГИИ ЗОЛОТОЙ ВЫШИВКИ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ТЕХНОЛОГИИ

ЗОЛОТОЙ ВЫШИВКИ

Нигора Мухиддиновна Тошева

Бухарский инженерно-технологический институт nigoratosheva-1976@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье приведены некоторые моменты из истории, доказывающие древность происхождения золотошвейного искусства, рассмотрены этапы процесса и технология его изготовления.

Ключевые слова: золотое шитьё, чимиллик, джойнамаз, тахмонпуш, зинпуш (чепраки), даури (попона), ёлпуш, пешонабанд, сарандоз, курту, пойча, зардузи, махси.

BASIC INFORMATION ABOUT THE ORIGIN AND TECHNOLOGY OF

GOLD EMBROIDERY

ABSTRACT

This article presents some moments from the history that prove the antiquity of the origin of gold embroidery art, the stages of the process and the technology of its manufacture are considered.

Keywords: gold embroidery, chimillik, joynamaz, tahmonpush, zinpush (chepraki), dauri (clothing blanket), yolpush, peshonaband, sarandoz, kurtu, poycha, zarduzi, mahsi.

Золотое шитье как сложившийся народный промысел впервые упоминался в XIV в. историком Клавихо, отмечавшем существование в городе Самарканде целого квартала мастеров-золотошвеев. Золотошвейная одежда I-II-х веков, найденная археологами под Ташкентом, и сведения арабских источников VIII в. указывают на существование этого ремесла на территории республики и в более ранний период.

Золотошвейные изделия народов Узбекистана имеются в некоторых зарубежных музеях. Уникальные образцы этого искусства находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии им. Миклухо Маклая в Санкт-Петербурге, Музея культуры народов Востока в Москве. Но большая часть золотошвейных изделий хранится в музеях Узбекистана-Государственном музее искусств Узбекистана, Государственном музее

SCIENTIFIC PROGRESS

VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

национальной истории народов Узбекистана, Самаркандском музее истории культуры народов Узбекистана, Бухарском областном историко-краеведческом музее, Музее прикладного искусства Узбекистана в Ташкенте.

В Арке существовала большая придворная мастерская золотошвеев. В начале ХХ века все значительные заказы выполняла подведомственная мастерская. Кроме того в эти годы уже функционировало более 20-ти крупных частных мастерских. Исторические материалы свидетельствуют о том, что золотошвейным ремеслом в этот период занимались, главным образом, мужчины. Но если заказов было слишком много, то в роли помощниц нередко выступали и женщины - близкие родственницы мастеров. В этот период золотой и серебрянной нитью расшивали множество предметов домашнего обихода: чимиллик (занавес, разделявшая комнату на 2 части), джойнамаз (молитвенный коврик), тахмонпуш (покрывало для постельных принадлежностей), мелкие изделия вроде мешочков для денег, чая, печатей, ножны для ножа, отдельные части конского снаряжения: зинпуш (чепраки), даури (попона), ёлпуш (покрывало для седла). Золотошвейным узором украшали многие детали женского праздничного костюма: пешонабанд (головной налобный убор), сарандоз, румол (головные платки или накидки), кальтапушак (головной убор замужней женщины), курту (платье), зохи-курту (золотошвейная тесьма, обрамляющая передний вырез платья), кальтачу (верхний женский халат), дуппи (тюбетейку), пойча зардузи (женские шаровары), махси (бархатные или суконные сапожки с мягкой подошвой, кауши (туфли с низким задником), попуш (туфли с тонким загнутым носом), паранджу (верхняя одежда типа халата, одеваемая на голову).

Технология золотого шитья представляла очень сложный многоступенчатый процесс. Материал,

выбранный для изделия, попадал в руки дворцового закройщика - "хосаги бардор", который по существующим образцам и соответствующей мерке раскраивал его. Рис.1. Этапы создания

национального орнамента

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

Раскроенный материал поступал к рисовальщику - "тархкашу", который свои рисунки представлял эмиру, и только после его одобрения они поступали к золотошвеям. Затем шел процесс подготовки настила под шитьё.

Для этого контур рисунка, который выполнялся черной тушью на плотной белой бумаге, прокалывали иглой, накладывали на толстую бумагу и припорашивали толченным углем. Переведенный рисунок обводили тушью и вырезали. Затем подготовив пяльцы, приступали к намётыванию на них раскроенной ткани. Натянув ткань для вышивки и приметав ее к бязевой основе, пяльцы переворачивали и подрезали основу так, чтобы вышиваемая ткань держалась только на полосах бязи, пришитой к боковым брусьям пяльцев. Как правило, мужская и женская одежда, сюзане, покрывала для подушек, молитвенные коврики вышивались в несколько приемов на отдельных пяльцах.

После того, как материал был подшит к основе, приступали к прикреплению узора вырезанного из бумаги. Вышивание начинали с узких полосок "оба", ограничивающих кайму с обеих сторон, и только после этого заполняли узором основное поле. Распределение узора на ткани являлось наиболее сложным и ответственным делом в общем технологическом процессе. Специалист по подготовке пяльцев, в обязанности которого входило и распределение узора на ткани, должен был обладать совершенством композиционного построения, чтобы из отдельно заготовленных элементов узора создать единую гармоничную композицию. Когда весь узор на вышиваемый предмет был нанесен, несколько человек приступали к самому шитью. Причем наиболее ответственными частями в одежде считались грудь-"саридиль" и концы рукавов-"нуги-остин", которые для вышивания поручались наиболее искусным вышивальщикам.

Процесс золотого шитья состоял также из нескольких приемов : сначала зашивался узор пряденным или волоченным золотом, затем производилась детальная разделка его крученным или-"тофта-дузи" или волоченным "сим-дузи" золотом, затем нитями "калебатун джингили уруси", шелком "беришим -дузи", сканью - золотом, смешанным с шелком. Для имитации ювелирных украшений нашивались и рельефные розетки. Когда отдельные части одежды были вышиты, их передавали для соединения отдельных вышитых частей и подшива подкладки портным.

Орнамент золотого шитья преимущественно растительного характера, реже геометрический. Основными его мотивами являлись пальметки, кусты, деревья, ветки, вазоны с цветами, миндаль, гранат, виноград. Исключительный характер носят мотивы с изображением птиц на женских тюбетейках, изготовленных по специальным заказам. Определенные растительные мотивы, как скажем, "гули-чинни"-хризантема, "гули-кашкари"- кашгарский цветок-свидетельствуют о

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023

ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

заимствовании бухарскими золотошвеями рисунков китайского фарфора, который издавна завозился в Центральную Азию, и был особенно популярен среди бухарской элиты XIX-нач. XX веков. Еще один определенный вид орнаментальных мотивов составляют цветочные мотивы, заимствованные с узоров русских фабричных тканей, которые также в большом количестве стали ввозиться в Центральную Азию в последние десятилетия XIX века.

Таблица 1.

Название и символическое значение узора

№ Название рисунка Символическое значение Изображение

1 Амулет символ защиты семьи от сглаза È

2 Нож символ защиты семьи от злых темных сил 1

3 Бутон цветка символ мечты о создании новой семьи

4 Птицы символ мирной и спокойной жизни lltfcv

5 Гранат символ изобилия и будущего поколения %

6 Круг символ солнца и тепла ф

7 Миндаль символ плодородия и процветания $

8 Перец символ защиты от сглаза è

Таблица 2.

SCIENTIFIC PROGRESS

VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Классификация орнаментов национального узора

П.01

П.02

П.03

П.04

П.05

Бодом (миндал)

Кушбодом

Кушбодоми хазонок

Бодоми налакнок

Бодоми хазонок

П.06

П.07

П.08

П.09

П.10

Кушбодом -2

Кушбодом -3

Кушбодом хазонок -2

Бодоми хазонок -2

Бодом-2

П.11

П.12

П.13

П.14

П.15

Бодом -3

Бодом -4

Аноргул

Турунж

Турунжи хазонак

П.16

П.17

П.18

П.19

П.20

Турунжи холнок

Аноргул-2

Аноргул-3

Турунж-2

Турунжи хазонок

П.21

П.22

П.23

П.24

П.25

Турунж-3

Тожигул хазонок-2

Кабагул

Кабагул -2

Кабагул -3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованная литература

1. Tosheva, N., & Abdullaeva, G. (2022). THE CONCEPT OF" INNOVATION" AND TYPES OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES. Scientific progress, 3(3), 586-

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 2 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

589.

2. Nigora, T. (2022). UNIFICATION OF GARMENT PARTS. Universum: технические науки, (6-7 (99)), 54-55.

3. Nigora, T. (2022). INFORMATION ABOUT UZBEK WOMEN'S NATIONAL CLOTHES. Universum: технические науки, (4-13 (97)), 7-8.

4. TOSHEVA, N. (2019). TYPES OF GOLDEN STANDARDS AND THEIR VALUE. EURASIAN JOURNAL OF SCIENCE AND TECHNOLOGY, 1(2).

5. Тошева, Н. М., & Холикова, Н. Ш. (2015). Золотошвейные изделия бухарских эмиров. Молодой ученый, (9), 1302-1306.

6. Мирханова, М. А., & Абдуллаева, Г. Ш. (2022). ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРНАМЕНТОВ-ГИРИХОВ. Scientific progress, 3(3), 612-615.

7. Тошева, Н. М. ТИПИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ. УЧЕНЫЙ XXI ВЕКА, 42.

8. Турсунова, З. Н., & Ражабова, Г. Ж. (2020). Золотошвейный костюм-история и современность. In Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2020» (pp. 92-96).

9. Тошева, Н. М., Тухтаева, З. Ш., & Атамурадова, Г. О. (2014). Значение самостоятельного образования при формировании творческой деятельности. Молодой ученый, (8), 878-879.

10. Nigora, T. (2022). UNIFICATION OF GARMENT PARTS. Universum: технические науки, (6-7 (99)), 54-55.

11. Тошева, Н. М. (2022). СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗОЛОТОШВЕЙНЫХ ОРНАМЕНТОВ. In Инновации и технологии к развитию теории современной моды," Мода (Материалы. Одежда. Дизайн. Аксессуары)", посвящённая Фёдору Максимовичу Пармону (pp. 285-289).

12. Shukhratovna, A. G., & Shukhratovna, A. S. (2023). DISTANCE EDUCATION PERSPECTIVES AND INNOVATIONS. Journal of new century innovations, 21(2), 97-99.

13. Manzura, M. (2022). ANALYSIS OF GIRIKH ORNAMENTS FROM THE HISTORICAL HANDWRITING" DAFTARI-GIRIKH". Universum: технические науки, (4-11 (97)), 44-47.

14. Тошева, Н. М., & Нематов, Ж. Н. (2022). ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА УНИФИКАЦИИ И ТИПИЗАЦИИ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. In Инновации и технологии к развитию теории современной моды," Мода (Материалы. Одежда. Дизайн. Аксессуары)", посвящённая Фёдору Максимовичу Пармону (pp. 289-292).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.