Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ" ДОШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ" ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SPEECH / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щупак Анастасия Геннадьевна, Вовк Екатерина Владимировна

Статья посвящена изучению понятия речь, специфике формирования речи детей на каждом возрастном этапе. В работе проанализировано понятие «речь». В исследовании обоснован основной теоретический аспект развития речи детей дошкольного возраста, а так же особенности развития речи на каждом возрастном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECT OF THE CONCEPT "DEVELOPMENT OF THE SPEECH" OF PRESCHOOL CHILDREN

Article is devoted to studying of a concept the speech, specifics of formation of the speech of children at each age stage. In work the concept "speech" is analyzed. In a research the main theoretical aspect of development of the speech of children of preschool age, and also features of development of the speech at each age stage is reasonable.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ" ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДОШКОЛЬНИКОВ

студентка Щупак Анастасия Геннадьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ. И. Вернадского» (г. Ялта);

кандидат педагогических наук Боек Екатерина Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. За последние годы было выявлено значительное снижение уровня развития речи детей дошкольного возраста. Все это связано не только с ухудшением физического и эмоционального здоровья детей, но и с другими причинами. Вследствие этого вопросы развития речи дошкольников являются более чем актуальными. Вопросы, связанные с развитием речи, всегда будут в приоритете воспитания личности ребенка, так как речь является основным из инструментов общения, необходимых для познания.

Изложение основного материала исследования. В философии речевая деятельность обосновуется как общение, напрямую связанная с языком. Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека, которая возникла в коллективе как средство регулирования трудовой деятельности и как одна из форм возникающего сознания. Итальянский философ Бенедетто Кроче считает речь средством эмоционального выражения [1].

Педагогика трактует понятие речи как исторически сложившейся в процессе преобразующейся деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Н.Ф.Титова занимается постановкой и решением вопросов по воспитанию мышления детей. Для обучения языка нужна осмысленная работа над выражением собственной мысли. Оно говорит о том, что язык так же нуждается в мыслях, как и мысли в языке. Идеи К. Д. Ушинского схожи, он говорил, что развивать в детях дар слова - значит почти то же самое, что и развивать в них логичность мышления.

Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь представляет канал развития интеллекта. Знания будут усваиваться легче и в полном объеме, если ребенок как можно раньше начнет изучать язык. Запас знаний и фактов является материалом мышления». Речь, образно говоря, раскрывает сознание человека, делает его доступным для других и акцентирует внимание на нюансы. Через сообщение и выражение речь включается в развитие действующих практических отношений, а так же общей деятельности человека [2].

Дошкольный возраст относится к тому периоду, когда ребенок активно усваивает разговорный язык. Речь детей дошкольного возраста активно развивается, и уже на пятом году завершается ее обычное становление. В этот период дошкольник имеет значительный запас слов, верно произносит все звуки родного языка, владеет элементарными формами связной речи( диалогом и монологом). Все это позволяет ребенку свободно общаться, а так же осваивать основы грамматического строя речи.

Основным и самым важным условием становления (появления) у ребенка нормальной психики и последующего правильного ее развития является полноценное и своевременное овладение речью. Полноценное, что означает, достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждом возрастном этапе. Своевременное -руководствующееся с первых же дней после рождения ребенка [3].

На третьем году жизни ребенок знает практически все части речи, исключая числительные, причастия и деепричастия. Так же в этом возрасте хорошо знает основное количество названий предметов (быстро и легко находит среди разных вещей одной группы нужные), в активной речи эти слова используется им не всегда, но существуют в пассивном словаре.

Характерной чертой младшего дошкольного возраста является то, что дети способны узнавать и назвать знакомые предметы, которые изображены на картинке, называть действия, совершаемые любым животным («кошка уснула»), но, как правило, развернутые фразы еще не строит. Говоря о грамматическом отношении, речь ребенка далеко не совершенна и не правильна, хотя в этом возрасте он правильно строит слова в предложениях, связывая их в роде и числе, но часто допускает ошибки в падежных окончаниях. Ребенок уже может составлять сложные предложения, сложносочиненные, а к концу года и сложноподчиненные, хотя последние используют в своей речи очень редко.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о явлениях и предметах окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними и делать умозаключения о них. В этот период своей жизни дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и со всеми окружающими их людьми. Чаще всего инициатива общения исходит от самого ребенка. Желание глубже познать окружающий мир и потребность в расширении своего кругозора вынуждают ребенка все чаще обращаться к взрослым с вопросами разного

В старшем дошкольном возрасте отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. На данном этапе дети без затруднений выделяют и называют существенные качества и признаки предметов, точно отражать и устанавливать простейшие связи в речи. Речь его становится точнее, богаче и разнообразней по содержанию. Устойчивость внимания к речи окружающих возрастает, а это означает, что ребенок способен до конца выслушивать рассказы и ответы взрослых. Семейное и общественное воспитание оказывает больше влияния на протяжении каждого возрастного этапа [4].

Повышение качества связной речи невозможно без овладения правильной грамматики. На преемственном этапе ребенок овладевает и достаточно свободно пользуется грамматическим строем. Однако грамматические ошибки в речи детей встречаются довольно-таки часто. Грамматическая правильность речи детей во многом зависит от того, как часто педагоги и родители обращают внимание на их ошибки, исправляют и дают верный образец. В старшем дошкольном возрасте у ребенка улучшается связная, монологическая речь. Он может передать основное содержание небольшой сказки, мультфильма, рассказа, а

так же описать события, свидетелем которых он был, без помощи взрослого. На шестом году жизни ребенок уже способен самостоятельно объяснить и раскрыть содержание иллюстрации, если на ней изображены предметы и явления, которые ему известны. Не мало важно то, что к способностям детей относится правильное произношение всех звуков родного языка, ведь мышцы их артикуляционного аппарата уже достаточно окрепли[5].

Выводы. Обобщая выше сказанное, можно сделать такой вывод, что речь возникла в коллективе как средство координации трудовой деятельности и является одним из видов коммуникативного процесса человека. Дошкольный возраст относится к активному периоду усвоения и развития ребенком разговорного языка. Речь детей третьего года жизни включает почти все части речи, кроме числительных, причастий и деепричастий. Четвертый год жизни можно отметить новыми достижениями, потому что ребенок пытается высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, так же, устанавливать зависимость между ними и делать умозаключения. На протяжении всего дошкольного возраста речь детей развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам заканчивается ее естественное становление. Все это означает, что ребенок правильно произносит звуки родного языка, имеет значительный запас слов, владел основами грамматического строя речи и имеет представление о начальных формах связной речи( диалогом и монологом). Все раннее сказанное позволяет детям свободно и легко общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Аннотация. Статья посвящена изучению понятия речь, специфике формирования речи детей на каждом возрастном этапе. В работе проанализировано понятие «речь». В исследовании обоснован основной теоретический аспект развития речи детей дошкольного возраста, а так же особенности развития речи на каждом возрастном этапе.

Ключевые слова: речь, дошкольный возраст.

Annotation. Article is devoted to studying of a concept the speech, specifics of formation of the speech of children at each age stage. In work the concept "speech" is analyzed. In a research the main theoretical aspect of development of the speech of children of preschool age, and also features of development of the speech at each age stage is reasonable.

Keywords: speech, preschool age.

Литература:

1. Гумбольд В.Ф. Избранные труды по языкопознанию / В.Ф.Гумбольд. - М: Прогресс, 2000 - 400 с.

2. Электронный ресурс: https://www.kazedu.kz/referat/127675/!

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Лабиринт, 2017.

4. Безрукова, O.A. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / O.A. Безрукова, О.Н. Каленкова. -М.: Сфера, 2009.

5. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А.И. Максаков - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

УДК 371:792.03

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ

СОВРЕМЕННОСТИ

кандидат педагогических наук, доцент Яковлюк СветланаМихайловна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Орехово-Зуево);

кандидат филологических наук Лысоиваненко Елена Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Орехово-Зуево)

Постановка проблемы. В настоящее время в условиях сложных социальных и экономических перемен в педагогической науке появилась необходимость поиска путей для более полной реализации профессионального потенциала каждой личности. За этот период в теорию и практику образования внесено много существенных изменений: новая парадигма образования - «образование через всю жизнь», реализация Федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на международные тенденции в соответствии с Болонским процессом; переход от академического лекционного способа подачи информации к ведению диалоговой формы изложения материала, увеличение самостоятельной и творческо-исследовательской работы студентов в ходе обучения. Сегодня приоритетом образования становится обучение, нацеленное на самосовершенствование и самореализацию личности, гарантирующее высокое качество и результативность. На смену модели «образование-преподавание» пришла модель «образование-взаимодействие», когда личность обучающегося становится центром внимания, взаимодействуя с педагогом. Поэтому вопрос о подготовке учителя XXI века является не только актуальным, но и своевременным.

Изложение основного материала исследования. В соответствии с государственными документами (Федеральный государственный образовательный стандарт, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Национальная доктрина образования в РФ» и др.) в настоящее время определились основные требования к профессиональной подготовке учителя [1, 8]. Они нашли свое отражение в социальном заказе, механизме реализации социальной необходимости, который отражает и регулирует образовательную деятельность на решение первоочередных приоритетных проблем в государстве.

Современный социальный заказ является совокупностью ориентиров, нацеленных на формирование:

- целостной и научно обоснованной картины мира;

- самосознания и самосозидания каждого гражданина государства;

- общечеловеческих ценностей и адекватного им поведения личности;

- креативности как черты личности;

- потребности в самореализации.

Кроме того, в проекте Концепции модернизации педагогического образования сформулированы основные требования к учителю современной школы, среди них:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.