Научная статья на тему 'ИНТЕРЕС КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'

ИНТЕРЕС КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
571
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес / образовательная биография / потенциальность / развитие / цельность.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воля Е. С.

Понимание человеком собственных интересов и приверженность им рассматривается как условие становления человеческой цельности (В.В Розанов) и высших достижений (Б.М. Теплов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Воля Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЕС КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Учитывая показатели определенных методик, можно сказать, что в процессе обучения они стали более реалистичны в оценке переживания тех стрессов, с которыми они встречаются. Однако самостоятельно, без специальной работы, сформировать высокий уровень стрессоустойчивости, по-видимому, не представляется возможность.

Таким образом, теоретические положения и выводы, полученные экспериментальным путем представленные нами научно-психологические разработки и методические рекомендации, широко использовались в военно-педагогическом процессе Новосибирского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, в Новосибирском высшем военном командном училище Министерства обороны Российской Федерации, а также Центре профессиональной подготовки Главного управления МВД России по Новосибирской области.

Литература

1. Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. лександрова // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 334 с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. 1 / Ананьев Б.Г. М., 1980. 232 с.

3. Большунова, Н.Я., Кононова, Т.А. Специфика военного характера // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 144-150.

4. Васечко, Е.П., Кононова, Т.А. Роль и значение стрессоустойчивости как профессионально значимого качества военнослужащего / Е.П. Васечко, Т.А. Кононова // Журнал Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. 2016.№ 53, ч. 3., С. 375-381.

5. Васечко, Е.П., Кононова, Т.А. Стрессоустойчивость личности: теоретический аспект / Е.П. Васечко, Т.А. Кононова // Формирование и развитие научных знаний студентов и школьников с опорой на комплексный системный подход. Горно-Алтайск, 2017. С. 28.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 307 с.

7. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я.Гальперин Исследования мышления в современной психологии. М.: Наука, 1966.

8. Теплов Б.М. Ум полководца / Б.М. Теплов. Предисл. В. В. Умрихина; Москва, «Педагогика», 1990. 208 с.

ИНТЕРЕС КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Воля Е. С., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, ведущий аналитик, Российская академия образования, elenavolya@mail.ru

DOI:

Понимание человеком собственных интересов и приверженность им рассматривается как условие становления человеческой цельности (В.В Розанов) и высших достижений (Б.М. Теплов).

Ключевые слова: интерес, образовательная биография, потенциальность, развитие, цельность.

INTEREST AS A PERSONAL CHARACTERISTIC

Volya E. S., Moscow (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor, The Russian Academy of Education, elenavolya@mail.ru

A person's understanding of his own interest and adherence to it is considered as a condition for the formation of human integrity (Rozanov) and higher achievements (Teplov).

Keywords: interest, educational biography, potentiality, development, integrity

По принципиальному замечанию Б.М. Теплова «применение к жизни общих психологических закономерностей всегда должно опосредоваться знанием индивидуальных различий» [1, с. 5]. Результаты исследования проблемы индивидуальных различий, представленные в трудах «Ум и воля военачальника», «К вопросу о практическом мышлении: Опыт психологического исследования полководца на военно-историческом материале», «Ум полководца» позволили Б.М. Теплову сделать вывод о том, что военные гении «создаются в результате огромного подвига работоспособности, соединенной с беспредельной любознательностью, с живым интересом к самым разнообразным областям жизни» [2, c. 196].

Наиболее отчетливо проблема интереса как условия человеческой цельности поставлена В.В Розановым в работе «Сумерки просвещения». Для В.В Розанова цельность человека начинается с интереса: «Всегда и все сколько-нибудь замечательные люди воспитывались на одном чем-нибудь; предмет их внимания всегда был тесен, узок. От этого самое внимание их не рассеивалось, и внимающая душа их углублялась. Являлся серьезный интерес, серьезная привязанность; из него из этого одного интереса, потом уже возникали другие, расширялись, разнообразились, сплетались в новые и новые сочетания» [3, с. 120-121].

Эта позиция В.В.Розанова созвучна Аристотелевской «должно быть что-то <...> что будет решающим <...> влечение или предпочтение (сознательный выбор). К чему главным образом стремится действующее существо, это оно и сделает, когда находится в условиях, в которых способно действовать, и сближается с пригодным для воздействия объектом [4]. У Аристотеля речь идет «о способности в том смысле, в каком это - способность к действию» [4]. По Аристотелю «учащийся есть ученый в возможности» [5]. По В.В. Розанову человеческая цельность развивается следованию интересам. «В зрелых летах, порою - в старости, мы находим, наконец, этот интерес разросшимся до всеобъемлемости: новая поэзия, классический мир, точные науки и философия, библия и политические страсти - все находим мы умещенным в одной удивительной душе; но это - только на склоне лет, это уже цвет и плод, и то, что мы ищем, - это ствол и особенно корни того дерева, которое приносит этот чудный плод. Семя этого дерева, первый незаменимый росток - одинокий интерес к чему-нибудь в детстве, сосредоточенное, неразделенное внимание иногда заброшенного, забытого мальчика к предмету ли какому-нибудь, к случайно попавшейся книге, к человеку ли, заброшенному судьбою в эту местность, или, наконец, к Божьему миру, красота которого повсюду всегда для всякого открыта» [3, с. 120-121].

В.В. Розанов предлагает своему читателю «обратить внимание на указываемую сторону воспитания, когда он сам случайно или из любопытства заглянет в историю, биографии» [3, с. 121]. В этой связи автобиографические тексты самого В.В Розанова «Автобиография», «О себе и жизни своей», «Мечта в щелку» представляют уникальный предмет для исследования проблемы становления интересов. Автобиография В.В. Розанова

может быть понята как образовательная биография, лейтмотивом которой является следование собственному интересу [7].

Идеи В.В Розанова, увлеченного понятием потенциальности Аристотеля, позволяют уточнить понимание человеком своего интереса и следование ему, как условие становления цельности, задает возможность понимания человеческой цельности в потенциальном ключе [8].

В.В. Розанов, выросший в педагогической среде и сам практиковавший учительство, имел очень тонкое чутье к педагогическому факту. Учение было его ведущим интересом, сказавшимся впоследствии на непрерывной научной, публицистической деятельности [8].

Близкую позицию в своем творчестве отстаивает А.Ф. Лазурский, полагая концентрацию личности, «сосредоточение ее важнейших функций в направлении какого-нибудь одного рода деятельности», когда личность обретает уже окончательную цельность, однонаправленность и монолитность [6].

Б.М. Теплов, обсуждая интересы двух крупнейших полководцев XVШ-XIX вв. Суворова и Наполеона, обращается в частности к биографиям Петрушевского А.Ф. «Генералиссимус князь Суворов» и Эммануэля Огюстена де Лас-Каза «Мемориал Святой Елены» и др.

Исследуя развитие способностей полководцев на военно-историческом материале Б.М. Теплов выделяет прежде всего:

1. Ведущий интерес к военному образованию, сохраняющийся на протяжении всей

жизни.

Подчеркивается исключительное рвение к получению специального военного образования у Наполеона, прошедшего курс военной школы за один год, тогда как другим приходилось тратить на это несколько лет, продолжавшего занятия в годы офицерской службы по военной истории, изучавшим основные труды по военным вопросам и в частности артиллерийскому делу, что позволило ему написать трактат по баллистике. Он был во всеоружии военных знаний своего времени [2, с. 188-189]. Единственным путем образования Суворова было самообразование. С самых ранних лет у него обнаружилась исключительная, всеохватывающая страсть к военному делу; «сюда устремлены все его интересы». Книги по военной истории были основным его чтением [2, с. 189]. «Никем не направляемый, он не мог добровольно делить свое время между занятиями военными и невоенными и последним уделял свой труд лишь в размере крайней необходимости. Только утолив в известной степени жажду, мог он перейти к занятиям общеобразовательным, и совершалось это тогда, когда стал он человеком зрелым, хотя по летам и очень еще молодым» - пишет А.Ф. Петрушевский. Суворов «не хотел быть только ремесленником военного дела, и именно потому, что ставил его выше всякого другого. Впоследствии он никогда не упускал случая обогатить свои познания в любой из отраслей военного дела всякий раз, как замечал, что имеется что-либо, что он не знает. Он мало любил военно-инженерное дело, но это не мешало ему отлично его знать» [2, с. 190].

2. Специальные интересы (к наукам): У Наполеона можно особенно отметить интерес к математике (он с детства проявлял выдающиеся математические способности), географии, истории, в молодости - также и к философии (в эти годы он написал несколько философско-политических и исторических работ) [2, с. 190]. Суворов хорошо знал математику, географию, философию, более же всего историю. Особенно надо выделить у русского полководца склонность и несомненные

способности к изучению языков. Он знал языки немецкий, французский, итальянский, польский, финский, турецкий, арабский, персидский. Занятиям языками он всегда посвящал часть своего времени, отведя им определенное место в распорядке дня [2, с. 190].

3. Непрерывное самообразование с помощью чтения:

Б.М. Теплов уточняет читательские интересы в различные периоды жизни Суворова: в период солдатской службы, службы поручиком, период долговременного пребывания в деревне, службы в Бырладе, службы в Финляндии, период Польской войны, ссылки в Кончанском. Так, о чтении Суворова в период его службы в Бырладе Б.М. Тепловым приводится следующая цитата из книги А.Ф. Петрушевского: «читалось все и на разных языках: газеты, журналы, военные мемуары, история, статистика; доставались для чтения не только книги, но и рукописи» [2, а 185]. Наполеон также много занимался своим самообразованием. Начиная со школьных лет и вплоть до жизни на острове Св. Елены, он читал всегда «очень много и очень быстро». «Обычно он все утро посвящает чтению - записывает Лас-Каз - он читает целые книги, довольно значительного размера, нисколько не чувствуя себя в результате усталым [2, а 187]. Суворов хорошо знал произведения лучших писателей, внимательно следил за текущей художественной литературой, охотно и много цитировал художественные произведения. Особенно велика была у него любовь к поэзии; сам он писал много стихов [2, с. 190]. Наполеон в молодости много времени уделяет чтению художественной литературы, увлекается гетевским «Вертером» и Оссианом, изучает французских классиков: Ж. Расина, П. Корнеля, Ж.Б. Мольера. Эти интересы не остыли у него и до конца жизни. Записи Лас-Каза полны сообщений о художественных вкусах и чтениях Наполеона. Он преклоняется перед Гомером, постоянно читает «Иллиаду», нередко вслух. Восхищается Эсхилом, Софоклом, ведет длинные беседы о «Дон Кихоте» <.. .> Мы видим его читающим Ж.Ж. Руссо, Вольтера, А.Р. Лесажа, письма М. Севинье и Мантенон, Б.де Сен-Пьера и т.д. [2, с. 190].

4. Интерес к получению новых знаний:

Подчеркивается особенность Наполеона постоянно обращаться ко всяким доступным источникам для обогащения своих знаний - больше всего он любил говорить со специалистами и у них учиться; «моряки, купцы, ученые разных специальностей, чиновники, даже простые садовники служили для него источником приобретения множества интересных для него сведений» [2, с. 187].

Опыт психологического исследования Б.М. Теплова, проведенный на военно-историческом материале, позволяет рассматривать интерес как условие становления высших личностных достижений и может быть полезен для уточнения проблемы интереса в человекознании.

Литература

1. Теплов Б. М. От автора /Проблемы индивидуальных различий. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 1961.

2. Теплов Б. М. Ум полководца / Проблемы индивидуальных различий. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. М. 1961.

3. Розанов В. В. Сумерки просвещения /Сост. В.Н. Щербаков. М.: Педагогика. 1990.

4. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования / Сост. и подг. текста С И. Еремеев. СПб. Киев. 2002.

5. Аристотель. Физика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль. 1981. Т. 3. С. 232.

6. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. М. 1923.

417

7. Воля Е. С. Об интересе в автобиографических текстах В.В Розанова //Вестник РГГУ.

Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2015. № 4(147). С. 146-154.

8. Воля Е. С. О понятии человеческой цельности // Вестник РГГУ. Серия: Психология.

Педагогика. Образование. 2014. № 20(142). С. 202-208.

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРЦИССИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ

Жмурин И. Е., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры истории России средних веков и нового времени, Московский государственный областной университет, raketa302@mail.ru

Корнейчик И. В., Москва (Россия), доцент кафедры истории России средних веков и нового времени, Московский государственный областной университет. iv.korneichik@mgou.ru

DOI:

Актуальность обусловлена фундаментальной ролью семьи в развитии людей и опыта этих отношений, задающих ориентиры и направления последующего развития личности в социуме. В статье представлен анализ информационного поля описания нарциссизма в семье и его проявления в структуре семейных отношений.

На основе современного психоанализа рассмотрена проблема проявления нарциссизма и дифференциация его клинических и нормальных проявлений в семье. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей проблем современной семьи и семейных отношений.

Ключевые слова: психоанализ, нормальный нарциссизм, негативный нарциссизм, семья, семейные отношения.

DIRECTIONS OF NARCISSISM RESEARCH IN MODERN FAMILY

PSYCHOLOGY

Zhmurin I. E., Moscow (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Russian History of the Middle Ages and Modern Times, State Educational Enstitution of Higher Education of the Moscow Region Moscow State Regional University, raketa302@mail.ru

Korneichik I. V., Moscow (Russia), Associate Professor of the Department of Russian History of the Middle Ages and Modern Times, State Educational Institution of Higher Education of the Moscow Region Moscow State Regional University, iv.korneichik@mgou.ru

The relevance is due to the fundamental role of the family in the development of people and the experience of these relationships, which set the guidelines and directions for the subsequent development of the individual in society. The article presents an analysis of the information field of the description of narcissism in the family and its manifestation in the structure of family relations. On the basis of modern psychoanalysis, the problem of narcissism and differentiation of clinical and normal manifestations in the family are considered. The materials of the article are of practical value for researchers of the problems of the modern family and family relations.

Keywords: psychoanalysis, normal narcissism, negative narcissism, family, family relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.