Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ'

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
тревожность / мотивация / старшеклассники / психология / эмоциональный отклик / социальная адаптация / внутренние конфликты / психодиагностика / невротические расстройства / anxiety / motivation / high school students / psychology / emotional response / social adaptation / internal conflicts / psychodiagnostics / neurotic disorders

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полянцева К. А., Пиюкова С. С.

В данной статье осуществляется анализ того, как тревожность влияет на желание старшеклассников учиться и как она проявляется в их поведении. Авторы статьи изучают психологические процессы, которые лежат в основе ответа личности на стресс, и как это влияет на их учебу. Результаты исследования указывают на то, что тревожность имеет двойственный эффект на работоспособность учащихся, и этот эффект зависит от уровня сложности, с которой они сталкиваются. В исследовании также акцентируется внимание на внутренней борьбе, которую испытывают подростки в процессе определения собственных границ, и раскрываются социальные последствия таких внутренних конфликтов. В статье поднимается важность использования психодиагностических методов для обнаружения тревожности среди учащихся старших классов, а также разработки методов поддержки для повышения их учебной мотивации и улучшения эмоционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF ANXIETY ON MOTIVATION TO STUDY WITH HIGH SCHOOL STUDENTS: PSYCHOLOGICAL ASPECTS AND CONSEQUENCES

This article analyzes how anxiety affects the desire of high school students to study and how it manifests itself in their behavior. The authors of the article study the psychological processes that underlie a person's response to stress, and how this affects their studies. The results of the study indicate that anxiety has a dual effect on students' performance, and this effect depends on the level of difficulty they face. The study also focuses on the internal struggle that adolescents experience in the process of defining their own boundaries, and reveals the social consequences of such internal conflicts. The article raises the importance of using psychodiagnostic methods to detect anxiety among high school students, as well as developing support methods to increase their learning motivation and improve their emotional state.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»

УДК 37 ПолянцеваК.А., Пиюкова С.С.

Полянцева К.А.

магистрант 2 курса педагогики и психологии Самарский филиал Московский городской педагогический университет (г. Самара, Россия)

Научный руководитель: Пиюкова С.С.

заведующий кафедрой общей, социальной психологии и управления персоналом, кандидат педагогических наук, доцент

Самарский филиал Московский городской педагогический университет (г. Самара, Россия)

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация: в данной статье осуществляется анализ того, как тревожность влияет на желание старшеклассников учиться и как она проявляется в их поведении. Авторы статьи изучают психологические процессы, которые лежат в основе ответа личности на стресс, и как это влияет на их учебу. Результаты исследования указывают на то, что тревожность имеет двойственный эффект на работоспособность учащихся, и этот эффект зависит от уровня сложности, с которой они сталкиваются. В исследовании также акцентируется внимание на внутренней борьбе, которую испытывают подростки в процессе определения собственных границ, и раскрываются социальные последствия таких внутренних конфликтов. В статье поднимается важность использования психодиагностических методов для обнаружения тревожности среди учащихся старших классов, а также разработки методов поддержки для повышения их учебной мотивации и улучшения эмоционального состояния.

Ключевые слова: тревожность, мотивация, старшеклассники, психология, эмоциональный отклик, социальная адаптация, внутренние конфликты, психодиагностика, невротические расстройства.

В области психологии тревожность и ее влияние на различные аспекты личности, включая мотивацию, остаются недостаточно освещенными темами для исследований. Существует явная связь между уровнем тревожности человека и его мотивацией к действию, в том числе в учебной деятельности. Например, Ф.Е. Василюк выделяет несколько характерных черт, отличающих поведение людей с высокой степенью тревожности:

1. Люди, ощущающие постоянное беспокойство, более эмоционально реагируют на возможные или фактические неудачи.

2. В сложных условиях, когда время ограничено или стресс усилен, высокотревожные люди справляются с задачами менее успешно, чем те, кто тревожится меньше.

3. Страх перед провалом играет доминирующую роль в жизни тех, кто склонен к повышенной тревожности, мешая стремлению к успеху.

4. Для них эмоциональные волны, отражающие радость от успеха, могут служить более мощным стимулом, чем страх неудачи.

5. Представители данной категории личностей склонны видеть потенциальную опасность даже в безобидных событиях [3].

Личностная тревожность определяет, как индивид воспринимает и оценивает стимулы из внешнего мира, что, в свою очередь, формирует его эмоциональный отклик. Эти эмоции взаимодействуют с автономной нервной системой, что может приводить к повышению стресса и создавать ожидания неудачи, которые воздействуют на мысли и чувства человека.

Реакция человека в ситуации, вызывающей беспокойство, зависит не только от реальной угрозы, но и от эффективности стратегий, направленных на снижение тревожности, а также от его способности адекватно оценить обстановку. Согласно Ф.Ю. Василюк, высокие уровни беспокойства могут

угрожать психическому здоровью и вести к состояниям, предшествующим неврозам, что негативно сказывается на выполнении задач и, в целом, на успеваемости в учебе [3].

Наблюдения в образовательной среде свидетельствуют о том, что взаимодействие тревожности с мотивацией не всегда представляет собой прямую связь. Наличие стойкой мотивации может как увеличивать, так и уменьшать уровень беспокойства, что влияет на эффективность учебной деятельности. Обнаружение исследований, касающихся тревожности у младших школьников, и отсутствие таковых среди старших учеников мотивировало нас к проведению собственного исследования в этом направлении [4].

Исследование показало, что уровень тревожности человека заметно влияет на его действенность, особенно в различных жизненных ситуациях. В менее сложных обстоятельствах тревожность может улучшить работоспособность, тогда как в более тяжелых ситуациях она чаще всего является препятствием.

В период обучения в старших классах ситуации, способные вызвать беспокойство, обретают свои уникальные характеристики. Юношеская тревожность нередко связывается с характеристиками личности такими, как слабоустойчивость, чувствительность и предрасположенность к беспокойству. Эта форма тревоги выражается через страх перед абстрактной угрозой, которую нельзя точно идентифицировать, но которая вызывает страх потери собственного «я» [1].

Внутренние конфликты в юности, основанные на противоречивых стремлениях и желаниях, часто становятся источником тревоги. Этот конфликт затрагивает поиск личных границ, влекущий притяжение и одновременное отторжение определенных аспектов жизни. Тревожность, поражающая в подростковом возрасте, может приводить к социальной неадаптированности и вынуждает юношей и девушек искать прибежище в собственных внутренних мирах. Иногда под влиянием тревоги они проявляют агрессию и грубость, что

помогает справиться с внутренним напряжением. В крайних случаях катаклизмичность предчувствий и паника могут заметно нарастать, что часто приводит к неорганизованности в поведении и деятельности [5].

Обсуждение тревожности подростков не может обойти стороной тех, кто на первый взгляд, кажется, успевающими и внешне адаптированными. На деле такая картинка стоит им огромных усилий, чрезмерно высокой цены - у них могут быть вегетативные реакции, невротические и психические расстройства. Тревожность у таких учащихся порой последствия конфликта в самооценке, когда они чрезмерно стремятся достичь успеха, при этом постоянно ощущая неудовлетворенность и напряжение. Это приводит к перенапряжению и снижению эффективности их деятельности.

Также заслуживает внимания факт, что некоторые подростки кажутся чересчур спокойными, что, в свою очередь, может быть компенсаторной защитой, препятствующей развитию. Чрезмерно спокойные подростки могут неосознанно игнорировать эмоционально неприятные переживания, что задевает их продуктивность [2].

Таким образом. психодиагностическое исследование обнаружило, что повышенная тревожность в школьном возрасте способствует утомляемости, исчерпанию ресурсов и может привести к развитию невротических расстройств, особенно когда не решаются коренные проблемы. Несмотря на то, что тревожность хорошо изучена теоретически, практически она продолжает быть серьезной проблемой для многих старшеклассников, мешая полной учебной и социальной адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности подростков с видами темперамента, ситуативной тревожностью и межличностными отношениями в семье // Международный журнал прикладных

и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-2. - С. 357-360, URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7500 (дата обращения: 14.12.2024);

2. Бурченкова, Л.Ш. Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения тревожности у подростков / Л.Ш. Бурченкова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 12 (59). - С. 802-804. - URL: https://moluch.ru/archive/59/8414/ (дата обращения: 14.12.2024);

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 124 с.;

4. Возрастная и педагогическая психология / В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. /Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 33 с.;

5. Кёниг Ю.А. Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения и копинг-стратегий у учащихся выпускных классов / Ю.А. Кёниг // Молодой ученый. - 2017. - № 13 (147). - С. 204-208

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 12 (81) Том 3. ДЕКАБРЬ 2024 г. Polyantseva K.A., Piyukova S.S.

Polyantseva K.A.

Moscow City Pedagogical University (Samara, Russia)

Scientific advisor: Piyukova S.S.

Moscow City Pedagogical University (Samara, Russia)

EFFECT OF ANXIETY ON MOTIVATION TO STUDY WITH HIGH SCHOOL STUDENTS: PSYCHOLOGICAL ASPECTS AND CONSEQUENCES

Abstract: this article analyzes how anxiety affects the desire of high school students to study and how it manifests itself in their behavior. The authors of the article study the psychological processes that underlie a person's response to stress, and how this affects their studies. The results of the study indicate that anxiety has a dual effect on students' performance, and this effect depends on the level of difficulty they face. The study also focuses on the internal struggle that adolescents experience in the process of defining their own boundaries, and reveals the social consequences of such internal conflicts. The article raises the importance of using psychodiagnostic methods to detect anxiety among high school students, as well as developing support methods to increase their learning motivation and improve their emotional state.

Keywords: anxiety, motivation, high school students, psychology, emotional response, social adaptation, internal conflicts, psychodiagnostics, neurotic disorders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.