УДК 37 Полянцева К.А., Пиюкова С.С.
Полянцева К.А.
магистрант 2 курса педагогики и психологии Самарский филиал ГАОУ ВО г. Москвы Московский городской педагогический университет (г. Самара, Россия)
Научный руководитель: Пиюкова С.С.
заведующий кафедрой общей, социальной психологии и управления персоналом, кандидат педагогических наук, доцент
Самарский филиал ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Самара, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ
Аннотация: в данной статье освещается актуальная проблема влияния тревожности на стремление старшеклассников к обучению. Эта тема выходит на первый план в преддверии экзаменационной поры и в период выбора будущей профессии. Тревожность может в разной степени влиять на учебные достижения и самочувствие учеников, то есть выполнять роль как стимула, так и препятствия. Автор статьи подчеркивает, что оценка тревожности является непростой задачей из-за ее субъективного восприятия и воздействия множества факторов. Мотивация учащихся, с другой стороны, определяется как внутренним стремлением, так и внешними побуждениями и является неотъемлемым компонентом успеха в обучении. В статье делается акцент на значимости создания образовательной атмосферы, которая поддерживает учеников, и на важности развития у них эмоционального благополучия.
Глубокое понимание того, как тревожность связана с мотивационным поведением, может способствовать формированию эффективных подходов к улучшению учебных результатов.
Ключевые слова: тревожность, мотивация, обучение, учащиеся, выпускные классы, эмоциональная устойчивость, поддерживающая образовательная среда, успеваемость, стратегии поддержки.
Тревожность - это распространенная эмоциональная реакция, возникающая у людей во многих жизненных обстоятельствах [3]. Проявляется она в разных формах: беспокойство, страх, волнение или же чувство напряжения. Старшеклассники особенно восприимчивы к таким переживаниям, вступая в период существенных изменений - будь то сдача экзаменов, выбор дальнейшего образовательного пути, трудоустройство, либо другие стимулирующие стресс ситуации.
В учебной деятельности выпускников тревожные эмоции могут играть двоякую роль. Если она в умеренных количествах, то может мотивировать на достижение целей и успешное преодоление препятствий. Однако избыточная тревожность чаще всего оказывает отрицательное воздействие на академическую успеваемость, здоровье и благополучие учащихся выпускных классов в целом. Именно поэтому данный аспект приобретает особую важность в контексте подготовки выпускников к ответственным этапам их жизни.
Особую сложность представляет измерение уровня тревожности из-за ее непостоянства и зависимости от различных переменных, таких как время дня или специфические жизненные условия [1]. Комплексные причины тревожности включают в себя учебную нагрузку, семейные сложности, финансовые проблемы и межличностные отношения. Эти факторы могут переплетаться, создавая многомерную картину эмоционального состояния, что затрудняет его исследование и понимание.
Выбор методов для оценки тревожности представляет собой непростую задачу для исследователей. Широкий набор опросников и шкал требует тщательного отбора для их применения среди подростков, поскольку не все
тесты достаточно понятны или способны захватить все грани тревожности, характерные для этой возрастной категории. Исследования должны проводиться с учетом сезонности и других внешних факторов, что делает важным грамотный выбор времени для их проведения [4].
Подход к изучению тревожности у старшеклассников должен быть всесторонним, с учетом уникальных психологических характеристик каждого ученика, включая темперамент, характер, способности, уровень интеллекта, которые влияют на обучение, мотивацию и социальное взаимодействие. Важно осознавать индивидуальность переживаний тревожности, ведь универсальных решений касаемо нее не существует.
Мотивация обучения - основополагающий элемент, который влияет на готовность выпускников активно учиться и углубляться в предметы [7]. Когда данные учащиеся мотивированы внутренне, их интерес к предмету часто приводит к более интенсивному погружению в учебный материал, а когда мотивация внешняя, её устойчивость может зависеть от перспективы вознаграждения или страха перед наказанием.
История изучения этой концепции прошла развитие от бихевиористских моделей начала двадцатого столетия, когда мотивация рассматривалась как ответ на внешние стимулы, до когнитивных теорий, подчёркивающих значимость внутренних целей и ожиданий. А. Маслоу и его иерархия потребностей описали ряд уровней мотивации от базовых до стремления к самореализации, в то время как разработка Ф. Герцберга двух факторов различает между гигиеническими и мотивирующими элементами в контексте мотивации [5].
Влияние биологических, когнитивных и социальных аспектов на формирование мотивации к учебе раскрывается через современные подходы, предлагающие более комплексное понимание этого процесса [8].
При этом уровень амбиций выпускника напрямую зависит от мотивации - адекватные цели могут способствовать успешному обучению, тогда как несбалансированные ожидания могут привести к стрессу или апатии.
Тревожность и мотивация к обучению в выпускных классах взаимосвязаны и многослойны [2]. Их взаимодействие описывает движение между личными психологическими особенностями и внешними факторами, влияющими на эмоциональное благополучие учащихся. С подходящей образовательной средой, учитывающей индивидуальные потребности, можно способствовать снижению тревожности и улучшению мотивации к обучению.
Устойчивость эмоционального состояния учащихся может быть укреплена через создание поддерживающей атмосферы класса, внедрение техник саморегуляции и возможности выражения собственных эмоций [6]. Преподаватели играют центральную роль в формировании этих условий, тем самым способствуя успехам в обучении и личностному развитию.
Таким образом, анализ связи между тревожностью и мотивацией к учебе у учащихся выпускных классов представляет собой важную и сложную задачу, которая требует углубленного изучения и индивидуализированного подхода. Понимание и реализация подходов для поддержки могут позитивно воздействовать на успеваемость выпускников и их качество жизни в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Загвязинский В.И. Психология обучения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 416 с.;
2. Рубцова Т.В. Тревожность учащихся: диагностика, коррекция, профилактика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Рубцова. - М.: Сфера, 2018. - 288 с.;
3. Сыманюк Е.В. Мотивация учения в подростковом возрасте: диагностика и коррекция: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Сыманюк. - М.: Когито-Центр, 2019. - 208 с.;
4. Atkinson J.W., Raynor J.H. Motivation in the classroom / J.W. Atkinson, J.H. Raynor. -New York: Appleton-Century-Crofts, 2004. - 304 p.;
5. Maslow A.H. Motivation and personality / A.H. Maslow. - 3rd ed. - New York: Harper & Row, 2000. - 494 p.;
6. McClelland D.C. The achieving society. - Princeton, NJ: Van Nostrand, 2001. - 332 p.;
7. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions / R.M. Ryan, E.L. Deci. - Contemporary educational psychology, 2010. - Vol. 25, No 1. - P. 54-67;
8. Weiner B. Human motivation / B. Weiner. - New York: Plenum Press, 1972. - 208 p Polyantseva K.A., Piyukova S.S.
Polyantseva K.A.
Moscow City Pedagogical University (Samara, Russia)
Scientific advisor: Piyukova S.S.
Moscow City Pedagogical University (Samara, Russia)
THEORETICAL JUSTIFICATION RELATIONSHIP STUDIES ANXIETY AND MOTIVATION TO LEARN STUDENTS OF GRADUATING CLASSES
Abstract: this article highlights the actual problem of the influence of anxiety on the desire of high school students to learn. This topic comes to the fore on the eve of the examination period and during the period of choosing a future profession. Anxiety can affect students' academic achievements and well-being to varying degrees, that is, it can act as both an incentive and an obstacle. The author of the article emphasizes that assessing anxiety is not an easy task due to its subjective perception and the impact of many factors. The motivation of students, on the other hand, is determined by both internal aspiration and external motives and is an integral component of learning success. The article focuses on the importance of creating an educational atmosphere that supports students and the importance of developing their emotional well-being.
Keywords: anxiety, motivation, learning, students, graduating classes, emotional stability, supportive educational environment, academic performance, support strategies.