Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение как критерий продуктивности профессионального становления личности'

Профессиональное самоопределение как критерий продуктивности профессионального становления личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1155
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / STAGES OF PROFESSIONAL FORMATION / АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ADAPTIVE MODEL / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SELF-UPDATING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Качановецкая Наталья Ивановна

В статье анализируются положения исследований по проблеме профессионального самоопределения. Можно констатировать, что в процессе профессионального становления перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем составляет структуру понятия «профессиональное самоопределение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-determination as professional performance criteria of professional growth

This article analyzes the position of researchers that investigates problems of professional self-determination in the process of professional development. It can be noted that in the process of professional development before a person is constantly having problems, requiring a definition of its relation to the professions, sometimes analysis and reflection of their own professional achievements, the decision about choosing a career or changing, updating and correction of career decisions of other professionally-related issues. The entire complex of problems explain the concept of professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение как критерий продуктивности профессионального становления личности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Н.И. Качановецкая

Факультет психологии Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Моховая ул., 11, стр. 9, Москва, Россия, 125009

В статье анализируются положения исследований по проблеме профессионального самоопределения. Можно констатировать, что в процессе профессионального становления перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем составляет структуру понятия «профессиональное самоопределение».

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, профессиональное становление, личность, стадии профессионального становления, адаптивная модель, самоактуализация.

Одним из важных критериев продуктивности профессионального становления личности является ее способность принимать решение о выборе профессии, специальности и месте работы, находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь. С этой проблемой личность сталкивается в течение всей жизни, важными компонентами которой становятся осмысление своей социально-профессиональной роли, отношение к профессиональному труду, коллективу и самому себе, постоянное уточнение своего места в мире профессий.

Рассмотрим основные положения исследований по данной проблеме.

Так, Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности [10]:

1) адаптивную модель, суть которой заключается в доминировании в самосознании человека тенденции к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм. Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта;

2) модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между

Качановецкая Н.И. Профессиональное самоопределение как критерий продуктивности.

усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала — внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отра-женным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления [10].

П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, как умение переосмысливать собственную сущность [14].

Е.А. Климов считает, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни [6; 7].

Важнейшим фактором профессионального развития личности является ее удовлетворенность трудом, чувством гармонии от процесса и результатов деятельности, которая создает у человека стремление к преодолению трудностей при решении сложных трудовых задач [1].

Интересную классификацию предлагает Д.Н. Завалишина. Она выделяет четыре вида (или тенденции) профессионального развития [3]:

1) адаптивно-репродуктивный, ведущую роль в детерминации которого играют социально-профессиональные требования;

2) прогрессивно-творческий, в процессе которого субъект труда выходит за рамки социально-профессиональных требований и реализует стратегию профессионального саморазвития; в основе детерминации лежат профессиональные возможности и притязания личности, механизмы самоактуализаци и самореализации.

3) адаптивно-деформирующий, предполагающий появление специалистов, которых, как отмечает Д.Н. Завалишина, принято называть трудоголиками. Специфика данной группы специалистов определяется содержанием их мотивацион-ной сферы, которая полностью удовлетворяется в рамках избранной ими профессиональной деятельности.

4) дезадаптитвно-деформирующий, приводящий к появлению профессиональных деструкций, т.е. к серьезным личностным и соматическим нарушениям [3].

Из зарубежных исследователей А. Маслоу в рамках своей концепции профессионального развития выделяет в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. Близкими к понятию самоопределения в его концепции являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» [9].

Н.С. Пряжников, предметом исследования которого стало также профессиональное и личностное самоопределение, подчеркивает его неразрывную связь с самореализацией человека в других важных сферах жизни и отмечает, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации [12].

Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2013, № 5

***

Таким образом, обобщая проведенный анализ профессионального самоопределения как критерия продуктивности профессионального становления личности, необходимо отметить основные моменты:

— профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни, его ядром является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;

— профессиональное самоопределение порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» и «Я-возможным»;

— эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило, сопровождается переходом на новую стадию профессионального становления.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Глебов В.В., Качановецкая Н.И. Акмеологическая составляющая профессионализации личности // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 135.

[2] Дикая Л.Г. Субъектная регуляция в деятельности профессионала как основа формирования адаптационных стратегий // Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008. — С. 222—245.

[3] Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. — М.: Изд-во ИП РАН, 2005.

[4] Зеер Э.Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1999.

[5] Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

[6] Климов Е.А. Психология профессионала. — Москва; Воронеж, 1996.

[7] Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.

[8] Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

[9] Маслоу А. Мотивация и личность. — Ижевск, 1995.

[10] Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. — М., 2003.

[11] Поварёнков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: Изд-во УРАО, 2002.

[12] Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М., 2003.

[13] Трудности и перспективы становления профессионала: Сборник научных трудов / Под ред. Е.А. Климова. — М.: МГУ, 2012.

[14] Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. — М., 1987.

LITERATURA

[1] Glebov V. V., Kachanoveckaya N.I. Akmeologicheskaya sostavlyayushhaya professionalizacii lichnosti // Akmeologiya. — 2013. — № 3. — S. 135.

Качановецкая Н.И. Профессиональное самоопределение как критерий продуктивности...

[2] Dikaya L. G. Sub"ektnaya regulyaciya v deyatel'nosti professionala kak osnova formirovaniya adaptacionnyx strategij // Problemy fundamental'noj i prikladnoj psixologii professional'noj deyatel'nosti / Pod red. V.A. Bodrova, A.L. Zhuravleva. — M.: In-t psixologii RAN, 2008. — S. 222—245.

[3] Zavalishina D.N. Prakticheskoe myshlenie: Specifika i problemy razvitiya. — M.: Izd-vo IP RAN, 2005.

[4] ZeerE'.F. Psixologiya professij. — Ekaterinburg, 1999.

[5] Ivanova E.M. Psixologiya professional'noj deyatel'nosti. — M.: PER SE', 2006.

[6] Klimov E.A. Psixologiya professionala. — Moskva; Voronezh, 1996.

[7] Klimov E.A. Psixologiya professional'nogo samoopredeleniya. — Rostov-na-Donu, 1996.

[8] Markova A.K. Psixologiya professionalizma. — M., 1996.

[9] Maslou A. Motivaciya i lichnost'. — Izhevsk, 1995.

[10] Mitina L.M. Psixologicheskoe soprovozhdenie vybora professii. — M., 2003.

[11] Povaryonkov Yu.P. Psixologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka. — M.: Izd-vo URAO, 2002.

[12] Pryazhnikov N.S. Metody aktivizacii professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya. — M., 2003.

[13] Trudnosti i perspektivy stanovleniya professionala: Sbornik nauchnyx trudov / Pod red. E.A. Kli-mova. — M.: MGU, 2012.

[14] Shhedrovickij G.P. Sxema mysledeyatel'nosti — sistemno-strukturnoe stroenie, smysl i soderzhanie // Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie problemy. Ezhegodnik. — M., 1987.

SELF-DETERMINATION AS PROFESSIONAL PERFORMANCE CRITERIA OF PROFESSIONAL GROWTH

N.I. Kachanovetskaya

Psychology Faculty M.V. Lomonosov Moscow State University Mokhovaya str., 11, p. 9, Moscow, Russia, 125009

This article analyzes the position of researchers that investigates problems of professional self-determination in the process of professional development. It can be noted that in the process of professional development before a person is constantly having problems, requiring a definition of its relation to the professions, sometimes analysis and reflection of their own professional achievements, the decision about choosing a career or changing, updating and correction of career decisions of other professionally-related issues. The entire complex of problems explain the concept of professional self-determination.

Key words: professional self-determination, professional development, professional formation, personality, stages of professional formation, adaptive model, self-updating.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.