Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование учебных творческих проектов как средства общепедагогической подготовки будущих учителей'

Теоретическое обоснование учебных творческих проектов как средства общепедагогической подготовки будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников С. Л.

В статье дается теоретическое обоснование учебных творческих проектов как средства общепедагогической подготовки будущих учителей. Раскрывается сущность, содержание и структура общепедагогической подготовки будущих учителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование учебных творческих проектов как средства общепедагогической подготовки будущих учителей»

УДК-378.184

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВА ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

С.Л. Мельников

В статье дается теоретическое обоснование учебных творческих проектов как средства общепедагогической подготовки будущих учителей. Раскрывается сущность, содержание и структура общепедагогической подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: общепедагогическая подготовка; учебные творческие проекты; профессиональная компетентность; профессионализм.

Одним из структурных компонентов содержания профессионально - педагогического образования является общепедагогическая подготовка будущих учителей.

В нашей стране в дореволюционный период развития общепедагогическая подготовка в высшей школе не имела самостоятельного характера и осуществлялась главным образом на завершающем этапе обучении учителей.

В период становления советской школы подготовка учителей стала основой для развития образовательной системы и получила достаточно подробное исследование в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, A.B. Луначарского, С.Т. Шацкого. Благодаря работам приведенных авторов уже

в 20 - 30-е годы общепедагогическая подготовка стала самостоятельной частью общей системы высшего педагогического образования.

Развитие высшей школы характеризовалось поиском путей усиления роли педагогических дисциплин в подготовке учителя, установления органической связи между изучением педагогической теории и организацией педагогической практики на каждом этапе обучения студентов.

Исследования, проведенные учеными - педагогами за пределами нашей страны, были направлены главным образом на разработку технологической характеристики деятельности учителя, перечня умений и навыков преподавателя - предметника и методов их формирования. Наибольший вклад в эту деятельность внесли Д. Аллен, Р. Буш, Н. Гейдж, Г. Доу, А. Дреер, Д. Отт, П. Томпсон, X. Мерриманидр.

Согласно исследованиям O.A. Абдуллиной, изучение проблем общепедагогической подготовки на современном этапе развития высшего образования проводится по следующим направлениям:

1. Изучение структуры деятельности и личности учителя, научно - теоретических основ формирования личности учителя в процессе его профессиональной подготовки.

2. Определение научно обоснованного содержания педагогического образования, круга общепедагогических знаний и умений, которыми должны владеть учитель и студент вуза.

3. Выявление путей совершенствования учебно-воспитательного процесса по педагогическим дисциплинам [1, с. 4].

Прежде всего встает вопрос об определении сущности понятия «Общепедагогическая подготовка». В настоящее время имеются разные подходы к этому вопросу. Так, O.A. Абдуллина дает следующее определение: «Общепедагогическая подготовка учителя представляет собой процесс обучения студентов в системе учебных занятий по педагогическим дисциплинам и педагогической практики и результат, характеризующийся определяемым уровнем развития личности учителя, сфомированности общепедагогических знаний, умений и навыков. Система общепедагогических знаний, умений и навыков является общей, единой и необходимой каждому учителю, независимо от специализации... для реализации его социально - профессиональных функций... Весь комплекс педагогических дисциплин определяет профессиональную направленность педагогического института, составляет ядро профессиональной подготовки студентов педвузов» [1, с. 5].

Из этого определения вытекает, что общепедагогическая подготовка - это:

• процесс и результат изучения педагогических дисциплин и прохождения педагогических практик;

• система общепедагогических знаний, умений и навыков;

• ядро профессиональной подготовки будущего учителя.

Данное определение имеет два основных недостатка. Во-первых, в содержание общепедагогической подготовки не включаются общепедагогические качества личности учителя. Во-вторых, не подчеркнута роль самостоятельной работы студентов по повышению уровня своей общепедагогической подготовки. А.Ф. Ушанов общепедагогическую подготовку определяет как «интегративное качество личности профессионала с позитивными характерологическими особенностями, развитым научно - профессиональным аспектом мировоззрения и аналитическим мышлением, общепедагогическими знаниями, навыками и умениями» [2, с. 17].

В этом случае общепедагогическая подготовка определяется как интегративное качество личности профессионала. Но в систему общепедагогических качеств учителя включается только научно - профессиональный аспект мировоззрения и аналитическое мышление. А такие общепедагогические характеристики профессионализма учителя, как педагогический такт, педагогическая культура и другие в содержание общепедагогической подготовки не включены.

Как уже отмечалось ранее, общепедагогическая подготовка является ядром профессиональной подготовки учителя. Поэтому ее содержание обусловлено такими понятиями, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».

А.К. Маркова отмечает, что профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности школьников. Компетентность учителя определяется такими соотношениями в его реальном труде как его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества - с другой [3, с. 8-9].

В настоящее время профессионализм рассматривается как система, состоящая из двух взаимосвязанных подсистем: профессионализм личности и профессионализм деятельности. По определению A.A. Деркача, профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта труда, обретающего высокую профессиональную квалификацию и компетентность. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно - значимых качеств.

Профессионализм деятельности и личности - это две стороны одного и того же явления, находящиеся в диалектическом единстве. Таким образом, структуру содержания общепедагогической подготовки как ядра профессиональной подготовки, можно представить следующим образом.

Рис.1. Структура содержания общепедагогической подготовки

Содержание общепедагогической подготовки студентов высшей педагогической школы представляет собой взаимосвязь общего (ядра), особенного (дополнение с учетом специфики факультета) и индивидуального (дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания). Она определяется учебными планами, учебными программами, учебниками и учебными пособиями по педагогическим дисциплинам, основанным на государственном стандарте профессионально -педагогического образования.

К настоящему времени накоплен большой опыт построения профессиограммы учителя (В.А. Сластенин, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков и др.). Так, В.А. Крутецкий выделил дидактические, академические, коммуникативные способности учителя. А.И. Щербаков обосновал дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские способности учителя.

Исследователи под руководством В.А. Сластенина считают, что цель современного педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя, которого характеризуют высокая гражданская ответственность, любовь к детям, подлинная интеллигентность, духовная культура, высокий профессионализм, потребность в постоянном самообразовании, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность [5, с. 27].

Совокупность этих требований характеризует профессиональную готовность учителя к педагогической деятельности.

В основе содержания подготовки будущих учителей лежат теоретические знания по педагогике. Знание теории педагогики позволяет учителю правильно понимать и объяснять факты и явления учебного процесса школы, строить свою работу на научной основе, наконец, создает возможность предвидения результатов деятельности педагога по воспитанию и обучению школьников. Владение общепедагогическими знаниями помогает учителю успешно выполнять свои задачи воспитателя, преподавателя, организатора педагогического процесса. Реализуя эти задачи, учитель выполняет различные конкретные виды педагогической деятельности. Результативность их во многом определяется знанием учителем методологических основ педагогической науки, теории воспитания, теории образования и обучения, теории управления школой и истории развития педагогической мысли и педагогических систем.

В педагогической литературе в качестве структурных элементов системы общепедагогических знаний выделяются:

• знание педагогических теорий, идей, концепций, законов и закономерностей;

• знание основных категорий и понятий;

• знание основополагающих педагогических фактов;

• прикладные знания об общей методике обучения и воспитания школьников [1, с. 72-75].

На основе анализа государственных стандартов и современных пособий по педагогике

можно составить значительный перечень общепедагогических знаний. В них входят в том числе педагогические факты, на которых необходимо особо остановиться.

Педагогический факт в учебном процессе по педагогике играет двоякую роль:

• во-первых, является иллюстрацией к теоретическим положениям;

• во-вторых, является источником для теоретических выводов, средством обоснования теоретических положений.

Педагогические факты отражают педагогический смысл. Через факты практика выступает критерием истинности педагогический теории. В свою очередь педагогическая теория развивается на основе изучения педагогических фактов. Педагогические факты являются связующим звеном между теорией и практикой в процессе обучения.

Педагогические факты способствуют усилению связи педагогической теории и практики. Восприятие и описание педагогических фактов не должно осуществляться лишь на уровне эмоционального отношения и оценочных суждений типа «нравится - не нравится». Необходимо их теоретическое осмысление.

Составной частью общепедагогической подготовки являются общепедагогические умения и навыки. В настоящее время под педагогическими умениями и навыками понимается «совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми» [5, с. 153]. В таком понимании сущности педагогических умений подчеркнута ведущая роль теоретических знаний в подготовке учителя. Педагогические навыки - это умения, доведенные до автоматизма.

Проблеме педагогических умений и навыков были посвящены специальные исследования [6; 7;

8].

Процесс освоения деятельности представляет собой последовательное выполнение следующих действий:

• овладение целевыми действиями;

• овладение операционным составом действий;

• овладение принципами выбора способов действий;

• осознание способов действий.

Таким образом, педагогические умения имеют внутреннюю структуру, то есть взаимообусловленную связь действий как относительно самостоятельных частных умений. Структура общепедагогического умения достаточно сложна, ведь через него реализуются не только общепедагогические знания, но и знания психологические, специально-предметные, методические и общественно-политические.

Общепедагогические умения можно классифицировать по основным видам деятельности. В этом случае выделяют:

• дидактические умения (организация учебного процесса и руководство познавательной деятельностью школьников);

• воспитательные умения (проведение внеклассной воспитательной работы с учащимися и руководство их самообразованием);

• самообразовательные умения.

Каждая из выделенных групп умений обладает своей спецификой, но все они взаимосвязаны между собой. Педагогические умения можно также классифицировать по структуре педагогической деятельности.

Исследователи (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, В.А. Сластенин) выделяют четыре компонента педагогической деятельности: конструктивный, организаторский, коммуникативный, исследовательский. Согласно этим компонентам выделяют следующие общепедагогические умения:

Рис.2. Структура общепедагогических умений

Важной задачей общепедагогической педагогики будущих учителей является формирование у них общепедагогических личностных качеств.

В настоящее время имеются разные подходы к определению содержания этого компонента общепедагогической подготовки учителя. Так, O.A. Абдуллина в него включает отношение учителя к педагогической деятельности (отношение к детям, степень удовлетворенности работой, отношение к педагогическому самообразованию) [1, c. 59].

А.Ф. Ушанов к профессионально значимым качествам будущих педагогов относит гражданскую и профессиональную направленность педагога на прогрессивное духовно-нравственное развитие воспитуемых [2, с. 22].

Коллектив ученых под руководством В.А. Сластенина в профессиограмме учителя ведущее место отводят его направленности, включающей в себя социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность [4, с. 26-30].

Наиболее фундаментальной характеристикой личности учителя является его социально-нравственная направленность, включающая в себя социальные потребности, моральные ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Социально-нравственная направленность лежит в основе социальной активности учителя.

Стержневой характеристикой личности учителя является его профессионально-педагогическая направленность, структура которой представлена на нижеследующем рисунке.

Интерес к педагогической профессии выражается в положительном отношении к детям, родителям и педагогической деятельности.

Педагогическое призвание находит свое выражение в склонности к педагогической деятельности и осознании правильности выбора профессии учителя.

Рис.3. Структура профессионально-педагогической направленности личности учителя

Любовь к детям является основополагающим качеством личности учителя, обуславливающим формирование других профессионально-педагогических качеств. Педагогический долг и ответственность связаны с неукоснительным следованием кодексу педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя в служении детям, защите их интересов и прав.

Педагогический такт, чувство меры, внимательность и доброжелательность проявляются в общении учителя с коллективом, родителями и детьми.

Педагогическая справедливость учителя проявляется в объективности оценок, одинаковом отношении ко всем детям.

Познавательная направленность личности учителя включает в себя духовные потребности и интересы. Основными проявлениями этой направленности являются:

- культура научно-педагогического мышления;

- педагогическая наблюдательность;

- потребность в знаниях, постоянном профессионально-педагогическом самообразовании.

Общепедагогические качества отражают взаимосвязь общепедагогических знаний, умений

и навыков, их динамичность и творческий характер.

Решение задач общепедагогической подготовки - это достаточно сложный поэтапный процесс. Для достижения его целей необходимо специальное структурирование учебного материала, его конкретизация вокруг ведущих теорий и концепций, выделение основных понятий, установление рационального сочетания теоретического и практического материала. Ведущие концепции и идеи выполняют организующую функцию в образовании и развитии системы знаний, являются основой и источником их расширения и углубления, организации процесса воспитания личности будущего учителя. В этом смысле учебные курсы общепедагогических дисциплин не отличаются от иных учебных курсов. Изучение учебного материала осуществляется на основе общих принципов дидактики высшей школы с применением соответствующих организационных форм, методов и средств обучения.

Формирование общепедагогических знаний, умений, навыков и личностных качеств будущего учителя - длительной процесс, в котором выделяются следующие этапы:

1 этап - формирование начальных представлений о детях, педагогической деятельности, профессии учителя, его личностных и профессиональных качеств, роли и значении педагогической теории и школьной практики;

2 этап - формирование предметной системы знаний, усвоение ведущих педагогических теорий, категорий, понятий, закономерностей, принципов воспитания и обучения, содержания и методов обучения и воспитание подрастающих поколений;

3 этап - формирование комплексной обобщенной системы знаний на основе межпредметных связей с психологией, возрастной физиологией, частными методиками преподавания школьных предметов, общественно-культурологическими дисциплинами, включая философию образования [1, с. 91].

Движущими силами развития и совершенствования структуры, содержания и методов общепедагогической подготовки учителя, источниками и стимулами его поступательного развития являются противоречия между постоянным ростом требований к учителю и возможностями их полного отражения и учета в системе общепедагогической подготовке в вузе; между изменениями в содержании педагогического труда (под влиянием многообразных

факторов) и уровнем их отражения в содержании и методах общепедагогической подготовки; между усилением социальной значимости педагогической науки и реальным (актуальным) содержанием общепедагогических дисциплин в вузе в силу условий обучения; между повышением объективной значимости педагогической теории в деятельности учителя и уровнем ее развития.

Общепедагогическая подготовка учителя - объективный процесс, в основе которого лежат определенные закономерности:

- обусловленность системы общепедагогической подготовки потребностями социально-экономического и духовного развития общества;

- соответствие содержания, форм и методов общепедагогической подготовки уровню развития педагогической науки и школьной практики, характеру и содержания педагогического труда;

- единство обучения, воспитания и развития будущих учителей в процессе общепедагогической подготовки;

- взаимосвязь целей, функций, содержания и методов общепедагогической подготовки студентов педвузов;

- зависимость качества общепедагогических знаний, умений и навыков от характера, содержания, форм и методов организации учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности студентов;

- зависимость содержания и методов общепедагогической подготовки от индивидуальных особенностей студентов.

Система вузовской общепедагогической подготовки будущих учителей включает в себя следующие компоненты:

- изучение педагогических дисциплин;

- написание курсовых и дипломных работ;

- проведение педагогических практик;

- проведение внеучебных мероприятий по педагогике;

- самостоятельная работа студентов по педагогическому самообразованию.

Общепедагогическая подготовка студентов осуществляется в различных видах

деятельности: учебно-познавательной, учебно-практической, самостоятельной деятельности.

Общепедагогическая подготовка выполняет следующие функции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- образовательную (формирование общепедагогических знаний, умений и навыков);

- воспитательную (воспитание общепедагогических личностных качеств);

- развивающую (развитие общепедагогических способностей);

- координирующую (обеспечения взаимосвязи всех блоков содержания и субъектов профессионально-педагогической подготовки будущих учителей).

Общепедагогическая подготовка является ядром профессионально-педагогического образования, формирования и развития профессионализма деятельности и профессионализма личности учителя. Она определяет профессионально-педагогическую направленность всего образовательного процесса в педагогическом вузе.

Таким образом, проведенный анализ позволяет нам определить общепедагогическую подготовку студентов как процесс и результат формирования и развития у будущих учителей общепедагогических знаний, умений, навыков и личностных качеств в процессе учебных, внеучебных занятий и самостоятельной работы; интегративный компонент профессионализма деятельности и профессионализма личности педагога.

The theoretical substantiation of educational creative projects as means of the general pedagogical training of the future teachers is given in the article. The article reveals the essence, the content and structure of the general pedagogical training of the future teachers.

The key words: the general pedagogical training; educational creative projects; professional competence; professionalism.

Список литературы

1. Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990.

2. Ушанов А. Ф. Решение социально - воспитательных задач в структуре общепедагогической подготовки студентов: Дисс... канд. пед. наук. Кострома, 1999.

3. МарковаА.К. Психология трудаучителя. М.: Просвещение, 1993.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М.: Изд. центр «Академия», 2002.

5. Коджаспироеа Г.М., Коджаспирое А.Ю. Педагогический словарь. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

6. Белокур Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки. Челябинск: ЧГПИ, 1986.

7. Томин H.A., Белокур Н.Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки. Челябинск: ЧГПИ, 1986.

8. Черкес-Заде Н.М. Формирование основ общепедагогических умений у студентов младших курсов.//Единство теории и практики в преподавании педагогических дисциплин: Сб. науч.тр./ Под ред. А.И. Пискунова. М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.