Научная статья на тему 'Теоретическо-педагогические аспекты профессионального образования лиц с ограниченными физическими возможностями'

Теоретическо-педагогические аспекты профессионального образования лиц с ограниченными физическими возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / АДАПТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПЕДАГОГИ-ЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEOPLE WITH DISABILITIES / DISABILITY / INTEGRATION / ADAPTATION AND LEARNING ENVIRONMENT / REHABILITATION AND EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тлехурай Марзият Касеевна

Сегодня остро ощущается потребность в том, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями полноценно включиться в жизнь общества, что предполагает разработку и реализацию прав на образование, совершенствование и создание специализированных образовательных структур, технологий обучения. Современная система образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями, нуждающихся во всесторонней реабилитации, профессиональном образовании и трудоустройстве для восстановления социального статуса, достижения материальной независимости и социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тлехурай Марзият Касеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and pedagogical aspects of professional education of people with a handicap

Today there is a pressing need to help people with disabilities to fully engage in the life of society, which includes the development and implementation of the right to education, improvement and development of specialized educational institutions and training techno-logies. Modern education system has the functions of socialization, including disabled people who need comprehensive rehabilitation, vocational training and employment to restore the social status, the achievement of self-sufficiency and social adjustment.

Текст научной работы на тему «Теоретическо-педагогические аспекты профессионального образования лиц с ограниченными физическими возможностями»

УДК 377 ББК 74.5 Т-49

Тлехурай Марзият Касеевна, кандидат педагогических наук, руководитель подразделения науки и научного обслуживания Майкопского государственного технологического университета, т.: (8 772)523003.

ТЕОРЕТИЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

(рецензирована)

Сегодня остро ощущается потребность в том, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями полноценно включиться в жизнь общества, что предполагает разработку и реализацию прав на образование, совершенствование и создание специализированных образовательных структур, технологий обучения. Современная система образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями, нуждающихся во всесторонней реабилитации, профессиональном образовании и трудоустройстве для восстановления социального статуса, достижения материальной независимости и социальной адаптации.

Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, инвалидность,

интеграция, адаптационно-образовательная среда, реабилитационно-педагоги-ческий процесс.

Tlekhuray Marzieht Kaseevna, Candidate of Pedagogy, head of the Department of science and scientific services of Maikop State Technological University, tel.: (8772) 523003.

THEORETICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL EDUCATION

OF PEOPLE WITH A HANDICAP

(reviewed)

Today there is a pressing need to help people with disabilities to fully engage in the life of society, which includes the development and implementation of the right to education, improvement and development of specialized educational institutions and training techno-logies. Modern education system has the functions of socialization, including disabled people who need comprehensive rehabilitation, vocational training and employment to restore the social status, the achievement of selfsufficiency and social adjustment.

Keywords: people with disabilities, disability, integration, adaptation and learning environment, rehabilitation and educational process.

Перед системой образования России сегодня стоит задача достижения нового современного качества общего и профессионального образования, приближения общеобразовательных, образовательно-профессиональных программ к потребностям личности и общества. Современная система образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Масштаб инвалидности зависит от множества факторов, к которым относятся: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социальноэкономическое развитие, исторические и политические причины. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

По данным Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, в настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. человек, что составляет около 7%

населения, и продолжает расти. Особенно увеличился рост численности инвалидов за последние 3 года.

Сегодня остро ощущается потребность в том, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями полноценно включиться в жизнь общества, что предполагает разработку и реализацию прав на образование, совершенствование и создание специализированных образовательных структур, технологий обучения. С одной стороны, это должны быть структуры профессионального образования. С другой стороны, важен аспект дополнительного социокультурного образования, благодаря которому человек входит в общекультурное пространство страны и города.

Много лет, проводя психолого-педагогическую реабилитационную работу с категорией инвалидов по зрению, Т.М. Великанова, Г.В. Петунина пришли к выводам, что переобучение, получение дополнительного образования, рациональное трудоустройство и возможность самореализации в какой-либо деятельности являются важнейшими факторами для полноценной жизни лиц с ограниченными физическими возможностями.

Расширение доступности высшего образования инвалидов, интегрирование их в образовательную среду осложняется рядом препятствующих факторов, имеющих различный масштаб и характер.

Люди с ограниченными возможностями нуждаются во всесторонней реабилитации, профессиональном образовании и трудоустройстве для восстановления социального статуса, достижения материальной независимости и социальной адаптации.

В науке установлено, что любой человек, имеющий тот или иной дефект развития и способный к восприятию воспитательных воздействии, может при создании соответствующих условий стать полноценной личностью, обеспечивать себя в материальном отношении, развиваться духовно и быть полезным обществу. Важнейшими направлениями подготовки инвалидов к безболезненному вхождению в социальную жизнь, выступают социально-реабилитационная деятельность и полноценное образование, включая начальное, среднее и высшее для профессиональной деятельности. Формирование адекватной образовательно-реабилитационной среды для обучения и развития студентов с ограниченными физическими возможностями невозможно без совершенствования системы образования и разработки технологии интеграции данной категории лиц в учебный процесс вуза.

Совершенствование системы образования инвалидов предполагает всестороннее изучение этой социальной группы с учетом сложившихся реалий последнего десятилетия, а также исторического отечественного и зарубежного опыта. Только на такой базе возможно дальнейшее развитие этой системы [2, с. 23].

Исследование сфер и поля проблем, связанных с образованием инвалидов, свидетельствует о том, что в настоящее время при довольно больших массивах разноплановых публикаций об образовании инвалидов все же отсутствуют обобщающие работы концептуального характера, включающие в себя уточнение основных понятий.

Концептуальную основу образования инвалидов целесообразно рассматривать как основу, интегрирующую в себе знания о субъекте образования (тот, кто обучается, и тот, кто обучает), о содержании образования и условиях, в которых протекает образовательный процесс (семейные условия, условия реабилитационно-образовательных учреждений с комплексом услуг медико-психологического и социально-педагогического характера, окружающая социально-культурная и образовательная среда) [2, с. 24].

Глубина переживаний, субъективная оценка факта и последствий инвалидности зависят и от личностных особенностей человека, сформированных на момент получения инвалидности, осознания человеком ответственности за себя, за происходящее в его жизни.

Таким образом, социально-психологические отношения инвалидов, являющиеся наиболее значимыми источниками и сферами проявления тяжелых стрессовых переживании и дистрессовых реакции у людей, независимо от вида и тяжести заболевания, прожив много лет, все равно говорят с акцентом или с другими искажениями.

Тезис о том, что вузовское образование, рассматриваемое и как социальный институт, и как педагогический процесс, является важнейшим фактором социальной

реабилитации инвалидов.

В действительности речь может идти исключительно о социально-реабилитационном потенциале вузовского образования инвалидов, реализация которого зависит от целого ряда условий (институционально-педагогических, организационно-педагогических, методических и морально-нравственных, обеспечивающих осуществление педагогического процесса в высшем учебном заведении как двойственного по своей природе, а именно - как реабилитационнообразовательного. Это предполагает соответствующее «удвоение» всех компонентов педагогического процесса - содержательно-целевого, организационно-деятельностного, оценочно-резуль-тативного, на базе и вследствие чего, в свою очередь, должно формироваться реабилитационно-образовательное пространство вуза, а сам он выступал бы по отношению к студенту-инвалиду в качестве реабилитационно-образовательной системы.

В данном контексте проблема обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе предстает как проблема их педагогической реабилитации в сфере высшего профессионального образования.

Между тем, в свете сложившихся в последние годы представлений о сущности педагогической реабилитации инвалидов она предстает как специфическая педагогическая деятельность по формированию у лиц с ограниченными возможностями здоровья компенсаторных умений, навыков, а также знаний и личностных свойств, обеспечивающих способность к осуществлению нормативного для общества образа жизни.

Что касается дидактических принципов, то со всей очевидностью требует обеспечения взаимосвязи реабилитационнно-педагогического процесса с образовательным. Здесь, однако, обнаруживается ряд важных аспектов.

Прежде всего, речь идет о том, что содержание и формы реабилитационнопедагогической поддержки студентов-инвалидов должны быть адекватными содержанию и характеру их учебно-образовательной деятельности, отвечать ее потребностям и корректироваться сообразно ее изменениям [2, с. 19].

Иными словами, реабилитационно-педагогическая деятельность должна педагогически «обслуживать» цели профессионально-образовательного процесса, выступая в качестве педагогического фактора их достижения.

Следовательно, в русле общепедагогического принципа связи педагогического процесса с жизнью, социальной практикой определяется первый реабилитационнопедагогический принцип организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе вузовского образования -соответствие содержания и форм реабилитационно-педагогической поддержки целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности инвалидов.

Реализация взаимосвязи реабилитационно-педагогического и образовательного процессов невозможна, однако, если соответствующую позицию не займет - на своем уровне - каждый из организаторов учебно-образовательной деятельности студентов-инвалидов.

Таким образом, определяется еще один реабилитационно-педагогический принцип организации обучения инвалидов в вузе, вытекающий из общепедагогического принципа связи педагогического процесса с жизнью, социальной практикой, принцип актуализации реабилитационно-педагогических начал руководства профессионально-образовательной деятельностью инвалидов на всех его уровнях.

Что касается общепедагогического принципа осуществления педагогического процесса в коллективе и через коллектив, то поскольку идея опоры на коллектив является ведущей и для коррекционной педагогики и, более того, рассматривается в ней как базовая для решения задач социально-трудовой реабилитации инвалидов, постольку этот принцип сохраняет свое фундаментальное значение и применительно к реабилитационнопедагогической поддержке студентов-инвалидов в условиях вуза. В то же время возможной и необходимой здесь становится его конкретизация в содержательном плане [3, с. 56].

Прежде всего, и это совершенно очевидно, в данном случае нужно ставить вопрос об опоре на студенческий коллектив, имея в виду и первичный коллектив (студенческая группа), и студенческий коллектив факультета и вуза в целом.

С другой стороны, требует осознания, что при всей соблазнительности подобного отождествления - совместность обучения инвалидов со студентами с сохранным здоровьем отнюдь не означает их подлинную интеграцию в среду этих студентов.

Вариант полной и разносторонней интеграции, когда студент-инвалид активно взаимодействует с другими студентами во всех сферах деятельности -учебной, досуговой, общественной и т.д., является лишь одним из возможных и притом отнюдь не самым распространенным.

Значительно более распространена интеграция только на уровне учебной деятельности, при которой интенсивные связи между студентами-инвалидами и остальными студентами устанавливаются и реализуются лишь в рамках собственно учебного процесса, а применительно к остальным областям студенческой активности лица с ограниченными возможностями здоровья оказываются словно бы «вынесенными за скобки» [4, с. 11].

Достаточно часто, кроме того, встречается и своего рода «нулевой» вариант: студенты-инвалиды не имеют сущностных взаимосвязей с другими студентами и в условиях учебного процесса, т.е. «стоят особняком» даже как субъекты учебнообразовательной деятельности.

Наконец, обнаруживается и четвертый вариант, при котором студент-инвалид занимает в известном смысле спекулятивную и по своей сути дезинтегративную позицию, добиваясь неких «скидок» на инвалидность, т.е. снижения требований к себе со стороны окружающих, и тем самым фактически противопоставляя себя остальным студентам по признаку инвалидности [3, с. 253].

В свою очередь, и отношение к инвалидам, имеющееся у студентов с сохранным здоровьем, тоже не является оптимальным: материалы специального констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что это отношение предстает как пассивно положительное, ибо в качестве позитивного оно выступает лишь на уровне познавательного (когнитивного) и эмоционального (аффективного) компонентов, тогда как поведенческий компонент «окрашен» сугубо индифферентно. Более того, такой характер отношения студенческой молодежи к инвалидам обнаруживается и применительно ко всем основным сферам их социальной жизнедеятельности - социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной.

К тому же пассивно положительный характер отношения студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья четко проявляется и при дифференциации респондентов по социально-типологическим признакам пола и профессионально-образовательного профиля [1, с. 20].

С учетом этого, основной реабилитационно-педагогический принцип организации обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья в вузе, определяемый в контексте общепедагогического принципа осуществления педагогического процесса в коллективе и через коллектив, должен формулироваться как принцип опоры на интегративный (смешанный) студенческий коллектив инвалидов и лиц, не имеющих инвалидности. В свою очередь, общепедагогический принцип самодеятельности объекта в педагогическом процессе при рассмотрении применительно к организации обучения инвалидов в вузе также претерпевает известную трансформацию в содержательном отношении.

Литература:

1. Кантор В.З. Отношение студенческой молодежи к инвалидам и социальноинтеграционный потенциал вузовского образования // Высшее образование инвалидов. СПб., 2000.

2. Лебедева С.С. Образование инвалидов: практика и теоретико-прогности-ческая модель: монография. СПб.: Омега, 2001.

3. Мануйлова Ю.Н. К обоснованию принципа поэтапного интегрирования инвалидов в студенческую среду. Научно-методические проблемы интеграции инвалидов в социуме. Челябинск, 1998.

4. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002.

References:

1. Cantor V. Z. Students' attitudes toward the disabled and social integration potential of higher education // Higher education of the disabled people. SPb., 2000.

2. Lebedeva S. S. Education of the handicapped people: the practice and theoretical predictive model: a monograph. SPb.: Omega, 2001.

3. Manuylova Y.N. On the proof of the principle of gradual integration of disabled people in the student community. Scientific and methodological problems of integration of disabled people in society. Chelyabinsk, 1998.

4. Martynova E. A. Social and educational bases for the construction and operation of the system of access to higher education for people with disabilities. Chelyabinsk: ChSU., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.