УДК 1
Сокирко Т.В.
магистрант Уральский институт управления филиал РАНХиГС (Россия, Екатеринбург)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ» И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Аннотация: статья посвящена проблемам в сфере обеспечения совершенствования дорожной деятельности и безопасного движения на дорогах города Екатеринбурга. Проводится теоретический и методологический анализ федерального, регионального и местного уровней, по вопросу обеспечения совершенствования дорожной деятельности и создания безопасного дорожного движения на территории муниципального образования город Екатеринбург.
Ключевые слова: теоретический и методологический анализ публичной власти, органы государственной власти, органы местного самоуправления, безопасность дорожного движения, совершенствования дорожной деятельности, взаимодействие органов власти.
Хвоинский Л.А., в своей статье, аспекты дорожной стратегии выдвинул следующее суждение: «Экономика страны перешла на рыночные условия, произошла резкая активизация мелкого и среднего бизнеса, данные явления в развивающейся стране стали причиной резкого повышения мобильности и, в первую очередь, автомобилизации населения Российской Федерации».
Ворожнин В.С. в своей дисертации отметил, что «С начала прошлого века увеличение транспортной подвижности населения и развитие автомобилизации общества способствовало созданию транспортных систем городов, обеспечивающих благоприятное функционирование и управление коммуникациями. При этом городская
инфраструктура формировалась под влиянием градостроительных решений, не предусматривающих большое количество автомобилей и, тем более, вред от них».
Благоустройство городской территории включает в себя работы по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, мостов, тоннелей, путепроводов, по содержанию и развитию сетей уличного освещения, озеленению городских территорий, содержанию, развитию объектов дождевой канализации и обеспечение безопасности дорожного движения.
В настоящее время ситуация, сложившаяся в сфере благоустройства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", не отвечает в полной мере существующим потребностям и перспективам развития города как административного центра. По состоянию на 18.05.2016 технико-эксплуатационное состояние 64 % дорог оценивается как неудовлетворительное.
Разберем подсистемы ориентирования совершенствования дорожной деятельности и создания безопасного дорожного движения на территории муниципального образования город Екатеринбург:
1. Прогнозирование - строительство новых дорог и парковочных мест, реконструкция старого дорожного покрытия и расширение дорожного полотна (добавление новых полос движения), нанесение разметки и установление дорожных знаков, установление новых светофоров и заборов на тротуары и непосредственная их покраска, камер видео фиксации для онлайн наблюдения за ситуацией на дорогах, содержание и развитие сетей уличного освещения, озеленение городских территорий, содержание и развитие объектов дождевой канализации.
2. Планирование - согласно ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования
автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным вопросом занимается Администрация города Екатеринбурга и непосредственно комитет благоустройства.
При реконструкции или строительстве новой дороги, Администрация города объявляет аукцион, на котором выставляет объект реконструкции и примерную стоимость работы. Подрядчик рассматривают условия и порядок работ, после чего выставляют свою сумму за работу. Выигрывает тот подрядчик, который указал наименьшую стоимость. После закрытия аукциона Администрация подготавливает все необходимые документы и относит их в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области для получения финансовых средств. Непосредственно каждым объектом строительства или реконструкцией занимается городское благоустройство, МКУ.
Проблемы, выявленные при реализации дорожной деятельности:
- улично-дорожная сеть Екатеринбурга не обеспечивает необходимую пропускную способность автотранспорта, из-за недостаточного количества дорог и они узкие (1-2 полосы в каждую сторону), вследствие чего снижается скорость движения пассажирского транспорта, возникают транспортные заторы;
- больше половины дорог находится в неудовлетворительном состоянии (колеи, ямы, трещины);
- ежегодно происходит отклонение площади ремонта согласно нормативам от площади капитального ремонта;
- необходим ремонт, реконструкция или полная замена сети уличного освещения на более чем 40% улиц, на некоторых улицах города освещение отсутствует полностью;
- сложность проведение ремонтных работ на мостовых сооружениях и развязках, обусловлено это высокой интенсивностью движения грузовых и легковых автомобилей;
- появление на дорогах большого числа колеи и ям, причиной является высокая интенсивность движения транспорта;
- при проектировании дороги многие элементы не просчитывается (наклон
проезжей части, расположение ливневых канализаций, уровень бортового камня;
68
необходимо чтобы вода не попадала и не застаивалась на тротуарах или пешеходных переходах, прилегающих к проезжей части);
- строительство новых жилых комплексов не предполагает расширение существующей проезжей части, в следствии это приводит к усилению транспортных заторов, увеличению нагрузки на дорожное полотно.
- нехватка штатная численность сотрудников Комитета Благоустройства, для проведения детального и полного контроля над ходом реализации дорожно-ремонтной работы;
- при проведении интернет аукциона в приоритете со стороны Администрации является установление низкой цены за проведение улично-дорожного ремонта, а не качество строительных материалов, которые подрядная организация закупает и использует при проведении данной работы.
Основными недостатками финансового обеспечения развития дорожной инфраструктуры являются:
- нестабильность и непредсказуемость объемов расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местного бюджета, направляемые на ремонт дорожного полотна дорог местного значения (сумма финансирования ежегодно отличается от предыдущей суммы);
- дефицит финансовых ресурсов для проведения своевременного ремонта и содержания, автомобильных дорог местного значения, и искусственных сооружений на них, в соответствии с нормативной потребностью, ввиду недостаточного приоритета по сравнению с другими отраслями;
- закрытая система расходования финансовых ресурсов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог местного значения (информация о сумме на проведение улично-дорожной работы, на определенном участке дороги, не размещается в открытом доступе для ознакомления гражданами).
Для повышения эффективности деятельности Администрации города Екатеринбург в отношении дорог местного значения необходимо:
- необходимо изменить правила аукциона и ориентироваться не наименьшую стоимость выполнения работ, которую выдвигает подрядчик, а на качество выполнение этих работ и прошлый опыт сотрудничества;
- введение временных ограничений движений (ограничение движения автотранспортных средств после укладки свежего асфальта, не более 8 часов);
- открытое голосование на официальном сайте Администрации города, какой участок дороги необходимо отремонтировать в следующем году;
- Администрации города при заключении контракта с подрядчиком должна уделять особое внимание качеству исходных материалов для проведения улично-дорожных работ;
- при строительстве новых микрорайонов, на этапе проектирования предусматривать строительство широких автомобильных дорог, минимум 3 полосы в каждую сторону;
- при проектировании дороги просчитывать все элементы (наклон проезжей части, расположение ливневых канализаций, уровень бортового камня);
- строительство новых или расширение старых улиц города, не только в отдаленных районах, но и при возможности в центральной части города.
3. Регулирование - как уже раннее говорилось - Администрация города объявляет аукцион, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области выделяет финансирование из бюджетных средств, непосредственной работой по каждому объекту занимается городское благоустройство, МКУ и о свой деятельности отчитывается Администрации города Екатеринбурга, а Администрация города Екатеринбурга, в свою очередь, отчитывается перед Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области об целенаправленном использовании бюджетных средств, подготавливает все необходимые документы для отчета.
По обеспечению безопасности дорожного движения Администрация города
Екатеринбурга напрямую взаимодействует с ГИБДД УМВД города Екатеринбурга по
вопросам организации дорожного движения, установление дорожных знаков и
нанесение дорожного прорытия, платных парковок, перекрытие дорожного движения,
согласование маршрутов по перевозкам пассажиров и грузов. Деятельность всех
70
органов контролирует Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, через отчетные документы предоставляемые Администрацией города Екатеринбурга. Эффективность деятельности каждого органа по отдельности высока, а в процессе взаимодействия органов есть пробелы.
Для согласования сметы и получения бюджетных средств, выделяемых из областного бюджета, уполномоченному сотруднику Администрации города Екатеринбурга приходится лично приходить в Министерство транспорта и показывать соответствующие документы для проверки и подписания, иногда из-за допущения небольших ошибок, прогуливаться приходится очень часто. Для решения данной проблемы необходимо создать электронный канал (электронный документооборот) для передачи всех документов, и присутствовать сотруднику Администрации лично лишь в процессе подписания этих документов. Когда объект улично-дорожного реконструкции сдается, собирается комиссия, членами этой комиссия являются представители Администрации города, МКУ благоустройства, подрядчика и эксперты, занимающиеся лабораторными исследованиями. Необходимо, чтобы в эту комиссию входил представитель из Министерства транспорта и лично проверял и принимал работу, чтобы контроль осуществлялся не только документально, но и фиксировался результат деятельности всех субъектов процесса.
Пока ремонтируемая дорога не будет принята комиссией (а этот процесс занимает от пару дней до нескольких месяцев) на нее не наносится разметка, и не устанавливаются соответствующие знаки дорожного движения, это грубое упущение со стороны ГИБДД. Движение по дороги начинается по истечению 4-8 часов после укладки свежего полотна. Это не безопасно, потому что на некоторых участках дорог существует сплошная или двойная сплошная линия, запрещающая повернуть, развернуться на противозонную сторону движения, а из-за ее отсутствия автовладельцы сами того не зная нарушают ПДД и подвергают сохранению жизни и здоровья других участников дорожного движения. Необходимо доработать пункты контракта между подрядчиком и Администрацией города, и добавить условие о нанесение временной разметки на дорожное полотно, а ГИБДД издать соответствующий документ, который
будет наделять Администрацию этим правом (на добавление пункта).
71
Обеспечение, в свою очередь, можно разделить на следующие группы:
1. Кадровые - для повышения эффективности работы необходимо привлекать молодых квалифицированных сотрудников, имеющих высшее образование по направлению: государственное и муниципальное управление, наличие стажа работы в гос. или мун. Органах 2-3 года. Наличие магистратуры приветствуется.
2. Информационные - привлекать общественность о деятельности Администрации города Екатеринбурга, через интернет-голосование, какие улицы города подлежат ремонту в следующем году, размещать информацию о перекрытиях дорог на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга и на местных радиостанциях.
3. Финансовые - на выполнение ремонта автомобильных дорог выделено в 2019 году - 1 343 211,54 рублей. Основным источником, больше 50%, является федеральный бюджет.
Методологический анализ к руководству:
К правовым методам можно отнести:
1. методы нормативного административно-правового воздействия, выражающиеся путем принятия административными органами нормативно-правовых актов и заключения нормативных публичных договоров, действующих в отношении неопределенного круга лиц.
К нормативным договорам в области дорожного хозяйства можно отнести:
- федеральное отраслевое (тарифное) соглашение общероссийского профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства с Федеральным дорожным агентством и общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве, устанавливающее общие принципы согласованного проведения социально -экономической политики, основные направления социально-экономического развития дорожного хозяйства, условия оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли;
- соглашения Федерального дорожного агентства с администрациями субъектов Федерации о выделении субвенций на развитие автодорожной сети регионов и о разграничении полномочий по отдельным предметам ведения.
2. методы индивидуального административно-властного воздействия, выражающиеся в принятии индивидуальных правовых актов и осуществлении ими различных административно-правовых актов, действий в отношении отдельных субъектов.
3. метод административно-регулятивного воздействия, направленный на обеспечение правового регулирования общественных отношений в сфере дорожного хозяйства, путем предоставления их участникам конкретных субъективных прав, правового статуса и создания условий для их реализации.
К методу административно-регулятивному можно отнести следующие действия:
- распорядительные, осуществляемые в виде определенных указаний и распоряжений, субъектам осуществляющим свою деятельность в сфере дорожного хозяйства. Примерами таких воздействия могут служить указания, распоряжения органов управления дорожным хозяйством, выдаваемые дорожным организациям, осуществляющим на содержание и ремонт дорог, направленные на конкретизацию их действий по устранению появившихся дефектов на проезжей части дороги, по установке знаков запрещающих дорожное движение в местах проведения работ и т.д.
- регистрационные, осуществляемые в виде государственной регистрации прав физических, юридических лиц, а также объектов дорожного хозяйства, в отношении которых регистрируются права. Примерами такого рода воздействия являются регистрация объектов дорожного сервиса, расположенных в придорожной полосе, регистрация пунктов весового контроля, регистрация участников проводимых торгов на выполнение дорожных работ т.д.
- информационно-консультационные, заключающиеся в оказании помощи
физическим и юридическим лицам при реализации ими своих субъективных прав и
обязанностей. К такому методу административно-правового воздействия можно
отнести выдачу Росавтодором организациям - перевозчикам информацию о состоянии
искусственных сооружений, расположенных на дорогах общего пользования,
73
проведение консультирования таких перевозчиков по вопросам выбора оптимальных путей перевозки тяжелых грузов, консультирование организаций о правилах размещения объектов придорожного сервиса в придорожной полосе и т.д.
- разрешительные, осуществляемые путем выдачи физическим или юридическим лицам разрешений на ведение определенных видов работ. К такому методу административно-правового воздействия относятся:
а. разрешения на проведение раскопок конкретных дорог общего пользования при их пересечении другими коммуникациями;
б. разрешение на провоз сверхнормативных грузов по конкретным дорогам общего пользования;
- экзаменационные, заключающиеся в осуществлении аттестационных мер относительно юридических лиц, с целью выявления субъектов, осуществляющих эффективную деятельность в области дорожного хозяйства и дальнейшего их привлечении к выполнению необходимых мероприятий по строительству и сохранению дорожной сети. Конкретным примером данного воздействия является проведение торгов на выполнение государственных заказов по осуществлению изысканий, проектирования строительства и эксплуатации дорог общего пользования.
Второй комплекс административно-правовых воздействий можно охарактеризовать как административно-охранительный, включающий в свой состав следующие методы воздействия, используемые в дорожном хозяйстве:
- поисково-проверочные, осуществляемые в виде диагностики, исследований, оценки технического состояния автомобильных дорог, мостов, тоннелей, эстакад и путепроводов, с целью определения их технического состояния и возможности осуществления по ним безопасной перевозки пассажиров и грузов;
- ограничительные, осуществляемые административными органами управления в сфере дорожного хозяйства и посредством ограничения общей массы и нагрузок в неблагоприятные для дорог периоды года (осень, весна), при снижении несущей способности мостовых конструкций, ограничение скоростного режима для автотранспорта по причине неудовлетворительного состояния проезжей части дороги и т.д.
- запретительные, осуществляемые органами исполнительной власти в сфере дорожного хозяйства посредством полного запрета движения автотранспорта по дорогам, мостам, эстакадам, путепроводам, находящихся в аварийном состоянии, при возникновении природно-климатических условий, не позволяющих обеспечить безопасное продвижение;
- пресекательные, осуществляемые органами исполнительной власти в сфере дорожного хозяйства, посредством полного запрета движения автотранспорта с целью предотвращения повреждения дорожных сооружений ил разрушений, при проведении строительных работ в зоне дорожных сооружений.
К методу финансово-экономического воздействия можно относит те действия ОГВ, которые регулирующие финансовые и экономические стороны деятельности участников общественных отношений в сфере дорожного хозяйства и влияющие на их финансово-экономическое состояние.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская газета. 1993. 25 декабря.
Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ (в ред. от 05 декабря 2017 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196 - ФЗ (в ред. от 26 июля 2017 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 01 мая 2018 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 (в ред. от 05 мая 2017 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения: Постановление Правительства Российской Федерации от 03 октября 2013 г. № 864 (в ред. от 13 декабря 2017 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Устав Свердловской области: Закон Свердловской области от 23 декабря 2010 года N 105-03 (в ред. от 07 декабря 2017 г.) // Областная газета. 2016. 26 октября № 200.
Об утверждении Муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2018 - 2022 годы». Постановление Администрации города Екатеринбурга от 28.12.2017 № 2613 (ред. от 04.04.2018) Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Об утверждении Муниципальной программы «Столица» на 2017-2022 годы. Постановлении Администрации города Екатеринбурга от 03.11.2016 № 2193 Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс». Хвоинский Л.А. Аспекты дорожной стратегии// Мир дорог. 2014. № 72. С. 13.
Ворожнин В.С. Разработка методики обеспечения экологической безопасности участников дорожного движения: на примере крупного города. Диссертация, кандидат технических наук. Москва, 2014. С.7.