способствовать их развитию и гармонизации, особенно в современных условиях развития общества.
Литература
1. Беспалова Т. М. Ответственность старшеклассников и курсантов военного вуза и ее проявления в речевой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол.наук. 19.00.01. Рязань, 2008. 25 с.
2. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 560 с.
3. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13-25.
4. Лесин А. М. Соотношение инициативности и ценностной сферы личности студентов гуманитарных специальностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 Москва, 2018. 24 с.
5. Маслова О. В., Буй Дык Т. Динамика ценностей вьетнамских студентов в России // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 1. С. 49-54.
6. Рогожкина Т. В., Фомина Н. А. Жизненные смыслы и ценности студентов, «плывущих по течению» // Психолого-педагогический поиск. 2013. №2. С. 162-169.
7. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд, испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
8. Фомина Н. А., Рогожкина Т. В. Смысложизненные ориентации и речевая деятельность студентов, нацеленных на будущее // Российский научный журнал. Серия «История. Педагогика. Психология. Философия. Право». 2013. №2 (33). С.104-110.
9. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ СТУДЕНТАМИ ВУЗА
Шишова Е. О., Казань (Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, ORCID: http://orcid. org/0000-0003 -4903-9021, Evgeniya. [email protected]
DOI:
Статья посвящена разработке структурно-функциональной модели внутренней детерминации эффективности овладения иностранным языком на основе психологических факторов успешности личности в изучении иностранного языка. Успешность овладения иностранным языком детерминирована мотивационными, когнитивными, эмоционально-волевыми и индивидуально-психологическими, личностными особенностями субъекта учебной деятельности. В рамках представленного исследования модель носит системный характер, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и имеет практическую значимость для повышения качества высшего образования.
407
Ключевые слова: внутренняя детерминация, успешность овладения иностранным языком, когнитивный и эмоциональный факторы, мотивация, личностные особенности, структурно-функциональная модель, студенты вуза.
STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL THE INTERNAL DETERMINATION OF THE EFFICIENCY OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY UNIVERSITY STUDENTS
Shishova E. O., Kazan (Russia), PhD, Associate Professor, Department of Educational Psychology, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4903-9021, [email protected]
The article is devoted to the development of a structural-functional model of internal determination of the effectiveness of mastering a foreign language on the basis of psychological factors of a person's success in learning a foreign language. The success of mastering a foreign language is determined by motivational, cognitive, emotional-volitional and individual-psychological, personal characteristics of the subject of educational activity. Within the framework of the presented study, the model is systemic in nature, consists of interrelated and interacting elements and has practical significance for improving the quality of higher education.
Keywords: internal determination, success in mastering a foreign language, cognitive and emotional factors, motivation, personality traits, structural-functional model, university students.
В психолого-педагогической литературе все чаще ставится проблема успешности овладения иностранным языком и выявления психологических факторов, влияющих на эффективность обучения. Наряду с внешними факторами, определяющими успешность, подчеркивается значимость внутренней детерминации процесса обучения. Как показали результаты исследований М.К. Кабардова, Е.В. Арцишевской, эффективность освоения языка зависит от многих факторов. Ведущими факторами, определяющими успешность, являются природные предпосылки способностей (свойства нервной системы, особенности слухового анализатора, повышенная чувствительность нервных структур, степень общей активности, характеристики межполушарной асимметрии мозга), показатели скоростных параметров протекания мыслительно-речевых процессов, количественно-качественных характеристик результатов деятельности, качество слухового восприятия и особенности памяти, а также коммуникативное поведение субъекта учебной деятельности в образовательном процессе [1].
А.А. Леонтьев подчеркивает, что у носителя языка, под влиянием речевого общения формируется речевой механизм, или языковая способность на основе врожденных предпосылок [2]. А.И. Яцикевичус и В.Ю. Нечюнас выделяют слуховую чувствительность, продуктивность вербальной памяти, способность замечать и изменять структурные вариации языка в структуре языковых способностей. [3]. Многие ученые сходятся во мнении, что под иноязычными способностями разумеются индивидуально-психологические и психофизиологические особенности личности, которые характеризуют легкость и быстроту приобретения языковых знаний, обеспечивают скорость овладения языком и результативность использования языка в процессе общения [1;4]. М.Г. Каспарова объясняет успешность, как «специальные способности к усвоению иностранного языка, которые представляют собой совокупность индивидуально-психологических качеств интеллекта и личности обучаемого, определяющих легкость в усвоении учебного материала и его использование в речевой деятельности на иностранном языке» [5]. В отечественной психологии в исследованиях
408
Б.В. Беляева, М.М. Гохлернера, Г.В. Ейгера, Н.С. Магина, А.В. Ярмоленко была предпринята попытка дать определение иноязычных способностей как вида специальных способностей, выяснить их структуру и сформулировать пути развития.
Усвоение иностранного языка обеспечивается, прежде всего, познавательными процессами (восприятие, память, мышление), что составляет структуру иноязычных способностей. Однако, В.К. Вилюнас отмечал, что невозможно существование процессов познания в отрыве от эмоций. Выготский считал, что оторванность мышления от аффекта, навсегда закрывает дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или другую сторону [6]. Леонтьев рассматривает сложные соотношения между эмоциями и личностными смыслами, обусловленными развитием мотивационной сферы человека [2].
В связи с этим особый интерес приобретает соотношение мотивации и эмоционального фактора. Мотивационно-эмоциональная сфера личности обуславливает динамическую сторону когниивных функций, тонус, темп деятельности, ее «настроенность» на тот или иной уровень активности в процессе обучения иностранным языкам и являются предпосылками к реализации внутреннего потенциала учебно-познавательной деятельности в развитии личности обучающегося, обретения студентом целей своего развития, ценностей и личностных смыслов.
Методологическая основа исследования: достижения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.Я. Зимняя, А.Г. Асмолов и др.); теории развития мотивации (Б.Г. Алишев, В.Г. Асеев, Н.Ш. Валеева, О.Г. Гребенюк, А.К. Маркова, Н.Ш. Чинкина, Р.Х. Шакуров и др.); труды, посвященные общепсихологическим аспектам овладения иностранным языком (А.А. Алхазишвили, А.Т. Алыбина, В.В. Андриевская, Т.А. Барановская, Б.В. Беляев, М.К. Кабардов, В.А. Кондратьева, О.А. Ямщикова); психологические концепции обучения иностранному языку (В.А. Артемов, Б.В. Беляев, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.).
В качестве инструментария исследования были использованы: методика для исследования слуховой памяти; методика исследования оперативной вербально-сюжетной памяти; методика диагностики мотивационной сферы личности; прямой ассоциативный эксперимент (выявления уровня развития словесных реакций); методика изучения качеств мышления и способности к прогнозированию Л.А. Регуш; методика «Заполнение пробелов» (исследование уровня развития речи и смыслового восприятия); методика «Интеллектуальная лабильность»; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко); диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; семантический дифференциал «Выявление основных факторов мотивации изучения иностранного языка студентами вуза»; методика выявления психодинамических свойств личности (Б. Н. Смирнов); многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла для оценки интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и регуляторных свойств личности.
Статистическая обработка полученных в ходе исследования эмпирических данных осуществлялась с использованием методов математической статистики (описательная, индуктивная статистика, корреляционный и факторный анализы) и качественного анализа полученных данных. Вычисления проведены с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 23 for Windows.
Контингент испытуемых. Эмпирические данные получены на базе Казанского (Приволжского) федерального университета среди студентов Института международных отношений, на выборке 120 испытуемых в возрасте от 18 до 22 лет.
В рамках представленного исследования модель внутренней детерминации эффективности овладения иностранным языком рассматривается нами как специфическая форма отражения действительности, которая носит системный характер, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и позволяет реализовать психолого-педагогическое обеспечение в подготовке студентов в вузе и представляет собой функциональное единство мотивационного, когнитивного, эмоционального и личностного компонентов [7;8].
Проведенные нами исследования позволяют выделить четыре основных системообразующих компонента успешности овладения иностранным языком: мотивационный, когнитивный, эмоциональный и личностный. Мотивационный компонент играет важную роль в формировании успешности овладения иностранным языком, так как именно мотивы побуждают человека осваивать и использовать иностранный язык. Мотивационный компонент интегрирует когнитивные, эмоциональные и личностные характеристики изучающих иностранный язык. Особую роль среди когнитивных процессов играют память, внимание, мышление и восприятие. В процессе усвоения языкового материала мышление способствует его смысловой организации, память - его фиксации. На уровне речевой деятельности, на котором языковой материал активизируется и доводится до окончательного усвоения, мышление обеспечивает генерацию мыслей, их репертуар, глубину и смену, а память - актуализацию адекватной этим мыслям языковой формы. Слуховое восприятие в речевой деятельности обеспечивает аудирование и самоконтроль во время говорения на иностранном языке. Успешное овладение иностранным языком в первую очередь обеспечивается высоким уровнем развития мыслительных процессов: глубина, гибкость, осознанность, доказательность. Важность эмоционального компонента объясняется эмоционально-оценочным отношением личности к изучению иностранного языка. Личностный компонент раскрывается в эмоциональных, коммуникативных и регуляторных свойствах обучающихся. Это самооценка, тип установки, тревожность, экстраверсия и интроверсия. Таким образом, успешность овладения иностранным языком определяется в согласованности четырех компонентов, нарушение взаимосвязи между ними ведет к возникновению психологических трудностей обусловленных мотивационно-эмоциональной сферой личности, коммуникативными барьерами, когнитивными факторами и индивидуально-психологическими, личностными особенностями субъекта учебной деятельности.
Литература
1. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 34-49.
2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. М.: «Смысл», 2002. 287 с.
3. Яцикевичус А.И. Психология формирования многоязычия: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук: Вильнюс, 1970. С.26-27.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
5. Каспарова М. Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников // Иностранные языки в школе. 1986. № 5. С. 25-28.
6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ. 1990. 288 с.
7. Шишова Е.О. Успешность овладения иностранным языком: роль индивидуально-психологических особенностей личности // Научный журнал «Известия Российской академии образования». 2016. №3 (39). С. 94-104.
8. Shishova E.O. Psychological factors of successful foreign language acquisition //European scientific language Journal (Social Sciences). -Volume 13, Issue 4, October 2020. P. 142-151. DOI: 10.18355/XL.2020.13.04.10
Раздел 7. Междисциплинарные исследования индивидуально-психологических особенностей человека
УДК 159.955.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Васечко Е. П., Новосибирск (Россия), Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected])
Кононова Т. А., Новосибирск (Россия), кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, [email protected]
DOI:
Особую актуальность проблема развития стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, политической и практической значимостью обеспечения соответствующего уровня стрессоустойчивости в деятельности военнослужащих. От успешной разработки этой проблемы зависит общая ориентация практики в подготовке высокопрофессиональных военных специалистов, способных продуктивно осуществлять служебно-боевую деятельность в экстремальных условиях, поддерживая при этом целесообразность поведения и сохраняя необходимое психофизическое состояние.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, психологическая подготовка курсантов, профилактика психических расстройств.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION
OF STRESS RESISTANCE OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Vasechko E. P., Novosibirsk (Russia), Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation [email protected].
Kononova T. A., Novosibirsk (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Military Pedagogy and Psychology, Novosibirsk Military institute named after general of the army I.K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation, [email protected]
The problem of developing stress resistance is particularly relevant in connection with the social, political and practical significance of ensuring an appropriate level of stress resistance in the activities of military personnel. The general orientation of the practice in the training of highly professional military specialists who are able to productively carry out service and combat activities in extreme conditions, while maintaining the expediency of behavior and maintaining the necessary psychophysical state, depends on the successful development of this problem.