Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/82PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Сергеева М.А., Кубекова А.С. Особенности мотивации достижения и тревожности у старшеклассников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/82PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Sergeeva M.A., Kubekova A.S. (2020). Features of achievement motivation and anxiety in high school students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/82PSMN620.pdf (in Russian)
УДК 316.613.4:613.86-053.5 ГРНТИ 15:41:21
Сергеева Марина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России», Астрахань, Россия
Доцент кафедры «Психологии и педагогики» Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8549-6353
Кубекова Алия Салаватовна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России», Астрахань, Россия
Старший преподаватель кафедры «Психологии и педагогики»
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039
Особенности мотивации достижения и тревожности у старшеклассников
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации достижения и тревожности у учащихся старших классов. Выборкой исследования были учащихся старших классов 4-х школ г. Астрахани и Астраханской области в возрасте 15-17 лет в количестве 50 человек. Для проведения данного исследования нами были применены следующие методики: (1) шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера» (адаптация Ю.Л. Ханина); (2) методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; (3) методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Статистическая обработка данных производилась с помощью t-критерий Стюдента, пакета прикладных программ SPSS-21.0 и Microsoft Office Excel 2010. В ходе исследования было установлено, что для группы с относительно более высокой тревожностью характерен более высокий уровень мотивации к успеху - что, собственно, вполне естественно - проявленная тревога за свою успеваемость мотивирует на её повышение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что по данной методике наша гипотеза о том, что высокий уровень личностной тревожности как причина неуспеваемости в старшем школьном возрасте в большей степени связан с мотивацией достижения хорошей успеваемости, нежели с отсутствием общих учебных навыков, частично может считаться доказанной, в том аспекте, что высокий уровень личностной тревожности как причина неуспеваемости в старшем школьном возрасте связан с мотивацией достижения хорошей успеваемости, так как результаты значительны по уровню различий. Следует проводить работу по снижению уровня личностной тревожности исключительно под одновременным контролем мотивации достижения, так как мы рискуем
https:// mir-nauki. com
получить в результате значительного снижения тревожности личность со значительно сниженной личностной активностью.
Ключевые слова: мотивация; личностная тревожность; старшеклассники; мотивация достижения; мотивация к избеганию неудач; успеваемость; учебная деятельность
В настоящее время, когда во всех областях культуры решаются сложные задачи всемерного повышения качества образования, возрастает ответственность школы за уровень эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Тревожность рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает потенциальную предрасположенность расценивать различные ситуации как содержащие в себе угрозу [1]. Тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе [2]. Личностная тревожность влияет на мотивацию [3]. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как, социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности
Итак, изучая особенности уровня притязаний и тревожности человека можно воспроизвести особенности его поведенческих реакций в ситуациях как успешной, так и неуспешной деятельности, а также выявить доминирующую мотивацию этой деятельности (мотивацию достижения или избегания неудач) [5]. Таким образом, высокая тревожность, заниженная или завышенная неадекватная самооценка, отсутствие правильного представления человека о себе и своих возможностях может негативно влиять на формирование мотивации деятельности достижения [6]. Одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся [7-8]. Поэтому проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной.
Особую важность приобретает изучение природы тревожности и ее влияния на когнитивное и личностное развитие, в частности, школьной тревожности как специфического вида тревожности, проявляющегося в старшем школьном возрасте в связи с вхождением в новую социальную ситуацию развития и осознанием необходимости успешного обучения для завершения школьного обучения и дальнейшей профессионализации [9-10].
Итак, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения школьной тревожности и ее взаимосвязи с уровнем успеваемости старших школьников.
Цель исследования: определить психологические особенности личности старшеклассников, оказывающих влияние на школьную неуспеваемость современных старшеклассников.
В экспериментальном исследовании принимали участие 50 учащихся старших классов 4-х школ г. Астрахани и Астраханской области в возрасте 15-17 лет. Исследование было проведено в октябре 2019 года. По результатам методики «Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера» (Ю.Л. адаптация Ханина) учащиеся были разделены на 2 группы с относительно более высоким
Актуальность темы исследования
[4].
Материалы и методы исследования
уровнем тревожности и относительно меньшей проявленностью тревоги. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что высокий уровень личностной тревожности как причина неуспеваемости в старшем школьном возрасте в большей степени связан с мотивацией достижения хорошей успеваемости, нежели с отсутствием общих учебных навыков. Для проведения данного исследования нами были применены следующие методики: (1) шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера» (адаптация Ю.Л. Ханина); (2) методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; (3) методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Статистическая обработка данных производилась с помощью t-критерий Стюдента, пакета прикладных программ SPSS-21.0 и Microsoft Office Excel 2010. Результаты исследования представлены в рисунках и таблицах.
Результаты исследования и их обсуждение
Для проведения эмпирического исследования нами были отобраны школьники 10-11 классов (50 человек). С целью разделения исследовательской группы нами была проведена методика Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина) на выявление уровня тревожности.
Таблица 1
Средние значения по методике Спилбергера-Ханина
№ респондента 1-25 Результат Результат № респондента 26-50
Общий по группе 1001 673 Общий по группе
Средний балл 40,04 26,92 Средний балл
Процентное соотношение 48,73 Процентное соотношение
Составлено авторами
Группы по показанным результатам были разделены нами на две численно равные и приблизительно эквивалентные по гендерному и возрастному признаку.
В данной методике нами было проведено простое математическое разделение результатов после сортировки на относительно более высокие и относительно менее высокие. Таким образом, группу I составили старшеклассники с результатами по данной методике в диапазоне 46-35, а группу II старшеклассники с результатами по данной методике в диапазоне 34-14 баллов. Таким образом, после выявления процентного превосходства по формуле Х/У - 1*100 % (где Х - арифметически большие показатели, а У - арифметически меньшие показатели), нами было выявлено процентное превосходство в проявленности тревоги группой
I над группой II в 48,73 %, что считается значимыми показателями различий.
Старшеклассникам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных старшеклассников, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
С полученными таким образом двумя группами, различными по уровню личностной тревожности, нами были проведены методики на выявление мотивации достижения хорошей успеваемости у старших школьников.
Методика «Диагностика мотивации к успеху Т. Элерса» продемонстрировала преимущество группы I (относительно высокий уровень личностной тревожности) над группой
II (относительно высокий уровень личностной тревожности) в 24,93 %.
Таблица 2
Средние значения по методике мотивации к успеху Т. Элерса
№ респондента Результат Результат № респондента
Общий по группе 431 345 Общий по группе
Средний балл 17,24 13,8 Средний балл
Процентное соотношение 24,93 Процентное соотношение
Достоверность различий по t-Стьюдента: 2,69
Составлено авторами
Группа I с относительно большим уровнем тревожности, по данной методике продемонстрировала более высокие баллы, которые составили 431 по группе и 17,24 в среднем для респондента. Группа II с относительно меньшим уровнем тревожности, по данной методике продемонстрировала менее высокие баллы, которые составили 345 в целом по группе и 13,8 в среднем для респондента. Это свидетельствует о том, что для группы с относительно более высокой тревожностью характерен более высокий уровень мотивации к успеху - что, собственно, вполне естественно - проявленная тревога за свою успеваемость мотивирует на её повышение.
Достоверность различий по 1-Стьюдента составила 2,69. Разницу продемонстрированных группами результатов можно считать статистически значимыми на уровне 0,01.
Методика «Мотивация к избеганию неудач» продемонстрировала преимущество группы II (относительно высокий уровень личностной тревожности) над группой I (относительно высокий уровень личностной тревожности) в 32,29 %.
Группа I с относительно большим уровнем тревожности, по данной методике продемонстрировала менее высокие баллы, которые составили 257 по группе и 10,28 в среднем для респондента. Группа II с относительно меньшим уровнем тревожности, по данной методике продемонстрировала более высокие баллы, которые составили 340 в целом по группе и 13,8 в среднем для респондента. Следует отметить, что в данном случае результаты рассматриваются в обратной корреляции - чем более проявлена мотивация к избеганию неудач, тем менее проявлена мотивация к успешности учебной деятельности. Таким образом, арифметически меньшие результаты первой группы свидетельствуют о большей проявленности к мотивации успешной учебной деятельности. Это свидетельствует о том, что для группы с относительно более высокой тревожностью характерен более высокий уровень мотивации к избеганию неудач, что связано с тем, что характеристика личностной тревожности заставляет ребёнка прогнозировать неудачи и принимать меры по их предотвращению там, где старшеклассник с относительно менее проявленной тревожностью неудач не ждёт и, соответственно, как физических, так и психологических мер по их избеганию не предпринимает.
Таблица 3
Средние значения по методике «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса
№ респондента Результат Результат № респондента
Общий по группе 257 340 Общий по группе
Средний балл 10,28 13,8 Средний балл
Процентное соотношение 32,29 Процентное соотношение
Достоверность различий по t-Стьюдента: 2,03
Составлено авторами
Достоверность различий по 1-Стьюдента составила 2,03. Разницу продемонстрированных группами результатов можно считать статистически значимыми на уровне 0,05.
https:// mir-nauki. com
Полученные результаты свидетельствуют о том, что по данной методике наша гипотеза о том, что высокий уровень личностной тревожности как причина неуспеваемости в старшем школьном возрасте в большей степени связан с мотивацией достижения хорошей успеваемости, нежели с отсутствием общих учебных навыков, частично может считаться доказанной, в том аспекте, что высокий уровень личностной тревожности как причина неуспеваемости в старшем школьном возрасте связан с мотивацией достижения хорошей успеваемости, так как результаты значительны по уровню различий.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В методике Ч.Д. Спилбергера нами было проведено простое математическое разделение результатов после сортировки на относительно более высокие и относительно менее высокие. Группу I составили старшеклассники с результатами по данной методике в диапазоне 46-35, а группу II старшеклассники с результатами по данной методике в диапазоне 34-14 баллов. После выявления процентного превосходства нами было выявлено процентное превосходство в проявленности тревоги группой I над группой II в 48,73 %, что считается значимыми показателями различий.
2. С полученными таким образом двумя группами, различными по уровню личностной тревожности, нами были проведены методики на выявление мотивации достижения хорошей успеваемости у старших школьников. Методика «Диагностика мотивации к успеху Т. Элерса» продемонстрировала преимущество группы I (относительно высокий уровень личностной тревожности) над группой II (относительно высокий уровень личностной тревожности) в 24,93 %. Группа I с относительно большим уровнем тревожности, по данной методике продемонстрировала более высокие баллы, которые составили 431 по группе и 17,24 в среднем для респондента. Группа II с относительно меньшим уровнем тревожности, по данной методике продемонстрировала менее высокие баллы, которые составили 345 в целом по группе и 13,8 в среднем для респондента. Это свидетельствует о том, что для группы с относительно более высокой тревожностью характерен более высокий уровень мотивации к успеху - что, собственно, вполне естественно - проявленная тревога за свою успеваемость мотивирует на её повышение. Достоверность различий по ^Стьюдента составила 2,69. Разницу продемонстрированных группами результатов можно считать статистически значимыми на уровне 0,01.
3. Методика «Мотивация к избеганию неудач» продемонстрировала преимущество группы II (относительно высокий уровень личностной тревожности) над группой I (относительно высокий уровень личностной тревожности) в 32,29 %. Группа I с относительно большим уровнем тревожности, по данной методике продемонстрировала менее высокие баллы, которые составили 257 по группе и 10,28 в среднем для респондента. Группа II с относительно меньшим уровнем тревожности, по данной методике продемонстрировала более высокие баллы, которые составили 340 в целом по группе и 13,8 в среднем для респондента. Достоверность различий по ^Стьюдента составила 2,03. Разницу продемонстрированных группами результатов можно считать статистически значимыми на уровне 0,05. Полученные результаты свидетельствуют о том, что по данной методике наша гипотеза о том, что высокий уровень личностной тревожности как причина неуспеваемости в старшем школьном возрасте в большей степени связан с мотивацией достижения хорошей успеваемости, нежели с отсутствием общих учебных навыков, частично может считаться доказанной, в том аспекте, что высокий уровень личностной тревожности как причина неуспеваемости в старшем школьном возрасте связан с мотивацией достижения хорошей успеваемости, так как результаты значительны по уровню различий.
https:// mir-nauki. com
Выводы
Результаты, полученные нами в эмпирическом исследование, свидетельствуют о том, что наша гипотеза о том, что высокий уровень личностной тревожности как причина неуспеваемости в старшем школьном возрасте в большей степени связан с мотивацией достижения хорошей успеваемости, нежели с отсутствием общих учебных навыков, может считаться доказанной, так как данные результаты значительны по уровню различий. Полученные нами в эмпирическом исследовании результаты позволяют дать определённые рекомендации, имеющие несомненную практическую значимость - следует предложить более осторожную работу по снижению уровня тревожности у старших школьников, так как уровень тревожности имеет чётко прослеживаемую корреляту с уровнем мотивации достижения хорошей успеваемости. Можно предположить, что высокая тревожность в некоторой степени снижает личностную активность, она в то же время служит своеобразным триггером для «включения» мотивации достижения как способа достичь большую для личности безопасность и комфортность. Следует проводить работу по снижению уровня личностной тревожности исключительно под одновременным контролем мотивации достижения, так как мы рискуем получить в результате значительного снижения тревожности личность со значительно сниженной личностной активностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кёниг Ю.А. Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных классов / Ю.А. Кёниг // Молодой ученый. -2017. - № 13 (147). - С. 204-208.
2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
3. Малкова Е.Е. Тревога как ресурс адаптивного развития личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2014. - № 2. - С. 37-40.
4. Уварова М.Ю., Кедярова Е.А. Исследование личностной тревожности и мотивации достижения у студентов-первокурсников // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2014. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-lichnostnoy-trevozhnosti-i-motivatsii-dostizheniya-u-studentov-pervokursnikov (дата обращения: 15.12.2020).
5. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2007. - 248 с.
6. Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности подростков с видами темперамента, ситуативной тревожностью и межличностными отношениями в семье // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-2. - С. 357-360; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7500 (дата обращения: 15.12.2020).
7. Шкуратова А.П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 4752.
8. Бурченкова, Л.Ш. Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков / Л.Ш. Бурченкова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 12 (59). - С. 802-804. - URL: https://moluch.ru/archive/59/8414/ (дата обращения: 15.12.2020).
9. Носенко Надежда Петровна, Матвеева Инга Сергеевна Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №12 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-vzaimosvyazi-emotsionalnogo-intellekta-trevozhnosti-i-stressoustoychivosti-u-starsheklassnikov-na-raznyh-etapah (дата обращения: 15.12.2020).
10. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. - 2015. - No 1. - С. 38.
Sergeeva Marina Anatolyevna
Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8549-6353
Kubekova Aliya Salavatovna
Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1647-8039
Features of achievement motivation and anxiety in high school students
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the characteristics of achievement motivation and anxiety among senior students. The study sample consisted of 50 high school students in 4 schools in Astrakhan and the Astrakhan region aged 15-17 years. To carry out this study, we used the following methods: (1) anxiety scale R.H. Spielberger (adaptation by Y.L. Khanin); (2) the method of personality diagnostics for the motivation for success by T. Ehlers; (3) the method of personality diagnostics for motivation to avoid failures T. Ehlers. Statistical processing of the data was carried out using the Student's t-criterion, the SPSS-21.0 application package and Microsoft Office Excel 2010. The study found that the group with relatively higher anxiety is characterized by a higher level of motivation for success - which is actually quite natural -the displayed anxiety for their academic performance motivates to improve it. The results obtained indicate that, according to this methodology, our hypothesis that a high level of personal anxiety as a cause of academic failure in senior school age is more associated with motivation for achieving good academic performance than with a lack of general educational skills, can be partially considered proven. The point is that a high level of personal anxiety as a cause of academic failure in senior school age is associated with the motivation for achieving good academic performance, since the results are significant in terms of the level of differences. Work should be carried out to reduce the level of personal anxiety exclusively under the simultaneous control of achievement motivation, since we run the risk of getting a personality with significantly reduced personal activity as a result of a significant decrease in anxiety.
Keywords: motivation; personal anxiety; high school students; achievement motivation; motivation to avoid failure; academic performance; learning activities
REFERENCES
1. Koenig Yu.A. The relationship between the level of anxiety, achievement motivation and coping strategies among graduate students / Yu.A. Koenig // Young Scientist. -2017. - No. 13 (147). - S. 204-208.
2. Parishioners A.M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age-related dynamics. - Voronezh: NPO MODEK, 2000. - 304 p.
3. Malkova E.E. Anxiety as a resource for adaptive personality development // Bulletin of St. Petersburg University. - 2014. - No. 2. - P. 37-40.
4. Uvarova M.Yu., Kedyarova E.A. Research of personal anxiety and achievement motivation among first-year students // Izvestia of Irkutsk State University. Series: Psychology. 2014. no. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-lichnostnoy-trevozhnosti-i-motivatsii-dostizheniya-u-studentov-pervokursnikov (date accessed: 15.12.2020).
5. Miklyaeva A.V. School anxiety: diagnosis, correction, development / A.V. Miklyaeva, P.V. Rumyantseva. - SPb.: Speech, 2007. - 248 p.
6. Berezneva E.Yu., Krysova T.I. The relationship between the motivation of the educational activity of adolescents with types of temperament, situational anxiety and interpersonal relationships in the family // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2015. - No. 10-2. - S. 357-360; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7500 (date accessed: 12/15/2020).
7. Shkuratova A.P. Study of achievement motivation in the educational process // Bulletin of the Trans-Baikal State University. - 2014. - No. 2. - P. 47-52.
8. Burchenkova, L.Sh. The relationship between the success of training and the experience of anxiety in adolescents / L.Sh. Burchenkova. - Text: direct // Young scientist. - 2013. - No. 12 (59). - S. 802-804. - URL: https://moluch.ru/archive/59/8414/ (date of access: 15.12.2020).
9. Nosenko Nadezhda Petrovna, Matveeva Inga Sergeevna Features of the relationship of emotional intelligence, anxiety and stress resistance among high school students at different stages of education // Scientific notes of the University of Lesgaft. 2019. No. 12 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-vzaimosvyazi-emotsionalnogo-intellekta-trevozhnosti-i-stressoustoychivosti-u-starsheklassnikov-na-raznyh-etapah (date accessed: 12/15/2020).
10. Dubovitskaya T.D. On the problem of diagnostics of educational motivation // Questions of psychology. - 2015. - No 1. - P. 38.