Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СРЕДА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АУДИТОРНАЯ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимонина Любовь Ильинична, Кудинов Владимир Андреевич, Уварова Любовь Рудольфовна

Подготовка специалистов в области воспитания в настоящее время является значимой задачей, стоящей перед системой образования. Необходимо не только найти новые организационные формы обучения воспитателей, вожатых, педагогов-организаторов, но и использовать накопленный опыт, в частности, изучить систему подготовки методистов воспитательной работы на созданных 60 лет назад историко-педагогических факультетах. В статье рассматривается система подготовки педагогов, включающая принципы, организацию учебной, внеаудиторной деятельности, коллективное воспитание и поддержку студенческого самоуправления. Большое внимание уделяется особой среде, формировавшейся в процессе взаимодействия студентов разных курсов, личностно ориентированной позиции преподавателей. Анализ работы факультета позволяет выделить ключевые элементы воспитательной системы, последовательно создававшейся на основе научных разработок костромских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимонина Любовь Ильинична, Кудинов Владимир Андреевич, Уварова Любовь Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING SYSTEM AS IT USED TO BE AT THE FACULTY OF HISTORY AND PEDAGOGY OF NEKRASOV KOSTROMA STATE PEDAGOGIC INSTITUTE

Training specialists in the field of upbringing is currently a significant task facing the education system. It is necessary not only to find new organisational forms of training educators, counselors, organiser pedagogues, but also to use the accumulated experience, including to study the system of training methodologists of upbringing work at the historical and pedagogic faculties created 60 years ago. The article discusses the system of pedagogue training, including the principles, organisation of educational, extracurricular activities, collective upbringing and support of student self-government. Much attention is paid to the special environment formed during the interaction of students of different courses, the personality-oriented position of teachers. The analysis of the faculty’s work allows us to identify the key elements of the upbringing system, which had been consistently created on the basis of scientific developments of Kostroma scientists.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 30-34. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 30-34. ISSN 2073-1426 Информационная статья УДК 378:37

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-30-34

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА

Тимонина Любовь Ильинична, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома,

Россия, [email protected] Кудинов Владимир Андреевич, доктор исторических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6268-9400 Уварова Любовь Рудольфовна, кандидат педагогических наук, Детский морской центр, Кострома Россия, [email protected]

Аннотация. Подготовка специалистов в области воспитания в настоящее время является значимой задачей, стоящей перед системой образования. Необходимо не только найти новые организационные формы обучения воспитателей, вожатых, педагогов-организаторов, но и использовать накопленный опыт, в частности, изучить систему подготовки методистов воспитательной работы на созданных 60 лет назад историко-педагогических факультетах. В статье рассматривается система подготовки педагогов, включающая принципы, организацию учебной, внеаудиторной деятельности, коллективное воспитание и поддержку студенческого самоуправления. Большое внимание уделяется особой среде, формировавшейся в процессе взаимодействия студентов разных курсов, личностно ориентированной позиции преподавателей. Анализ работы факультета позволяет выделить ключевые элементы воспитательной системы, последовательно создававшейся на основе научных разработок костромских ученых. Ключевые слова: воспитательная система, среда, подготовка кадров, практическая подготовка, аудиторная, внеаудиторная деятельность, самоуправление. Для цитирования: Тимонина Л.И, Кудинов В.А., Уварова Л.Р. Система подготовки кадров на историко-педагогическом факультете Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 30-34. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-30-34

Informational article

PERSONNEL TRAINING SYSTEM AS IT USED TO BE AT THE FACULTY OF HISTORY AND PEDAGOGY OF NEKRASOV KOSTROMA STATE PEDAGOGIC INSTITUTE

Lyubov Il. Timonina, Candidate of Pedagogic Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, [email protected] Vladimir A. Kudinov, Doctor of Historical Sciences, Kostroma State University, Kostroma, Russia, [email protected],

https://orcid.org/0000-0002-6268-9400 Lyubov R. Uvarova, Candidate of Pedagogic Sciences, Children's Marine Centre, Kostroma Russia, [email protected]

Abstract. Training specialists in the field of upbringing is currently a significant task facing the education system. It is necessary not only to find new organisational forms of training educators, counselors, organiser pedagogues, but also to use the accumulated experience, including to study the system of training methodologists of upbringing work at the historical and pedagogic faculties created 60 years ago. The article discusses the system of pedagogue training, including the principles, organisation of educational, extracurricular activities, collective upbringing and support of student self-government. Much attention is paid to the special environment formed during the interaction of students of different courses, the personality-oriented position of teachers. The analysis of the faculty's work allows us to identify the key elements of the upbringing system, which had been consistently created on the basis of scientific developments of Kostroma scientists. Keywords: upbringing system, environment, personnel training, practical training, classroom, extracurricular activities, self-government.

Вестник КГУ -Л 2021

© Тимонина Л.И., Кудинов В.А., Уварова Л.Р., 2021

Система подготовки кадров на историко-педагогическом факультете КГПИ им. Н.А. Некрасова

For citation: Timonina L. Kudinov V.A., Uvarova L.R. Personnel training system as it used to be at the faculty of History and Pedagogy of Nekrasov Kostroma State Pedagogic Institute. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 30-34. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-30-34

Пионерфаки, или историко-педагогические факультеты (более позднее официальное название), были велением времени. Создание их пришлось на период «оттепели», когда появилась потребность в активной, инициативной, творческой молодежи, способной вести за собой пионерию и комсомол. Нужны были кадры с высшим образованием, имеющие качественную научную, методологическую и практическую подготовку.

В Костроме пионерфак был создан в 1962 году. Первым деканом был С.М. Миценгендлер, человек деятельный, инициативный, способный собрать вокруг себя заинтересованных преподавателей и студентов.

Говоря современным языком, историко-педагогические факультеты реализовывали образовательные программы педагогического образования с двумя профилями: готовили учителя истории, обществоведения и методиста пионерской, комсомольской, воспитательной работы. Неслучайным был выбор истории. Развитие исторического мышления, понимания условий исторического развития, причинно-следственных связей, роли личности в истории явилось фундаментом для формирования представлений о мире, о жизни, о деятельности, о человеке. Большое значение имело то, что большинство преподавателей-историков были мужчины, многие из них - ветераны войны. На этой основе закладывались ценностные ориентиры будущих историков, педагогов, воспитателей, лидеров.

Если анализировать учебный план, по которому учились студенты, то вряд ли мы найдем там что-то особенное. Изучали основные разделы истории, обществоведения и методики преподавания, традиционные разделы психологии и педагогики. Было немного больше, чем у других педагогических специальностей, методики работы с детским коллективом на разных этапах взросления. Но учебный план мог остаться только перечнем изучаемых дисциплин, которые в период сессий студенты сдавали бы по мере своих способностей и в зависимости от мотивации получить стипендию.

Очень важно, что создавались не просто новые «двойные» специальности с набором дисциплин, а факультеты как особая среда жизнедеятельности студентов и преподавателей. Главным на факультете становилось живое взаимодействие преподавателей и студентов, отношения, которые складывались в процессе совместной деятельности. Среда факультета, как живой организм, постоянно прирастала людьми, делами, традициями, песнями, стенга-

зетами, лагерями, исследованиями, наукой, смыслами и новыми идеями.

Для качественной подготовки выпускников факультета в конце шестидесятых годов под руководством В.Г. Яковлева, первого заведующего кафедрой теории и методики пионерской работы, была разработана профессиограмма «методиста пионерской и комсомольской работы в школе», которая стала отправной точкой для целенаправленной, научно обоснованной подготовки выпускников.

Анализируя жизнь факультета, процесс обучения, который не ограничивался учебными занятиями, можно выделить ключевые принципы подготовки студентов к дальнейшей профессиональной деятельности:

1. Включение студентов в активную учебную и внеаудиторную, постоянно усложняющуюся деятельность.

2. Обучение через решение сложных профессиональных задач.

3. Использование методики коллективной творческой деятельности.

4. Поддержка самодеятельности, студенческого самоуправления.

5. Доверие и ответственность.

6. Поддержка студенческих формальных и неформальных коллективов.

7. Организация анализа деятельности и рефлексии.

Сами студенты формулировали законы жизни, которые перекликались с принципами обучения. Эти законы транслировались тем, кто младше. Например, в областном лагере актива «Комсорг», созданном преподавателями, выпускниками, студентами костромского истпеда, основные законы звучали так:

- каждое дело творчески - иначе зачем;

- закон доброго отношения к людям;

- доброжелательный тон, настрой, песня.

Большое значение в подготовке выпускников имели обязательные учебные, педагогические практики и практики общественные. На 1-м курсе во 2-м семестре студенты становились помощниками педагогов в комнатах школьников при ЖЭКах и в учреждениях дополнительного образования. Это было для некоторых первым погружением в профессиональную деятельность. Среди студентов было много тех, кто уже год-два поработали в школах старшими вожатыми до поступления на истпед. Взаимодействие опытных вожатых и новичков в общественной практике давало возможность роста каждому студенту.

После 1-го курса перед студентами стоял выбор: стройотряд (начиная с начала 70-х - педагогический

Педагогика. Психология. Социокинетика -S № 4 31

отряд сельского назначения «Альтаир») или работа в качестве вожатых в пионерских лагерях. Пожалуй, самым необычным опытом для тех, кому недавно исполнилось или еще не исполнилось 18 лет, был педотряд, созданный по инициативе А.Н. Лутошкина.

Студенты по два человека направлялись на летнюю работу в село для организации разновозрастного отряда и работы с этим отрядом в течение двух месяцев. Проще было тем, кто оказывался в большом населенном пункте, где была школа, и часть этой работы приходилась на пришкольный лагерь. Сложнее, если школы не было, и работать приходилась «в чистом поле». Студенты получали не только опыт самостоятельной жизни, но и организации детского разновозрастного коллектива, поддержания его жизнедеятельности достаточно длительный период.

На 2-м и 4-м курсах традиционными были агит-пробеги, когда студенты, объезжая область небольшими мобильными группами, проводили обучение школьного пионерского и комсомольского актива.

Следующим этапом уже педагогической практики была работа в качестве отрядных вожатых в пионерских лагерях. Ситуация выбора лагеря или студента для лагеря была очень непростой. Практику студенты проходили не только в пионерских лагерях области, но и во всесоюзных лагерях «Орленке», «Артеке», московских лагерях «Березка» и «Поречье», а также в областных лагерях актива «Комсорг», «Соколенок». Стать вожатым в этих лагерях было для многих исполнением мечты и серьезным испытанием. Как правило, несмотря на обязательные две смены практики, студенты работали больше. В «Орленок» и «Артек» уезжали на полгода, «Комсорг» и «Соколенок» у всех был третьей, самой важной сменой.

Практика в лагерях - это не только процесс освоения методики работы с временным детским коллективом, получения опыта общения с детьми, педагогами, опыта целеполагания, планирования, реализации планов и обязательного анализа деятельности, но и жизнь в педагогическом отряде, коллектив которого становился основой усвоения норм коллективной работы.

А.Н. Лутошкиным, Л.И. Уманским были заложены основы серьезного отношения к работе в лагерях. Нередко преподаватели, аспиранты вместе со студентами проводили на базе лагерей серьезные психологические, педагогические исследования. В «Комсорге» ежегодно проходили научно-практические конференции, где рядом с первыми студенческими научными работами можно было услышать идеи не только костромских преподавателей -ученых А.Н. Лутошкина, В.Г. Асафо-ва, А.Г. Кирпичника, Н.М. Рассадина, но и Б.З. Вуль-фова, А.Н. Мудрика, Р.С. Немова, Л.И. Новиковой.

Работа студентов во всесоюзных лагерях, в авторских лагерях области, педагогические отряды, которые становились постоянными факультетскими

коллективами, были образцами деятельности. Ежегодным общим творческим делом по итогам летних практик стал фестиваль «Лето в красных галстуках», где подводились итоги работы, формировались, пополнялись педотряды.

Следующий этап практической подготовки - это «учительская» практика в школах в 5-8-х классах. Важной частью практики, кроме проведения уроков, была работа в качестве классного руководителя с обязательными заданиями по психологии коллектива и личности.

После 3-го курса практики не было, но подавляющее большинство студентов работали в лагерях, причем уже не только вожатыми, но и старшими вожатыми, и методистами.

4-й курс - это практика в качестве учителя, классного руководителя в 9-10-х классах и летняя практика в качестве старшего вожатого в пионерских лагерях, где вожатыми работали студенты с других факультетов. Студенты истпеда должны были не только организовать воспитательную работу всего лагеря, но и создать работоспособный педагогический коллектив. На 4-м курсе студенты нередко становились наставниками первокурсников, которые проходили общественную практику, готовили их к работе в педотряде, руководили студенческими объединениями, действующими в рамках факультета общественных профессий.

Начало 5-го курса - это практика в качестве заместителя директора по воспитательной работе в школе, которая совмещалась с практикой 3-го или 4-го курсов. Выпускникам приходилось ориентироваться в системе воспитательной работы школы, привлекать к деятельности студентов младших курсов. Для получения максимального опыта работы каждый студент обязательно проходил практики в городской и сельской школах, чтобы понять специфику, особенности среды.

Анализируя систему практик, можно четко проследить подготовку студентов к работе в соответствии с профессиограммой и учителя-предметника, и методиста пионерской и комсомольской работы в школе, вожатого временного и постоянного детского коллектива, заместителя директора по воспитательной работе.

Большую роль в становлении профессиональных умений играла внеаудиторная деятельность и студенческое самоуправление.

Жизнь факультета была наполнена разнообразными по содержанию делами, которые дополняли процесс обучения и практики. Постепенно усложнялась и расширялась деятельность, изменялась позиция студентов от участника к организатору, творцу окружающей жизни. Значимую роль в организации факультета играло комсомольское бюро.

Система подготовки кадров на историко-педагогическом факультете КГПИ им. НА. Некрасова

Трижды за пять лет обучения студенты становились участниками, организаторами, методистами лагерных сборов: при поступлении на факультет и при подготовке к практике в лагерях. Традиционными делами факультета были конкурсы агитбригад, «Товарищ песня», «Замечательный вожатый», клуб «Ювента», вечер «Знакомьтесь, первый курс», «Последний звонок», новогодние праздники для школьников, школы актива, парады, субботники, работа на уборке урожая, Ленинский урок, смотры художественной самодеятельности с великолепными концертными номерами и спектаклями.

Каждый мог найти или придумать себе дело по душе. Театр педагогических миниатюр, методический центр «Товарищ», газеты «Вожак», «Риск», отряд барабанщиц «Тревожный», вокально-инструментальные ансамбли «Будьте добры», «Славяне», «Апрель», хор и вокальные ансамбли становились частью жизни студентов. Важно, что деятельность студентов не замыкалась в рамках факультета, комфортной среды взаимодействия. Задачи, которые ставили перед студентами преподаватели, комсомольское бюро были, как правило, направлены на работу вне факультета, на полезную для окружающих деятельность. Будучи студенткой, на себе испытала и уровень сложности педагогических, организаторских, коммуникативных задач, которые предстояло решать, и доверие, веру преподавателей в то, что ты обязательно с этим справишься, даже если и «набьешь пару шишек».

Большое значение имело использование методики коллективной творческой деятельности. Студенты проживали все ее этапы, впитывая способы совместной жизнедеятельности для пользы окружающих, для своего профессионального становления.

Невозможно представить факультет без организации взаимодействия преподавателей и студентов разных курсов. Самым действенным инструментом, позволяющим сохранять и развивать традиции, поддерживать дух факультета, стал «институт кураторства». Для организации первокурсников и помощи в решении жизненных проблем назначались кураторы-преподаватели. Но, пожалуй, важнее были кураторы - студенты четвертого курса. Именно они задавали первокурсникам образцы жизнедеятельности на факультете, формировали нормы отношений к среде, к людям, к себе как активному участнику, организатору общих дел. Первая встреча с кураторами -это лагерные сборы первокурсников, начинающиеся сразу после зачисления. Здесь закладывались основы будущего студенческого коллектива, транслировались ценности, проживалась технология коллективной творческой деятельности. Благодаря этому, попав в среду факультета, первокурсники чувствовали себя более уверенно. В течение двух лет кураторы

и их подшефные активно взаимодействовали, общались, проводили общие дела.

Особое значение для профессионального становления студентов имела личностно ориентированная позиция преподавателей, работающих на разных кафедрах факультета. Преподаватели, являясь носителями ценностей, задавали вектор общего движения на факультете, были активными участниками студенческой жизни, но, что очень важно, они находили возможность обратить внимание на каждого студента, его профессиональное становление. Могли дать «не-решаемую» задачку, создать ситуацию выбора, принятия студентом решения, ситуацию, мотивирующую стать лучше, чтобы тебя пригласили в «Комсорг» или отправили на практику в «Орленок», доверили быть куратором или поручили готовить выступление факультета на смотре художественной самодеятельности. Как правило, завершалось все обсуждением и анализом полученных студентами результатов.

В основе жизни факультета было профессиональное воспитание в коллективе. Поддерживалась учебная группа как первичный коллектив. Но в то же время у студентов была возможность выйти за рамки группы, стать членом комсомольского бюро, педагогического отряда, студенческого объединения, временной рабочей группы, созданной для подготовки какого-то дела. Такая организация деятельности поддерживала общефакультетский коллектив, который был основой развития истпеда и профессионального становления студентов.

Для формирования особой среды подготовки кадров для организации воспитательной деятельности большое значение имело, с одной стороны, осознание студентами себя будущими учителями, как это происходило со студентами всего педагогического института, с другой - понимание особой подготовки и особой лидерской, организаторской роли в настоящем и будущем. Для этого важными элементами среды стала форма, пионерские галстуки, гимн, отряд барабанщиц. После приезда в Кострому А.Н. Лутош-кина жизнь факультета была окрашена его песнями и песнями, которые сочиняли и пели студенты. Это был важный эмоциональный фон, объединяющий всех студентов и преподавателей истпеда.

Всё вместе на факультете постепенно складывалось в систему, где каждый элемент имел свое четко определенное место, дополняя, связывая в единое целое процессы и людей, где в итоге получался синер-гетический эффект и у выпускников формировалась готовность к педагогической, воспитательной, организаторской деятельности, готовность быть лидером.

На протяжении многих лет эту систему формировали вместе студенты и преподаватели и поддерживали деканы факультета: И.Г. Асадулина, Н.Ф. Басов, К.А. Воронина, С.М. Миценгендлер, А.Д. Шилик.

Педагогика. Психология. Социокинетика -Ш № 4 33

В дипломе выпускников историко-педагогическо-го пионерского, барабанного факультета написано о присвоении квалификации и звания учитель истории и обществоведения и методиста воспитательной работы. Слово «звание» демонстрировало отношение государства к молодому учителю, надежду на то, что каждый выпускник это звание оправдает.

Историко-педагогический факультет как уникальное явление советской системы подготовки кадров перестал существовать, когда, по мнению С.П. Афанасьева, выпускника и преподавателя, не стало комсомола. Именно комсомол, по его мнению, был основой, на которой строился факультет. В 90-е годы XX века перестала быть актуальной цель, являющаяся основой системы подготовки методистов пионерской и комсомольской работы в школе. Конечно, остались преподаватели, активные студенты, органы студенческого самоуправления, отработанные методы и формы кол-

лективной деятельности, но иными стали цели, ценности, скрепляющие факультет.

Идеи истпеда продолжают развиваться в Институте педагогики и психологии, Институте гуманитарных наук и социальных технологий КГУ в организации вожатских практик, в некоторых внеаудиторных делах, при обучении студентов на направлении подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки», где второй профиль - «Организатор детского движения». Но это уже иные люди и другие системы профессионального обучения и воспитания.

Статья поступила в редакцию 11.11.2021; одобрена после рецензирования 18.11.2021; принята к публикации 18.11.2021.

The article was submitted 11.11.2021; approved after reviewing 18.11.2021; accepted for publication 18.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.