Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корецкий А.М.

В статье приводится теоретический анализ таких понятий как профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL REVIEW OF CORRELATION OF CONCEPTS PROFESSIONAL IDENTITY, PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION, PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS

The article provides a theoretical analysis of such concepts as professional identity, professional self-determination, professional self-consciousness.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ»

УДК: 159.944.3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Корецкий А.М., студент группы З-12Пс(б)СП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: koreckiy_56@mail.ru

В статье приводится теоретический анализ таких понятий как профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание.

В современной психологической науке существует точка зрения, согласно которой термин «профессиональная идентичность» синонимична таким устоявшимся понятиям, как например, профессиональное самоопределение, профессионализацию, профессиональное самоопределение. Все эти понятия отражают суть личностного изменения в процессе профессиональной подготовки и деятельности. Между этими понятиями существует определенная близость, но каждое из них имеет свой особый содержательный аспект [1].

С точки зрения Н. Л. Ивановой и Н. В. Коневой считают, что профессиональную идентичность можно отнести к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе и в обществе. Кроме того, как утверждают авторы, этому представлению сопутствуют определенные ценности и мотивационные ориентиры, а также субъективное отношение (принятие или непринятие) к своей профессиональной принадлежности [1].

Таким образом, профессиональную идентичность можно определить как сложное образование, совокупность состоящую из личностных особенностей, профессиональных характеристик, которые позволяют определиться в профессиональной сфере. А так же осуществить прогноз на успешность в профессиональной деятельности [1].

В своей теории А. Маслоу рассмотрев теорию профессионального развития, особое внимание уделил самоактуализации, которую определял через стремление личности совершенствоваться, развиваться, выражаться и проявлять себя в значимом для него деле. В таком подходе схожими понятиями к самоопределению будут такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» [4].

С точки зрения П. Г. Щедровицкого можно объяснить самоопределение как способность личности развивать себя, свой индивидуальный и уникальный стиль и историю, как способность понимать и обосновывать образ себя [4].

Рассматривая профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его как «важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [4].

Е. А. Климов считает, что в профессиональном самоопределении нужно особенно рассматривать два уровня:

- гностический, то есть изменение сознания и самосознания человека в процессе самоопределения;

- практический, то есть реальные изменения социального статуса человека.

Анализ понятий «профессиональное самоопределение» и «выбор профессии» достаточно полно приводит Н. В Самоукина. Профессиональное самоопределение определяется как долгосрочный процесс, но внутреннего, субъективного плана, в отличие от выбора профессии, который относится к поведению человека.

№ 1 /2016 131

Профессионально самоопределение, в вою очередь, поиск личностью «своей» профессии и «себя в профессии», собственной профессиональной роли в ней, определение для себя профессиональных позиций и перспектив, достижение их.

Н. С. Пряжников считает, что суть профессионального самоопределения - это поиск ценности и смысла личности в той профессии, которую человек уже выбрал или еще только осваивает [5].

Профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс, в который входит весь процесс профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Если сравнивать понятия профессиональное самоопределение и профессиональное самосознания можно обнаружить следующие особенности.

Профессиональное самоопределение можно определить как длительный процесс внутреннего, субъективного плана, поиск человеком «своей» профессии и «себя в профессии», определение для себя профессиональных позиций и перспектив, достижение их [5].

То есть «профессиональное самоопределение» в одних отношениях понимается как более широкое по отношению к понятию «профессиональное самосознание», в других - более узкое. Шире, так как профессиональное самоопределение охватывает больший диапазон возможностей, уже - так как в основном относится к выбору, поиску (профессии, смыслов профессиональной деятельности, способов ее реализации) [4].

Профессиональное самосознание уже, так как отражает единство профессионального менталитета и мастерства, порождается профессиональным опытом и профессиональным общением. Профессиональное самосознание шире, поскольку связывает воедино судьбу и истину, реальность и ментальность, сознание и поведение [4].

Профессиональное самоопределение, понимаемое как нахождение смыслов выполняемой работы предшествует профессиональному самосознанию. В этой терминологии профессиональное самосознание - это самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы.

Таким образом, можно говорить о существующей неразрывной взаимосвязи между профессиональным самоопределением и профессиональным самосознанием.

Дальше полезно рассмотреть взаимосвязь между профессиональным самосознанием и профессиональной идентичностью.

Вопрос о профессиональном самосознании рассматривается с разных точек зрения.

В своей теории Е. А. Климов объединяет понятия Я и профессия (при этом Я включает в себя профессию, профессиональное самосознание) [4].

Профессиональное самосознание складывается из соотнесения образа профессии с Я-концепцией на определенной ступени развития личности под воздействием образа жизни, который требует от человека самоконтроля и рефлексии собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них [4].

Решая проблему профессионального самосознания, В. М. Просекова предлагает рассматривать его с точки зрения имплицитных теорий личности [4].

С точки зрения Е. П. Ермолаевой, профессиональная идентичность - это регулятор, функция которого стабилизировать и преобразовывать [3]. Суть стабилизирующей функции состоит в том, чтобы обеспечить необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции.

В свою очередь, преобразующая функция профессиональной идентичности зависит:

1) от специфики изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией - возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией;

2) диференциации образа своей профессии от других - профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию к изменившимся условиям;

3) системности или «рыхлости» структуры идентичности [3].

Таким образом, профессиональная идентичность обеспечивает возможности преобразования и развития профессионала. Л. Б. Шнейдер считает, что эту функцию в профессиогенезе выполняют образы профессии и себя в ней [4].

По мнению Е. П. Ермолаевой для формирования профессиональной идентичности необходимо усвоение профессиональных стереотипов [3]. В других исследованиях [4] к этому дополняется условие творческого преобразования стереотипов, их переработки и формированием собственной профессиональной позиции.

На основе анализа литературных источников, можно сделать вывод, что в структуру профессиональной идентичности исследователи включают следующие компоненты:

- мотивационный, то есть стремление достижения цели в профессии, интерес и любопытство в решении задач в рамках профессии;

- когнитивный, то есть осознание тех профессиональных задач, которые ставятся перед человеком, выбор способа решения этих задач;

- операционально-деятельностный, то есть наличие и умение применить соответствующие требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, особенности восприятия, мышления, эмоциональных и волевых процессов;

- оценочный, то есть как сам человек оценивает свои способности и возможности в рамках профессии [2, 3, 4, 5].

Таким образом, профессиональная идентичность как объект психологического анализа

- это многомерное образование, различающееся по степени сложности и организованности, и подходы к её изучению различны.

Формирование профессиональной идентичности включает в себя осознание границ собственной профессии, позволяет занять профессиональную позицию, ответить на вопрос «Кто я есть как профессионал?».

Литература

1. Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности / Н.С. Аринушкина // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 48-53.

2. Вишняков, А.И. Психологические особенности трудовой мотивации и ценностных ориентаций сотрудников организаций. Возрастной аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24664.

3. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е.П. Ермолаева // Журнал практического психолога. - 2002. - № 6.

- С. 29-49.

4. Шнейдер, Л.Б. Идентичность: Хрестоматия / сост. Л. Б. Шнейдер. - Москва: Изд-во: Московского психолого-социального института, 2003. - 272 с.

5. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.