Научная статья на тему 'Авторитет институтов государственной власти в контексте их политико-правовой ответственности'

Авторитет институтов государственной власти в контексте их политико-правовой ответственности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / ЛЕГИТИМНОСТЬ / КОНСТИТУЦИЯ / НАРОД / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПРАВО / ПРЕЗИДЕНТ / POWER / STATE / LAW / LEGITIMACY / CONSTITUTION / THE PEOPLE / LIABILITY / GOVERNMENT / RIGHT / PRESIDENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яценко Ольга Васильевна

В статье анализируются процессы укрепления авторитета и легитимности государственных институтов в период модернизации национальной политической жизни. Освещается проблема формирования правового механизма ответственности государственной власти. Автор отмечает, что падение авторитета власти это источник утраты легитимности ее институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State power institutions authority in the context of their political-legal liability

One of the major features of the political power is its legitimacy. It represents a kind of support, verification of the legality of power exercise and the administration performance by the state as a whole or its certain structures and institutions. The author analyses the reinforcement processes of state institutions authority and legitimacy in the period of national political life modernization and thereto related problem of the legal mechanism of the state power liability formation. It is also noted, that the State authority recession is the source of its institutions legitimacy loss.

Текст научной работы на тему «Авторитет институтов государственной власти в контексте их политико-правовой ответственности»

Яценко О.В.

Авторитет институтов государственной власти в контексте их политико-правовой ответственности

Правовое закрепление сложившихся и функционирующих в стране институтов государственной власти, формирование механизма государственно-правовой ответственности в условиях переходного государства, как и проблемы национального политико-правового бытия - геополитический и земельный вопросы, конституционное строительство и др., - следует отнести к числу «вечных». Эти вопросы всегда были и, видимо, останутся дискуссионными, вызывающими острые споры представителей различных научных школ, политических и юридических ориентаций, сторонников тех или иных версий, стратегий и идеалов дальнейшего развития отечественной государственности. Тем не менее ясно одно - без их решения невозможно преодоление сложившегося в ходе либеральных реформ постсоветского периода и опасного для существования российской государственности отчуждения государства (государственного аппарата в широком смысле понимания) и общества, институтов гражданского общества и публичной власти.

Отметим, что падение авторитета власти - это источник утраты легитимности ее институтов. Легитимность предполагает принятие и поддержку гражданами власти как отвечающую их представлениям о правоте и справедливости. Однако «в отличие от легализации легитимация государственной власти опирается прежде всего не на внешние, в том числе юридические, признаки... а на внутренние побудительные мотивы, внутренние стимулы. Легитимация связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей. Нельзя навязывать легитимацию людям извне (хотя можно осуществить легализацию). Она создается преданностью людей данному общественному порядку (иногда - правящей личности), который по представлениям населения той или иной страны, в условиях конкретной исторической эпохи выражает непреложные ценности бытия (например, порядки родового строя в прошлом или общечеловеческие ценности в современном демократическом правовом государстве). В основе этого лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержания данного порядка, убеждение в том, что он выражает их интересы» [1, с. 83].

Авторитетное полномочие власти можно охарактеризовать и как влияние, основанное на легитимности публичных институтов: один субъект политики располагает авторитетным полномочием власти в отношении другого субъекта, поскольку тот рассматривает притязания первого в отношении себя как легитимные и правомерные. Авторитетно-властное отношение является субъективным, психологическим и моральным по своему характеру в отличие от форм влияния, основанных на применении материальных ресурсов или физическом принуждении. Кроме того, авторитетно-властное полномочие в своем действии основывается на доброй воле. Полномочие власти в любой стране означает, что население готово следовать нормативным установлениям и выполнять указания должностных лиц. Источниками авторитета власти являются традиции, законы, а также харизматические, профессиональные и моральные качества политических лидеров, известных политиков, а в переходный период, сопряженный с системным кризисом, особенно их ответственное (в широком смысле) поведение, которое в конечном итоге и обеспечивает легитимность публичной власти.

Первоначально власть была слита воедино с авторитетом властвующего - монарха, власть которому была «дарована Богом», и в этом она черпала свою легитимность и легальность. Слово монарха воспринималось как окончательный и безусловный приговор, как последняя и высшая инстанция принятия решений. Усложнение организационной и институциональной структуры общества привело к распылению власти. Появились такие средства-санкции (позитивные и негативные, т.е. поощрения и наказания) воздействия на

подчиненного, как ресурсы, области влияния и т.д. Властное воздействие в результате стало перерастать, по существу, во влияние.

В свою очередь через формирование представительных, а позже парламентских институтов возник механизм взаимной ответственности власти и подвластных, т.е. власть стала субъектом государственно-правовой ответственности. В этом плане становится понятной мысль Б.С. Эбзеева относительно того, что «государственный суверенитет вторичен по отношению к суверенитету народа, поскольку пределы государственной власти, ее “свободного” усмотрения определяются народом и не могут быть нарушены государством без риска утраты своей легитимности. Юридической формой определения легитимности государства могут быть только референдум и свободные выборы» [2, с. 25]. Более того, идея учредительной власти, возникшая в трудах Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо, понималась ими и их последователями прежде всего как институциональная политикоправовая форма, позволяющая оградить права личности от государственной власти.

Следует иметь в виду и то обстоятельство, что демократический принцип устройства общества имеет в качестве идеала «прямую демократию», т.е., выражаясь в терминах влияния, - прямое взаимовлияние, прямое взаимодействие граждан и официальных институтов. Реализация принципа прямой демократии при верховенстве права могла бы привести к «размыванию» автократического типа властвования и переходу к модели «коллективного принятия решений и управления государством».

Однако на практике такой принцип оказался неосуществимым и вряд ли станет когда-либо реальностью, несмотря на все мечты о компьютерном рае, который, по некоторым представлениям, мог бы позволить осуществить прямую демократию, т.е. предоставить каждому гражданину возможность передать свой голос в «электронный мозг». Если принять во внимание количество постановлений, которые ежедневно принимаются в политической практике, то каждому гражданину пришлось бы выражать свое мнение путем голосования почти ежедневно. Такой избыток политического участия, вероятно, привел бы к «пресыщенности» политикой и породил бы политическую апатию.

В реальности единственная форма ныне действующей демократии -представительная демократия, институты которой сохраняют принцип конкуренции в формировании властных структур, следовательно, она является основой развития процессов влияния, а не жесткой власти авторитарно-диктаторского типа. И все же отсутствие «прямой демократии», замещаемой конкуренцией за власть между отдельными группами в обществе, кроме «видимого» влияния, порождает и существование невидимой власти в форме все тех же мафиозных (лоббистских) групп экономического и политического толка. Именно наличие таких групп, реализующих принцип «властвуй тайно», который, впрочем, характерен не только для абсолютистских государств, и вносит оттенок отрицательной оценки в понимание влияния в современных демократических обществах.

Как справедливо отмечают некоторые современные правоведы и политологи, если в условиях общества со слабыми традициями самоорганизации, но в то же время сильными традициями государственного патронажа возникает вакуум легитимной власти, то его заполняет власть криминальная и полукриминальная [3, с. 31]. Следует учитывать, что не укоренятся пока на русской почве уважение к закону и общественным социальным нормам, признание их необходимым регулятором индивидуальной и коллективной активности граждан, а, с одной стороны, восстановление законности и порядка в обществе - один из главных приоритетов россиян, уставших от хаоса в обществе, от произвола властей и беззащитности перед криминальными группировками. С другой - исправления положения люди ожидают исключительно от той же власти и снимают с себя ответственность за соблюдение закона.

В.Н. Кудрявцев выделяет еще один фактор, вне всяких сомнений, влияющий на ослабление авторитета государственной власти, признание ее институтов в новой России. По его мнению, «одной из причин. можно полагать, является состояние общей и

политической культуры населения, в частности, такой ее элемент, как готовность к новому, к решительным и бескомпромиссным изменениям. Есть ли у нас такая готовность?» [4, с. 136-137]. Известный в стране ученый считает, что «скорее она только лишь создается. Многое мы делаем непродуманно и неполно». И с ним, конечно, трудно не согласиться. Более того, очевидно, что и сама «реформаторская» власть уже изрядно запуталась в продекларированном в начале 90-х гг. курсе.

Вообще опыт применения Основного закона страны 1993 г. вызвал немало разных суждений и ученых, и практиков (политиков, юристов, экономистов и др.), довольно быстро показал, что зафиксированная в нем система властных институтов имеет достаточно серьезные недостатки. Некоторые авторы считают, что «главные из них сводятся к тому, что крайне гипертрофированны полномочия главы государства, напротив, принижена роль Парламента и при этом не обеспечена надлежащая ответственность ни одного из органов государственной власти» [5, с. 394]. Другие вполне логично замечают, что «чем бы ни руководствовались составители Конституции, в институте президентства с очень широкими полномочиями, не всегда вяжущимися с классическими представлениями о демократии, они отразили реальную национальную потребность в сильной власти. Другое дело, что полномочия президента, его отношения с тремя ветвями власти, механизм и аппарат осуществления президентских полномочий далеко не всегда определены».

Переходная российская система начала 90-х гг., меняемая на каждом Съезде народных депутатов советская Конституция, безусловно, способствовали развитию острого политико-правового и социально-экономического кризиса и обусловили принятие новой Конституции страны, в которой и получила закрепление власть Президента страны, что властными элитами 90-х рассматривалось в качестве безотлагательной меры по стабилизации ситуации. Президент стал центральной фигурой новой политической системы. Его полномочия, конечно, не укладываются в рамки традиционной концепции разделения властей, более того, нетрудно заметить и явные «нестыковки» ст. 10 и ст. 11 Конституции РФ. Институт Президента РФ нельзя отнести к исполнительной власти по образцу классических президентских республик, ибо ст. 110 Конституции РФ гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» [6, с. 13]. Поэтому ст. 10 Основного закона закрепляет три ветви государственной власти, а ч. 1. ст. 11 Конституции выделяет еще и власть Президента РФ.

Усиление президентской «вертикали» власти должно было изменить ситуацию в сфере механизма государственно-правовой ответственности федеральных и региональных властных структур перед народом и институтами гражданского общества. Парадоксально, но невиданное с точки зрения западного демократического опыта расширение объема властных полномочий главы государства, являющееся, по сути, мерой авторитарного характера, должно было способствовать изменению институциональных форм государственно-правовой ответственности в пользу эффективности ее осуществления, т.е. стремилось к формированию ответственной власти - важнейшему элементу демократического режима. Итак, к демократии через авторитаризм.

Такую институционально-правовую и политическую конструкцию можно называть «суперпрезидентской республикой» и подвергать критике отход от демократического курса, но следует вспомнить, что еще в период «перестроики» известный политолог А. Мигранян и другие исследователи, опираясь на исторический опыт, считали, что путь от тоталитаризма к демократии в России и в ряде других стран лежит через авторитарный режим. Впрочем, еще П.И. Пестель считал, что народ, лишенный личной свободы, не готов к свободе политической. Да и практика последних лет в определенной мере подорвала доверие к институтам демократии, которую в наших условиях иначе как формальной (фактически фиктивной) не назовешь.

Существенные недостатки есть и в построении политико-правовых институтов Федерации, и в системе федеративных отношений. Сейчас уже очевидно, что ряд сторон

сложившейся у нас государственности нуждается в совершенствовании, это требует внесения необходимых изменений в Основной закон страны.

Очень важно поднять авторитет и укрепить государственно-правовую ответственность Государственной Думы и Правительства в области финансов. Необходимо упорядочить бюджетное дело и последовательно провести в жизнь уже упоминавшийся традиционный принцип полноты бюджета. Нужно до предела ужесточить режим расходов на управление. Ни один орган государственной власти, включая Президента, Федеральное Собрание и Правительство, не должен иметь никаких внебюджетных фондов финансовых средств, используемых на его собственные нужды по его усмотрению, сверх бюджетных ассигнований. Все его доходы и расходы должны быть строго регламентированы бюджетом и подлежать контролю со стороны Счетной палаты.

Не менее важно обеспечить строжайшее соблюдение конституционного положения, согласно которому именно Правительство «осуществляет управление федеральной собственностью» (п. «г» ст. 114 Конституции). В соответствии с этим только Правительство должно решать, причем коллегиально, все вопросы, связанные с определением правового режима тех или иных объектов федеральной собственности, назначением должностных лиц для управления ими, регулированием оплаты их труда и т.д.

Литература

1. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.

2. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.,

1997.

3. Кива А.В. Криминальная революция: вымысел или реальность? // Общественные науки и современность. 1999. № 3.

4. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.

5. Пискотин М.И. Россия в ХХ веке: неоконченная трагедия. М., 2004.

6. Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право. 2004. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.