Е. б. Щетинина, Современные критерии классификации
профессионального
образования
Formation of the Need for Professional Self-Improvement of Future Teachers of Technology
Vasiliy N. Sayapin
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
Nikolay V. Sayapin
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The article presents data on theoretical analysis of the problem of professional self-improvement. The necessity of self-improvement's formation is conditioned by intensive modernization of the Russian educational system, which taking place alongside with dramatic social and economic processes in the country and world-wide; it is also conditioned by goal-oriented development of student's personality. The article reveals understanding of the need for professional selfimprovement of a future teacher, as a rather complex phenomenon, which is based on a complex of incentives and conditions, which determine and regulate the process of its formation. Formation of the need for professional self-improvement as one of the major needs within the system of needs of a future teacher of technology is being steadily implemented together with the development of basic professional needs during various types of trainings: personal, general cultural, psychological, communicative, methodological technological managerial, etc., which allows to increase these teachers' com-
petitiveness on the labour market and widen the horizons for their
employment.
Key words: professional self-improvement, formation of the need
for professional self-improvement in future teachers of technology.
References
1. Sapozhnikova T. N. Stimulirovanie professional'nogo sa-mosovershenstvovaniya studentov vprotsesse organizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti (Stimulation of students' professional self-improvement in process of organizing of cognitive activity). Yaroslav. ped. vestn. (Yaroslavl Pedagogical Bulletin), 2003, no. 1 (34). Available at: http://www. yspu.yar/ru.pedagoka.psichologiy (accessed 10 September 2014) (in Russian).
2. Dikanova S. V. Aktualizatsiya potrebnosti v lichnostnom samosovershenstvovanii budushchego spetsialista v prot-sesse sotsial'no-proektnoy deyatel'nosti (Actualization of future specialist's need of personal self-improvement in process of social-project activity). Sovremennye problemy psikhologii lichnosti: teoriya i praktika (Actual problems of personality's psychology : theory and practice). Available at: http://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30151.shtml (accessed 10 September 2014) (in Russian).
3. Maslou A. G. Motivatsiya i lichnost' (Motivation and personality). Moscow, 1999. 210 p. (in Russian, trans. from English).
4. Psikhologiya ipedagogika: ucheb. posobie (Psychology and pedagogy : the study guide). Ed. by K. A. Abul'khanova. Moscow, 1998. 320 p. (in Russian).
УДК 37.378.1
СОВРЕМЕННЫЕ КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Е. Б. Щетинина
Щетинина Елена Борисовна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра коррекционной педагогики, Саратовский государственный университет, россия E-mail: [email protected]
Освещены основные условия, созданные в нашей стране для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли получить высшее образование. раскрыты критерии классификации условий получения высшего образования различными категориями людей с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы основные модели организации профессионального образования в различных странах. Изложены основные принципы оказания помощи в адаптации студентам с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими высшего образования. Описан опыт создания доступной образовательной среды высшего учебного заведения. Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, условия получения высшего образования, доступная образовательная среда, модели организации получения про-
фессионального образования, профессиональная сегрегация, профессиональная конкурентоспособность, профессиональная интеграция.
Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья была, остается и будет одной из важнейших задач, решение которой необходимо искать специалистам, работающим с данной категорией граждан. Определенная часть населения имеет особые потребности в связи с инвалидностью и постоянно нуждается в специальных мерах государственной поддержки. При этом многие из них трудоспособного возраста, стремятся к социально активной и максимально независимой жизни, профессиональной самореализации, но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведе-
© Щетинина Е. б., 2015
Изв. Сарат, ун-та. Нов. сер. Сер, Акмеология образования. Психология развития, 2015. Т. 4, вып. 2(14)
ние государственной и муниципальной политики содействия занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, небольшой.
Низкая конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда связана не только с этими ограничениями, но и с более низким уровнем образования по сравнению с остальным населением. А без профессионального образования уделом человека с ОВЗ становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую не могут раскрыть его потенциальных возможностей. В результате, с одной стороны, это - явное сужение горизонтов самореализации, а для общества, государства - неэффективное использование имеющихся трудовых ресурсов [1].
В рамках данной статьи нам бы хотелось систематизировать существующие на сегодняшний день подходы к классификации видов профессионального образования на основании различных критериев. На наш взгляд, решение данной задачи имеет не только теоретическую, но и практическую пользу.
Известно, что профессиональное образование в РФ осуществляется в различных видах образовательных учреждений. Допрофессиональное образование, а в ряде случаев и начальное профессиональное обучающиеся получают в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Начальное профессиональное образование лица с ОВЗ получают в профессиональных училищах, учебно-курсовых комбинатах; учебно-производственных центрах; вечерних профессиональных училищах; специальных (коррекционных) профессиональных училищах для детей и подростков с отклонениями в развитии. Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование обучающиеся получают в специальных образовательных учреждениях и на условиях различных форм интеграции в учреждениях общего назначения среднего и высшего профессионального образования [2].
Однако если система школьного специального образования имеет ясные контуры и ориентиры развития, то система профессионального образования, на наш взгляд, не так понятна и однозначна. Это связано, во-первых, с тем, что в профессиональном образовании нуждается довольно разнородный по своим способностям и возможностям контингент лиц с ОВЗ. Их можно разделить на три основные группы в соответствии с особенностями состояния здоровья, специфическими потребностями, возможностями обучения и последующей трудовой реализации [2].
Первая группа - это инвалиды с полностью сохранным интеллектом при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата или органов зре-
ния и слуха. В плане профессионального обучения они - наиболее перспективная группа, имеющая высокую мотивацию получения специальности и повышенный интерес к трудовой реализации, но нередко - и особые способности, как в форме компенсаторных личностных данных, так и в форме ярко выраженного таланта к определенным видам деятельности. Для обеспечения необходимых условий их обучения требуются не столько особые образовательные технологии, сколько доступная учебная среда (наличие пандусов, широких дверных проемов, туалетных комнат, лифтов). Данная группа учащихся легче всего интегрируется в коллективы сверстников с нормальным психофизическим развитием и не имеет особых сложностей обучения в инклюзивных группах не только средних специальных, но и высших учебных заведений. Проблемы их инклюзивного обучения относительно легко разрешимы путем дополнительного технического оснащения учебных и производственных помещений и не требует, как правило, особого программно-методического обеспечения учебного процесса.
Вторая группа - инвалиды с серьезными нарушениями слуха и речи, которые, как правило, имеют не только проблемы с коммуникацией, но и замедленное восприятие информации и новых знаний, что требует особых технологий по их интеграции и ступенчатого подхода к организации учебного процесса (обучение в первые годы в отдельных группах, а завершающие - в инклюзивных). Такие технологии существуют в вузах и могут быть успешно внедрены в учреждениях как начального, так и среднего профессионального образования. Успешный опыт организации профессионального обучения этих молодых людей существует в колледжах города Москвы, МГТУ им. Н. Э. Баумана, впоследствии почти все они трудоустроены. [3]
Третья группа, наиболее значительная по количеству и испытывающая самые большие трудности в профессиональной подготовке и последующей трудовой реализации, - лица с аномалиями психофизического развития (задержками психического развития, умственной отсталостью, девиантным поведением). При этом далеко не все, отнесенные к данной группе, имеют не только инвалидность, но и подтвержденный медицинский диагноз. Проблема усугубляется как ограниченным выбором профессий и специальностей, так и узким полем трудовой реализации, поскольку малоквалифицированный или простой физический труд все больше заменяется трудом мигрантов либо техническим средствами с особыми требованиями к их эксплуатации, предполагающими наличие определенного интеллекта. Для данного контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья целесообразны практика ранней профессиональной ориентации будущих выпускников коррекционных школ, последующая профессиональная подготовка и
188
Научный отдел
Е. б. Щетинина, Современные критерии классификации профессионального образования
начальное профессиональное обучение на основе адаптированных упрощенных программ, включающих освоение как общеобразовательных, так и специальных предметов с целевой ориентацией на последующую занятость в сфере городского коммунального хозяйства.
Во-вторых, особенности современной социальной реальности заключаются в том, что формы получения образования, пройдя определенный путь своего становления, сейчас очень разнообразны и, представляя выбор, в то же время рождают определенные проблемы этого выбора. Можно выделить формы получения профессионального образования; в настоящее время мировая и российская практика предлагает четыре основные формы организации учебного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья: интегрированное (инклюзивное); специализированное; смешанное; дистанционное обучение.
Интегрированное (инклюзивное) обучение
основано на объединении лиц с ОВЗ и обычных студентов в учебном процессе; основой общности лиц с ОВЗ и обычных студентов являются государственные образовательные стандарты и распорядок, обязательные для тех и других. Для первых особо сложным и более длительным процессом является адаптация в среде конкретного учебного заведения, поэтому особое внимание необходимо уделять процессам организации их психологопедагогического сопровождения в образовательной среде вуза. Важно организовать данную деятельность на принципах: пропедевтической подготовки; постепенной интеграции в среду условно здоровых студентов; создания самостоятельных служб психолого-педагогического сопровождения, реабилитации и др., позволяющих решать текущие проблемы студентов; создания гуманистической внутривузовской корпоративной этики, культуры, когда профессорско-преподавательский состав находит необходимые контексты взаимодействия со студентами с ОВЗ; индивидуального подхода, который раскрывает потенциальные возможности каждого студента, профессионально и личностно ориентирует его на социально значимые, полезные виды деятельности [4] .
Специализированное обучение проводится на базе учебных заведений - интернатов, как правило, государственных. В таком учебном заведении создается максимально адаптированная среда, что для многих лиц с ОВЗ со значительными поражениями опорно-двигательного аппарата, с глубокими поражениями зрения и слуха или их родителей может оказаться решающим при выборе учебного заведения.
Профессиональное образование в таких учебных заведениях осуществляется, как правило, во взаимодействии с государственной службой реабилитации. Специально создаваемые условия (с приспособлением территории
и помещений, специальным техническим оборудованием учебного процесса, специальным оснащением аудиторий, лабораторий, библиотек и т. д.) максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в координации с выполнением индивидуальной программы реабилитации, способствуют созданию оптимальной развивающей и поддерживающей медико-психологической и педагогической среды в учебном заведении.
Смешанное обучение лиц с ОВЗ на практике осуществляется в следующих разновидностях:
специальное: в отдельных группах - на подготовительном и начальном этапах обучения, с переходом на последующем и завершающем этапах в интегрированное, с включением учащихся-инва-лидов в общие потоки. Роль первого этапа состоит в осуществлении подготовительного обучения, психолого-педагогической и социально-средовой адаптации, профессиональной ориентации и профессионального обучения по блокам специальных дисциплин, к которым могут быть подключены дисциплины адаптационной направленности. На втором этапе обучение производится по стандартным учебным планам и при специальном сопровождении обучаемых инвалидов;
частичная интеграция: в течение всего периода обучения оно ведется в отдельных группах с применением адаптационной составляющей учебных планов и всех видов реабилитации параллельно с учебным процессом. Однако группы лиц с ОВЗ обучаются на территории обычного учебного заведения, что позволяет включить учащихся-инвалидов в его общественную, научную, культурную, спортивную жизнь вместе с остальными обучающимися.
Дистанционное обучение - это новая интегральная форма обучения, основывающаяся на контролируемой самостоятельной деятельности учащихся по изучению специально разработанных учебных материалов и базирующаяся на использовании как новых, так и традиционных информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие всех участников этого процесса. Создание безбарьерной информационно-образовательной среды вуза является одной из приоритетных задач Саратовского государственного университета [4].
Рассматривая системы профессиональной подготовки, существующие в мировой практике, можно выделить подход И. Баранаускене: она обозначает пять моделей профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ [5].
Модель профессиональной инклюзии: профессиональная и социальная адаптация в данном случае понимается не только как непосредственное обучение профессии в процессе производства, а позже - профессиональная деятельность, но и как сотрудничество лиц с ОВЗ и здоровых. Социальная инклюзия стремится удалить все барьеры и препятствия (дискрими-
Педагогика развития и сотрудничества
189
Изв. Сарат, ун-та. Нов. сер. Сер, Акмеология образования. Психология развития, 2015. Т. 4, вып. 2(14)
нацию, страх, игнорирование, недоброжелательность и нарушение прав), с которыми в обществе сталкиваются лица с ОВЗ, стремящиеся к равенству. Суть модели - обучение в реальных условиях, на будущем месте работы, где содержание обучения адаптируется к процессу производства, потребностям рынка.
Модель профессиональной конкурентоспособности используется в Федеративной Республике Германии, Швейцарии, в других немецкоязычных странах. Учащиеся, составив договор обучения, три года учатся профессии на предприятии и один-два раза в неделю посещают профессиональную школу, где знакомятся с теоретическими основами знаний, получаемых на практике. Исключительная черта данной модели: подготовить лиц с ОВЗ к профессии так, чтобы они могли конкурировать на рынке труда. Это достигается при согласовании теоретического обучения в школе с практическим обучением на предприятии (дуальный принцип). Такая модель чаще всего применяется по отношению к молодым, имеющим недуг с рождения, лицам, для которых наступило время приобрести специальность и начать профессиональную карьеру [6].
Модель профессиональной сегрегации
признается во многих европейских государствах, не являются исключением Великобритания и Германия. Для лиц с ОВЗ создаются предприятия «безопасного труда» (социальные предприятия) или отделы «безопасного труда», где предусмотрены организация безопасности труда, профессиональный, социальный, медицинский присмотр, созданы условия для совершенствования и, по возможности, перехода на работу в условиях конкуренции. Иногда эти предприятия называют «социалистическими», в них практически применяется принцип «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». Они работают по когда-то декларированным в советском пространстве принципам, что мы смогли наблюдать в ФРГ. В основном это принадлежащие общественным организациям институции, чаще всего в своей деятельности опирающиеся на принципы антропософии, идеи вальдорфской педагогики [6].
Модель профессионального обучения
наиболее популярна в странах постсоветского пространства и доступна молодым людям с ОВЗ (чаще всего с недугом от рождения или приобретенным в детстве). Профессиональное обучение проводится в школе или в профессиональном реабилитационном центре: не только передаются профессиональные знания, навыки и способности, но ведется обучение общеобразовательным предметам. Цель модели - научить той или иной профессии. В связи с недостаточным финансированием часто материальная база школ не соответствует выдвигаемым рынком
требованиям; даже при хорошо оборудованных школьных мастерских из-за недостатка выделяемых средств трудно правильно организовать производственное обучение.
Модель проекта профессиональной карьеры: исключительные черты данной модели: индивидуализированное отношение с лицом с ОВЗ, в соответствии с его индивидуальными потребностями и реальными возможностями; профессиональная карьера планируется с учетом перспективы: как она воздействует на качество жизни лица с ОВЗ и его близких, на его здоровье, психологическое состояние, насколько она долгосрочна? В этой модели принимается во внимание регион, где живет человек с ОВЗ, его потребности; проводится исследование возможностей утвердиться на рынке труда; модель проекта профессиональной карьеры в Италии называется «проектом жизни», в Англии - «методом индивидуального профилирования» и т. п.
Несмотря на сложность определения основных концептуальных подходов к организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, сегодня можно выделить следующие критерии его классификации: ступени получения профессионального образования; особенности контингента лиц, получающих профессиональное образование; формы получения профессионального образования, модели организации профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
1. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. М., 2012. 212 с.
2. НазароваН. М. Специальная педагогика. М., 2000. 517с.
3. Концепция ресурсного центра для профессионального обучения лиц с ОВЗ. М., 2007. 215 с.
4. Щетинина Е. Б., Коновалова М. Д. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 323-327.
5. Баранаускене И. Р. Модели профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями: теоретический аспект. Интеллектуальные технологии и средства реабилитации людей с ограниченными возможностями (ИТСР-2010) : тр. Первой междунар. конф. «Интеллектуальные технологии и средства реабилитации людей с ограниченными возможностями». М., 2010. С. 23-30.
6. ЩетининаЕ. Б., СеливановаЮ. В., Соловьева О. В. Особенности организации системы специального образования в Германии. Научное обозрение : гуманитарные исследования. 2013. № 5. С. 19-27.
190
Научный отдел
Е. б. Щетинина, Современные критерии классификации профессионального образования
Modern Criteria for Classification of Professional Education for the Disabled
Elena B. schetinina
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with the main conditions created in our country in order to provide disabled people with higher education. The article reveals the criteria of classification of conditions for obtaining higher education by various categories of people with disabilities. It analyses the main models of organization of professional education in different countries and lists major principles of rendering help in the course of disabled students' adaptation in the course of receiving higher education. The study describes the experience of creating accessible educational environment in higher educational education.
Key words: disabled students, conditions for obtaining higher education, accessible educational environment, models of organization of professional education acquirement, professional segregation, professional competitiveness, professional integration.
References
1. Problema dostupnostiprofessional 'nogo obrazovaniya dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v gorode Moskve (Problem of availability of professional education for persons with limited opportunities of health in the city of Moscow). Moscow, 2012. 212 p. (in Russian).
2. Nazarova N. M. Spetsial'nayapedagogiha (Special pedagogy). Moscow, 2000. 517 p. (in Russian).
3. Kontseptsiya resursnogo tsentra dlya professional'nogo obucheniya lits s OVZ (The concept ofthe resource centre for vocational training of persons with disabilities). Moscow, 2007. 215 p. (in Russian).
4. Shchetinina E. B., Konovalova M. D. Opyt organizatsii psihhologo-pedagogicheshogo soprovozhdeniya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. (Experience in organization of psychological and pedagogical support for students with disabilities). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2013. Vol. 2, iss. 3, pp. 323-327 (in Russian).
5. Baranauskene I. RModeliprofessional'noyreabilitatsiilits s ogranichennymi vozmozhnostyami: teoreticheshiy aspeht (Model of vocational rehabilitation for persons with disabilities: a Theoretical aspect). Intellehtual 'nye tehhnologii i sred-stva reabilitatsii lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami (ITSR-2010): tr. Pervoy mezhdunar. honf. «Intellehtual'nye tehhnologii i sredstva reabilitatsii lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami» (Intelligent technologies and means of rehabilitation of people with disabilities {ITSR-2010}: Proceedings of the First International conference on «Intel-ligent technologies and means of rehabilitation of people with disabilities». Moscow, 2010, pp. 23-30 (in Russian).
6. Shchetinina E. B., Selivanova Yu.V., Solov'eva O. V. Oso-bennosti organizatsii sistemy spetsial'nogo obrazovaniya v Germanii (Peculiarities of organization of the system of special education in Germany). Nauchnoe obozrenie : gumanitarnye issledovaniya (The Scientific review: Humanities researches), 2013, no. 5, pp. 19-27 (in Russian).
Педагогика развития и сотрудничества
191