ПСИХОЛОГИЯ Педагогическая психология
УДК 37.015.3 (045)
Развитие учебной мотивации подростков средствами развивающих занятий
Development of educational motivation of adolescents by means of developmental activities
Чаткина С.Н., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», [email protected]
Варданян ^Ю.В., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, [email protected]
Демченко А.О., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», [email protected]
Chatkina S., Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, [email protected]
Vardanyan Yu., Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, [email protected]
Demchenko A., Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.024
Статья подготовлена в рамках сетевого гранта Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по теме «Диагностические и технологические основы развития учебной мотивации подростков» (руководитель - С.Н. Чаткина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева).
Ключевые слова: учебная мотивация, подросток, проектирование, тренинг. Keywords: educational motivation, teenager, design, training.
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена огромным влиянием учебной мотивации на эффективность освоения школьной программы, познавательную активность, успеваемость в школе. Цель статьи заключается в нахождении путей развития учебной мотивации подростков средствами развивающих занятий. Спроектированная развивающая программа будет являться эффективным средством оптимизации самооценки подростков, их уверенности в себе, значимости своей личности, мотивации к самообучению и саморазвитию, снятию тревожности, тем самым повышая уровень развития учебной мотивации подростков. Авторами проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, в статье раскрываются особенности ее проявления у подростков, обосновывается и доказывается эффективность развивающих занятий, способствующих повышению уровня учебной мотивации. Авторами представлены результаты эмпирического исследования учебной мотивации подростков и разработана программа по развитию учебной мотивации подростков. Статья может быть полезна педагогам, психологам, занимающихся проблемой учебной мотивации подростков.
Abstract. The relevance of the article is due to the huge influence of educational motivation on the efficiency of mastering the school curriculum, cognitive activity, school performance. The purpose of the article is to find out ways
189
to develop the educational motivation of adolescents by means of developing activities. The designed developmental program will be an effective means of optimizing adolescents' self-esteem, their self-confidence, the importance of their personality, motivation for self-learning and self-development, anxiety relief, thereby increasing the level of development of adolescents' educational motivation. The authors analyzed the state of the problem in the psychological and pedagogical literature, the article reveals the features of its manifestation in adolescents, substantiates and proves the efficiency of developmental classes that increase the level of educational motivation. The authors present the results of an empirical study of the educational motivation of adolescents and developed a program for the development of educational motivation of adolescents. The article may be useful to teachers, psychologists dealing with the problem of educational motivation of adolescents.
Введение. Актуальность проблемы исследования учебной мотивации не вызывает сомнений, в связи с ее важнейшей ролью в направлении деятельности человека и его поведении. Мотивация является одним из составляющих психологической структуры учебной деятельности, устанавливая цели обучения, способы самостоятельного
приобретения учащимися знаний и выработки собственной позиции в жизни. Процесс освоения школьной программы может усложняться из-за отсутствия учебных, познавательных мотивов, что приводит к снижению познавательной активности учащихся, успеваемости по школьным предметам, обострению проблемы в сфере образования, воспитания и развития, что приводит к снижению показателей основного образования и воспитания детей.
Мотивы обучения, которые связанны с возрастными особенностями, являются самыми важными в подростковом возрасте. Онтогенетический этап развития объясняется проявлением стойкого интереса учащегося к тому или иному предмету, что связано с его собственными интересами. За счет этого происходит снижение мотивации к обучению и определенно заменяются внутренние мотивы, внешними. В то же время молодых людей все больше обучают оценивать свою личность через себя и, прежде всего, через свое окружение, что влияет на их мотивацию к обучению.
Впервые о мотивации задумывается А. Шопенгауэр. Он рассматривает мотивацию как психофизиологический процесс, который лежит в основе управления действиями и поведением человека. Мотивация направляет, организует, определяет активность человека [10].
Обратимся сначала к изучению мотивации как явления вообще. В.Г. Асеев отмечает, что мотивация занимает ведущее место в поведении и деятельности. Мотивация должна включать в себя все показатели, мотивирующие человека: потребности, интересы, влечения, установки и т.д. [1].
По мнению В.Г. Леонтьева, основным источником мотивации выступают потребности человека. Мотивация обладает специфичностью в
зависимости от индивидуальных черт человека и характера его деятельности [3].
По А.Г. Маслоу, мотивация обусловлена ведущими потребностями личности, которые находятся в иерархическом расположении друг к другу. В связи с этим, человека к действиям побуждает состояние неудовлетворенности потребности. Мотивация характеризуется изменчивостью, непрерывностью и
бесконечностью, она является универсальной характеристикой [6].
По А. Фрейд, З. Фрейду, мотивация человека бессознательна, т.к. человек не осознает свои потребности, а побуждается к действиям посредством внутренних инстинктов. Они руководят поведением индивида [8].
Одной из главных черт удачного овладения учебной деятельностью является положительная учебная мотивация. В зависимости от возрастного этапа она приобретает свои особенности.
А.К. Маркова указывает на связь учебной мотивации и возрастных особенностей человека. Происходящая с переходом на другую ступень смена потребностей, ведущей деятельности, характер ее протекания, система взаимоотношений человека с окружающими меняют и мотивацию учения [5].
Особый интерес для нашего исследования представляет подростковый возраст. Под подростковым возрастом следует понимать особый период развития ребенка, имеющий возрастной диапазон от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17 лет. Начало подросткового возраста в жизни ребенка знаменуется формированием некоторых новообразований - понятийного мышления и самосознания, особенностей развития эмоциональной сферы, смысла взрослой жизни, направленности на себя, потребности в смысле жизни, расширения кругозора.
По мнению ученых, с одной стороны, подросток демонстрирует свое нежелание примиряться с лицемерием и обманом зрелого мира, а с иной - надобность в совершеннолетнем тепле, ласке, осознании, прощении. Это объясняется тем, что с социальной стороны наблюдается окончание детства и вхождение во взрослый мир.
Учебная мотивация непосредственно подчиняется успешности выполнения учебной деятельности, а интерес к учебному материалу и к учебной деятельности может сформироваться только при условии, что ученик имеет возможность проявить умственную
самостоятельность и инициативу в обучении.
Непосредственная организация учебного процесса, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды играет видную роль в развитии и поддержании положительной учебной мотивации
подрастающих школьников, повышает их защитную функцию. Ответственность и вовлеченность в процессы, происходящие в образовательной среде, должны быть разделены поровну между всеми заинтересованными сторонами (учителями, учащимися и их родителями, администрацией).
И.М. Лисина, отмечает, что приоритетными направлениями становятся:
- снижение проблемных переживаний ученика в области взаимоотношений со сверстниками;
- развитие адекватного понимания себя, умения владеть собственными эмоциями;
- развитие самостоятельности и самоконтроля;
- ослабление внешнего контроля;
- инновационный подход к организации учебной деятельности;
продуманная система поощрений; позитивный характер взаимоотношений с обучающимися [4].
При проектировании развивающей программы мы руководствовались идеями современных научных подходов к взаимодействию с подростками с целью решению их собственных психологических проблем, обоснованные в публикациях Ю.В. Варданян [2], Т.В. Савиновой с коллегами [7], М.А. Якунчева [11], а также собственными разработками [9].
Материалы и методы исследования. В процессе исследования был обобщен теоретический материал психолого-
педагогической литературы по проблеме учебной мотивации. С целью изучения возможностей развивающих занятий в повышении уровня учебной мотивации подростков нами было проведено исследование. Участниками исследования выступили 150 подростков в возрасте 14-15 лет различных образовательных организаций Республики Мордовия. С целью изучения учебной мотивации подростков была проведена методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой «Изучение мотивации обучения
старших подростков на этапе окончания средней школы» и методика М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся». В результате полученных на констатирующем этапе данных, была разработана программа развивающих занятий «Развитие учебной мотивации подростков».
Результаты исследования. С целью диагностики учебной мотивации подростков был организован эксперимент, включающий констатирующую фазу. Участниками эксперимента выступили 150 подростков в возрасте 14-15 лет. Была проведена методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой «Изучение мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы», которая была направлена на изучение учебной мотивации подростков. Методика представляла собой 18 неоконченных предложений, на которые участникам предлагалось ответить и выбрать один вариант ответа. Все вопросы методики условно разделены на шесть шкал, относительно определения ведущего мотива учебной деятельности: учебного, социального,
позиционного, оценочного, игрового, внешнего. Обработка результатов диагностики
производилась на основе ключа. Суммированная итоговая сумма являлась показателем итогового уровня мотивации учения, выраженного через уровни.
Также с подростками была проведена методика М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся» с целью исследования учебной мотивации подростков.
Методика предполагала три этапа. На первом этапе подросткам необходимо было выбрать карточки относительно суждения. На втором -отобрать 7 наиболее важных карточек с суждениями, на третьем - отобрать 3 наиболее важных карточек с суждениями.
Материал теста был представлен 21 выражением, символически разбитым по основным мотивам учебной работы: мотивы долга и ответственности (1-3 высказываний); самоопределения и самосовершенствования (4-6 высказываний); благополучия (7-9
высказываний); мотивация пафоса (10-12 высказываний); мотивация избегания проблем (13-15 высказываний); мотивация содержанием учения (16-20 высказываний); общественные мотивы, свойственные учебной работы (1-15 высказываний).
Подведение итогов основывалось на учете совпадений одинаковых ответов второго и третьего этапа заданий. На основе этого делается
вывод о доминирующих мотивах учебной деятельности.
Согласно полученным данным, очень высокую учебную мотивацию показали 3,3% подростков. Им было характерно положительное отношение к школе, познавательный интерес и активная социальная позиция. Ведущими мотивами школьного обучения отмечались учебный и социальный мотивы. Все требования, связанные со школьным обучением, принимается и осознается школьниками позитивно. Для них была характерна хорошая успеваемость, легкость усвоения школьной программы. Высокую учебную мотивацию показали 33,3% подростков. Они также позитивно относились к учебе, проявляли учебный мотив, познавательный интерес, но мотив отметки был также значим. Они стремились к получению хороших отметок, что положительно сказывалось на их успеваемости, качество усвоения школьной программы было также хорошим. Нормальный уровень учебной мотивации показали 23,3% подростков. Они были нацелены на получение хороших отметок, чтобы получить одобрение со стороны взрослых и сверстников, при этом испытывали неудачи в силу среднего усвоения школьной программы, отсутствием стойкого познавательного мотива и интереса. Социальный мотив был также важен, но общение основывалось на сверстниках с похожими учебными достижениями. Сниженный уровень учебной мотивации показали 30 % подростков. Им не было интересно получение знаний, позитивное усвоение школьной программы. Посещение школы было связано с
Представим данные исследования учебной мотивации подростков в рисунке 1и 2.
самоутверждением, принятием родителями и сверстниками, больше для общения и совместной игровой и досуговой деятельности. Низкий уровень учебной мотивации показали 10% подростков. Для них посещение образовательной организации зачастую было связано по принуждению взрослым, со своей стороны - не интересно, отмечались трудности усвоения учебного материала, низкая академическая успеваемость. Общение со сверстниками и взрослыми было с их стороны не нужно и ограничено. Следует отметить, что внешний мотив учения и оценочный мотив являются у подростков преобладающими. Таким образом, у подростков, принимающих участие в исследовании выделялись разные показатели учебной мотивации: как высокие, так и низкие.
Данные диагностики учащихся по М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся» представлены на рисунке 2.
Согласно полученным данным,
доминирование мотивов долга и ответственности в учебной деятельности показали 30% подростков. Ими руководствовалось достижение поставленных перед ними целей и задач в силу чувства ответственности и долга.
Доминирование мотивов самоопределения и самосовершенствования в учебной деятельности показали 16,7% подростков. Школьное обучение рассматривалось как средство саморазвития, поиска себя, самосовершенствования и самоутверждения.
70%
70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
■ Учебный ЕЗ Социальный н Позиционный
□ Оценочный Н Игровой
□ Внешний
Ведущий мотив учения
Рисунок 1. - Распределение подростков по доминирующему мотиву учения
43,30%
45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
40%
■ Долг и ответственность и Самоопределения И Благополучия
□ Престижа
□ Избегания неприятностей
□ Учения
И Социальный
Ведущий мотив учения
Рисунок 2. - Распределение подростков по доминирующему мотиву учения
Доминирование мотива благополучия в учебной деятельности показали 20% подростков. Ими доминировало стремление к получению благоприятного состояния, выделиться среди сверстников, достичь высших результатов.
Доминирование мотива престижа в учебной деятельности показали 40% подростков. Ими доминировало стремление к достижению лучших результатов по сравнению с другими сверстниками, лучших позиций, достойного места.
Доминирование мотивации избегания неприятностей в учебной деятельности показали 30% подростков. Они стремились снизить влияние трудностей, избегали все затруднения, пытались отдалиться от них, у них отсутствовали навыки конструктивного решения трудностей, была минимально склонность к риску.
Доминирование мотивации содержания учения в учебной деятельности показали 37% подростков. Им было характерно положительное отношение к школе, познавательный интерес и активная познавательная позиция.
Доминирование социальной мотивации в учебной деятельности показали 43,3% подростков. Для них было характерно стремление к расширению социальных контактов, активная социальная позиция, стремление принести пользу обществу.
Следовательно, у подростков главными мотивами учебной деятельности выступали широкие социальные мотивы и престижные мотивы.
Следует подчеркнуть, что у испытуемых, в основном, внешняя мотивация преобладает над внутренней. Для таких учащихся подросткового возраста школьное обучение выступает в качестве мотива получить хорошие отметки, мотива долга и ответственности, стремления соответствовать
требованиям учителя, является средством самоутверждения, избегания наказания со стороны взрослых. Познавательный мотив был менее выражен. Зачастую обучение подростками рассматривалось как форма избегания наказания со стороны взрослых.
Исходя из полученных эмпирических данных, встала необходимость в проектировании и разработке программы по развитию учебной мотивации подростков. Программа развития высокой учебной мотивации проектировалась в рамках следующих этапов: подготовительного, проектировочного и результативного. В результате чего, была разработана программа для детей подросткового возраста с нарушением развития учебной мотивации.
Целью программы является содействие в развитии высокой учебной мотивации подростков через сопровождение учащегося, подкрепление его самооценки, развитие у него способности определять неуспехи.
Задачами данной программы является:
1) формирование воспитательной деятельности, которая позволила бы максимально раскрыть внутренний мотивационный потенциал личности учащегося;
2) модифицирование взаимоотношения к обучению благодаря принятию на себя ответственности за свое будущее, формирование рефлексии и уверенности внутри себя;
3) возвышение собственного достоинства, создание мотивации к саморазвитию и самообучению, снижение тревожности.
Развивающий потенциал программы развития учебной мотивации охватывает следующие направления:
— закрепление открытости воздействию -путем укрепления связи с учителями и другими подростками;
— предоставление выбора учащимся -путем самостоятельного принятия решения;
— эмоциональная тренировка - путем использования развивающих игр и упражнений на оптимизацию тревожности, способности преодолевать встречающиеся затруднения, усиление роли положительных эмоций во время занятий.
Основных требований к участникам программы не предъявляются.
Ведущий развивающей программы должен соответствовать следующим требованиям:
1) соответствующая квалификация;
2) соответствующее образование;
3) опыт учебной работы.
К условиям проведения мероприятия предъявляются следующие требования:
1) помещение должно быть тихим;
2) стулья необходимо распределить по числу учащихся;
3) необходим компьютер и проектор.
Развивающая программа предусматривает 10
занятий, с интервалом 1 раз в неделю на протяжении всего учебного года, длительность одного занятия - 45 минут. Численный состав группы составляет от 15 до 25 человек.
Структура занятий была представлена следующими этапами:
— организационный этап;
— ритуал приветствия;
— формирование позитивного настроя и сплочение группы;
— разминка;
— мобилизация участников группы.
В ходе развивающей работы используются игровые приемы, приемы совместного обсуждения, проективное рисование и методы вербального воздействия.
Программа «Развитие учебной мотивации подростков» включает следующие блоки:
Первый блок - приблизительный (2 занятия).
Целью данного блока является создать эмоциональную связь участников группы. Основным содержанием выступают развивающие психотехнические упражнения, которые составлены таким образом, чтобы снять напряжение и сплотить группу, а также способствовать самоопределению и
самосознанию.
Второй блок - поэтапное развитие (7 занятий).
Целью данного блока выступает необходимость изменить вектор обучения, повысить уверенность в себе; снять напряжение,
сформировать мотивацию к
самосовершенствованию.
Третий блок - консолидация (1 занятие).
Целью данного блока является усиление учебной мотивации личности.
Подводя итог, необходимо отметить, что разработанная программа «Развитие учебной мотивации подростков» целенаправленно повышает учебную мотивацию подростков, значимость собственной личности; мотивацию к саморазвитию и самообучению и позволяет устранить беспокойство.
Заключение. Таким образом, доля подростков, имеющих низкий уровень учебной мотивации достаточно высока. Поэтому, с целью ее развития была спроектирована программа «Развитие учебной мотивации подростков», при разработке которой были выполнены подготовительный, проектировочный и результативный этапы по развитию учебной мотивации. Программа включала 10 занятий.
Созданная программа раскрывает вероятность для развития учебной и познавательной мотивации методом закрепления самомнения подростка, становления рефлексии, снятия тревожности, преодоления проблем.
Отличительной особенностью данной программы является наличие на занятиях игр и упражнений, направленных на становление способностей преодоления преград на пути к достижению целей, а также на дальнейшее развитие самораскрытия, самопознания, умения анализировать и определить психологические особенности себя и других.
Также для более эффективного развития учебной мотивации подростков нами разработаны и даны психолого-педагогические рекомендации всем участникам образовательного процесса - администрации, психологу, педагогу, родителям и самим подросткам.
Таким образом, авторами получены эмпирические данные уровня развития учебной мотивации подростков, изучены возможности развивающих занятий в повышении уровня учебной мотивации подростков, разработана программа «Развитие учебной мотивации подростков», а также доказана эффективность спроектированной развивающей программы.
Обоснованный подход к созданию программы по развитию учебной мотивации подростков может быть предназначен для использования в прикладных исследованиях и в деятельности педагога-психолога.
Литература:
1. Асеев В.Г. Нормативы развития социальной сферы / В.Г. Асеев. - Санкт-Петербург: Инфо-да, 2008.
- 18 с.
2. Варданян Ю.В. Деятельность научно-исследовательской лаборатории вуза по изучению и развитию психологической безопасности / Ю.В. Варданян // Казанский педагогический журнал. - 2015.
- № 6-3(113). - С. 137-140.
3. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования: монография / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: НГУ, 2002. - 261 с.
4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009.
- 318 с.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения : книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - Москва: Просвещение, 2000. - 191 с.
6. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу; пер. с англ. О.А. Чекчурина. -Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 444 с.
7. Савинова Т.В. Развитие саморегуляции старшеклассников в процессе психологического тренинга / Т.В. Савинова, Н.А. Вдовина, М.А. Кечина, Р.В. Милкина // Мир науки. Педагогика и психология. -
2019. - Т. 7. - № 6. - С. 32.
8. Фрейд А. Теория психоанализа и «эго-психология»: / А. Фрейд, З. Фрейд; пер. с англ. и нем. -Москва: Родина, 2018. - 238 с.
9. Чаткина С.Н. Оптимизация тревожности подростков посредством психологического тренинга / С.Н. Чаткина, Ю.В. Варданян, Ю.В. Бородастова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 4(147). -С. 227-233.
10. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - Москва: Эксмо, 2015. - 157 с.
11. Якунчев М.А. Модель формирования ценностных ориентаций подростков средствами культурно-образовательного проекта / М.А. Якунчев, Е.В. Поляков // Гуманитарные науки и образование. -
2020. - Т. 11. - № 3(43). - С. 112-118.
References:
1. Aseev V.G. Standards for the development of the social sphere / V.G. Aseev. - St. Petersburg: Info-da, 2008. -18 p.
2. Vardanyan Yu.V. Activities of the research laboratory of the university for the study and development of psychological security / Yu.V. Vardanyan // Kazan Pedagogical Journal. - 2015. - № 6-3(113). - P. 137-140.
3. Leontiev V.G. Motivation and psychological mechanisms of its formation: monograph / V.G. Leontiev. -Novosibirsk: NGU, 2002. - 261 p.
4. Lisina M.I. Formation of the child's personality in communication / M.I. Lisina. - St. Petersburg: Piter, 2009. -318 p.
5. Markova A.K. Formation of learning motivation: a book for teachers / A.K. Markova, T.A. Matis, A.B. Orlov. - Moscow: Education, 2000. - 191 p.
6. Maslow A.G. Far limits of the human psyche / A.G. Maslow; trans. from English by O.A. Chekchurin - St. Petersburg: Peter, 2019. - 444 p.
7. Savinova T.V. Development of self-regulation of high school students in the process of psychological training / T.V. Savinova, N.A. Vdovina, M.A. Kechina, R.V. Milkina // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2019. - T. 7. - № 6. - P. 32.
8. Freud A. Theory of psychoanalysis and "ego-psychology": / A. Freud, Z. Freud; trans. from English and German. - Moscow: Motherland, 2018. - 238 p.
9. Chatkina S.N. Optimization of adolescent anxiety through psychological training / S.N. Chatkina, Yu.V. Vardanyan, Yu.V. Borodastova // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 4(147). - P. 227-233.
10. Schopenhauer A. World as will and representation / A. Schopenhauer. - Moscow: Eksmo, 2015. - 157 p.
11. Yakunchev M.A. Model of formation of value orientations of adolescents by means of a cultural and educational project / M.A. Yakunchev, E.V. Polyakov // Humanitarian sciences and education. - 2020. - T. 11. - № 3(43). - P. 112-118.
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
Сведения об авторах:
Чаткина Светлана Николаевна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, e-mail: [email protected]
Варданян Юлия Владимировна (г. Саранск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, e-mail: [email protected]
Демченко Алеся Олеговна (г. Саранск, Россия), студент факультета психологии и дефектологии, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», e-mail: [email protected]