Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / подросток / девиация / личность / отклонение / deviant behavior / teenager / deviation / personality / deviation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носоченко Екатерина Сергеевна, Иванова Наталья Георгиевна

Девиантный подросток – одна из основных проблем не только педагогики, психологии, медицины и криминологии, но и современного общества в целом. Отсутствие изучения и ранней профилактики подростковых девиаций может привести к деструктивному развитию личности ребенка, а также к нравственному, духовному упаду общества и государства в будущем. В данной статье на основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных психологов рассмотрены три подхода к определению девиантного поведения, выделены основные факторы, способствующие проявлению девиаций подростков, а также обозначены личностные психологические особенности девиантных подростков. Данная информация будет полезна специалистам, работающим с данной категорией детей, для раннего выявления деструктивного поведения подростков, а также его последующей профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A THEORETICAL REVIEW OF THE STUDY OF THE PERSONALITY CHARACTERISTICS OF DEVIANT ADOLESCENTS IN PSYCHOLOGY

A deviant teenager is one of the main problems not only of pedagogy, psychology, medicine, and criminology, but also of modern society as a whole. The lack of study and early prevention of adolescent deviations can lead to the destructive development of the child's personality, as well as to the moral and spiritual decline of society and the state in the future. In this article, based on the analysis of scientific works of domestic and foreign psychologists, three approaches to the definition of deviant behavior are considered, the main factors contributing to the manifestation of adolescent deviations are highlighted, and the personal psychological characteristics of deviant adolescents are identified. This information will be useful to specialists working with this category of children for early detection of destructive behavior of adolescents, as well as its subsequent prevention.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.9+316.624

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ

Носоченко Екатерина Сергеевна

студент кафедры специальной психологии, КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия E-mail: nosoche2012@yandex.ru

Научный руководитель: Иванова Наталья Георгиевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия E-mail: natalya-i15@mail.ru

A THEORETICAL REVIEW OF THE STUDY OF THE PERSONALITY CHARACTERISTICS OF DEVIANT ADOLESCENTS IN PSYCHOLOGY

Nosochenko Ekaterina Sergeevna

student of the Department of Special Psychology,

V.P. Astafiev KSPU, Krasnoyarsk, Russia E-mail: nosoche2012@yandex.ru

Scientific supervisor: Ivanova Natalia Georgievna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special Psychology, 105

V.P. Astafiev KSPU, Krasnoyarsk, Russia E-mail: natalya-i15@mail.ru

Аннотация. Девиантный подросток - одна из основных проблем не только педагогики, психологии, медицины и криминологии, но и современного общества в целом. Отсутствие изучения и ранней профилактики подростковых девиаций может привести к деструктивному развитию личности ребенка, а также к нравственному, духовному упаду общества и государства в будущем. В данной статье на основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных психологов рассмотрены три подхода к определению девиантного поведения, выделены основные факторы, способствующие проявлению девиаций подростков, а также обозначены личностные психологические особенности девиантных подростков. Данная информация будет полезна специалистам, работающим с данной категорией детей, для раннего выявления деструктивного поведения подростков, а также его последующей профилактики.

Abstract. A deviant teenager is one of the main problems not only of pedagogy, psychology, medicine, and criminology, but also of modern society as a whole. The lack of study and early prevention of adolescent deviations can lead to the destructive development of the child's personality, as well as to the moral and spiritual decline of society and the state in the future. In this article, based on the analysis of scientific works of domestic and foreign psychologists, three approaches to the definition of deviant behavior are considered, the main factors contributing to the manifestation of adolescent deviations are highlighted, and the personal psychological characteristics of deviant adolescents are identified. This information will be useful to specialists working with this category of children for early detection of destructive behavior of adolescents, as well as its subsequent prevention.

Ключевые слова: девиантное поведение, подросток, девиация, личность, отклонение.

Keywords: deviant behavior, teenager, deviation, personality, deviation.

Изучение психологических особенностей личности девиантного подростка для современного общества имеет очень весомую актуальность. Подростковая девиация, по утверждению М.Ю. Кондратьева и О.Ю. Крушельницкой, как правило, носит социально-негативный характер. Она может нанести вред самой личности подростка, его окружающим, а также привести к социальной дезадаптации ребенка, что в свою очередь нарушит формирование социума, как высокоразвитого, духовно-нравственного явления [4, с. 56]. Исходя из этого, особую значимость приобретает раннее выявление маркеров девиантного поведения у подростков, дальнейшая их коррекция, а также профилактика.

По мнению Л.С. Выготского, норма - это средняя величина наиболее частых случаев. Она никогда не встречается в чистом виде, всегда имеет смесь с ненормальными формами. Исходя из этого, мы не можем говорить о точных границах «нормального» и «ненормального» поведения. Однако, существуют отклонения от приемлемых вариантов поведения, которые могут достигать внушительных, количественных размеров, и выводы о ненормальном, отклоняющемся поведении становятся весьма уместными [1, с. 9].

Изучением подростковой девиантности также занимались следующие отечественные и зарубежные ученые: Е.В. Замановская, А.Е. Личко, Е.В. Балакина, Ю.А. Клейберг, Л.Б. Шнейдер, В.Д. Менделевич, Д.И. Фельдштейн, Я.И. Гилинский и др.

Рассмотрим три подхода к определению «девиантное поведение», которое рассматривает медицина, психология и педагогика.

Медицина понимает девиантное поведение как поступки, высказывания и действия, реализуемые при здоровом психическом состоянии и различных

психических и нервных патологиях [2, с. 15].

В психологии под девиантным поведением подразумеваются отклонения, которые проявляются в нарушении социальных и общественных норм, а также в ущербе, который наносится самой личности, другим людям и общественному благополучию [5, с. 13].

Педагогика трактует, что девиантное поведение - это нарушение процесса усвоения социокультурных ценностей, норм и их воспроизведения, а также нарушение самореализации и саморазвития в обществе, к которому принадлежит человек [9, с. 17].

Рассмотрев подходы к понятию девиантного поведения, можно сделать общий вывод, что девиантным является поведение, которое не соответствует социальным нормам и ожиданиям общества, и может нанести вред самой личности и окружающим ее людям.

В исследовании девиантного поведения значительную роль отводят изучению мотивов, причин и условий возникновения подростковых девиаций.

В происхождении данного вида поведения наибольшую значимость принимают дефекты правового и нравственного сознания, черты характера, особенности эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы личности. У подростков девиантное поведение часто является средством самоутверждения и борьбы с несправедливостью со стороны взрослых, которая может просто казаться подросткам или быть на самом деле [7, с. 38].

В психологии среди традиционных причин возникновения девиантного поведения подростков выделяют следующие:

1. Семейные отношения, влияние специфического окружения (А.Е. Личко, А. Бандура, А.И. Захаров, М.И. Лисина, Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б. Шнейдер и др.).

2. Выраженное протекание кризиса подросткового возраста (Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Е.Р. Баенская и др.).

3. Нарушения в становлении и формировании личностных особенностей (А.Е. Личко, Л. Пожар, Х. Ремшмидт, В.С. Мухина и др.).

108

4. Влияние неформальных объединений ассоциальной направленности, наличие в них антисоциальных норм (Е.А. Белобрыкина, А.В. Петровский, М.В. Розин).

5. Влияние средств массовой информации (М.О. Мдивани, О.Е. Ельникова).

6. Влияние социокультурных особенностей (С.А. Завражин, А. Гуггебюль).

7. Нарушения в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев) [3, с. 36; 4, с. 109; 9, с. 18].

По мнению Л.Б. Шнейдер проявление девиантного поведения подростков находится под влиянием прежде всего семейных, возрастных, социально-экономических, гендерных и религиозных факторов [9, с. 22].

Результаты эмпирических исследований А.С. Ячиной, А.А. Реан, Н.П. Крейдун, М. Тышковой и других ученых позволили выявить следующие психологические особенности подростков с девиантным поведением: слабость самоконтроля; низкая мотивация к учению и физическому труду; повышенная тревожность и агрессия; нарушение целостности мировоззрения, возникновение противоречивых интересов; эгоцентричность; неадекватные жизненные установки; неумение самостоятельно преодолевать жизненные трудности; неуверенность в себе, которая порождается систематическими учебными пропусками и неуспехами; неадекватная реакция на фрустрирующие ситуации; высокая подверженность группе с асоциальными установками; низкая самокритичность; низкая восприимчивость педагогических воздействий; неопределенная специфика жизненных перспектив; сверхнапряженность; повышенная конфликтность с окружающими [4, с. 82; 6, с. 70; 9, с. 21].

А.Е. Личко выявил, что у девиантных подростков преобладает истероидный, эпилептоидный или лабильный тип акцентуаций характера [3, с. 14].

В своем эмпирическом исследовании Н.В. Майсак установил, что в личностных особенностях обычного и девиантного подростка есть некоторое

сходство. Это сходство заключается в повышенной эмоциональной возбудимости и уровне напряженности, частом проявлении экстравертных черт личности, что связано с началом проявления кризиса подросткового возраста. Однако есть и отличия [8, с. 215].

Подростку с нормативным поведением свойственны следующие особенности: позитивный образ родителей (это свидетельствует о положительных отношениях между подростком и его родителями), социальная лабильность, ориентация на социальные нормы и ценности, общительность, выраженная интеллектуальность, обеспокоенность своим будущем, эмпатия.

Девиантный подросток отличается повышенной агрессивностью, непредсказуемостью своего поведения, достаточно высокой готовностью к риску, психической напряженностью в негативном ключе, выраженной ориентацией на нормы ассоциальной подростковой группы, психической ригидностью [5, с. 49].

Выделенные выше психологические особенности личности составляют особый «личностный комплекс», который свойственен девиантному подростку.

Таким образом, в статье были рассмотрены подходы к определению девиантного поведения, выделены основные причины проявления подростковой девиантности, определены особенности личности девиантного подростка, выявленные в результате научных исследований отечественных и зарубежных ученых. В настоящий момент проблема изучения психологических особенностей личности подростков с девиантным поведением требует своего дальнейшего изучения и практических разработок для раннего выявления и последующей профилактики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М: Эксмо, 2005. -

512 с.

2. Гилинский Я.Н. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. - СПб: Медицинская пресса, 2001. - 200 с.

3. Замановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. - 3-е изд. - СПб: Питер, 2019. - 352 с.

4. Клейберг Ю.А. Основы девиантного поведения. - 2-е изд. - М: ИП Петросян, 2022. - 446 с.

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для среднего профессионального образования. - 5-е изд. - М: Юрайт, 2023. - 290 с.

6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2005. - 445 с.

7. Подольский Д. Возрастно-психологические особенности «трудных подростков»: монография. - М: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 124 c.

8. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста. - М: Юрайт, 2020. - 406 с.

9. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения: учебное пособие для среднего профессионального образования. - 2-е изд. - М: Юрайт, 2023. - 219 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.