Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,
№ 4. С. 43-47. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 43-47.
ISSN 2073-1426
Информационная статья
УДК 378:37
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-43-47
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТПЕДОВСКОГО НАСЛЕДИЯ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Чугунова Ольга Дмитриевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, [email protected]
Шепелева Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья содержит теоретическое осмысление уникального опыта и наследия историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова в новой реальности. В статье рассмотрена особая организация жизни данного структурного подразделения вуза, ее внешнее оформление, учебный процесс, «система педагогических практик», внеаудиторная общественная жизнь студентов, которая способствовала личностно-профессиональному развитию обучающихся и в дальнейшем позволила выпускникам успешно самореализоваться в разнообразных сферах жизнедеятельности. Выделены стадии личностно-профессионально-го развития студентов, которые остаются актуальными и могут быть использованы в условиях современного высшего профессионального образования. Показана позитивная роль профессиональной подготовки обучающихся через «систему педагогических практик». Представлены научные традиции факультета, заложенные А.Н. Лутошки-ным, Л.И. Уманским, передаваемые высокопрофессиональным преподавательским составом, позволяющие приобрести навыки научно-исследовательской деятельности. Проанализировано многообразие творческой стороны жизни факультета, создающее условия для самовыражения личности каждого студента и воплотившееся в жизненных сценариях выпускников. В статье подчеркивается ценность существующего студенческого самоуправления на факультете, основанного на командной работе, способной обеспечить необходимую гибкость, стимулировать творчество и создать атмосферу сотрудничества и поддержки. Намечены перспективные направления использования опыта личностно-профессионального становления и развития обучающихся в условиях современного высшего профессионального образования.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, личностно-профессиональное становление и развитие, педагогическая практика, организаторская деятельность, научно-исследовательская работа.
Для цитирования: Чугунова О.Д., Шепелева С.В. Теоретическое осмысление и воплощение истпедовского наследия в новой реальности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 43-47. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-43-47
Informational article
THEORETICAL UNDERSTANDING AND IMPLEMENTATION OF HERITAGE OF KOSTROMA UNIVERSITY'S HISTORICOPEDAGOGIC FACULTY IN A NEW REALITY
Olga D. Chugunova, Candidate of Pedagogical Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, od_chugunova@ksu. edu.ru
Svetlana V. Shepeleva, Candidate of Psychological SciencesKostroma State University, Kostroma, Russia, lady.shepelewa2016@ yandex.ru
Annotation. The article contains a theoretical understanding of the unique experience and heritage of the Historical and Pedagogic Faculty of Nekrasov Kostroma State Pedagogic Institute in the new reality. The article considers the special organisation of the life of this structural unit of the university, its external design, the educational process, the "system of pedagogic practices", the extracurricular social life of the peers, which contributed to the personal and professional development of students and later allowed graduates to successfully self-actualise in various spheres of life. The stages of personal and professional development of students are highlighted, which remain topical and can be used in the conditions of modern higher professional education. The positive role of professional training of students through the "system of pedagogic practices" is shown. The scientific traditions of the faculty, laid down by Anatoliy Lutoshkin and Lev Umanskiy, transmitted
© Чугунова О.Д., Шепелева С.В., 2021 Педагогика. Психология. Социокинетика -А № 4 43~~|
by highly professional teaching staff, allowing acquiring the skills of research activity, are presented. The diversity of the creative side of the faculty's life is analysed, creating conditions for the self-expression of the personality of each student and embodied in the life scenarios of graduates. The article emphasises the value of the existing student self-government at the faculty, based on teamwork, capable of providing the necessary flexibility, stimulating creative work and adding some cooperation and support to the atmosphere. Promising directions of using the experience of personal and professional formation and development in the conditions of modern higher professional education are outlined.
Keywords: self-realisation, self-actualisation, personal professional formation and development, pedagogic practice, organisational activity, research work.
For citation: Chugunova O.D., Shepeleva S.V. Theoretical understanding and implementation of heritage of Kostroma University's Historicopedagogic Faculty in a new reality. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. So-ciokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 43-47. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-43-47
Принадлежность к выпускникам истори-ко-педагогического факультета обязывает ко многому. Истпед часто называют знаковым факультетом, легендарным, идеологическим, «уникальным явлением», «кузницей кадров», «феноменом пионерфака» и т. д. Действительно, за 33 года существования «классического истпеда» на каждом курсе собирались одни из самых лучших выпускников школ из разных уголков России.
Особая организация жизни на истпеде, ее внешнее оформление, учебный процесс, «система педагогических практик» (К.А. Воронина), внеаудиторная общественная жизнь студентов стали важнейшими составляющими личностно-профессионального становления и развития будущих специалистов. Такой многогранный учебно-воспитательный процесс помог истпедовцам выработать жизненную позицию, ориентированную на групповые, коллективные и общественные ценности. Впоследствии, даже в период смены социально-экономической парадигмы в России, выпускники историко-педагогического факультета не исчезли, а смогли найти свое место в жизни изменившегося общества, самореализоваться и стать учителями-практиками, педагогами дополнительного образования, известными учеными, предпринимателями, руководителями, депутатами, адвокатами, губернаторами, политическими деятелями и т. д.
Образовательное учреждение в целом и его структурные подразделения в частности являются социальными институтами, которые способствуют лич-ностно-профессиональному развитию обучающихся. По мнению Е.А. Богачевой, данный процесс «может быть представлен последовательностью стадий: адаптации студентов к условиям вуза, принятия нового социального статуса, идентификации с требованиями учебной, учебно-профессиональной деятельности, самореализации в образовательном процессе, самопроектировании профессионального становления» [Богачева: 15].
В связи с этим является важным осмысление итогов деятельности историко-педагогического факультета с точки зрения расставления акцентов на некоторых компонентах его системы подготовки будущих
специалистов, которые остаются актуальными и могут быть использованы в условиях современного высшего профессионального образования.
Акцент первый. Преобладающими на стадии адаптации обучающихся к условиям университета являются: активное приспособление студентов к новым условиям и освоение ими требований университета, своих функций, обязанностей и прав.
В целях оказания помощи студентам в процессе их адаптации к обучению в вузе на истпеде существовал институт кураторства. У каждой студенческой группы был куратор из числа профессорско-преподавательского состава, и «шефы» с третьего курса факультета, которые работали в комиссии по отбору абитуриентов, готовили и проводили двухнедельный лагерный сбор, где первокурсники знакомились со спецификой факультета и с будущей профессией. Кроме этого, кураторы и шефы принимали участие вместе со своими подшефными в организации и проведении разнообразных внеаудиторных мероприятий.
Акцент второй. Следующая стадия личностно-профессионального развития обучающихся в условиях вуза направлена на освоение и квалифицированное выполнение студентом своей социальной роли и предполагает подготовку к предстоящей профессии, сознательное руководство собственной деятельностью и поведением на основе осознанных мотивов и целей.
Обучение и студенческая жизнь на одном из самых (как бы сейчас сказали) престижных факультетов в определенных пределах меняли личность и способствовали выработке индивидуального стиля деятельности в коллективе. Этот процесс формирования индивидуального стиля А. Маслоу определил как феномен «самоактуализации». В общем смысле под самоактуализацией понимается стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А. Маслоу, самоактуализация - желание «стать тем, кем ты можешь стать» [Маслоу]. Это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего жизненного потенциала. К.А. Абульханова-Славская выделяет центральное звено данного процесса - осознанное
стремление личности занять определенные позиции в жизни, проявление собственной активности [Абуль-ханова-Славская].
Важная форма профессиональной подготовки, которая сложилась на историко-педагогическом факультете, - это система педагогических практик. «Педагогическая практика у студентов начиналась, по существу, уже на первом лагерном сборе, сразу после зачисления в институт. Правда, здесь первокурсники находились не в роли организаторов, а организуемых. Это позволило им на собственном опыте ощутить процесс коллективообразования, трудности и проблемы, которые в это время возникают у разных членов коллектива. Тут же проводились первичные исследования процесса коллективообра-зования и складывающихся взаимоотношений; шел сложный процесс самоутверждения» [Воронина: 49].
Затем шел процесс постепенного усложнения видов практик, их задач, объектов, характера деятельности.
Акцент третий. На третьей стадии личностно-профессионального становления обучающихся вузов осуществляется целенаправленное формирование у студентов личностных качеств, профессиональных компетенций через их участие в различных видах деятельности (учебной и внеаудиторной).
Преподаватели истпеда давали студентам очень много важного, фундаментального, полезного для предстоящей профессиональной деятельности. Обучение на факультете предоставляло возможность приобрести навыки научно-исследовательской деятельности. «Работа с источником, историографический анализ, обобщение и классификация материала по заданным критериям, логичность и аргументированность заявляемых выводов и многое другое, необходимое будущему учителю, преподавателю, ученому, настойчиво и кропотливо вкладывали в нас И.Г. Аса-дулина, М.Н. Белов, К.А. Булдаков, Л.Н. Заливалова, Г.Н. Наянова, В.Л. Миловидов, Н.В. Волк, М.И. Си-няжников и др.» [Чугунов: 64].
Хотелось бы особо отметить то, что, несмотря на бурную общественную жизнь факультета, истпе-довское пространство было наполнено живой наукой. Сам истпед был экспериментальной базой научно-практического опыта. Научные традиции, заложенные А.Н. Лутошкиным, Л.И. Уманским, их последователями А.Г. Кирпичником, Н.М. Рассадиным, Н.П. Фетискиным не потеряли своей актуальности.
Знаменитая книга А.Н. Лутошкина «Как вести за собой» всегда была настольной книгой каждого истпедовца, и сегодня там можно найти ответы на многие современные детско-молодежные проблемы [Лутошкин].
Факультет вооружал серьезным потенциалом организаторских навыков и умений, причем в очень
широком спектре их возможного применения. Это, прежде всего, готовность осуществлять воспитательную работу с детьми и молодежью. В период обучения на истпеде студенты проходили великолепную вожатскую школу - как в теоретическом, так и в практическом измерении. Теоретическая основа -это ряд учебных дисциплин, читавшихся Н.С. Захаровой, К.А. Ворониной, Н.Ф. Басовым, А.Д. Шили-ком, В.П. Ижицким, А.Г. Кирпичником. Изученное в аудитории глубоко и разносторонне закреплялось в рамках цикла практик в общеобразовательных школах и пионерских лагерях.
Дети в любые исторические периоды предрасположены к организованному участию в социальном движении (А.Г. Кирпичник), только с другими акцентами. Примером могут служить современные авторские загородные лагеря отдыха и оздоровления детей и подростков, в рамках которых происходит реализация комплексных программ различной воспитательной направленности.
Надо отметить, что истпедовцы и сейчас работают в органах государственной молодежной политики, занимаются исследовательской деятельностью в области детского и молодежного движения.
Уникальная концепция Л.И. Уманского группы как коллектива и теория организаторской деятельности оставили классическое наследие для дальнейшей разработки данной проблематики. Сейчас обществу как никогда нужны лидеры-организаторы в обновленном прочтении Л.И. Уманского и его положений. Н.П. Фетискин развивал идеи Л.И. Уманского и создавал психодиагностический инструментарий для его концепций, но личность современного организатора, руководителя недостаточно изучена. Специфические проявления индивидуального диапазона организаторских способностей в различных видах деятельности также остаются малоизученным направлением.
Истпед отличался многообразием творческой жизни: песни, танцы, литература, журналистика, драматургия и т. д. Многие истпедовцы именно в студенческие годы обнаружили в себе творческие способности к какой-либо деятельности. На факультете создавались условия для самовыражения, проводились разнообразные конкурсы, спектакли, концерты и т. д. Стремление к творчеству - непременный атрибут самоактуализации. Такой подход стал основой самореализации в дальнейшей жизни, и многие выпускники работают в сфере культуры и досуга.
Акцент четвертый. Сущность четвертой стадии личностно-профессионального становления обучающихся состоит в проявлении самоорганизации студента, который осуществляет самостоятельное, целеустремленное преобразование исходных способностей и личностных свойств в социально и профессионально значимые качества; реализует возможности дости-
Педагогика. Психология. Социокинетика -Ш № 4 45
жения определенного уровня квалификации и разностороннего личностного развития в условиях вуза, необходимых для успешного выполнения предстоящей профессиональной деятельности.
Ценным является то, что существующее самоуправление истпеда позволяло каждому студенту быть представленным в одном или нескольких из его органов, реально участвовать в выработке решений и их реализации. Это не только развивало организаторские способности, но и учило испедовцев генерировать идеи и применять различные методы принятия управленческих решений на любых уровнях, что стало основой важной современной профессиональной компетенции управленческих полномочий. Среди выпускников истпеда много профессиональных менеджеров высшего и среднего звена.
На сегодняшний день все больше укрепляется мнение о том, что эффективная деятельность любой организации должна быть основана на командной работе, способной обеспечить необходимую гибкость, стимулировать творчество и создать атмосферу сотрудничества и поддержки.
Социальный заказ общества связан с подготовкой компетентных специалистов, способных работать в коллективе в целом и в управленческой команде в частности, ведь именно этому учили на истпеде.
Потенциальные кандидаты в управленческие команды в любой сфере должны обладать целым комплексом универсальных и профессиональных компетенций, основными из которых являются навыки системного мышления и владения ситуационным анализом, коммуникативные и лидерские способности.
К первой группе относятся такие способности, как:
- умение системно анализировать имеющуюся информацию с целью формирования определенных прогнозов, стратегий действий, выработки новых направлений деятельности;
- умение выделять из разнообразных источников полезную информацию по сравнительным данным, технологиям, методам, потенциальным конкурентам и т. п.;
- умение оценивать риски возможных действий.
Оценивая коммуникативные данные кандидатов
в управленческие команды, учитывают наличие следующих способностей:
- создавать атмосферу доверия, ценить идеи, выдвигаемые другими, вовлекать коллектив в активную работу, не замыкая все задачи на себе;
- формировать мотивационные стимулы для коллег по работе, обеспечивая их ресурсами, обратной связью, обучением и тренингом, необходимым для их личностного и профессионального роста;
- убедительно аргументировать свои предложения и предложения других, направленные на рациональный способ достижения конечного результата.
Кандидаты в управленческие команды также должны обладать лидерскими способностями, такими как:
- умение четко определять наиболее рациональные варианты действий и убеждать других в успехе выбранного пути;
- умение выстраивать отношения с партнерами, службами, даже с теми, с которыми традиционно складываются конфликтные ситуации;
- нацеленность на действие и результат, способность брать на себя ответственность за достижение поставленных целей.
Можно с уверенностью сказать, что каждый истпе-довец готов руководствоваться принципами формирования управленческой команды, соблюдение которых служит объективной предпосылкой рационализации ее структуры.
Важнейшими из этих принципов являются:
- добровольность вхождения в команду;
- формирование и согласование своих целей и приоритетов как индивидуальных, так и всей команды;
- обеспечение гибкости команды, придание ей способности реагировать на изменение условий и потребностей, в том числе отдельных ее членов;
- определение рационального числа членов команды;
- отбор в состав команды специалистов разного профиля и долевое распределение функциональных обязанностей;
- минимальная специализация членов команды, обладающих многими навыками, с целью достижения гибкости внутри группы, возможности перехода от одной работы к другой без ущерба для ее качества;
- свобода высказывания мнения каждого;
- вовлечение всех членов команды в процессы управления, разработки и принятия решений;
- установление групповых норм и процессов коммуникации при принятии решений;
- формирование надлежащих межличностных взаимоотношений внутри команды;
- внедрение в группу ценностей корпоративной культуры, необходимой для утверждения в ней благоприятного социально-психологического климата [Чу-гунова: 382].
Практика показала, что в команде, функционирующей на основе отмеченных принципов, достигается высокий уровень коммуникации и координации деятельности ее членов, утверждается их статус и чувство защищенности, открываются возможности самореализации.
Обозначенные стадии личностно-профессионального развития студентов, относительно которых мы попытались выявить важные моменты истпедовского опыта подготовки будущих специалистов, предполагают преемственность, то есть каждая новая ступень
сохраняет конструктивные элементы достигнутого на предшествующей и обогащает их.
Истпед давал серьезную подготовку к широкому спектру предстоящей профессиональной деятельности своих выпускников. Этот уникальный опыт личностно-профессионального становления и развития студентов, складывавшийся на истпеде десятилетиями, трудно переоценить. Его необходимо бережно сохранять и эффективно использовать в современных условиях.
Список литературы
Альбуханова-Славская К.А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
Богачева Е.А. Личностно-профессиональное становление студентов // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28-30 окт. 2009 г.) / под общ. ред. Н.М. Рассадина. Кострома, 2009. С. 15.
Воронина К.А. Наш истпед: воспоминания декана / под ред. А.Г. Кирпичника. Кострома, 2007. С. 49.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. М., 1986.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 221.
Чугунов Е.А. Истпед как основа профессиональной состоятельности и успешности // Преемственность и инновации в профессиональном воспитании студентов. М., 2011. С. 64.
Чугунова О.Д. Управленческая команда как фактор инновационного развития организации // Экономическая наука - хозяйственной практике: материалы научной сессии IX Междунар. науч.-практ. конф., г. Кострома, 16-19 мая 2007 г. Кострома, 2007. С. 382.
References
Albukhanova-Slavskaya K.A. Psihologicheskaja nauka v Rossii XXstoletija: problemy teorii i istorii [Psychological science in Russia of the XX century: Problems of Theory and History]. Moscow, 1997. (In Russ.)
Bogacheva E.A. Lichnostno-professional'noe stanov-lenie studentov [Personal and professional formation of students]. Tradicii i novacii professional'nogo vospi-tanija v vysshej shkole: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Kostroma, 28-30 okt. 2009 g.) [Traditions and innovations of professional education in higher school: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Kostroma, October 28-30, 2009)], ed by N.M. Rassadin. Kostroma, 2009, p. 15. (In Russ.)
Voronina K.A. Nash istped: vospominanija deka-na [Our istpedi: memoirs of the dean], ed. by A.G. Kirpich-nik. Kostroma, 2007, p. 49. (In Russ.)
Lutoshkin A.N. Kak vesti za soboj: Starsheklassni-kam ob osnovah organizatorskoj raboty [How to lead: For high school students about the basics of organizational work]. Moscow, 1986. (In Russ.)
Maslow A. Motivacija i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg, 1999, p. 221. (In Russ.)
Chugunov E.A. Istped kak osnova professional'noj sostojatel'nosti i uspeshnosti [Isted as the basis of professional solvency and success. Continuity and innovations in the professional education of students]. Moscow, 2011, p. 64. (In Russ.)
Chugunova O.D. Upravlencheskaja komanda kak faktor innovacionnogo razvitija organizacii [Management team as a factor of innovative development of the organization]. Ekonomicheskaja nauka - hozjajstvennoj praktike: materialy nauchnoj sessii IH Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Kostroma, 1619 maja 2007g. [Economic Science - economic practice: materials of the scientific session of the IX International Scientific and Practical Conference, Kostroma, May 1619, 2007]. Kostroma, 2007, p. 382. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 18.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.
The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 18.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.
Педагогика. Психология. Социокинетика -M № 4 47