Научная статья на тему 'Общепедагогическая подготовка как основа профессионализма педагога'

Общепедагогическая подготовка как основа профессионализма педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АППАРАТ НАУЧНОГО ТЕЗАУРУСА / ОБОБЩЕННЫЕ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДЗАДАЧА / ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников С. Л.

В статье доказывается, что общепедагогическая подготовка будущих педагогов всех специальностей в вузе состоит из обеспечения их высокого духовно-нравственного развития, формирования научнопрофессионального мировоззрения, общепедагогических навыков и умений, обеспечивающих успешное создание социально-воспитательной системы и эффективное решение задачи духовно-нравственного и мировоззренческого развития общающихся, воспитанников, их родителей, членов микросоциума. При этом автор считает, что профессиональную деятельность, рассмотренную с точки зрения формирования и выполнения ее отдельных актов-действий, можно моделировать как систему профессиональных задач, подчиненных обобщенным целям деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общепедагогическая подготовка как основа профессионализма педагога»

УДК-378.14

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА

С.Л.Мельников

В статье доказывается, что общепедагогическая подготовка будущих педагогов всех специальностей в вузе состоит из обеспечения их высокого духовно-нравственного развития, формирования научно-профессионального мировоззрения, общепедагогических навыков и умений, обеспечивающих успешное создание социально-воспитательной системы и эффективное решение задачи духовно-нравственного и мировоззренческого развития общающихся, воспитанников, их родителей, членов микросоциума. При этом автор считает, что профессиональную деятельность, рассмотренную с точки зрения формирования и выполнения ее отдельных актов-действий, можно моделировать как систему профессиональных задач, подчиненных обобщенным целям деятельности.

Ключевые слова: аппарат научного тезауруса, обобщенные цели деятельности, общепедагогическая подготовка, педагогическая система, педагогическая деятельность, педагогическая ситуация, педзадача, общепедагогические умения, профессионализм педагога, понятийный аппарат.

Общеизвестно, что научный анализ фактов, понятий, явлений, процессов осуществляется с использованием тезауруса соответствующей области знаний. Аппарат научного тезауруса является логико-гносеологическим средством, обеспечивающим движение познавательного процесса. Научная педагогика имеет свой тезаурус, который развивается. Формулирование и переформулирование научных понятий, отображающих педагогические факты и явления, существенно необходимо в ходе проведения исследования. Наряду с этим надо отметить и то, что одно и то же понятие разными учеными наполняется неодинаковым содержанием и оформляется соответственно в специфические определения-дефиниции. Поэтому, начиная раскрывать сущность общепедагогической подготовки педагога (ОПП), представим наше понимание базисных категорий-понятий, которые необходимо использовать.

Такими категориями-понятиями являются, прежде всего: «общепедагогическая подготовка», «педагогическая система», «педагогическая деятельность», «педагогическая ситуация» «задача», «общепедагогическое умение» и другие.

Начнем с выяснения сущности категории ОПП(общепедагогичекая подготовка), которая рядом авторов заменяется понятием «готовность к педагогической (воспитательной) деятельности».

Можно отметить, что в теории профессионально-педагогического образования категория ОПП должна стать одной из центральных. Процесс разработки дефиниции ОПП к настоящему времени не завершен. Поэтому правомерен соответствующий теоретический анализ имеющихся публикаций по данному вопросу. Такое направление работы связано с продвижением вперед понятийного аппарата научной педагогики.

В литературе имеются разные подходы, отражающие субъективные позиции авторов по данной проблеме. Наиболее обстоятельно категория ОПП представлена в монографии О.А. Абдуллиной [1, 2]. Проведенная данным автором теоретико-методологическая работа имеет определенную научную ценность. Однако, оценивая ее с позиций перспектив дальнейшего развития теории профессионально-педагогического образования, представляется, что она нуждается в определенной коррекции и в наполнении новым содержанием. Для того, чтобы доказать данное утверждение, приведем одно из главных определений, содержащихся в названной монографии: «В систему общепедагогической подготовки школьного учителя входят следующие компоненты: подготовка по общим вопросам педагогики (овладение общетеоретическими основами ...

педагогики), дидактическая (овладение теорией образования и обучения, а также методикой обучения и воспитания в процессе учебной и внеклассной работы по предмету), подготовка к внеклассной воспитательной работе (овладение теорией и методикой воспитания в системе внеклассной воспитательной работы, деятельности классного руководителя), подготовка в области управления и руководства системой образования и школы» [1,5].

Анализируя вышеприведенное определение, возникает вопрос: состоятельно ли утверждение, что в состав ОПП входит овладение «методикой обучения (?) и воспитания в процессе учебной и внеклассной работы по предмету»? На данный вопрос может быть только один ответ - нет. Ведь методика работы по предмету «физика» и, скажем, по предмету «история» принципиально различны. Подготовка к преподаванию каждого конкретного учебного предмета требует специфической работы и это уже не общепедагогическая подготовка.

На наш взгляд, общепедагогическая подготовка будущих педагогов всех специальностей в вузе состоит из обеспечения их высокого духовно-нравственного развития, из формирования научно-профессионального мировоззрения, общепедагогических навыков и умений.

Таким образом, общепедагогическая подготовка (ОПГГ) педагога - это процесс формирования совокупности качеств личности профессионала, какой бы учебный предмет он ни преподавал, способного успешно создавать социально-воспитательные системы и эффективно решать задачи духовно-нравственного и мировоззренческого развития общающихся с ним людей (воспитуемых, их родителей, членов микросоциума). ОПП на уровне высокой абстракции может быть отражена в общепедагогической профессиограмме.

Рассматривая процесс ОПП будущих учителей в вузе, нельзя не отметить, что он происходит в иерархии систем: «общевузовская система», «факультетская система», «кафедральная система», «первичная педагогическая система, конструируемая каждым конкретным преподавателем». Две последние можно условно объединить понятием «кафедральная педагогическая система». Такой подход имеется в диссертационных исследованиях и он признан. Можно воспользоваться данным подходом, так как считаем его продуктивным.

Понятие «кафедральная педагогическая система» (в дальнейшем сокращенно -КПС) нами определяется так: любое объединение студентов с преподавателем, где ставятся общепедагогические цели и решаются соответствующие задачи профессиональной подготовки обучающихся. Попутно нельзя не заметить, что любая технология обучения является проекцией дидактической концепции на определенную деятельность обучающих и обучающихся в «педагогической системе» (далее - ПС).

ПС всегда центрируется на определенную цель или комплекс целей. При анализе деятельности ПС вуза всегда возникает необходимость в получении информации о целях ПС, о действующих лицах в ней, об отношениях между ними, о содержании, средствах и методах их работы.

Мы считаем, что в кафедральной ПС с целевой функцией ОПП студентов необходимо: во-первых, корректно ставить цели соответствующего обучения; во-вторых, разрабатывать содержание информационных учебных средств с наборами теоретико-практических задач; в-третьих, добиваться осознанного усвоения студентами сущности и структуры ОПП, сформировать у них высокий уровень позитивной мотивации в самообразовании и самовоспитании в направлении овладения основами педагогического профессионализма.

Логика последующего этапа теоретического анализа требует остановиться на выяснении сущности понятий «педагогическая деятельность» и «учебная деятельность», так как трактовка их осуществляется в диссертационных исследованиях по-разному. Мы приняли подход С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и их последователей в этом вопросе.

С.Л. Рубинштейн, к примеру, писал: «Целенаправленное человеческое действие является по существу своему решением задачи» [3, 542] и далее: «Ход человеческой деятельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а ее строение - соотношением этих задач». Утверждения аналогичного смысла имеются в публикациях и других крупных ученых.

Поэтому правомерен вывод: педагогическая деятельность - это деятельность решения педагогических задач.

Возникает новый вопрос: что такое задача? Какому определению можно отдать предпочтение, так как определений этого феномена немало? Выявляя сущность задачи, принимаем за основу следующие научно-обоснованные положения:

Профессиональную деятельность, рассмотренную с точки зрения формирования и выполнения ее отдельных актов-действий, можно моделировать как систему профессиональных задач, подчиненных обобщенным целям деятельности. Деятельность структурирована задачей.

Важнейшим свойством задач является их проблемность.

Проблема есть особый, частный вид интеллектуальной задачи.

Проблемная ситуация, проблема, задача - различные и взаимосвязанные категории, характеризующие процесс познания (Лернер, Матюшкин, Махмутов, Фридман),

Проблему следует рассматривать как самостоятельную гносеологическую и психологическую категорию, хотя и связанную органически с постановкой и решением задачи.

Проблема - это «знание о незнании». Проблема - отсутствующая информация, необходимая для достижения некоторой цели (научной или практической); она имеет социальную или персональную ценность.

Признаком проблемы является осознание индивидом, группой людей или обществом социальной (персональной) ценности недостающей информации. Проблема есть результат осознания в конкретной ситуации практической или научной деятельности дефицита социально (персонально) необходимой информации.

Задача - это цель, данная в определенных условиях (Леонтьев).

Задача - есть осознание субъектом деятельности цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности.

Исходя из вышеприведенных утверждений, считаем, что наиболее целесообразно принять такое определение: педагогическая задача (ПЗ) является результатом уяснения субъектом педагогической работы цели деятельности, объективных и субъективных ее условий, в которых эта деятельность будет проходить, а также проблемы предстоящей деятельности, в которой имеются противоречия между известной целью и неизвестными путями ее достижения.

Деятельность в ее созидательной функции познания и преобразования действительности расчленяется на систему действий - актов овладения конкретными объектами. Сознательное действие, процесс, подчиненный сознательной цели, то есть приводящий к некоторому желаемому результату, составляет структурную единицу деятельности как системы. И именно с понятием осознанного действия в современной психологии связывают понятия «задача» и «решение задачи». С.Л. Рубинштейн отмечал: «Соотношение целей и условий определяет задачу, которая должна быть разрешена действием. Сознательное человеческое действие - это более или менее сознательное решение задачи» [3, 152].

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что всякая цель конкретизируется в некоторой предметной ситуации, причем «помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-

предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче» [2, 107].

Педагог формирует свою деятельность, составляет программу будущих действий, используя для этого накопленный социальный опыт, заключающийся в знаниях, навыках, умениях. Эта программа объединяет в себе образ среды и образ действия, то есть ту систему условий, на которую реально опирается человек при выполнении действий и которая получила в теории П.Я. Гальперина (1959) название ориентировочной основы действия (ООД).

Исполнительная часть действия состоит в непосредственном преобразовании объекта действия, в материальном или идеальном планах; в соответствии с ориентировочной основой действия.

Субъект педагогического действия осуществляет поиск комплекса разрешающих условий, объективно необходимых для выполнения действий. Он формирует ориентировочную основу действия в каждой конкретной ситуации и в соответствии с ней управляет своими действиями. Активность субъекта по отношению к объекту предполагает его активность по отношению к своей деятельности. И именно эта активность осознается субъектом как решение задачи. Иначе говоря, решение задачи в широком смысле этого слова можно определить как процесс формирования и выполнения действий

Итак, можно сделать вывод: решить педагогическую задачу - значит сформировать ориентировочную основу действия, адекватную объективным условиям его выполнения, обеспечить необходимые условия действия и выполнить действия в ходе обучения или в ходе социально-воспитательной работы.

Остановимся теперь на рассмотрении понятия «общепедагогическое умение» (ОПУ), включенного нами в общепедагогическую подготовку. Как известно, проблема ОПУ была разработана в докторской диссертации Л.Ф. Спирина [4, 179]. Мы опираемся на этот подход. В этой связи подчеркнем мысль о том, что центральным понятием, связанным с характеристикой способности решать педагогические задачи разных типов являются общепедагогические умения личности. В структуру умений личности входят не только знания, навыки, но и стиль мышления, определенное развитие эмоционально-волевой сферы, физических возможностей человека, направленность личности в целом. Поэтому ОПУ определяется как сложное интегративное состояние личности, обусловленное системой тех качеств, которые обеспечивают успешность формирования и выполнения конкретных действий, то есть решения задач.

Понимание ОПУ как качества личности, определяющего успешность решения ПЗ, позволяет соотнести систему общепедагогических умений с системой социально-воспитательных задач, а процесс ОПП - с решением соответствующих учебно-познавательных задач (УПЗ). Как следствие из вышеприведенного вывода, правомерен и другой: при осуществлении классификации ОПУ подходят социально-воспитательные задачи, которые решаются в профессиональной работе.

Классификация умений предполагает последовательный анализ профессиональной деятельности, разложение сложных задач на составляющие и соотношение с каждой из задач соответствующего умения.

The article proves the point that general pedagogical education of teachers of all subjects in an institution of higher education consists in promoting future teachers' high spiritual and moral development, forming their science-oriented professional outlook, general pedagogical skills and abilities which will ensure creating a system of social education within which one can effectively solve the problem of the spiritual, moral and mental growth of those communicating in a micro society, including both students and parents. Developing this theme the author claims that professional activity viewed in terms of separate acts can be modelled as a system of professional tasks aimed at achieving the integrated goals of activity.

The key words: scientific thesaurus apparatus, integrated goals of activity, general pedagogical education, pedagogical system, pedagogical activity, pedagogical situation, pedagogical task, general pedagogical abilities, professionalism of a teacher, body of concepts.

Список литературы

1Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования // Учебное пособие для студентов пед. институтов, слушателей Института повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин, университетов. М.: Просвещение 1984. 208 с.

2. Леонтье А..А. Педагогическое общение. М.: Знание 1979. 46 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1946. 104

с.

4. Спирин Л. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе): Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., МГПИ им. В.И. Ленина 1981. 30 с.

Об авторе

С.. Л. Мельников - канд. пед. наук, доц., Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.