^уДК-378
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
С.Л. Мельников
В статье дается обоснование эффективности общепедагогической подготовки студентов средствами учебных творческих проектов. Раскрываются критерии, показатели и признаки общепедагогической подготовки будущих учителей.
Ключевые слова: общепедагогическая подготовка, эффективность, критерии, показатели и признаки, адекватность, компетентность, уровни сформированности.
Под эффективностью педагогического процесса обычно понимается степень достижения поставленных целей за определенный промежуток времени.
Эффективность оценивается с помощью критериев и показателей. В педагогике критерий (греч. кгйегюп) - это признак, по которому классифицируются и оцениваются педагогические факты, действия и явления. Критерий является качественной характеристикой эффективности педагогического процесса. Степень сформированности того или иного критерия можно замерить с помощью показателей.
В литературе существует достаточно много подходов к определению критериев оценки эффективности обучения. Их разработке посвящены работы С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, И.Д.Зверевой, Н.В. Кузьминой, Н.Ф. Талызиной и др. В этих работах отмечается, что при разработке критериев следует учитывать следующие условия:
• необходимость определения области применения данных критериев, их целевого назначения;
• семантическую определенность - точное определение смысла каждого критерия и однозначное понимание его всеми экспертами;
• конструктивность - признаки должны быть конструктивно описаны, иначе нельзя их выявить.
Определяя эффективность педагогического процесса, прежде всего необходимо обозначить
признаки, которым должны удовлетворять критерии. Эти признаки в общем виде изложены в педагогической литературе. К ним относятся объективность, адекватность, валидность, комплексность и интегративность [3, с. 61-64].
Объективность заключается в том, что критерии должны однозначно оценивать реальное состояние объекта или процесса на данный момент.
Адекватность, валидность, означает, что критерии должны оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.
Комплексность и интегративность связаны с тем, что совокупность критериев с достаточной полнотой должны охватывать и интегрировать все существенные характеристики исследуемого явления или процесса. Совокупность критериев оценки должна включать в себя количественные и качественные, процессуальные и результативные критерии.
Исходя из целевой установки, нам необходимо определить такие критерии, с помощью которых можно объективно и всесторонне изучить эффективность общепедагогической подготовки студентов.
В настоящее время нет единого подхода к выделению критериев и показателей эффективности общепедагогической подготовки учителей. О.А. Абдуллина в своем исследовании опиралась на три критерия:
• уровень сформированности теоретических знаний: объем знаний (полнота, глубина,
прочность); осознанность знаний (самостоятельность суждений, доказательность, постановка проблемных вопросов); интерес к педагогической теории (чтение педагогической литературы, участие в научно-исследовательской работе);
• уровень сформированности педагогических умений: количество действий, выполняемых учителем при использовании того или иного умения; последовательность действий; качество выполнения каждого действия; время, затраченное на выполнение действий;
• отношение учителя к педагогической деятельности: степень удовлетворенности работой; отношение к неудачам и трудностям; отношение к педагогическому самообразованию; отношение к детям [2, с. 59].
А.Ф Ушанов исследовал такие компоненты общепедагогической подготовки будущих учителей, как профессионально значимые характерологические качества, научно-профессиональные аспекты мировоззрения, общепедагогические знания, умения и навыки [3,с. 22].
Поэтому встает задача обоснования критериев и показателей эффективности общепедагогической подготовки будущих учителей.
Мы считаем, что в структуре личности будущего учителя эти компоненты занимают следующее положение (Таблица 1).
Компоненты структуры личности Компоненты общепедагогической подготовки
Когнитивная сфера Общепедагогические знания
Операционно-практическая сфера Общепедагогические умения и навыки
Потребностно-мотивационная сфера Общепедагогические личностные качества
Таким образом, можно выделить когнитивный, операционно-практический, и потребностно-мотивационный критерии эффективности общепедагогической подготовки будущего учителя.
Отдельно следует отметить, что в качестве критериев эффективности подготовки будущих учителей в педагогических исследованиях чаще всего выступают знания, умения и навыки, выраженные определенной оценкой. Личностные же качества, необходимые для успешной профессиональнопедагогической деятельности будущего учителя, в систему критериев включается редко. Это, на наш взгляд, не позволяет объективно и полно оценить все характеристики процесса подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности.
По каждому критерию нужно выделить показатели и признаки их сформированности.
Основными признаками их сформированности можно считать следующие:
- объем общепедагогических знаний (подготовка, глубина);
- качество знаний (системность, прочность, осознанность);
- успеваемость и учебная успешность;
- интерес к педагогической теории (чтение педагогической литературы, участие в НИР по педагогике идр.).
Умения и навыки проявляются и формируются в деятельности. В зависимости от характера деятельности можно выявить различные уровни сформированности общепедагогических умений и навыков.
О.А. Абдуллина выделяет четыре уровня сформированности общепедагогических умений и навыков: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творчески-репродуктивный, творческий [1, с. 87]. Качественная характеристика этих уровней представлена в нижеследующей таблице (Таблица 2).
Таблица 2
Качественные характеристики уровней сформированности общепедагогических умений и
навыков
Уровни Качественные характеристики
Репродуктивный Выполнение отдельных действий по образцу на основе подражания без достаточного осознания их принципов, слабая корреляция умений с теоретическими знаниями
Репродуктивно-творческий Теоретическое осмысление отдельных способов деятельности учителя, выполнение частичнопоисковых практических действий в типичных ситуациях
Теоретико- репродуктивный Теоретическое осмысление методов и приемов работы учителя и собственных действий, самостоятельное определение способов деятельности, выполнение практических действий в нестандартных ситуациях
Творческий Умение самостоятельно проектировать способы своей деятельности, корректировать свой опытна основе педагогической теории, поиск новых теоретических способов работы
Необходимо выявить качественные характеристики уровней сформированности общепедагогических умений и навыков как по отдельным темам педагогических курсов, так и по педагогике в целом. Эти уровни характеризуют динамику профессионального развития будущего учителя.
В качестве показателей потребностно-мотивационного критерия общепедагогической подготовки учителя выступает его социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность. Эти виды направленности могут быть сформированы полностью, частично или совсем не сформированы.
В обобщенном виде критерии, показатели и признаки общепедагогической подготовки будущих учителей представлены в таблице (Таблица 3).
Таблица 3
Критерии, показатели и признаки общепедагогической подготовки будущих учителей
Критерии Показатели Признаки
1 .Когнитивный 1. Знание педагогической теории, идей концепций, законов и закономерностей. 2. Знание основных и педагогических категорий и понятий. 3. Знание основополагающих педагогических факторов. 4. Прикладные знания по общей методике обучения и воспитания школьников 1.Объем знаний (полнота, глубина). 2.Качество знаний (системность, прочность, осознанность). 3.Успеваемость и учебная успешность. 4.Интерес к педагогической теории (чтение педагогической литературы, участие в НИР)
2. Операционнопрактический 1. Конструктивные умения (аналитические, прогностические, проективные, рефлективные). 2. Организаторские умения (информационные, развивающие, ориентационные, мобилизационные, прикладные). 3. Коммуникативныеумения (перцептивные, педагогического общения, педагогической техники). 4. Исследовательские умения (планирование, организация и проведение, оформление результатов исследования) Уровни сформированности: -репродуктивный; -репродуктивно-творческий; -творчески-репродуктивный; творческий
З. Потребностно-мотивационный 1. Социально-нравственная направленность (социальные потребности, морально-ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности). 2. Профессионально-педагогическая направленность (интерес к педагогической профессии, педагогическое признание, любовь к детям, педагогический долг и ответственность, самоотверженность, педагогический такт, педагогическая справедливость). 3. Познавательная направленность (культура научнопедагогического мышления, педагогическая наблюдательность, потребность в знаниях, постоянном профессионально-педагогическом образовании) Полнота сформированности направленности: -сформирована полностью; -сформирована частично; -не сформирована
На основе этой таблицы можно дать качественную характеристику уровней общепедагогической подготовки будущих учителей (Таблица 4).
Таблица 4
Качественные характеристики уровней сформированности общепедагогической _________________________________подготовки будущих учителей___________________________________
Критерии Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Когнитивный Общепедагогические знания не сформированы, интерес к педагогической теории отсутствует Сформированные неглубокие поверхностные общепедагогические знания, интерес к педагогической теории неустойчивый В полном объеме сформированы глубокие общепедагогические знания, имеется устойчивый интерес к педагогической теории
2. Операционнопрактический Общепедагогические умения сформированы на репродуктивном уровне Общепедагогические умения сформированы на репродуктивно-творческом уровне Общепедагогические умения сформированы на творческом уровне
З. Потребностно-мотивационный Социально-нравственная, профессиональнопедагогическая и познавательная направленность не сформирована Социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность сформирована частично Социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность сформированы полностью
The article covers the substantiation of the efficiency of a pedagogical training of students by means of educational creative projects. The article reveals criteria, indicators and signs of a pedagogical training of the future teachers.
The key words: pedagogical training, efficiency, criteria, indicators, signs, adequacy, complexity, levels of forming.
Список литературы
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для педагогических специальностей ВУЗов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990.
2. Новиков А.М. как работать над диссертацией. М.: Издательство ИПК и ПРНО, 1996.
3. Ушанов А.Ф. Решение социально воспитательных задач в структуре общепедагогической подготовки студентов. Дисс...канд. пед. наук. Кострома,1999.
Об авторе
Мельников С.Л. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, [email protected]