Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,
№ 4. С. 40-42. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 40-42.
ISSN 2073-1426
Информационная статья
УДК 378:37
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-40-42
ЕСЛИ НЕ ТЫ, ТО КТО ЖЕ!?
Панченко Сергей Иванович, кандидат педагогических наук, Всероссийский детский центр «Орлёнок», Краснодарский край, Россия, [email protected]
Шевердина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, Всероссийский детский центр «Орлёнок», Краснодарский край, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящается юбилею создания в Костромском государственном институте им. Н.А. Некрасова истори-ко-педагогического факультета. В статье раскрываются основные социальные практики, на основе которых строилась подготовка будущих педагогов, старших вожатых. Особое внимание уделяется сотрудничеству истпеда и Всесоюзного центра «Орленок», где студенты проходили летнюю педагогическую практику в качестве вожатых. Приводится опыт «Артека» по обучению в вузе уже работающих вожатых. Такая практика способствовала обмену опытом профессионализации, позволяла соотносить содержание и методы работы со студентами в разных вузах, лагерях, формируя единое образовательное пространство.
Ключевые слова историко-педагогический факультет, подготовка кадров, взаимодействие, воспитательная работа.
Для цитирования: Панченко С.И., Шевердина О.В. Если не ты, то кто же? // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 40-42. ISSN 2073-1426. https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-40-42
Informational article
IF NOT YOU, THEN WHO!?
Sergei I. Panchenko, Candidate of Pedagogic Sciences, all-Russian children's centre «Orlyonok» (Eaglet), Krasnodar Land, Russia, [email protected]
Olga V. Sheverdina, Candidate of Pedagogic Sciences, all-Russian children's centre «Orlyonok» (Eaglet), Krasnodar Land, Russia, [email protected]
Annotation. The article is dedicated to the anniversary of the creation of the Historical and Pedagogic Faculty at Nekrasov Kostroma State Institute. The article reveals the main social practices on the basis of which the training of future pedagogues, senior counselors was built. Special attention is paid to the cooperation of the Historical and Pedagogic Faculty and all-the-Soviet-Union children's centre «Orlyonok» (Eaglet), where students took summer pedagogic practice as counselors. The experience of the similar camp, Artek, in training of already working counselors at the higher education institution is given. This practice contributed to the exchange of experience of professionalisation, made it possible to correlate the content and methods of work with students in different universities, camps, forming a single educational space.
Keywords: Faculty of History and Pedagogy, personnel training, interaction, upbringing work.
For citation: Panchenko S.I., Sheverdina O.V. If not you, then who!? Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 40-42. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-40-42
Вестник КГУ -Л 2021
© Панченко С.И., Шевердина О.В., 2021
Если не ты, то кто же!?
Мы, Всероссийский детский центр «Орлёнок» и историко-педагогический факультет Костромского государственного педагогического института, практически ровесники. Рождённые в 60-е годы прошлого столетия, мы впитали тот глоток свободы, который принесла «хрущёвская оттепель». Наши образовательные системы формировались поколением шестидесятников, которые стремились к обновлению социальных отношений, воспитанию нового поколения детей и молодежи, готовых к социальным преобразованиям.
Общая обстановка, как бы сегодня сказали, социального творчества вызвала рождение в Костромской области ставших известными на всю страну инициатив по созданию разновозрастных пионерских отрядов и сводных пионерских дружин в сельских поселениях и зон пионерского действия в Костроме, а затем в других городах. Для них нужны были старшие пионервожатые.
Было удивительное время. Появляются первые коммунарские отряды, рождается методика коллективного творческого воспитания, в основе которой -уважение к человеку, его развитию и гражданскому становлению. Все это стало основой для поиска подходов и содержания профессионального образования специалистов для работы с детьми и молодёжью. Первые студенты костромского истпеда приехали для работы в «Орлёнке» в далёком 1966 году. Более 50 лет осуществлялось наше сотрудничество, через которое прошли больше 300 студентов истпеда.
Уверен, что они привозили в «Орлёнок» весь задор своей молодости, командный дух и творчество, характерное только для ребят - студентов историко-педа-гогических факультетов, которые появились в Челябинске, Курске, Новосибирске, Воронеже, Липецке. Это не случайно, ведь их учителями были С.А. Шмаков, Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, В.В. Лебединский и десятки других выдающихся педагогов Детства в нашей стране.
Особое значение для развития системы работы «Орлёнка» имели 70-е годы. Закладывались основы методики сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых, которую потом назовут орлятской. В этом приняли самое активное участие студенты, преподаватели и выпускники костромского истпеда. Бережно сохраняя сложившиеся традиции и опираясь на них, в том числе и на пионерский дух костромского истпеда, декан факультета А.Н. Лутошкин увлёк студентов и романтикой комсомольской работы, способствовал освоению научно-исследовательского подхода к педагогике и психологии социального воспитания. В 1973 году, вместе с переехавшим вслед за ним в Кострому профессором Л.И. Уман-ским, А.Н. Лутошкин инициирует ежегодные августовские сборы комсомольцев-школьников - об-
ластной лагерь школьного комсомольского актива «Комсорг». С момента создания лагерь становится привлекательной базой общественно-педагогической деятельности студентов, научно-исследовательской лабораторией факультета и авторитетным учебно-методическим центром областной комсомольской организации. Именно опыт «Комсорга» стал основой для деятельности детского лагеря «Комсомольский», на базе которого стали проходить Всесоюзные сборы комсомольцев-старшеклассников. Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин со своими студентами были постоянными участниками этих сборов Многое из этого опыта стали применять в системе подготовки кадров вожатых в ШПВ. Книги этих учёных, изданные в то время в центральных издательствах: «Классному руководителю о комсомольской работе в школе», «Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы», «Эмоциональная жизнь детского коллектива» - пополнили учебно-методический фонд подготовки вожатых «Орлёнка».
Немало выпускников факультета и преподавателей, прошедших школу кафедры теории и методики пионерской комсомольской воспитательной работы, трудились в «Орленке», ориентируясь на образцы опыта и традиций, воспринятых в своё время на факультете. Среди них Ольга Васильевна Шевердина, вожатая 90-х, кандидат педагогических наук, заведующая детским садом Центра, начальник детских лагерей «Олимпийский» и «Солнышко». Она вспоминает: «1987 год, август, поезд «Кострома - Свеча». Мне 16, и я возвращаюсь домой после инструктивного сбора для первокурсников. На перроне меня встречает мама. Когда она увидела свою дочь в шесть утра с сияющими глазами и в пионерском галстуке, сказала: «Ну, всё! Поступила туда, куда ей, и дорога...». И по этой дороге я мчусь уже 35 лет. Прибавляется опыта, ума, коллег, побед, неудач, друзей и. счастья! Счастья от осознания того, что с каждым годом всё больше ценишь своих студенческих однокашников, своих великих преподавателей, те знания, которыми они щедро делились с нами, ту искреннюю атмосферу Детства и гордости за профессию, которую невозможно было не впитать, учась на нашем ИСТПЕДЕ. Истпед и «Орлёнок» - благодаря им я состоялась в профессии, у меня огромное количество коллег и друзей, вдохновляющих меня на правильное педагогическое неравнодушие и постоянный профессиональный рост».
Взаимодействие студентов историко-педагогиче-ских факультетов на базе «Орленка» имело важное значение для обмена опытом, формирования единого образовательного пространства подготовки студентов.
Иные формы взаимодействия складывались между истпедами и «Артеком». Это была не только практика студентов. По воспоминаниям советника директора по организационно-педагогической деятельности
Педагогика. Психология. Социокинетика -Ш № 4 41
«Артека» С. Ерохина, история лагеря хранит в своей памяти 1968 год, когда впервые Костромской педагогический институт принял на обучение первую группу артековских вожатых. Это событие, положившее начало многолетнему обучению артековцев, было необычным явлением, когда в мае в «Артек» прибыла группа членов приёмной комиссии института во главе с деканом факультета С.М. Миценгендлером, которая приняла вступительные экзамены вожатых в историческом месте «Артека» - во Дворце «Суук-Су». И хотя последующие вступительные экзамены артековцев ежегодно на протяжении 25 лет проходили в самом высшем учебном заведении, та неожиданная история до сих пор живёт в воспоминаниях первых выпускников института. Инициатором этой работы была Фаина Георгиевна Дыскина - первый руководитель Школы пионерских работников (ШПР) «Артека», до этого работавшая начальником лагеря «Кипарисный», которая на протяжении шести лет, с 1965 по 1970 год, создавала кадровый потенциал педагогического сообщества артековских лагерей.
Подводя итог сказанному, надо отметить, что модель подготовки педагогов с высшим образованием для работы с детскими общественными объединениями, содержание, организационные формы, технологии обучения становится все более актуальной для современной России.
В настоящее время действует большое число детских общественных объединений самых разных форм: пионерские, скаутские, поисковые, спортивные, профессионально ориентированные, творческие, познавательные, трудовые, общественно-политические, военно-патриотические, краеведческие, театральные, миротворческие и многие другие. Не секрет, что сохранять, развивать и объединять их столь различные функции чрезвычайно сложно, поскольку они не имеют жёсткой структуры, единых органов управления, но тем не менее всех их связывает единая цель - развитие у детей способности
к самореализации, самопознанию и самоопределению. Чаще всего многие из перечисленных мной общественных объединений, по сути, являются своеобразными профильными центрами дополнительного образования детей.
К сожалению, сегодня далеко не всегда детское общественное движение рассматривается как предпосылка развития взрослого гражданского общества, несмотря на то, что именно в детстве формируются основы социальных и гражданских качеств нашего молодого поколения, отсутствие которых, если такая работа не была проведена в детстве, впоследствии негативно скажется в дальнейшей жизни.
Сегодня для решения ключевых целей воспитания необходимы соответствующее финансирование, подготовка квалифицированных кадров, создание общероссийской информационно-методологической службы, развитие международного сотрудничества и многое другое. В феврале мы отметим 60-летие создания на базе Костромского государственного университета историко-педагогического факультета, который занимался подготовкой педагогических кадров именно для работы с детским общественным объединением, а наличие государственного диплома гарантировало выпускникам стаж и пенсионное обеспечение. «Орлёнок» и «Артек» на протяжении более 50 лет сотрудничали со студентами этого факультета, обеспечивая прохождение их практики в каникулярное время. Все согласятся, что эти специалисты были блестяще подготовлены и иногда опережали своим знаниями и опытом постоянных работников. Специалисты такого уровня подготовки сегодня нужны современным детям России.
Статья поступила в редакцию 14.11.2021; одобрена после рецензирования 24.11.2021; принята к публикации 24.11.2021.
The article was submitted 14.11.2021; approved after reviewing 24.11.2021; acceptedfor publication 24.11.2021.
Вестник КГУ -Л 2021