Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / стрессоустoйчивость / психологическая подготовка курсантов / профилактика психических расстройств.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васечко Е. П., Кононова Т. А.

Особую актуальность проблема развития стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, политической и практической значимостью обеспечения соответствующего уровня стрессоустойчивости в деятельности военнослужащих. От успешной разработки этой проблемы зависит общая ориентация практики в подготовке высокопрофессиональных военных специалистов, способных продуктивно осуществлять служебно-боевую деятельность в экстремальных условиях, поддерживая при этом целесообразность поведения и сохраняя необходимое психофизическое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Раздел 7. Междисциплинарные исследования индивидуально-психологических особенностей человека

УДК 159.955.2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Васечко Е. П., Новосибирск (Россия), Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected])

Кононова Т. А., Новосибирск (Россия), кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, [email protected]

DOI:

Особую актуальность проблема развития стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, политической и практической значимостью обеспечения соответствующего уровня стрессоустойчивости в деятельности военнослужащих. От успешной разработки этой проблемы зависит общая ориентация практики в подготовке высокопрофессиональных военных специалистов, способных продуктивно осуществлять служебно-боевую деятельность в экстремальных условиях, поддерживая при этом целесообразность поведения и сохраняя необходимое психофизическое состояние.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, психологическая подготовка курсантов, профилактика психических расстройств.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION

OF STRESS RESISTANCE OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vasechko E. P., Novosibirsk (Russia), Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation [email protected].

Kononova T. A., Novosibirsk (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Military Pedagogy and Psychology, Novosibirsk Military institute named after general of the army I.K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation, [email protected]

The problem of developing stress resistance is particularly relevant in connection with the social, political and practical significance of ensuring an appropriate level of stress resistance in the activities of military personnel. The general orientation of the practice in the training of highly professional military specialists who are able to productively carry out service and combat activities in extreme conditions, while maintaining the expediency of behavior and maintaining the necessary psychophysical state, depends on the successful development of this problem.

Keywords: stress, stress resistance, psychological training of cadets, prevention of mental disorders.

Выдающийся советский психолог Борис Михайлович Теплов в своем произведении «Ум полководца» раскрывает умственные способности, качества ума и другие личностные характеристики людей в одной из сложнейших деятельностей - военной профессии. Принято полагать, что в состоянии повышенной опасности, там, где люди испытывают эмоцию страха, в частности, в условиях современного боя, качество и продуктивность умственной работы неизбежно снижается. Мы убеждены в том, что если научить военнослужащих справляться с собственными страхами, стрессами, а также другими негативными эмоциями, возникающими в ходе выполнения служебно-боевых задач, мышление командиров и военноначальников будет эффективнее и продуктивнее.

Основополагающее понятие нашей работы - стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость представляется нам как совокупность качеств, позволяющих военнослужащему спокойно переносить действие стрессоров (неблагоприятных факторов), без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих. Стрессоустойчивость, к сожалению, не дается нам от рождения, это чрезвычайно важное и нужное качество необходимо целенаправленно формировать и развивать. Далее мы кратко опишем, каким образом мы проводили работу по формированию стрессоустойчивости у курсантов Новосибирского военного института, посредством определенной тренинговой работы.

Теоретико-методологические исходные положения, обусловившие творческий поиск возможности преодоления данной проблемы, легли в основу тренинговой программы по формированию стрессоустойчивости у курсантов военной образовательной организации.

В ходе нашей работы было установлено, что фактор «психологическая подготовка курсантов», как психологическая система целенаправленных воздействий, направленная на формирование и закрепление у курсантов психологической готовности, на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально значимых качеств, а также приобретения опыта успешных действий в специально подготовленных экстремальных условиях боевой обстановки способствует формированию профессионально важного качества - стрессоустойчивости лежит в ее основе.

Для формирования стрессоустойчивости будущих офицеров нами осуществлен теоретически обоснованный и апробированный подход поэтапного обучения стрессоустойчивости, а также отработки специальных умений по противодействию негативным влияниям факторов, способствующих возникновению стресса как в повседневных, так и в экстремальных ситуациях.

Мы отслеживали порядок изменения поведения и эмоционального состояния участников тренинговой программы не как линейное движение через различные стадии, а как процесс, происходящий по спирали, где при каждой попытке изменить свое поведение курсант проходит через одни и те же стадии, но на новом уровне осмысления результатов. Чем больше попыток совершается, тем больше нового рефлексивного опыта приобретает личность, следовательно, тем выше уровень его профессионального самосознания и, соответственно, профессионального развития, основанного на саморазвитии.

Учитывая показатели определенных методик, можно сказать, что в процессе обучения они стали более реалистичны в оценке переживания тех стрессов, с которыми они встречаются. Однако самостоятельно, без специальной работы, сформировать высокий уровень стрессоустойчивости, по-видимому, не представляется возможность.

Таким образом, теоретические положения и выводы, полученные экспериментальным путем представленные нами научно-психологические разработки и методические рекомендации, широко использовались в военно-педагогическом процессе Новосибирского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, в Новосибирском высшем военном командном училище Министерства обороны Российской Федерации, а также Центре профессиональной подготовки Главного управления МВД России по Новосибирской области.

Литература

1. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. лександрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 334 с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. 1 / Ананьев Б.Г. М., 1980. 232 с.

3. Большунова, Н.Я., Кононова, Т.А. Специфика военного характера // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 144-150.

4. Васечко, Е.П., Кононова, Т.А. Роль и значение стрессоустойчивости как профессионально значимого качества военнослужащего / Е.П. Васечко, Т.А. Кононова // Журнал Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. 2016.№ 53, ч. 3., С. 375-381.

5. Васечко, Е.П., Кононова, Т.А. Стрессоустойчивость личности: теоретический аспект / Е.П. Васечко, Т.А. Кононова // Формирование и развитие научных знаний студентов и школьников с опорой на комплексный системный подход. Горно-Алтайск, 2017. С. 28.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 307 с.

7. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я.Гальперин Исследования мышления в современной психологии. М.: Наука, 1966.

8. Теплов Б.М. Ум полководца / Б.М. Теплов. Предисл. В. В. Умрихина; Москва, «Педагогика», 1990. 208 с.

ИНТЕРЕС КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Воля Е. С., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, ведущий аналитик, Российская академия образования, [email protected]

DOI:

Понимание человеком собственных интересов и приверженность им рассматривается как условие становления человеческой цельности (В.В Розанов) и высших достижений (Б.М. Теплов).

Ключевые слова: интерес, образовательная биография, потенциальность, развитие, цельность.

INTEREST AS A PERSONAL CHARACTERISTIC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.