Научная статья на тему 'Теоретический аспект изучения процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации на современном этапе развития'

Теоретический аспект изучения процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
918
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЛЕГАЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ЗАКОННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ТЕОРИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПОЛИТИКА / THE GOVERNMENT / LEGITIMACY / LEGALITY / THE STATE / THE RIGHT / A SOCIETY / THE THEORY / THE RUSSIAN FEDERATION / A POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Склифус Станислав Витальевич

Рассматриваемая автором проблема ставит своей целью изучение феномена легитимности государственной власти, а также рассмотрение процесса легитимности государственной власти в Российской Федерации. В настоящей статье делается попытка рассмотреть основные моменты легитимации государственной власти на современном этапе развития Российского государства и общества, а также выявить необходимые условия, влияющие на данный процесс. В завершении статьи автор приходит к выводу, что в процессе формирования гражданского общества и правового государства в Российской федерации вопрос легитимности государственной власти стоит особо остро и актуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspect of studying in public legitimacy in the Russian Federation at present time

The problem considered by the author sets as the purpose phenomenon studying legitimacy the government, and also process consideration the legitimacy government in the Russian Federation. In present article attempt to consider the basic moments legitimacy the government at the present stage of development of the Russian state and a society becomes, and also to reveal the necessary conditions influencing given process. In end of article the author comes to conclusion, that in the course of formation of a civil society and a lawful state in the Russian federation the question legitimacy costs to the government especially sharply and actually.

Текст научной работы на тему «Теоретический аспект изучения процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации на современном этапе развития»

С. В. Склифус*

Теоретический аспект изучения процесса легитимации государственной власти в российской федерации на современном этапе развития

Обращение к проблеме исследования легитимности государственной власти обусловлено повышающимся интересом общественности к изучению вопросов касающихся взаимоотношения государственной власти и общества.

Целью настоящей статьи является изучение теоретического аспекта процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации в современный период развития нашей страны, и выявить основные условия, влияющие на данный процесс.

В России особую актуальность изучение феномена легитимности государственной власти приобретает после распада СССР в постсоветский период. Отечественные исследователи стали уделять все большее внимание проблеме политической легитимности.

Проблема легитимности государственной власти является одной из основополагающих направлений в системе любой организации. Чем выше уровень определенного социального института, тем более значим данный вид проблемы. Если проследить историю практически любой страны, то можно обнаружить, что любая новая власть старается в самую первую очередь узаконить свой приход и укрепить свое положение. При этом с точки зрения некоторых авторов «понятия легитимности и власти сущностно совпадают».1 Легитимность государственной власти должна соответствовать, прежде всего, тем ценностям, на которые опирается политический режим и которые разделяются народом. Государственная власть легитимна тогда, когда она уважаема своим народом, когда отсутствует чиновничий произвол, соблюдается законность, а население чувствует свою безопасность.

Легитимация государственной власти, имеет огромное и очень важное значение для любого государства, для установления стабильности, как в политической жизни страны, так

* Ассистент кафедры теории государства и права Ростовского государственного университета путей сообщения.

Дибиров А.-Н. З. Теория политической легитимности: Курс лекций. М., 2007. С. 8.

и жизни общества, обеспечения правопорядка и безопасности государства, повышения уровня и качества жизни граждан, ведь понятие легитимации представляет собой «положительное отношение общественности к власти, ее субъектам, форме правления, политическому порядку принятым законам, иными словами власть добровольно признается народом»2 - в этом и есть основная цель легитимности государственной власти. «Образ легитимной власти создается в атмосфере веры и убежденности граждан в том, что субъекты власти принимают решения и отдают приказания, соответствующие должному уважению человеческого достоинства и в соответствии с демократическими представлениями о политической свободе и правах личности».3 При этом, «государственная власть должна быть легитимной как по происхождению (установлению), так и по способам и методам реализации своих функций и полномочий».4

Необходимо отметить, что термин легитимация не связан напрямую с законностью, хотя конечно законность один из ее необходимых компонентов. Поэтому следует различать понятия легитимность и легальность власти. Легитимность государственной власти является больше «социальной, политической категорией, основанной на эмоциях, оценке и внутренних установках общества».5 Легальность государственной власти представляет юридическую категорию, представляющую регламентированную законодательством деятельность публичной власти и ее законное установление.

Следует различать внутреннюю и внешнюю легитимность государственной власти. Внутренняя легитимность государственной власти это ее добровольное признание основной частью населения страны. Во многом уровень внутренней легитимации определяется через политический режим, действующий в государстве и адаптированность общества к нему. Внешняя легитимность это признание государственной власти со стороны других государств и международных организаций. Необходимо отметить, что во многом, внешняя легитимность государственной власти определяется при помощи внутренней легитимности.

«Основная направленность, связанная с внешним признанием государственной власти

6

проистекает из характера политического режима устанавливающегося в государстве».

Д. Ю. Шапсугов в качестве четырех элементов, обеспечивающих легитимность государственной власти, называет:

2Хомелева Р. А. Политология. СПб., 2003. С. 65.

3 Там же.

Иванников И. А. Государственная власть в России: Проблемы гуманизации. Ростов н/Д, 2006. С. 41.

5 Пугачев В. П. Политология. М., 2003. С. 112.

6 Дибиров А.-Н. З. Теория политической легитимности. С. 246.

- установление и осуществление власти народом через референдумы, путем выборов депутатов и т.д.;

- систему согласованных и распределяемых в обществе и в государстве властей;

- правовые способы регулирования социальных конфликтов;

- постоянное проведение социологических исследований, опросов общественного мнения, результаты которых обязательно учитываются в процессе осуществления власти.7

Обращение к проблеме легитимации политической власти сегодня представляется весьма своевременным и актуальным, поскольку Российская Федерация идет по пути сложнейшего становления демократических институтов и построения правового государства.

На современном этапе в Российской Федерации важным фактором является процесс взаимоотношения власти и общества. Очень важно, чтобы государственная власть и общество не были отчуждены и оторваны друг от друга. Хотя конечно, необходимо отметить, что легитимность государственной власти не может носить всеобщий характер, поскольку в обществе всегда существуют социальные группы, которые могут негативно относиться к политике, которую проводит власть. Если у большинства населения не сформировалось чувство принадлежности к своей стране, не развито политическое сознание, то имеет место «политическая индифферентность, абсентеизм, отчуждение населения от власти, раскол между обществом и властью, а, следовательно, кризис».8 Поэтому, необходимо отметить, что для достижения высокого уровня легитимности власти, необходимо прежде всего чтобы общество и государственная власть в России не находились отдельно друг от друга, а стали целостным единым механизмом, поскольку общество - это единый социальный организм, состоящий из множества социальных субъектов: индивидуальных (личность) и коллективных (социальные группы, социальные институты), государство же, важнейший социальный субъект, регулирующий общественные отношения, являющийся неотделимым от общества.

Легитимность государственной власти тесным образом связана с эффективностью, и гуманностью политической власти. «Эффективность государственной власти - соотношение между фактическим социальным результатом и целями властвования, отражающими объективные потребности прогрессивного развития общества при минимальных затратах времени, средств, сил и минимальными негативными последствиями»9. «Гуманная

7 Шапсугов Д. Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М., 2003. С. 110 - 111.

8 Пугачев В. П. Политология. С. 576.

9 Иванников И. А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. С. 39.

государственная власть - это та власть, которая существует для народа, действует в его интересах, преследует цель народного блага, основывается на мировоззрении, любви к людям, уважении к человеческому достоинству».10

От государства требуется, прежде всего, эффективная и гуманная политика по отношению к населению, а от населения повышение уровня политической и правовой культуры и уважительное отношение к власти и тем действиям, которые она предпринимает. «Иными словами, легитимность политической власти в Российской Федерации зависит от стратегической цели общественного развития, доверия масс к проводимому политическому курсу, его одобрения и поддержки».11

Именно поэтому, необходимо отметить, что важную роль при взаимоотношении власти и общества выполняет такая социально-правовая категория как доверие. Категория доверия власти представляет собой сплав нравственных и правовых моментов, которые характеризуют результат справедливой организации власти. Доверие объекта политики субъекту является признанием возможности субъекта удовлетворять потребности объекта в политической деятельности. Доверие формируется на основе знаний о деятельности субъекта политики, проверенных прошлой практикой. При этом важную определяющую роль играет степень совпадения интересов объекта и субъекта политики, заложенная в предлагаемых субъектом планах и программах. Характер доверия к власти зависит от политической культуры объекта власти. При высоком уровне культуры объекта политической деятельности, доверие субъекта базируется на основе убежденности и правильности его политики. Естественно, «уровень доверия граждан к власти зависит от уровня их социальной защищенности, тогда охотнее принимаются и поддерживаются политические и экономические преобразования, способствующие масштабным и прогрессивным изменениям в обществе».12 В данном контексте прошедшие 2 декабря 2007года выборы в Государственную Думу, подтвердили актуальность категории доверия как необходимую составляющую легитимности государственной власти, «характеризуясь

13

самой высокой явкой населения за последние восемь лет». По мнению президента Российской Федерации В. В. Путина, «высокая явка на выборах, говорит о том, что «граждане не допустят развития страны по «деструктивному сценарию». Президент отметил возросший уровень легитимности российского парламента: «Очень важно, что

легитимность российского парламента, безусловно, возросла. Если прежний состав

10 Там же. С. 3.

11 Пугачев В. П. Политология. С. 582.

12 Наумов С. Ю. Власть и социальное здоровье российского общества // Власть. 2005. № 9.

Государственной Думы опирался на 70 процентов избирателей, то нынешний - на 90 процентов, потому что только 10 процентов отдали голоса партиям, которые не вошли в парламент. Это высокая степень легитимности нашей Думы».14 По мнению российского президента «выборы убедительным образом показывают, что внутриполитическая ситуация стабильная, и главным гарантом этой стабильности является российский народ».15

Важным условием во взаимоотношении государственной власти и общества является уровень политической ответственности и правовой культуры у людей стоящих у власти и ее осуществляющих и населения. «Политическая ответственность - это осознание ответственной зависимости политического лидера, субъекта властных отношений от государства, гражданского общества, политической организации, населения в деятельности по осуществлению коллективно выработанного курса, выполнению предвыборной программы перед электоратом, неуклонное следование в своей деятельности конституционным положениям и политико-правовым нормам».16 Если говорить о правовой культуре, то «правовая культура - это определенный уровень правовой образованности и правовой воспитанности общества. Ее главные показатели - уровень развитости правового пространства, совершенство правовых актов и законодательства в целом; качество законодательной и правоприменительной практики в государстве; уровень осознания прав, обязанностей и взаимной ответственности государства и гражданина».17 «Естественно, уровень правовой культуры правящего слоя зависит от различных социально-правовых и организационно-управленческих факторов. Это осознанное исполнение государственными деятелями и политической элиты юридических установлений, ориентированность не столько на свои собственные оценки и интересы, а на правовые и нравственные нормы во всех жизненных, а тем более государственно-значимых ситуациях».18

Немаловажным фактором является и правовое воспитание граждан. «Правовое воспитание - это основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан по передаче юридического опыта, формирование и повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, формирование у граждан

13 Лашкина Е. Разговор на «Лавочкине» // Российская газета. 2007. 4 декабря.

14 Там же.

15 Там же.

16 Агапонов А. К. Проблемы ответственности в политико-административном управлении // Государство и право. 2000. № 3. С. 20.

17 Охотский Е. В. Высокая правовая культура - основа эффективной административноуправленческой элиты // Властные элиты современной России. Ростов н/Д., 2004. С. 329.

18 Там же. С. 329.

позитивного отношения к праву, правосудию, законности. Но правовое воспитание должно начинаться с нравственного воспитания».19 «Правовое воспитание должно являться составляющей частью идеологической функции государства. Образовательные учреждения обязаны постоянно заниматься вопросами повышения уровня правосознания и правовой культуры молодого поколения, формировать у них позитивное отношение к праву, правосудию, законности».20 Отсутствие достаточного уровня политической ответственности и правовой культуры может вести к коррумпированности во властных структурах. Коррупция порождает негативное отношение к государству и государственной власти со стороны общества, подрывает авторитет и создает угрозу демократическим ценностям, стимулирует рост преступности.

Необходимо отметить, что от вышеперечисленных факторов и условий напрямую зависит процесс легитимности государственной власти, в Российской Федерации влияя на политическую, государственную и общественную стабильность.

Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод о том, что вопрос изучения проблемы легитимности государственной власти в Российской Федерации очень актуален на сегодняшний день и несет в себе сверхважное значение, осуществляя взаимосвязь и постоянный диалог между народом, государством, государственной властью. Только легитимная власть может являться действительной властью. Вполне естественно, что процессы, связанные с формирующимся гражданским обществом и правовым государством в Российской Федерации на современном этапе приобретают все более серьезный интерес у ученых, политиков, рядовых граждан, которым небезразлична судьба собственного государства. Проблема легитимации государственной власти в России, требует дальнейшего детального изучения, разработки и анализа.

19 Иванников И. А. Эффективность государственной власти в России: проблемы теории и практики. Ростов н/Д., 2004. С. 41.

20 Он же. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.