Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА'

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / критическое мышление / курсанты / успешность / факторы успешности / деятельность курсантов / профессиональные способности курсантов военного ВУЗА.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаббаров В. А.

Научный руководитель: Кононова Т. А., Новосибирск (Россия), Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, профессор кафедры военной педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент, teka712@mail.ru В статье раскрыты сущность развития критического мышления курсантов как фактора успешности. Проанализированы факторы успешности и способности личности военнослужащего в развитии навыков критического мышления. Показана также роль успешности в работе, которая необходима командиру подразделения, особенно в экстремальной обстановке, который наряду с целеустремленностью, настойчивостью, непреклонностью способствует выполнению служебных задач и достижению боевого успеха военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаббаров В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА»

УДК 159.955.2

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

Жаббаров В. А., Москва (Россия), войсковая часть 6898, заместитель командира стрелкового батальона по работе с личным составом, gabbarovslava@mail.ru.

DOI:

Научный руководитель: Кононова Т. А., Новосибирск (Россия), Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, профессор кафедры военной педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент, teka712@mail.ru

В статье раскрыты сущность развития критического мышления курсантов как фактора успешности. Проанализированы факторы успешности и способности личности военнослужащего в развитии навыков критического мышления. Показана также роль успешности в работе, которая необходима командиру подразделения, особенно в экстремальной обстановке, который наряду с целеустремленностью, настойчивостью, непреклонностью способствует выполнению служебных задач и достижению боевого успеха военнослужащих.

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, курсанты, успешность, факторы успешности, деятельность курсантов, профессиональные способности курсантов военного ВУЗА.

CRITICAL THINKING AS ONE OF THE SUCCESS FACTORS IN THE ACTIVITIES OF

CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE

Zhabbarov V. A., Moscow (Russia), military unit 6898, deputy commander of the rifle battalion for working with personnel, gabb arovslava@mail .ru

Scientific supervisor: Kononova T. A, Novosibirsk (Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Novosibirsk Military institute named after general of the army I.K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation, professor of the department of military pedagogy and psychology, teka712@mail.ru

The article reveals the essence of the development of critical thinking of cadets as a success factor. The factors of success and ability of a serviceman's personality in the development of critical thinking skills are analyzed. The role of success in the work that is necessary for the unit commander, especially in an extreme situation, is also shown, which, along with purposefulness, perseverance, inflexibility, contributes to the performance of official tasks and the achievement of military success of military personnel.

Keywords: thinking, critical thinking, cadets, success, success factors, cadets ' activities, professional abilities of cadets of a military university.

На сегодняшний день военные образовательные организации войск национальной гвардии Российской Федерации столкнулись с рядом серьезных проблем, требующих

тщательного переосмысления и внесения существенных изменений в организацию образовательного процесса. Войска национальной гвардии Российской Федерации - это новая и молодая силовая структура, образованная несколько лет назад. Перед данной силовой структурой стоят сложные задачи по обеспечению конституционного строя России, а также охраны общественного порядка и общественной безопасности граждан России. Для успешного выполнения поставленных задач современные военнослужащие должны обладать целым рядом важнейших факторов: военно-профессиональных компетенций, развивать интеллектуальные способности и собственное критическое мышление [1].

Актуальность критического мышления и его место в современном мире, это стремление к беспристрастности, рациональность, стремление оценивать явления и события исключительно на основе логики (анализа, обобщения, умозаключения), умение выделять противоречия в суждениях и т.д. Это суть критичного мышления состоит в потребности максимально освободиться в своих оценках, суждениях, действиях от субъективных или навязанных представлений о мире.

Критическое мышление - вид интеллектуальной деятельности, который используется для формирования обоснованных выводов и оценок, интерпретации информации и принятия решения. Основой критического мышления является готовность подвергать проверке как сторонние, так и свои суждения [2].

Критически мыслящий человек может намного проще совершать правильный и обдуманный выбор, всегда и везде имеет свое собственное мнение и умеет его отстоять и обосновать, способен не просто слушать, но слышать окружающих людей. Такой человек никогда не делает выводов, опираясь на непроверенную информацию, гораздо меньше подвержен манипуляциям со стороны. Каждый может научиться взвешенно и четко оценивать последствия своих решений, грамотно формулировать задачи и способы их реализации, становится открытым для новой информации и более спокойным при столкновении с чем-либо неизвестным [3].

Наши курсанты должны равняться на военно-начальников, которые своим военным талантом и когнитивными умениями достигли выдающихся результатов в истории России. Великие полководцы, такие, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов и Георгий Константинович Жуков продемонстрировали свой военный талант и силу своего полководческого мышления, размышляя критически и показывая высокий уровень профессионального мастерства, нестандартного мышления в атмосфере опасности в обстановке боя. Уважения и почет военачальникам, которые отстояли нашу Родину, принимая самые разнообразные и неординарные решения. Также мы не должны исключать наличие личной ответственности и необходимость брать ее на себя в критических ситуациях и способность каждого военнослужащего искать решения всякой задачи, стоящей перед ними - лежит анализ обстановки [4].

В заключение нашей работы отмечаем, что критическое мышления, это необходимая черта в арсенале интеллектуальных способностей, и в первую очередь, эмоциональный интеллект, играют важную роль в развитии данного мышления военнослужащих, но если не будет в нем успешности в достижении конечной цели в соответствии с результатами их деятельности. Такой военнослужащий, обладающий сформированными профессиональными,

навыками и развитым критическим мышлением, будет наиболее эффективно выполнять задачи, возложенные на войска национальной гвардии Российской Федерации.

Литература

1. Жаббаров В.А. Кононова Т.А Дифференциация критического мышления в психологических исследованиях / Жаббаров В.А., Кононова Т.А // Сибирский учитель. № 5(126). 2019. Новосибирск, 2019. С. 69-73.

2. Жаббаров В.А. Кононова Т.А Роль критического мышления курсантов в их профессиональном становлении / В.А. Жаббаров, Т.А. Кононова // Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества», Новосибирск: Из-во СГУПСа, 2020. С. 205-210.

3. Жаббаров В.А. Кононова Т.А. Интеллектуальные способности курсантов и их роль в развитии критического мышления // Жаббаров В.А., Кононова Т.А. // Сборник материалов XV международную научно-практическую конференции для студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов. Казань: Издательство: Казанского университета, 2021. Вып. 15. С. 256-261.

4. Теплов Б.М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам / В кн.: Теплов Б.М. Избр. труды. В 2-х т. Т.1. М., 1985. С. 223-305.

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОСПРИЯТИЯ КАК БАЗОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Иванов А. А. Москва (Россия), руководитель Центра педагогики, Международный институт информатики, управления, экономики и права, geaniv88@mail.ru

Шелкунова Т. В. Москва (Россия), кандидат педагогических наук, генеральный директор ООО «Школа культуры человека будущего»? good. shtv@yandex.ru

DOI:

В статье рассматриваются закономерности становления учебной дисциплины и представлений о процессе восприятия у старших дошкольников и младших школьников.

Ключевые слова: дисциплина, ученическая дисциплина, образ ощущения, образ восприятия, анализ, синтез, знание.

FORMATION OF DISCIPLINE AND PERCEPTION AS BASIC ABILITIES OF SENIOR

PRESCHOOLER AND JUNIOR SCHOOLER

Ivanov A. A. Moscow (Russia), Head of the Center for Pedagogy, International Institute of Informatics, Management, Economics and Law, Moscow, geaniv88@mail.ru

Shelkunova T. V. Moscow (Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, General Director of the School of Culture of the Human of the Future LLC., good.shtv@yandex.ru

The article examines the regularities of the formation of the educational discipline and ideas about the process of perception in older preschoolers and younger students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.