Научная статья на тему 'Теоретический аспект проблемы личностной готовности к профессиональной деятельности с позиции формирования будущего специалиста'

Теоретический аспект проблемы личностной готовности к профессиональной деятельности с позиции формирования будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
879
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Б. П., Богдан И. Т.

В настоящее время в условиях современного образовании все больше акцентируется внимание на технологии личностноориентированного обучения. Согласно личностно-ориентированному обучению, учащийся выступает субъектом учебной деятельности, через реализацию определенных психолого-педагогических условий, где основное внимание должно быть направленно на формирование личностной готовности к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлев Б. П., Богдан И. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspect of the problem of personality willingness to professional activity from the position of future specialist formation

At present in the conditions of modern education more attention is paid to the technology of personality-oriented teaching. According to the personality-oriented teaching a student becomes a subject of educational activity through the realization of certain psychological-pedagogical conditions where main attention should be pointed at the formation of personality willingness to the future professional activity.

Текст научной работы на тему «Теоретический аспект проблемы личностной готовности к профессиональной деятельности с позиции формирования будущего специалиста»

УДК 37.015.3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Б.П. Яковлев, И.Т. Богдан

Сургутский государственный педагогический университет E-mail: boris_yakovlev@mail.ru

В настоящее время в условиях современного образовании все больше акцентируется внимание на технологии личностно- ориентированного обучения. Согласно личностно-ориентированному обучению, учащийся выступает субъектом учебной деятельности, через реализацию определенных психолого-педагогических условий, где основное внимание должно быть направленно на формирование личностной готовности к будущей профессиональной деятельности.

В условиях проведения социально-экономических, политических и идеологических преобразований возрастает социальная значимость в их психологическом обеспечении. Особая роль при этом принадлежит психологической науке и практике, приобретающей в последнее время все большую значимость в основных сферах жизнедеятельности общества.

Решение многочисленных социально-психоло-гических проблем затрудняется недостаточной теоретической и экспериментально-практической проработанностью вопросов, связанных с вопросами психологической готовности.

В настоящее время наблюдается недостаточная сформированность психологических концепций, соответствующего понятийного аппарата и условий успешного формирования личностной готовности. Следует констатировать, что существует как научный, так и практический запрос на комплексное исследование особенностей личностной готовности к разным сферам деятельности (учебной, профессиональной, спортивной) на различных этапах становления личности. Особую социальную значимость приобретает выявление психолого-пе-дагогических условий формирования личностной готовности в системе образования.

Современные цели реформирования высшего образования определяют, прежде всего, стратегию приоритетного внимания к личности всех субъектов педагогического процесса - как студентов, так и самих преподавателей. В настоящее время все более распространяется убежденность в том, что уз-ко-тактический «предметно-ориентированный или технологический подход « в образовании должен уступить место более широкому и стратегическому «личностно-ориентированному или гуманистическому подходу».

Учебно-воспитательный процесс получения высшего образования в вузе построен на том, чтобы сориентировать студентов на обучение различным предметным умениям и действиям. Многие студенты проявляют пассивность и неудовлетворенность учебной деятельностью, не умеют использовать и развивать свои двигательные, познавательные и творческие возможности, на которые ориентирует их преподаватель на учебных заня-

тиях. Отсутствие стремления к активному саморазвитию и овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышению творческих возможностей может быть связано с преобладанием на сегодняшний день технократического или предметно-ориентированного обучения.

В предметно-ориентированном обучении в процессе учебной деятельности слабо учитывается (в основном декларируется) личностное развитие, стремление студента к успешности, творческости, самостоятельности и инициативности выполнения профессиональных, учебных, проблемных задач. Так, М.В. Кларин даёт следующую дидактическую характеристику технократическому подходу в системе построения модели обучения [1].

Дидактические поиски в русле технократического подхода: исходят из эффективной репродуктивной деятельности как самостоятельной ценности, преимущественно направлены на дидактические цели невысокого познавательного уровня; являются личностно- нейтральными; делают акцент на стандартизированных учебных процедурах и предполагают положительный эмоциональный фон, но, вместе с тем, личностно- нейтральный характер включения ученика и учителя в учебный процесс; ставят учителя в позицию преподавателя-оператора [2]. Основная цель в предметно-ориен-тированном обучении - это усвоение по указке преподавателя предметно-дисциплинарных знаний. В данном случае, для педагога, учащийся (студент) является объектом обучения и воспитания.

В традиционном обучении, преподаватель создаёт средства, формирует мотивы, указывает цели, организует условия, основная направленность такого обучения это добиться требуемых программами результатов обучения и полный контроль над содержанием образования, получением информации. Такой предметно-ориентированный подход способствует лишь развитию и формированию у учащегося «пассивно-личностной готовности», согласно, К.Д. Ушинскому они воспитываются существами: - «...всё готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями ...» [2].

В настоящее время в образовании все больше акцентируется внимание на дидактические технологии в русле личностно- ориентированного подхода.

Согласно личностно-ориентированному подходу, чтобы учащийся выступал как полноценный субъект учебно-познавательной деятельности, важно реализовать определенные психолого-педа-гогические условия в процессе его взаимодействия с учителем. Основными формами оптимальной реализации взаимодействия является - подготовка, для преподавателя - профессионально-психологи-ческая подготовка, где основное внимание акцентируется на профессиональном развитии, самоопределении; для учащегося - психолого-педагогическая подготовка, где основное внимание должно быть направленно на личностное развитие. При данных условиях, через систему «субъект-субъектных отношений» формируется активно-личностная готовность к саморазвитию.

Организация обучения на основе личностноориентированного подхода означает, что все методические решения преподавателя, например, организация учебного материала, использование тех или иных приемов, способов должны преломляться через призму личности обучаемого, его потребностей, мотивов, опыта, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психоло-гических особенностей.

Целью нашего исследования является теоретическое исследование особенностей формирования личностной готовности студента в саморазвитии и создании предпосылок для профессионализации в условиях учебной деятельности.

В ходе образовательного процесса должны учитываться интересы и потребности в саморазвитии и создаваться предпосылки для самореализации личности студента. Весь образовательный процесс учебной деятельности должен быть направлен на целостное развитие личности, на учет ее потребностей и интересов в сфере получения высшего профессионального образования. Учебно-воспита-тельный процесс студента становится процессом самоопределения в ценностях профессиональнопедагогической культуры и образования, при осуществлении опоры на личностно-ориентирован-ный и деятельностный подходы.

Теоретический анализ психологической литературы и экспериментальных исследований показал, готовность в условиях определённого вида деятельности - широкое понятие. На современном уровне знаний ее можно рассматривать как многокомпонентную и многомерную структуру, характеризующуюся для каждой деятельности определенной совокупностью признаков.

Совокупность признаков готовности в определенном виде деятельности включает: готовность идейную, моральную, функциональную, психологическую, специальную (профессиональную) и личностную.

Готовность личностная является, необходимым компонентом этого единого целого, нередко имеющим решающее значение для эффективности и успешности деятельности. Она представляет собой

одно из специфических психических состояний субъекта деятельности.

Как и всякое другое психическое состояние, оно - целостное проявление личности, всегда причинно обусловлено, характеризуется определёнными временными параметрами, имеет в своей основе динамическую (функциональную) систему. Это значит, что, во-первых, все её компоненты связаны между собой, во-вторых, функционирование её подчиняется иерархическому принципу, в-третьих, связи между компонентами подвижны и каждый из них, в силу детерминирующего влияния объективных условий деятельности, может стать ведущим.

Присоединяясь к многочисленному отряду ученых, специалистов, работающих в области психологии личности, следует подчеркнуть, что успешная деятельность, зависит не только от их относительно устойчивых качеств, но также и от более изменчивых психических состояний. «Каждое психическое событие происходит, словно на фоне определенного психического состояния человека, которое обусловливает его протекание, а впоследствии и его изменение» - так писал С.Л. Рубинштейн [4]. Поэтому как в теоретическом, но и особенно, в практическом плане психологическое исследование учащихся, должно в обязательном порядке анализироваться и включать получение не менее двух параметров личности:

• индивидуально-психологические особенности

личности;

• временные психические состояния личности,

включая реактивные состояния.

При дифференциации индивидуально-психологических особенностей личности или устойчивых качеств личности, и временных психических состояний, выражающих их, следует принимать во внимание их диалектическое единство, ибо: особенности личности могут ярко проявиться ненадолго в соответствующих психических состояниях, устойчивая особенность личности сама оказывается компонентом различных состояний, не обязательно при этом выполняя в их структуре доминирующую роль.

Конечно, свойства личности оказывают соответствующее влияние на течение психических состояний, которые в свою очередь оказывают влияние на формирование личностных качеств, в том числе профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективную и успешную деятельность.

Таким образом, ведущая специфическая деятельность приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств личности, а с другой -к выработке временных субъективных состояний, которые не только способствуют эффективности деятельности, но и в целом определяют поведение субъекта деятельности.

Одним из важных положений при анализе внутренних условий деятельности является органическое объединение содержательного (качественно-

го) и энергетического (количественного) анализа структуры личности в целом, ее отдельных компонентов и их психологических проявлений. Особенно важно обеспечить такое единство в понимании источника активности личности - движущих сил деятельности. Одновременное удержание в поле зрения содержательного и энергетического аспектов деятельности, а соответственно и структуры личности, является специфичным для их психологического изучения [1].

Для каждого вида деятельности существует определенная совокупность содержательных компонентов (признаков) - т. е. специфический синдром, включающий большее или меньшее число личностных характеристик.

Теоретические и экспериментальные исследования по психологии личности послужили условным основанием для установления структурных компонентов синдрома состояния личностной готовности для практических психологов-профес-сионалов. Ими являются:

• хорошо развитая интуиция,

• рефлексия,

• высокий уровень абстрактно-логического и социального интеллекта,

• позитивные нравственные качества,

• фасилятивность,

• высокий уровень эмпатии,

• сформированность широкого спектра ролевого

поведения.

Такая личностная готовность, не может быть освоена в массовом порядке, однако, исходя из того, что профессия практического психолога стала фактически массовой, необходимо считают ученые, признать то, что многие специалисты не обладают изначально теми необходимыми индивидуальными качествами, которые в дальнейшем позволяют сделать их работу эффективной и профессионально грамотной.

Существенное практическое значение состояния личностной готовности в деятельности заключается в том, что оно представляет собой фон, на котором, с одной стороны, протекают психические процессы, направленные на ориентировку субъекта в ситуациях и условиях деятельности, на адекватную этим условиям саморегуляцию действий, мыслей, чувств, поведения в целом, на решение специфических задач, ведущих к достижению цели. С другой стороны, в психологии хорошо известно о том, что устойчивые свойства личности вырастают из психических состояний, а образовавшиеся свойства становятся условием возникновения состояний, обеспечивающих эффективность и успешность деятельности.

Таким образом, определенная деятельность (профессиональная, учебная, спортивная) приводит, во-первых, к образованию специфических личностных характеристик, во-вторых, к выработ-

ке личностных состояний, типа готовности, которые не только способствуют эффективности выполнения деятельности, но и в целом определяют поведение человека.

Именно готовность согласно Н.С. Пряжникову должна стать главной целью профессионального и личностного самоопределения (синонимом которого является самоактуализация, самореализация, сам-оосуществление, самотрансценденция). Н.С. Пряж-ников пишет: «Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)» [3].

Актуальность темы определяется изучением и формированием условий способствующих личностному и профессиональному росту.

Под личностной готовностью мы понимаем ин-дивидуально-психологическую направленность, настроенность на произвольную деятельность, мобилизованность способностей на активные и целесообразные умения, действия. Эффективность методов и средств формирования личностной готовности будет зависеть в значительной степени разработанностью нашей лабораторией теоретических положений и системой критериев оценки и регуляции психических состояний и свойств личности.

Психологическая теория личностной готовности должна быть основана на методологических положениях принципа детерменизма, личностноориентированного и деятельностного подходов. Существенное значение при этом будет иметь разработанность научной гуманистической парадигмы о том, какое место будет занимать личностная готовность в учебном процессе, профессиональной деятельности.

Поэтому научный интерес будет сконцентрирован на исследованиях различных видов готовности, ее структуры, компонентой представленности, а также механизмах перехода, преобразования психических состояний в устойчивые личностные свойства в условиях учебной и профессиональной деятельности.

Анализ теоретической и методической литературы позволил нам выделить компоненты формирования личностной готовности студентов и определить психолого-педагогические условия для формирования этих компонентов. Их тесная взаимосвязь и дополненность друг другом будет способствовать эффективной самореализации профессиональных действий и личностных проявлений студентов на учебных занятиях по выбранной специальности. Это будет выражаться в том, что реализация формирования отдельного компонента педагогических умений происходит лишь при организации всего комплекса условий. Психолого-педагоги-ческие условия играют важную роль при формировании и развитии выделенных нами компонентов.

Важнейшими психолого-педагогическими условиями для формирования личностной готовности студента являются:

1. Перевод студента из позиции объекта воспитания и обучения в субъект саморазвития.

Это условие будет реализовано, если:

• обеспечено субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

• создание на занятиях ситуации успеха в учебной деятельности, которая создает условия для обеспечения студенту позитивного опыта роста в присутствии группы и преподавателя, что стимулирует дальнейшую работу личности над собой и является источником саморазвития, самовоспитания;

• межличностные отношения, которые предполагают создание на занятиях взаимопонимания, доброжелательности и открытости. Преподаватель должен стать истинным наставником, пользующимся авторитетом и уважением у студентов.

2. Представленность специфических компонентов личностной готовности.

Личностная готовность представляет форму надстройки, системную реакцию на соответствующую реальную или прогнозируемую ситуацию, информационное содержание которой интегрируется в психический образ, обеспечивающий такую реакцию. Качество состояния определяется степенью его адекватности объективным условиям и содержанию выполнения деятельности. Личностная готовность включает следующие компоненты:

• мотивационный - интерес, стремление добиться успеха, потребность успешно выполнять задачу;

• познавательный - понимание задач, обязанности, знание средств достижения цели, умение строить прогноз собственной деятельности;

• эмоциональный - уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;

• волевой - целеустремленность, т. е., подчинение некоторой цели, мобилизация сил, сосредоточенность на задании, отвлечение от помех, преодоление сомнений;

• коммуникативный - конструктивность и эффективность контактного взаимодействия с людьми, с окружающей средой, способность устанавливать, поддерживать, развивать деловое и личностное общение.

В конечном счёте, состояние личностной готовности, образовано многими специфическими компонентами - явлениями, каждое из которых может быть доминирующим, и тогда данный компонент будет оказывать влияние на качественные особенности состояния, производного от взаимодействия внутренних и внешних условий жизнедеятельности.

Проведение диагностики основных компонентов личностной готовности студентов предполагает, что при организации учебно-воспитательного процесса максимально должны учитываться индивидуальные особенности развития студентов. Это мотивацион-но-волевое отношение к учебной деятельности, мотивация достижения успеха и избегания неудач; наличие познавательной потребности и творческой активности в получении знаний и уровень теоретической подготовки в области психологии; способность к процессам самообразования, саморазвития, самовоспитания на основе рефлексивного мышления, осознания, осмысления, переосмысления процесса и результатов собственной деятельности; уровень методико-практических умений и навыков и др.

3. Создание ситуаций личностного развития непосредственно на учебных занятиях. Данное условие предусматривает:

• контакт между преподавателем и студентом через диалог, который предполагает равенство психологических позиций двух взаимодействующих сторон. Ситуация двухстороннего взаимодействия подразумевает активную роль всех задействованных в общении сторон. Диалогическое взаимодействие предполагает:

• переориентацию пространства обучения на личностную сферу студентов;

• «игровая» форма для создания ситуаций личностного развития с активным применением методов взаимообучения, взаимоконтроля, смена ролевых позиций;

• применение средств и методов для формирования мотивации учения. Образовательный процесс направлен на формирование положительной мотивации, в его пополнении средством активности самой личности;

• применение проблемных методов обучения в усвоении результатов научного познания, системы знаний, процесса получения результатов, формирование познавательной самостоятельности и развитие творческих способностей студента.

4. Освоение ценностного потенциала образования и культуры через собственную деятельность. Личность развивается в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода в обучении лежит личностное включение каждого студента в процесс, когда компоненты деятельности, им самим направляются и контролируются.

Реализация личностного подхода - это включение студентов в организацию образовательного процесса. Постановка задач на занятии, планирование их решения, дальнейшая реализация и оценка выполненных действий происходит совместно с преподавателем; создание условий для выбора, формы проведения занятий.

5. Актуализация развития рефлексивных умений студентов. Результативность образовательного процесса во многом зависит от того, насколько актуализируются рефлексивные умения студентов

(глубина, обширность, сложность, истинность). При реализации педагогических умений рефлексивные действия студентов становятся неотъемлемым компонентом на каждом этапе организации их деятельности, что способствует активизации процесса развития и самопознания личности.

6. Готовность преподавателя к реализации лич-ностно-ориентированного подхода. Личностная готовность преподавателя требует актуализации развития его психологических умений (коммуникативных, организаторских, гностических, конструктивных):

• во время общения с воспитанниками акцентировать внимание на предмете деятельности или отношениях;

• инструментировать признание воспитанника и педагога на отличие во мнениях, суждениях, вкусах, способностях - тогда общение с детьми становится интересным, духовно богатым;

• не прибегать к прямой и открытой оценке воспитанника, при оценивании использовать прием «я - сообщение», тогда укрепляется уверенность учащегося в себе, повышается его активность и самооценка;

• проявление эмпатийного понимания студентов, уважения, доброжелательности, выражение сочувствие к его жизнедеятельности, сопереживать его успехам и неудачам;

• подчеркивать уникальность и неповторимость его личностного «Я» - тогда повышается статус и самоконтроль этого воспитанника в группе.

7. Соотношение личностных и ситуативных факторов в детерминации поведения. Классические исследования Хартшорна и Мея [2] показали, что поведение человека зависит не только от устойчивых личностных свойств, но и от ситуативных условий. Однако могут ли влиять на поведение внешние условия помимо внутренних, если помнить о важной позиции С.Л. Рубинштейна: внешние условия действуют через внутренние [4]. Вне поля зрения исследователей остается то, как же все-таки совместить в теории личности (например, в самой структуре личности) единство личностных свойств и «внешних ситуаций». Со всей остротой нерешенность этой важнейшей проблемы обнаружила несостоятельность как теории «черт личности», так и ситуативной теории личности. Возникший и еще не решенный в психологии спор о сравнительной роли разных факторов поведения (и жизнедеятельности в целом) может быть решен диалектически на основе некоторой новой теории личности, учитывающей дифференциацию ситуаций в процессе развития собственной личностной структуры. Такая теория должна быть построена на более высоком уровне системности и включать в структуру личности не только личностные свойства, но и переменные ситуаций в их соотношении с этими свойствами.

Сопоставление и более детальный дальнейший анализ приведенных признаков позволяет очертить некоторый путь перспективного развития тео-

рии личности и соответствующего ей психодиагностического обеспечения.

8. Одним из условий реализации лично-ориен-тированного образования в вузе может стать организация психологической подготовки студентов и преподавателей.

В качестве основных направлений подготовки к деятельности преподавателей и студентов в вузе должны рассматриваться и реализовываться методы психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологической консультации, психологического просвещения и др. методы. Позитивное значение имеет обобщение опыта психологического, профессионального консультирования, например, через диалог; проведение предметно-ре-флексивных тренингов, межкафедральных научно-методических семинаров; оказания индивидуальной консультативной помощи студенту. Дело в том, что преобладающие в вузе групповые формы занятий, включая групповые игры, групповые тренинги и пр. больше пригодны для тренинга мышления, а не развития сокровенных сторон личности. Поэтому личный контакт студента с квалифицированным специалистом психологом-педагогом может являться незаменимым средством индивидуальной поддержки студента, если последний сам испытывает потребность в такой поддержке и осознал это.

9. Важным условием саморазвития личности является контроль и самоконтроль, который выполняет роль обратной связи в развитии личности. Эффективная диагностика личности должна опираться на информацию о проявлениях личности не в каком то одном, сравнительно узком виде деятельности, а в жизнедеятельности в целом, т. е. носить системно-стилевой характер (см. выше о соответствующем принципе).

Творческий интерес к исследованию личностной готовности к профессиональной деятельности учителя свидетельствует об актуальности данной проблематики. Вместе с тем остаются недостаточно изученными компоненты личностной готовности к определенным видам профессиональной деятельности, в том числе к совмещённой деятельности психолога-предметника. Требуют обновления методы избирательного формирования психологической готовности будущих учителей предметников к практической деятельности ещё в условиях вузовской подготовки.

На сегодняшний день не менее важной остается и проблема диагностики, разработка критериев, средств и методов состояния личностной готовности, что необходимо как для создания теории, так и для практических целей - контроля и управления готовностью, прогнозирования, проектирования, оценки в решении задач профотбора, специальной психологической подготовки, обеспечения эффективности и успешности деятельности и психического здоровья.

Весь этот комплекс проблем требует дальнейших усилий для их решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989. - 80 с.

2. Левитес Д.Г. Школадля профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 256 с.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - 574 с.

Поступила 24.09.2007г.

УДК 373(571)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

Л.Л. Балакина

ГНУ Институт развития образовательных систем РАО, г. Томск E-mail: sibinedu@tspu.edu.ru

Отмечено, что в современных условиях образование решает задачу формирования толерантного мышления учащихся. Это связано с развитием таких качеств, как терпимость к инакомыслию, осознание норм собственного поведения, понимание и принятие других.

В условиях современного информационнокоммуникативного общества поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности становится ключевой задачей государственной политики, направленной на достижение социального доверия как фактора экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности.

Откликаясь на требования времени, образование решает задачу формирования толерантного мышления личности школьника. Это выражается в создании условий для развития таких качеств школьника, как терпимость к инакомыслию, осознание норм собственного поведения, понимание и принятие других, ответственность, альтруизм и др.

В отличие от традиционной («знаниевой») модели образования, в которой осуществлялась, главным образом, целерациональная деятельность (однонаправленная, узкопредметная), в коммуникативной модели основой педагогического взаимодействия является построение разнообразных отношений между его участниками. Эти отношения основаны на аргументированных доводах и доказательствах, рациональном проявлении чувств, эмоций и переживаний. Лишь в процессе такого взаимодействия происходит воспитание толерантности как важного коммуникативного свойства личности школьника. Вырабатывая в себе толерантность как норму жизни, он становится лояльнее, терпимее к окружающим, начинает осознавать суть толерантных моделей поведения, межличностного общения в целом. Выделенные, таким образом, черты толерантной личности школьника в совокупности составляют базовую педагогическую стратегию современного образования, полагающего палитру мнений, позиций, смыслов участников коммуникации, их несовпадение и взаимоисключение или, напротив, взаимное сближение. Понятно, что та-

кой вариант образования реализуется с помощью соответствующих педагогических средств, предполагающих многовариантные пути решения задач: диалога, механизмов взаимной адаптации, интерактивных способов общения, коммуникативных технологий обучения, ситуаций выбора и задач развития толерантного сознания учащихся. Это дает основание полагать, что коммуникативно направленное образование по сравнению с другими образовательными моделями обладает большим потенциалом для решения перечисленных задач.

Между тем современное образование обеспечивает становление и развитие не только толерантного, но и интолерантного мышления учащихся. Это обусловлено рядом причин: во-первых, история культуры насыщена не только фактами терпимости, но и нетерпимости в ее крайнем проявлении -агрессии, поэтому учащиеся, погруженные в такое «агрессивное» образовательное пространство, многие явления осваиваемой ими культуры не воспринимают позитивно; во-вторых, интолерантным часто выступает мышление самого педагога, неосознанно ориентирующего школьников соответствующим образом; в-третьих, имеет место, так называемый, педагогический «самотек», когда школьники остаются один на один с учебным предметом и не могут без помощи педагога адекватно оценить тот или иной материал; в-четвертых, интолерант-ное сознание школьников подпитывает виртуальная реальность, активно создаваемая средствами массовой информации и имеющая ярко выраженный вектор антикультуры и насилия; в-пятых, свое отрицательное влияние на их сознание оказывают события реального социума, в последнее время непредсказуемые и жестокие по отношению к человеку. Можно сделать вывод, что толерантное и ин-толерантное сознание формируются на методоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.