Научная статья на тему 'Модель подготовки будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса'

Модель подготовки будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкирова Ольга Николаевна

В статье отражен взгляд автора на проблему улучшения готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности, рассматривая один из ее аспектов: использование воспитательных возможностей учебного процесса. Анализируя актуальность выдвинутой проблемы, описывается модель подготовки будущих учителей, программа ее развития, критерии и показатели готовности студентов к исследуемому виду деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель подготовки будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса»

УДК 378.14

ББК 74 р

Башкирова Ольга Николаевна

ассистент г.Калуга

Модель подготовки будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса

В статье отражен взгляд автора на проблему улучшения готовности студентов к профессиональной педагогической деятельности, рассматривая один из ее аспектов: использование воспитательных возможностей учебного процесса. Анализируя актуальность выдвинутой проблемы, описывается модель подготовки будущих учителей, программа ее развития, критерии и показатели готовности студентов к исследуемому виду деятельности.

В условиях гуманизации и гуманитаризации образования возрастает роль

учителя, обеспечивающего интеграцию гуманитарного и фундаментального знания, использующего потенциал процесса обучения для достижения воспитательных целей. В условиях повышения требований к профессиональной подготовке будущего учителя объективным основанием высокой степени его профессионализма становится готовность к использованию воспитательных возможностей учебного процесса, в ходе которой решение содержательных и организационно-методических проблем способствует ориентации студента на реализацию воспитания социально активной, высоконравственной, самореализующейся личности.

Однако как показывает практика доминирующая роль отводится подготовке учителя-предметника, но не учителя-воспитателя. Материал теоретического курса, педагогической практики не ориентирован на целостный педагогический процесс, на использование его воспитательных возможностей, на формирование у студентов необходимых умений и навыков.

Одним из способов разрешения сложившегося противоречия должно стать формирование готовности будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса, структурными компонентами которой выступают содержательно-процессуальный, мотивационно-ценностный и оценочно-волевой.

В педагогике проблема использования воспитательных возможностей учебного процесса рассматривалась в различных ее аспектах Ю.К. Бабанским, З.И.Васильевой, В.М. Коротовым, Б.Т. Лихачевым, Д.М. Гришиным, И.Ф. Харламовым, Н.Е. Щурковой и др. Особое значение для нашего исследования имеют работы, в которых раскрываются вопросы подготовки будущих учителей к реализации гуманитарного аспекта в обучении физике (Мыслинская Н.Л.), к осуществлению нравственного воспитания учащихся (Булгакова Т.М.), формирования рефлексивных умений будущего учителя при изучении педагогических дисциплин (Рубанова О.И.), формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности (Хвастунова Н.М.).

Под воспитательными возможностями учебного процесса мы понимаем совокупность воспитательных аспектов его содержания как средств достижения педагогических целей.

Содержательную основу подготовки составляет модель формирования готовности будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса, в которой отражены вышеназванные три компонента: мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный, оценочно-волевой. Подготовка к профессии учителя есть не что иное, как формирование готовности к ней. Однако профессиональная готовность - не только результат, но и цель профессиональной подготовки, начальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности. [3]

Подготовку будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса мы рассматриваем как процесс обучения студентов в системе учебных занятий и педагогической практики и результат,

характеризующийся определенным ее уровнем, необходимым для осуществления воспитательной работы. А готовность будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса как устойчивую характеристику личности, представляющую собой единство взаимосвязанных и взаимообусловленных выше названных компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент готовности к использованию воспитательных возможностей учебного процесса мы трактуем как систему профессиональных убеждений и установок будущего учителя, направленных на создание таких педагогических условий, в которых бы максимально реализовывался воспитательный потенциал обучения. Важно отметить, что этот компонент содержит систему мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентации и профессиональных убеждений, которые определяют отношение студента к данной проблеме и выражается в понимании необходимости и возможности систематической работы по реализации воспитания в процессе обучения, заинтересованности в такого рода деятельности.

Содержательно-процессуальный компонент готовности студентов складывается из системы теоретических знаний сущности использования воспитательных возможностей учебного процесса, его особенностей, составляющих основу, базу для практических действий и предполагает сформированность у студентов профессиональных умений и навыков, направленных на их использование. Данный вид готовности студентов выражается в сформированное™ ядра психолого-педагогических знаний по дисциплинам психолого-педагогического цикла, составляющих основу для практической деятельности учителя.

В целом деятельность учителя по использованию воспитательных возможностей учебного процесса включает в себя несколько аспектов: проектировочный, связанный с процессом целеполагания и проектирования будущей деятельности; информационный, связанный с разработкой и отбором предметного содержания воспитательной направленности; организационный,

связанный с разработкой форм деятельности учеников, отбором методов и средств обучения, адекватных поставленным воспитательным целям; аналитический, предполагающий исследование и анализ результатов воспитательных влияний. В соответствии с которыми выделяются следующие группы умений:

- гностические умения (умение ориентироваться в психолого-педагогической и методической литературе, умение отбирать материал соответствующей воспитательной направленности, умение квалифицированно решать педагогические задачи, умение эффективно применять формы и методы обучения в практической деятельности);

- конструктивные умения, связаны с процессом целеполагания и проектирования будущей деятельности (умение постановки воспитательных целей учебной деятельности, умение отбирать содержание, обладающее воспитательным потенциалом, в соответствии с поставленными целями, умение проектировать деятельность учащихся, с учетом их индивидуальных возрастных особенностей);

- коммуникативные (умение общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности, умение эффективно организовывать познавательную и творческую деятельность учащихся в соответствии с поставленными воспитательными целями в коллективе, умение быстро реагировать на изменения педагогической ситуации);

- организаторские (умение определять формы организации обучения, методы, приемы и средства обучения для реализации поставленных целей, умение вести творческий поиск новых форм и методов организации деятельности);

- аналитические (умение давать анализ и оценку собственной деятельности по использованию воспитательных возможностей учебного процесса, умение осуществлять собственную и деятельность учащихся на основе контроля и самоконтроля, умение пользоваться методами диагностики,

умение использовать данные педагогической диагностики при принятии педагогического решения).

Содержание подготовки будущих учителей к использованию воспитательных возможностей учебного процесса предполагает взаимосвязь следующих частей:

общей, включающей в себя представления о педагогическом процессе как целостном процессе, его сущности и содержании, закономерностях и принципах; субъектах целостного педагогического процесса и гуманистическом характере их взаимоотношений;

- частной, предполагающей раскрытие специфики воспитывающего обучения и его значения в воспитании учеников; сведения об использовании воспитательных возможностей учебного процесса, о факторах и условиях, способствующих реализации данного процесса, о воспитательном потенциале форм и методов обучения, комплексном применении методов воспитания и обучения; об организации и осуществлении диагностической, целеполагающей, планирующей и аналитической функции педагога;

единичной, обеспечивающей студентов информацией о воспитательных возможностях конкретного учебного предмета, с учетом специфики его содержании, о наиболее эффективных формах и методах работы.

Система подготовки будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса в нашем исследовании была реализована в процессе педагогической подготовки и осуществлялась на двух уровнях: репродуктивном и творческом (продуктивном). На первом этапе реализовывались в большей степени, образовательные цели, то есть цели связанные с овладением теоретическими знаниями по проблеме. Творческую учебную деятельность, которая обеспечивала развитие и совершенствование таких механизмов мышления как анализ, синтез, конкретизация, обобщение мы организовывали на втором этапе обучения. С целью формирования готовности к использованию воспитательных возможностей учебного процесса применялись

разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие высокую эффективность педагогического процесса и усиливающие их влияние на сформированность компонентов готовности.

Оценочно-волевой компонент готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса в нашем исследовании складывается из оценки результатов деятельности студентов по овладению знаниями и умениями, из самооценки и коррекции показателей готовности студентов к подобной деятельности, а также из оценки и использовании необходимых волевых усилий, качеств, направленных на выполнение поставленных целей. При этом оценка выполняла не только контролирующую, но и воспитательную, стимулирующую функции, способствуя формированию эмоционально-ценностного отношения и профессиональной рефлексии.

Оценочно-волевой компонент готовности включал в себя овладение студентами действиями контроля и оценки, способствующих созданию предпосылок к развитию профессиональной рефлексии; характеризовал познание и анализ собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны). Данный компонент выполняет регулятивную функцию, то есть вносил коррективы и регулировал дальнейшую деятельность и поведение.

Единство и высокий уровень реализации названных компонентов является внутренним признаком сформированности профессиональной готовности к использованию воспитательных возможностей учебного процесса.

Разработанная нами модель готовности представляет собой сложное структурное образование, комплекс критериев, показателей и уровней готовности, ядро которой составляет высокий уровень мотивации студентов к использованию воспитательный возможностей учебного процесса.

Фактическую наполненность компонентов готовности педагога к деятельности по использованию воспитательных возможностей учебного

процесса составляют условия ее эффективности и определяют действенность сконструированной модели подготовки.

Исходя из определения готовности как целостного личностного образования, обеспечивающего переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности в качестве учителя, ее формирование осуществляется через педагогический компонент профессиональной подготовки. Преподавание педагогических дисциплин способствует решению таких задач как становление мотивационно-ценностной сферы студентов, становление профессионально-личностной направленности студента и его ценностных ориентиров, становление системы взглядов, развитие способности к диалогу, становление гуманистической направленности студента, развитие его аналитических способностей, развитии инициативы, творческого потенциала личности студента, создание установки на творческую профессиональную деятельность, на постоянный поиск, создание комфортной среды для обучения и воспитания личности будущего социального работника, создании условий для формирования профессионально-значимых умений и качеств, развитие потребности в профессиональном совершенствовании и творческой самореализации, развитие отношения студента к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. [ 1,4, 5]

Обогащение содержания дисциплин понятиями и идеями, знание которых способствует формированию у будущих учителей готовности к использованию воспитательных возможностей учебного процесса является первым таким условием. В нашем исследовании содержание подготовки корректировалось и дополнялось с учетом новейших педагогических исследований, программ и методических рекомендаций по организации воспитания в учебном процессе, включалось в основные разделы курсов педагогики и изучалось через спецкурсы и реализовывалось через систему учебных занятий, практическую работу и внеучебную деятельность. Таким образом подготовка студентов к использованию воспитательных возможностей

учебного процесса проходила комплексно, с учетом возможностей всех разделов педагогической дисциплины.

Следует отметить также, что основная группа условий связана с особенностями построения образовательного процесса. В первую очередь тех которые подчеркивают необходимость организации деятельности студентов и включение в нее ситуаций, обеспечивающих продвижение их в решении проблемы использования воспитательных возможностей учебного процесса. При этом создается возможность для дифференцированного и индивидуального подхода при работе со студентами. Анализ позволил выявить ряд требований к организации всего процесса обучения: сотрудничество субъектов образовательного процесса, интенсификация процесса обучения, включение в практическую деятельность по использованию воспитательных возможностей учебного процесса.

Сотрудничество в учебном процессе - это объединение целей преподавателя и студентов, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка. Формирование эмоционального настроя на занятии — одна из задач, решаемых в процессе сотрудничества. Она тесно связана с развитием студентов и формированием их личности. Интенсификация процесса обучения - предполагает организацию образовательного процесса с использованием активизирующих средств, форм и методов обучения, направленная на повышение качества подготовки и одновременно снижение затрат времени (С.И. Архангельский), а также использование как современных образовательно-воспитательных, так и традиционных технологий обучения. [2] Экспериментальное обучение в нашем исследовании предполагало реализацию следующих направлений интенсификации: повышение целенаправленности обучения, повышение информационной емкости обучения; усиление мотивации учения; управление процессом усвоения знаний; применение разнообразных методов и форм обучения. Методы, формы и приемы обучения включали

студентов в сшуации защиты собственной позиции, презентации личностно-значимого опыта педагогической деятельности, способствовали самореализации.

Предоставление студентам возможностей самоконтроля, самооценки, рефлексии деятельности и поведения является также важным условием подготовки будущих учителей. Осознание отношения других к себе как к педагогу; самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей; формирование адекватной самооценки, положительного отношения к себе как педагогу; принятия и осознание себя субъектом учебно-профессиональной деятельности достигались включением в процесс подготовки ситуаций оценки и ситуаций рефлексии, а также разнообразных заданий для самостоятельного выполнения.

Включение студентов в практическую деятельность по использованию воспитательных возможностей учебного процесса необходимо для успешной подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Особое место в системе подготовки студентов занимала педагогическая практика. Практика создавала условия для реализации приобретенных теоретических знаний и практических умений, помогала будущим учителям освоить навыки общения, индивидуального подхода к школьникам, способствовала выработке умения находить и принимать оптимальное решение в нестандартных педагогических ситуациях. С целью формирования у будущих учителей профессиональных мотивов использования воспитательных возможностей учебного процесса, перед прохождением практики со студентами было организовано коллективное целеполагание, на котором определялись профессиональные, воспитательные и организационно-педагогические задачи их работы. В рамках педагогической практики были разработаны задания, направленные на изучение опыта учителей, формирование мотивации к использованию воспитательных возможностей учебного процесса, углубление знаний по данной проблеме, совершенствование специальных умений, формирование самооценки и самоанализа, формирование педагогической рефлексии.

Определение готовности будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса осуществлялось по следующим критериям: осознание значимости и ценности проблемы использования воспитательных возможностей учебного процесса; объем знаний в сравнении с эталонным перечнем; использование знаний в решении учебных педагогических задач и в практических действиях; объем умений в сравнении с эталонным; сформированность самооценки и способность к самоанализу результатов профессиональной деятельности; способность к педагогической рефлексии, и конкретизировано в показателях. Степень их сформированное™ определяла уровень (низкий, средний, достаточно высокий, высокий) готовности студентов к использованию воспитательных возможностей учебного процесса.

Целенаправленная, вариативная педагогическая работа по внедрению разработанной модели обеспечила положительный результат в формировании готовности будущего учителя к использованию воспитательных возможностей учебного процесса.

Библиографический список

1. Абдуллина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]/О.А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1984. - 208с.

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности основы и методы. [Текст]/С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980.-368с.

3. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. [Текст]: дис. ...докт.пед.наук. -М., 1983.-356с.

4. Столяров, Г.Г. Подготовка студентов к педагогическому диалогу. [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. - СПб, 1993. - 202с.

5. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 1999. - 288с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.