Научная статья на тему 'ПОРТРЕТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА'

ПОРТРЕТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПОРТРЕТИРОВАНИЯ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ПИОНЕРСКАЯ И КОМСОМОЛЬСКАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакурова Марина Викторовна, Паничева Эмма Викторовна, Реушенко Анастасия Александровна

В статье иллюстрируется возможность использования метода портретирования для описания сложноструктурированного объекта, которым является факультет в динамике его становления и развития до этапа перепрофилирования. Предложено описание историко-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического института. В качестве аспектов портретирования использованы стратификационный (изменения в статусе, структуре, направлениях деятельности) и самоидентификационный (оценка отдельных видов активности ее участниками). Самоидентификационный аспект раскрывается, прежде всего, через авторскую позицию: Эмма Викторовна Паничева - один из основателей факультета, длительные годы возглавлявшая профильную кафедру; Марина Викторовна Шакурова - выпускница историко-педагогического факультета ВГПИ 1985 г. Требуемая целостность образа на фоне постоянной стратификационной динамики удерживается глубинными ценностными смыслами, сквозными смысложизненными задачами, пониманием роли личности. В основу портрета факультета положена история замысла явления (создание пионерских факультетов в начале 1960-х гг.), фрагменты хронологии существования историко-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического института (три этапа: пионерский факультет, историко-педагогический факультет, исторический факультет с профилем подготовки «история - воспитательная работа»), описание роли деканата и профильной кафедры (кафедры теории и методики пионерской и комсомольской работы, позднее - кафедры теории и методики воспитательной работы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакурова Марина Викторовна, Паничева Эмма Викторовна, Реушенко Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTRAYING PEDAGOGIC EXPERIENCE: FACULTY OF HISTORY-PEDAGOGY OF VORONEZH STATE PEDAGOGIC INSTITUTE

The article illustrates the possibility of using the portraiture method to describe a complex structured object - a faculty in the dynamics of its formation and development to the stage of reprofiling. The description of the Historical-Pedagogic Faculty of Voronezh State Pedagogic Institute is proposed. Stratification (changes in status, structure, areas of activity) and self-identification (assessment of certain types of activity by its participants) were used as aspects of portraiture.The self-identification aspect is revealed, first of all, through the author’s position: Emma V. Panicheva is one of the founders of the faculty, who headed the profile department for a long time; Marina V. Shakurova graduated from the Historical and Pedagogic Faculty of Voronezh State Pedagogic Institute in 1985.The required integrity of the image against the background of constant stratification dynamics is maintained by deep value meanings, end-to-end life tasks, understanding of the role of the individual.The portrait of the faculty is based on the history of the concept of the phenomenon (the creation of Young Pioneer faculties in the early 1960s), fragments of the chronology of the existence of the Historical-Pedagogic Faculty of Voronezh State Pedagogic Institute (three stages - Young Pioneer faculty, the Historical- Pedagogic Faculty, the historical faculty with the profile of training “history -upbringing work”), a description of the role of the dean’s office and the profile department (the department of theory and methodology of Young Pioneer and Komsomol work; later, the department of theory and methodology of upbringing work).

Текст научной работы на тему «ПОРТРЕТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 23-29. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 23-29. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 378:37

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-23-29

ПОРТРЕТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Шакурова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, shakurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4757-8750 Паничева Эмма Викторовна, кандидат педагогических наук, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, panicheva41@mail.ru,https://orcid.org/0000-0002-9693-171X Реушенко Анастасия Александровна, Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, 10ter33@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8744-5077

Аннотация. В статье иллюстрируется возможность использования метода портретирования для описания сложноструктурированного объекта, которым является факультет в динамике его становления и развития до этапа перепрофилирования. Предложено описание историко-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического института. В качестве аспектов портретирования использованы стратификационный (изменения в статусе, структуре, направлениях деятельности) и самоидентификационный (оценка отдельных видов активности ее участниками). Самоидентификационный аспект раскрывается, прежде всего, через авторскую позицию: Эмма Викторовна Паничева - один из основателей факультета, длительные годы возглавлявшая профильную кафедру; Марина Викторовна Шакурова - выпускница историко-педагогического факультета ВГПИ 1985 г. Требуемая целостность образа на фоне постоянной стратификационной динамики удерживается глубинными ценностными смыслами, сквозными смысложизненными задачами, пониманием роли личности. В основу портрета факультета положена история замысла явления (создание пионерских факультетов в начале 1960-х гг.), фрагменты хронологии существования истори-ко-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического института (три этапа: пионерский факультет, историко-педагогический факультет, исторический факультет с профилем подготовки «история - воспитательная работа»), описание роли деканата и профильной кафедры (кафедры теории и методики пионерской и комсомольской работы, позднее - кафедры теории и методики воспитательной работы). Ключевые слова: метод портретирования, историко-педагогический факультет, пионерская и комсомольская работа, воспитательная работа.

Для цитирования: Шакурова М.В., Паничева Э.В., Реушенко А.А. Портретирование педагогического опыта: историко-пе-дагогический факультет Воронежского государственного педагогического института // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 23-29. ISSN 20731426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-23-29

Research Article

PORTRAYING PEDAGOGIC EXPERIENCE: FACULTY OF HISTORY-PEDAGOGY OF VORONEZH STATE PEDAGOGIC INSTITUTE

Marina V. Shakurova, Doctor of Pedagogical Sciences, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia,

shakurova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4757-8750 Emma V. Panicheva, Candidate of Pedagogical Sciences, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia,

panicheva41@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9693-171X Anastasia A. Reushenko, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia, 10ter33@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8744-5077

Abstract.The article illustrates the possibility of using the portraiture method to describe a complex structured object - a faculty in the dynamics of its formation and development to the stage of reprofiling. The description of the Historical-Pedagogic Faculty of Voronezh State Pedagogic Institute is proposed. Stratification (changes in status, structure, areas of activity) and self-identification (assessment of certain types of activity by its participants) were

© Шакурова М.В., Паничева Э.В., Реушенко А.А., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -Ш № 4 23

used as aspects of portraiture.The self-identification aspect is revealed, first of all, through the author's position: Emma V. Panicheva is one of the founders of the faculty, who headed the profile department for a long time; Marina V Shakurova graduated from the Historical and Pedagogic Faculty of Voronezh State Pedagogic Institute in 1985. The required integrity of the image against the background of constant stratification dynamics is maintained by deep value meanings, end-to-end life tasks, understanding of the role of the individual.The portrait of the faculty is based on the history of the concept of the phenomenon (the creation of Young Pioneer faculties in the early 1960s), fragments of the chronology of the existence of the Historical-Pedagogic Faculty of Voronezh State Pedagogic Institute (three stages - Young Pioneer faculty, the Historical- Pedagogic Faculty, the historical faculty with the profile of training "history -upbringing work"), a description of the role of the dean's office and the profile department (the department of theory and methodology of Young Pioneer and Komsomol work; later, the department of theory and methodology of upbringing work).

Keywords: method of portraiture, Faculty of History-Pedagogy, Young Pioneer and Komsomol work, upbringing work.

For citation: Shakurova M.V., Panicheva E.V., Reushenko A.A. Portraying pedagogic experience: Faculty of History-Pedagogy of Voronezh State Pedagogic Institute. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 23-29. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-23-29

Современная отечественная система высшего профессионального образования переживает активные трансформации, обусловленные кардинальными изменениями в связи с многочисленными вызовами и рисками современной научно-технической и социокультурной ситуации развития общества и государства. Одним из векторов, четко обозначившемся после вступления в законную силу Федерального закона от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся», стала интенсификация государственной активности в сфере воспитания. Анализ событий, происходящих вслед за утверждением Примерной рабочей программы воспитания и размещением в открытом интернет-пространстве «Методических рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования», подтверждает нацеленность на возврат глубинных воспитательных практик в систему образования, модернизацию высшего педагогического образования, обеспечивающего необходимый кадровый ресурс для решения поставленных задач. В истории отечественного высшего образования уже был аналогичный период, ярким маркером которого выступает опыт создания и деятельности историко-педагогических факультетов.

Для осмысления опыта могут быть использованы различные качественные методы педагогического исследования. Значительным потенциалом, на наш взгляд, обладает метод портретирования, распространенный в отечественной гуманитаристике (лингвистическое портретирование, семантическое портре-тирование, контент-аналитическое портретирование, социокультурное портретирование и т. п.), встречающийся и в науках об образовании. Сознательно ста-

раясь избежать метафоричности в описании этого метода, уточним ряд его сущностных характеристик. Данный метод предполагает обращение к символам, смыслам, сочетанию изображения и его восприятия, целостной передаче не только внешнего рисунка действительности, но и того, что называют «душой» явления или объекта (советский культуролог Н.П. Анциферов контекстно характеризует психологию города, или его «душу», как «исторически сложившееся единство всех элементов, составляющих городской организм как конкретную индивидуальность» [Анциферов: 23]). В культурологическом портретировании объединяются «аксиологический, историко-культурный и семиотический компоненты», подчеркиваются как обязательные позиции «субъективная оценка разных сторон» описываемой реальности при сохранении «сходства с подлинником», «отражение нрава, сущности изображенного и его моральных ценностей» в динамике, передача «сущности главного действующего лица в условиях объективной действительности» [Евменова: 97]. Портрет как отображение в единстве визуальной и духовно-смысловой сторон объекта передает и многообразные черты социокультурной реальности, что демонстрирует социальное портретирование, сочетающее стратификационные (включая ценностные характеристики) данные и самоидентификационные оценки [Есина: 12]. Именно эта разновидность рассматриваемого метода активно используется в педагогических исследованиях при разработке социального (социально-психологического, социально-ролевого, социально-педагогического и т. п.) портрета школы, семьи, педагога, педагогического коллектива, групп детей или ребенка. Так, в историко-педагогическом исследовании об использовании метода психологического портретирования для изучения роли личности в истории, влияния личностно-психологических ха-

рактеристик значимых персон на ход историческо-пе-дагогического процесса размышляет А.Л. Старовой-тов [Старовойтов: 83]; к социально-педагогическому портретированию для описания дореволюционного корпуса учителей иностранного языка обращается М.В. Булыгина, выделяя в качестве аспектов для детализации профессиональный, педагогический, тендерный, культурный, социальный, материальный [Булыгина: 24].

Обращает на себя внимание тот факт, что в педагогических исследованиях различные варианты метода портретирования применяются преимущественно для описания личности. Актуальным выступает формирование практики портретирования при обращении к иным объектам. В данной статье предметом описания станет историко-педагогический факультет педагогического вуза от момента его создания до перепрофилирования, в качестве аспектов пор-третирования будут использованы стратификационный (изменения в статусе, структуре, направлениях деятельности) и самоидентификационный (оценка отдельных видов активности ее участниками). Самоидентификационный аспект будет раскрываться не только обращением к воспоминаниям студентов и преподавателей историко-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета, но и общим духом данной статьи, в числе авторов которой Эмма Викторовна Паничева - один из основателей факультета, длительные годы возглавлявшая профильную кафедру; Марина Викторовна Шакурова - выпускница историко-педагогического факультета ВГПИ 1985 г. Они же - в числе авторов книги «Исторический факультет Воронежского государственного педагогического университета. 1931-2005» (Воронеж, 2005), цитаты из которой будут приведены в тексте статьи.

История «пионерфаков» [Басов: 97] начинается в 1960-е гг. - в период, когда «в обществе возрос интерес к проблемам воспитания. Шли бурные дискуссии вокруг вечных вопросов: что важнее, обучение или воспитание, каким оно должно быть. В это время прошли крупные всесоюзные научно-практические конференции по проблемам пионерского движения и школьного комсомола. Был выдвинут жесткий и достаточно спорный тезис о том, что вся воспитательная работа в школе должна проводиться через пионерскую и комсомольскую организации. Ширилась сеть внешкольных учреждений: появились детские клубы и комнаты при домоуправлениях и крупных предприятиях. В общественном мнении и научно-педагогической среде стала все прочнее утверждаться идея о приоритетной роли воспитателя, о непрерывности этого процесса и за рамками школы, о расширении сферы организованного влияния на детей и молодежь с целью создания более благоприятных

условий для их всестороннего развития. Для этого нужны были люди, профессионально владеющие методикой воспитания. Учитель-предметник, «урокода-тель», с такой задачей справиться не мог, так возникла идея создания новых факультетов в вузах [Исторический факультет: 15]. В 1962 г. Воронежский государственный педагогический институт, Воронежский областной комитет образования, Воронежский обком ВЛКСМ, Городской дворец пионеров г. Воронежа одобрили и поддержали эксперимент по подготовке учителей истории, обществоведения и старших вожатых в Костроме, Новосибирске и Челябинске. А в 1963/64 учебном году ВГПУ подключился к эксперименту. Первые 56 первокурсников стали обучаться по двум профилям: «учитель истории и обществоведения» и «старший пионерский вожатый».

Начало было сложным. Доцент кафедры педагогики ВГПИ Тамара Николаевна Калечиц вспоминала: «Из общего числа студентов 1-го курса только 11 человек до поступления работали в школе, в том числе несколько человек пионерскими вожатыми. Многие пришли в институт, движимые стремлением изучать историю, но не имея намерения становится пионерскими работниками. Подготовку по второму профилю они воспринимали как неизбежное зло на пути получения исторического образования. Благодаря систематической разъяснительной работе к концу года наметился значительный перелом в отношении студентов ко 2-й специальности. Многие вошли во вкус работы в школе» [Исторический факультет: 14].

Начиная со старших вожатых, истпедфаки постепенно выстраивали систему подготовки учителя как воспитателя, методиста воспитательной работы. Эта идея, к которой мы постепенно возвращаемся в настоящее время, была воплощена в пяти педагогических вузах (в Костроме, Курске, Новосибирске, Челябинске, Воронеже). Профессор Новосибирского государственного педагогического университета З.И. Лаврентьева отмечает: «Выбор вузов сложно объяснить объективными условиями, в том числе и географией их расположения. Скорее всего, это были личности ученых, которые к тому времени сумели себя зарекомендовать как успешные теоретики и практики детского и молодежного движения. В Костроме это был С.М. Миценгендлер, в Курске - Л.И. Уман-ский и А.Н. Лутошкин, в Воронеже - Э.В. Паничева, в Челябинске пропагандировал актуальность работы с общественными организациями В.А. Караков-ский. Нашему сибирскому педагогическому университету повезло с Леонидом Яковлевичем Миеровичем. <...> Существенную роль в открытии истпеда в Новосибирске сыграла известная на всю страну работа с пионерами, которую вел Сталь Анатольевич Шмаков и его педагогический отряд «Снежная республика» [Лавреньева: 257].

Подлинным рождением в феврале 1967 г. истори-ко-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического института обязан структурным изменениям, когда «на базе исторического отделения историко-педагогического факультета был создан историко-педагогический факультет. Преобразование было важным для статуса отделения факультета как учебного подразделения и качественного изменения в подготовке второй специальности как методистов пионерской работы» [Исторический факультет: 15]. Формат факультета, а не отдельной специальности, рассредоточенной по разным факультетам в сочетании с различной предметной подготовкой, позволил в рамках вуза создать среду доминирования воспитания, вожатства, творчества, усиленной педагогической подготовки, интегрировать кадры и попытаться решить глубинную проблему, которая характерна именно для педагогических вузов - противостояние предметной и психолого-педагогической подготовки.

Воронежский истпед стремился моделировать желаемую школьную среду, приближая к требованиям педагогической реальности подготовку будущих учителей-старших вожатых (позднее, учителей-методистов по воспитательной работе). Очень много внимания, особенно в первые годы существования факультета, уделялось практической подготовке: «Все студенты накапливали методический материал игр, танцев, песен, учились фотографировать, работать с природным материалом, тканью. Занятия по затейно-массовой работе давали умения и навыки общаться с аудиторией. Каждый год в день факультета устраивались обширные выставки студенческих работ: мягкой игрушки, выжигания, плетения, технических поделок и многого другого. <...> Студентов истпедфака легко отличали от прочих по особенной форме, непременным атрибутом которой были пионерский галстук и комсомольский значок» [Исторический факультет: 16].

Значительную роль играли подвижники - люди, перед которыми стояла очень сложная задача: разработать и реализовать модель «живой педагогики», максимально «открыть» образовательный процесс в социум, интегрировать лучшие практики пионерской и комсомольской работы, использовать возможности воспитательной работы в образовательных организациях города, области, страны, при этом не за счет предметной подготовки, а в интеграции с ней.

С развитием практики работы историко-педагоги-ческих факультетов страны и ростом их популярности состав студентов становился все более многонациональным: в Воронеж, в том числе по направлениям комитетов ВЛКСМ областей, краев и автономных республик, приезжали ребята из Дагестана, Чечено-Ин-

гушетии, Северо-Осетинской и Калмыцкой автономных республик, Краснодарского и Ставропольского краев, Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Астраханской, Ростовской областей. Сама жизнь на факультете заставляла вырабатывать нормы поликультурного общения.

Академический стиль отношений со студентами необходимо было изменить, усилив эмоциональную составляющую, расширив ролевой рисунок, по возможности «перемешав» статусы. Историко-педагоги-ческие факультеты с первых дней своего существования демонстрировали примеры субъект-субъектного взаимодействия между студентами и представителями профильных кафедр, постепенно этим духом проникались и отдельные преподаватели с других кафедр. Традиция отношений [Камко: 325], закладывающих чувство общности, единого «мы» [Киселев: 16], творческого подъема и убежденности в нужности того, что делается и проживается, закладывались с первых лет существования воронежского истпеда.

Важную роль в жизни факультета играл деканат и профильная кафедра.

Деканами в истпедфаковский период в разные годы были Тамара Николаевна Калечиц (1970-1971), Илья Михайлович Бегенев (1971-1975). Но славу ист-педовского декана заслужил Юрий Александрович Гаврилов, возглавлявший факультет более двадцати лет. «Всегда в гуще ребят, на равных с ними как старший товарищ, как и они - в пионерском галстуке. Авторитет Гаврилова у разных поколений студентов истпедфака был настолько высок, а любовь к нему настолько искренна и самозабвенна, что до настоящего времени Юрий Александрович остается самым уважаемым человеком на факультете» [Исторический факультет: 16-17].

Профильная кафедра (кафедра теории и методики пионерской и комсомольской работы, позднее -кафедра теории и методики воспитательной работы) была образована позже, чем сам факультет, - в январе 1971 года. Первые три года ею руководила Тамара Николаевна Калечиц. С 1974 года до 1987 года кафедру возглавляла Эмма Викторовна Паничева. Удалось собрать уникальный педагогический состав - людей не только высокопрофессиональных, но и разделяющих дух и настроение факультета. Валентин Алексеевич Котюх, выпускник 1985 года, вспоминает: «На втором году обучения на историческом факультете Эмма Викторовна Паничева, Любовь Афанасьевна Суворова, Елена Алексеевна Улезкина, Тамара Николаевна Калечиц при подготовке к практике внушали нам: чтобы работать с детьми и быть интересным им, нужно знать песни, игры, символы и ритуалы, историю пионерской организации, иметь в копилке сценарии отрядных и дружинных дел. Только овладев этим багажом, можно получить зачет. Студенты на спец-

курсах и семинарах учили, играли, сочиняли, пели. Поэт и композитор Юрий Иванович Удодов знакомил нас с пионерскими и комсомольскими песнями, написанными им самим. А песня «Вишенку, вишенку посадил наш класс. Вот какая вишенка выросла у нас!», разученная с нами Константином Оганезовичем Ка-рагезовым, так понравилась студентам нашего курса, что мы и сейчас ее поем на вечерах встречи с выпускниками» [Вожатые: 31-32].

Кафедра стала основателем традиции проведения инструктивных лагерных сборов для студентов-первокурсников (в настоящее время - практикумы по социально-ролевой адаптации студентов), занятий по основам затейно-массовой работы (в настоящее время - практикум по игротехнологиям, практика по социально-педагогической анимации), традиций вожат-ской деятельности и работы педагогических отрядов.

В летописи кафедры много ярких событий.

Так, с 1966 г. студенты историко-педагогическо-го факультета стали участниками межобластного лагерного сбора школьного комсомольского актива «Искра», созданного по решению секретариата ЦК ВЛКСМ. Ставились задачи: обучать комсомольский актив школ основам комсомольской работы; прививать практические навыки организации комсомольской работы; создавать и сплачивать районное школьное комсомольское ядро; обобщать и распространять опыт работы лучших комсомольских организаций; вооружать комсомольцев-школьников умением разбираться в политических и общественных явлениях. Кафедра по программе Обкома ВКЛСМ готовила студентов к работе с активом «Искры». С этой целью под руководством Э.В. Устиновой (Паниче-вой) было разработано методическое пособие «Искра - лагерь комсомольского актива», в основу которого легли коллективно-творческие дела из опыта Всероссийского лагеря «Орленок» ЦК ВЛКСМ.

В 1970-е гг. коллектив стал активно сотрудничать с научно-исследовательскими институтами Москвы, Ленинграда, Киева, лагерями «Артек» и «Орленок» ЦК ВЛКСМ. На кафедре была создана лаборатория «Проблемы педагогики комсомольской и пионерской работы в школе» при Воронежском городском дворце пионеров.

В 1974 г. факультет был признан лучшим среди историко-педагогических факультетов страны по организации практики в пионерских лагерях, ему была присуждена премия ЦК ВЛКСМ и Министерства просвещения РСФСР.

В 1975 г. педагогические отряды «Искатель» и «Романтик» были награждены почетной грамотой Центрального совета пионерской организации.

В этом же году в газете «Молодой ленинец» (орган Костромского обкома ВЛКСМ) в номере от 3 июня сообщалось о проведении школы актива моло-

дых ученых на базе молодежного лагеря «Волгарь» по актуальным проблемам педагогики комсомольской и пионерской работы, в котором приняла участие команда воронежского истпеда. Один из руководителей школы - Татьяна Николаевна Мальковская (в те годы доцент Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена), на многие годы ставшая другом кафедры, научным наставником молодых исследователей, - по итогам работы школы отмечала: «Одним из важнейших проблем современной педагогики считаю изучение влияния социальных факторов на развитие личности. Таких, как средства массовых коммуникаций, семья, пионерская организация, комсомол. Каждый из перечисленных факторов имеет свой механизм влияния, координация всех этих зависимостей, изучение их внутренних связей, элементов стихийности и целенаправленности представляет собой очень сложный комплекс социально-педагогических вопросов. Эти вопросы требуют изучения. <...> Если говорить о качествах молодого ученого и педагога вообще, я бы выделила прежде всего честность, умение прогнозировать процесс развития того или иного явления, ну и, конечно, любовь к детям» [Молодой ленинец: 3].

В 1977 г. на базе кафедры и факультета Министерство просвещения проводило выездное заседание методической комиссии теории и методики пионерской и комсомольской работы. Задача методической комиссии состояла в координации деятельности историко-педагогических факультетов, обеспечении обмена опытом между ними, выработке научных рекомендаций, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса. В Воронеж приехали представители Прибалтики, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и других республик, областных центров. Среди них были заведующие кафедрами и преподаватели педагогических дисциплин, деканы и заведующие кабинетами, лаборанты. Подбор состава участников был связан с опытом организации кабинетов пионерской и комсомольской работы, который в это время уже был создан в ВГПИ.

Методическая комиссия ставила своей целью выработать рекомендации для историко-педагогических факультетов и педагогических училищ, готовящих старших вожатых. В плане семинаров было несколько докладов и преподавателей воронежской кафедры: «Место и роль кабинета пионерской и комсомольской работыв организации учебной и научно-методической работы кафедры (Э.В. Паничева), «Учебный кабинет в организации самостоятельной работы студентов» (Н.М. Трофимова), «Помощь кабинета в организации научной работы студентов» (Т.Н. Калечиц). Для участников семинара был организован практикум по методике пионерской и комсомольской работы на базе методического кабинета ВГПИ.

В 1980 г. преподаватели и студенты принимают участие в подготовке и проведении Всероссийского слета ученических производственных бригад.

В 1984 г. руководимое Э.В. Паничевой студенческое конструкторское бюро (СКБ) по проектированию игровых комнат и площадок в составе научно-творческого педотряда «Романтик» было награждено медалью и дипломом ВДНХ за научно-творческие достижения (с 1973 по 1987 гг. кафедра работала над комплексной темой по проблеме игровой деятельности, вела хоздоговорную работу). Студенты-члены СКБ трудились в школах № 49 и № 58 Воронежа в качестве исследователей по теме «Игра, творчество, труд» (1976-1979 гг.; 1983-1985 гг.); в летний оздоровительный сезон - в пионерских лагерях «Спутник» (г. Воронеж), Всероссийском лагере «Орленок» (дружины «Солнечная» и «Морская»), Всесоюзном лагере «Артек» (дружина Озерная»).

Работа кафедры в истпедовский период была яркой и напряженной. В первые годы стоял вопрос: как же подготовить будущего пионерского вожатого, будущего педагога истории к творческому процессу в организации детского коллектива? Решение было возможным только в случае ответа на другие, глубоко смысловые вопросы: что такое педагогическое творчество в работе вожатого и учителя; как сочетать нормативные требования к деятельности вожатого и учителя с творчеством; каковы механизмы формирования и развития творчества в интеграции двух специальностей - учителя истории и пионерского вожатого? Преподаватели кафедры были убеждены в том, что педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя и будущего пионерского вожатого. На многие годы стратегической целью кафедрального коллектива в работе со студентами стало воспитание творчеством.

С 1977 года факультет меняет направление подготовки по второму профилю, студентов готовят по специальности 2108 «История и педагогика» (квалификация «учитель истории и обществоведения, методист по воспитательной работе»). Разрабатываются новые учебные планы, расширяются сферы практической подготовки, создается оригинальная и действенная модель организации летней педагогической практики.

К концу 1980-х на первый план вышли иные приоритеты, меняются профили. Постепенно факультет перестает быть историко-педагогическим по наименованию и направлениям работы. Но до сих благодаря преподавателям-выпускникам, традициям, стилю жизни профильной кафедры (сегодня - кафедра социальной педагогики) сохраняется «дух факультета», в факультетском фольклоре живут имена, истории труда и побед, песни и яркие образы преподавателей, студентов, выпускников. Каждому новому

курсу рассказывают яркую быль об историко-педа-гогическом факультете Воронежского государственного педагогического института.

Любой портрет должен быть целостным. Стратификационные перемены неизбежны. И только в сочетании с удержанием глубинной самоидентичности, духа и смыслов можно сохранить целостный образ. Примером тому может служить портрет историко-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического института.

Список литературы

Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л., 1926. 150 с.

Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Рассадин Н.М. Феномен пионерфака (к 45-летию историко-педагогическо-го факультета ЮПИ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. 2007. Т. 13, № 1. С. 97-102.

Булыгина М.В. Социально-педагогический портрет дореволюционного корпуса учителей иностранных языков (на примере учителей Южного Зауралья) // Современный ученый. 2019. № 1. С. 21-26.

Вожатые Воронежского педагогического: история, традиции, современность (от А до Я) / авт.-сост. М.В. Шакурова, Ю.В. Кудинова, А.А. Пенькова, Д.С. Калишкина, М.С. Юрова. Воронеж, 2021. 154 с.

Евменова Л.Н. Ретроспектива культурологического портрета Омска // Общество: философия, история, культура. 2019. № 4. С. 96-102.

Есина Т.А. Социальное портретирование как метод изучения читателей библиотек: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 241 с.

Исторический факультет Воронежского государственного педагогического университета (19312005): историко-биографические очерки. Воронеж, 2005. 160 с.

Камко Е.А. Развитие высшего педагогического образования в 1980-1990-е гг. на примере историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института // Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия. Кострома, 2020. С. 324-327.

Киселёв Н.Н., Киселёва Е.В., Ромм Т.А. Новосибирский истпед: связь времен // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13, № 1. С. 11-18.

Лаврентьева З.И. Сибирская школа педагогических кадров для комсомола // Российская молодежь: от комсомола к современным формам политической организации. Новосибирск, 2018. С. 254-262.

Молодой ленинец. 1975. URL: https://nd58.ru/arhiv/ arhiv-molodoj-leninec/ (дата обращения: 11.11.2021)

Старовойтов А.Л. Потенциальность метода психологического портретирования личности ученого в историко-педагогических исследованиях // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблема интерпретации. М, 2019. С. 80-85.

References

Anciferov N.P. Puti izucheniya goroda kak social'-nogo organizma. Opyt kompleksnogo podhoda [Ways of studying the city as a social organism. Experience of an integrated approach]. Leningrad, 1926, 150 p. (In Russ.)

Basov N.F., Kirpichnik A.G., Rassadin N.M. Feno-men pionerfaka (k 45-letiyu istoriko-pedagogicheskogo fakul'teta KGPI [The phenomenon of the pioneer faculty (to the 45th anniversary of the Historical and Pedagogical Faculty of KSPI]. Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'nayarabota. YUveno-logiya. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile studies. Socioki-netics], 2007, vol. 13/1, pp. 97-102. (In Russ.)

Bulygina M.V Social'no-pedagogicheskij portret do-revolyucionnogo korpusa uchitelej inostrannyh yazy-kov (naprimere uchitelej YUzhnogo Zaural'ya) [Socio-pedagogical portrait of the pre-revolutionary corps of teachers of foreign languages (on the example of teachers of the Southern Trans-Urals)]. Sovremennyjuche-nyj [Modern Scientist], 2019, vol. 1, pp. 21-26. (In Russ.)

Vozhatye Voronezhskogo pedagogicheskogo: istoriya, tradicii,sovremennost' (ot A do YA) [Counselors of the Voronezh Pedagogical University: history, traditions, modernity (from A to Z)]. Voronezh, 2021, 154 p. (In Russ.)

Evmenova L.N. Retrospektiva kul'turologicheskogo portreta Omska [Retrospective of the cultural portrait of Omsk]. Obshchestvo:filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: philosophy, history, culture], 2019, vol. 4, pp. 96102. (In Russ.)

Esina T.A. Social'noe portretirovanie kak metod izucheniya chitatelej bibliotek: dis. ... kand. ped. nauk [Social portraiture as a method of studying Library readers: DSc thesis]. Moscow, 2010, 241 p. (In Russ.)

Istoricheskij fakul'tet Voronezhskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta (1931 - 2005): is-toriko-biograficheskie ocherki [Faculty of History of Voronezh State Pedagogical University (1931-2005):

historical and biographical essays]. Voronezh, 2005, 160 p. (In Russ.)

Kamko E.A. Razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v 1980-1990-e gg. Naprimere istoriko-pedagogicheskogo fakul'teta Kostromskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo institute [Development of higher pedagogical education in the 1980s-1990s on the example of the historical and pedagogical faculty of the Kostroma State Pedagogical Institute]. Psihologo-pedagogicheskaya deyatel'nost': sfery sotrudnichestva i vzaimodejstviya [Psychological and pedagogical activity: spheres of cooperation and interaction]. Kostroma, 2020, pp. 324-327. (In Russ.)

Kiselyov N.N., Kiselyova E.V., Romm T.A. Novo-sibirskij istped: svyaz' vremen [Novosibirsk istped: the connection of times]. Vestnik Kostromskogo gosudarst-vennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'nayarabota. YUvenologiya. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile studies. Sociokinetics], 2007, vol. 13/1, pp. 11-18. (In Russ.)

Lavrent'eva Z.I. Sibirskaya shkola pedagogicheskih kadrov dlya komsomola [Siberian School of pedagogical personnel for Komsomol]. Rossijskaya molodezh': ot komsomola k sovremennym formam politicheskoj or-ganizacii [Russian Youth: from the Komsomol to modern forms of political organization]. Novosibirsk, 2018, pp. 254-262. (In Russ.)

Molodoj leninec [Young Leninist], 1975, URL: https://nd58.ru/arhiv/arhiv-molodoj-leninec/ (access date: 11.11.2021) (In Russ.)

Starovojtov A.L. Potencial'nost' metoda psihologi-cheskogo portretirovaniya lichnosti uchenogo v istoriko-pedagogicheskih issledovaniyah [The potentiality of the method of psychological portraiture of a scientist's personality in historical and pedagogical research]. Istochniki issledovaniya o pedagogicheskom proshlom: inter-pretaciya problem i problema interpretacii [Sources of research on the pedagogical past: interpretation of problems and the problem of interpretation]. Moscow, 2019, pp. 80-85. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 19.11.2021; одобрена после рецензирования 30.11.2021; принята к публикации 30.11.2021.

The article was submitted 19.11.2021; approved after reviewing 30.11.2021; accepted for publication 30.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.