УДК 159
Ломова С.Н.
магистрант факультета политических и социальных наук, Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в статье приводится теоретический анализ научных исследований, с целью выявления взаимосвязи психологического благополучия лиц юношеского возраста и особенностей их привязанности к родителям. Работа направлена на дополнение и систематизацию представлений о привязанности в юношеском возрасте и установление взаимосвязи особенностей привязанности и психологического благополучия в юношеском возрасте.
Ключевые слова: привязанность, юношеский возраст, психологическое благополучие.
Привязанность уже более полувека является ключевым понятием психологии развития. Теория привязанности рассматривается в работах Дж. Боулби, М. Эйнсворт, К. Бартоломью, Л. Горовиц, К. Бреннан и других ученых. Также актуальны исследования психологического благополучия в юношеском возрасте, выявление взаимосвязи психологического благополучия в целом либо его составляющих с особенностями семейных взаимоотношений (Н.О. Леоненко, Ю.А. Лобанова, О.А. Карабанова, Д.Н. Чернов, С.М. Подолян).
Но при этом малоизученной остается взаимосвязь типа привязанности к родителям и сверстникам и психологического благополучия в юношеском возрасте, что определяет актуальность исследования. На этом этапе перед личностью многократно встают проблемы выбора, преодоления кризиса и неопределенности. Высокий уровень психологического благополучия
позволяют успешнее справляться с возрастными задачами юношам и девушкам. Результаты исследования взаимосвязи особенностей привязанности и психологического благополучия в юношеском возрасте позволят повысить эффективность консультационной работы с данной группой, психолого-педагогического сопровождения обучения в колледжах, вузах, корпоративных учебных центрах.
Целью данной работы было провести теоретический анализ литературных источников для выявления особенностей привязанности в юношеском возрасте и взаимосвязи особенностей привязанности и уровня психологического благополучия в этом возрасте.
В соответствии с целью исследования, выдвигаются следующие задачи:
• Проанализировать исследования, посвященные особенностям привязанности в юношеском возрасте,
• Выявить взаимосвязь особенностей привязанности и психологического благополучия в юношеском возрасте.
Согласно теории привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт), между матерью и новорожденным устанавливается особая связь, гарантирующая ребенку материнскую заботу и безопасность. При этом опыт привязанности формирует так называемые рабочие модели отношений - своеобразный фильтр, через который воспринимается и понимается окружающий мир и происходит самосознание [1]. С возрастом рабочие модели усложняются и направляют поведение в социальном мире [10, 11]. Они включают восприятие себя как достойного или недостойного любви, других людей - как надежных или ненадежных, интерпретацию привычного характера взаимодействия, актуальных событий и прошлого. То есть, охватывают большую часть аспектов, которые согласно К. Рифф являются компонентами психологического благополучия. Согласно К. Рифф, психологические благополучие - это позитивное функционирование человека, проявляющееся в когнитивном оценивании смысла жизни, достижении жизненных целей и включающее целенаправленное участие человека в социальном взаимодействии, реализацию
собственных талантов и способностей, а также стремление к самопознанию [13]. Это интегральный показатель, включающий шесть основных компонентов: самопринятие, автономность, личностный рост, компетентность, наличие жизненных целей, позитивные отношения с окружающими. Таким образом, можно установить влияние особенностей привязанности на психологическое благополучие личности.
Исходя из качества рабочих моделей выделяют четыре основных типа привязанности [9, 12]: надежный, тревожно-амбивалентный, избегающий и дезорганизованный. Надежный тип привязанности формируется при благоприятных детско-родительских отношениях, если ребенок ощущает себя достойным любви, значимым. Впоследствии человек с надежным типом привязанности активно познает мир, добивается поставленных целей, верит в собственные силы и поддержку окружающих, он в оптимальной степени автономен и самостоятелен, что не исключает интимных межличностных отношений - например, с друзьями, романтическими партнерами. В результате можно говорить о психологическом благополучии личности, согласно концепции К. Рифф.
При ненадежных типах привязанности, ребенок не уверен, что может получить защиту и утешение от родителя, положится на него. Если мать недоступна, холодна, негативно реагирует на потребности ребенка, это приводит к формированию избегающего типа привязанности. Такой человек впоследствии испытывает дискомфорт в близких отношениях, ощущает себя уязвимым и зависимым, поэтому устанавливает дистанцию с окружающими, становится эмоционально закрытым.
Тревожно-амбивалентный тип привязанности формируется в том случае, если родитель непоследователен. Люди с таким типом привязанности чувствительны к эмоциональным реакциям окружающих, зависят от их одобрения и потому обидчивы и имеют сниженную самооценку, они навязчивы в отношениях с партнером из-за боязни его потерять.
Дезорганизованный тип привязанности формируется в том случае, если ребенок не оценивает отношения привязанности как эффективное средство заботы и защиты. Повзрослев, такой человек чувствует, что может полагаться только на себя, даже если состоит в отношениях, ведет себя противоречиво - за очень сильной привязанностью следует избегающее, замирающее или ошеломляющее поведение.
Исходя из того, что ненадежные типы привязанности негативно влияют на самопринятие личности, её отношения с ближайшим окружением и восприятие актуальных и прошедших событий, можно говорить об их негативном влиянии на психологическое благополучие личности.
Возможность изменения типа привязанности с возрастом является предметом споров среди исследователей теории привязанности. Сторонники первого подхода считают, что рабочие модели, сформированные на первом году жизни, остаются неизменными на протяжении всей жизни и влияют на последующие отношения [2]. Второй подход предполагает, что с возрастом по мере интеллектуального развития, а также накопления опыта, новых паттернов обработки информации и самозащитных стратегий индивид способен сознательно переоценивать и перестраивать свои внутренние рабочие модели, что было подтверждено в ходе исследований [5, 14]. По данным К. Фрейли, ранние репрезентации, рабочие модели, в целом больше подвержены изменениям, если рабочая модель также нестабильна, подвержена изменениям в новых для человека ситуациях [14].
Среди причин, вызывающих изменение типа привязанности, указываются стрессы, вызванные смертью, разводом родителей или угрожавшим жизни заболеванием самого субъекта и его родителей. Коррекция типа привязанности возможна в ходе психотерапии или благодаря позитивному опыту в межличностных отношениях [2].
Для каждого типа привязанности характерны свои возрастные особенности [5], согласно динамической модели привязанности П. Криттенден [4]. Так в юношеском возрасте надежный тип привязанности почти теряет
видимые проявления, но косвенно находит свое отражение в успешном решении возрастных задач, в том числе установлении глубоких дружеских отношений со сверстниками, а также в сепарации от родителей при сохранении теплых и доверительных отношений с ними.
По мнению П. Криттенден, юность, как наиболее сенситивный для личностно-профессионального развития этап, является периодом драматических изменений в отношениях привязанности в силу особенностей возрастного периода. На этот этап приходится освоение новой ведущей деятельности, учебно-профессиональной, адаптация к новой социальной ситуации развития -первой работе или обучению в колледже или вузе, завершение сепарации от родителей, поиск единомышленников и романтических партнеров в новом кругу сверстников, формируется абстрактное мышление, репродуктивное поведение, сексуальное желание, обеспечивающее новые средства выражения любви и переживания близости и создающее новые побудительные причины для поддержания отношений в периоды стресса.
Необходимость включаться в новые социальные отношения, приспосабливаться к новым социальным требованиям, сексуально созревание, совершенствование паттернов обработки информации влекут за собой либо преобразование существовавших до этого схем поведения, мировосприятия, либо создание новых рабочих моделей, а также к интеграции паттернов отношений с новыми психическими и физическими способностями, в результате чего возникают взрослые паттерны продолжения рода и самозащиты.
Также на этот период в норме приходится важный этап сепарации от родителей, благодаря чему бывшие школьники могут успешно адаптироваться к учебе, профессиональной деятельности, к личной жизни и созданию собственной семьи. В процессе сепарации происходит трансформация детско-родительских отношений - от несимметричной ситуации, когда родитель заботится о ребенке, к равноправным взаимоотношениям по типу «взрослый-взрослый» при сохранении взаимного доверия и уважения [8]. В результате чего при успешном сценарии увеличивается автономность личности, развивается
индивидуальность, повышается самостоятельность и ответственность, отношения с родителями становятся ближе к типу «взрослый-взрослый».
В случае надежной привязанности юноши и девушки находят новые фигуры привязанности без чувства вины перед родителями и страха потерять их любовь. Они достигают определенной независимости от родителей при сохранении теплых и доверительных отношений с ними. При надежной привязанности человек успешно перерабатывает негативную информация из-за неудач в процессе адаптации, наряду с позитивной за счет стабильной и высокой самооценки, позитивного самоотношения, взаимосвязи эмоций и когниций. Доверие и интерес к людям, автономность, способность просить о помощи без потери самоуважения позволяют индивиду успешно решать многие встающие перед ним проблемы.
В случае ненадежной привязанности новая жизненная ситуация (смена круга общения в связи с переходом в другое учебное заведение, началом карьеры), является стрессовой и, по Дж. Боулби, влечет за собой актуализацию старого, ранее усвоенного поведения привязанности. В связи с этим психофизиологическое и психосоциальное развитие приостанавливается, а изменения типа привязанности маловероятно. При этом может наблюдаться повышение зависимости от родителей, снижение психологического благополучия в связи с эмоционально нестабильным состоянием, повышением уровня тревожности, дезадаптацией.
Согласно ряду исследований [6], при ненадежных типах привязанности выше риски раннего родительства, склонности к суицидальному поведению, формирования зависимого типа личности, деструктивной привязанности, неадекватной самооценки, неуверенного поведения, алкогольной и наркотической зависимости, расстройств пищевого поведения, неспособности строить взаимно удовлетворяющие интимные отношения.
У молодых людей с избегающим типом привязанности столкновение с новой социальной ситуацией повышает тревогу, связанную с неспособностью устанавливать и сохранять близкие интимные отношения. В результате индивид
может избегать контактов, которые воспринимает как потенциально травмирующие, сбегая в мир иллюзорных фантазий, который обеспечивает защиту самооценку от снижения. В этой группе выше вероятность возникновения проблем с самооценкой (неадекватное завышение или занижение), а также эмоциональных расстройств. Для избегающего типа привязанности характерны также отстранённость, эмоциональная холодность, неспособность обращаться за помощью и принимать её. При этом существующие представления о себе и мире чаще всего сохраняются, а пропасть между когнициями и эмоциями увеличивается.
У людей с тревожно-амбивалентным типом привязанности в новой социальной ситуации актуализируется поведение по типу тревожно-амбивалентного тип, для которого характерны следующие проявления. Потребность в подтверждении собственной значимости со стороны значимых лиц, повышенная реактивность в случае изменений в поведении партнера, навязчивость, эмоциональная неустойчивость. Это повышает риск суицидального и самоповреждающего поведения, алкогольной и наркотической зависимости.
В юношеском возрасте с завершением этапа сепарации от родителей вчерашний подросток ищет новые объекты привязанности - вторичные (друга, романтического партнера), и при этом может сам стать фигурой привязанности, обеспечивающей сначала своим друзьям и романтическим партнерам, а в будущем и детям чувства безопасности и комфорта. Он принимает ответственность за заботу о близком человеке и становится фигурой привязанности для него. Исследование общих с партнером интересов сменяет исследовательскую деятельности (как в периоды младенчества и детства), когда ребенок обращался за поддержкой к фигуре привязанности. Таким образом первичные отношения привязанности с родителями переносятся на романтического партнера или супруга.
К концу юности на физическом уровне человек интегрирует силу и мягкость, сексуальное поведение и осторожность, достигает баланса
мотивировки чувств на эмоциональном уровне, интегрирует сексуальное желание с другими чувствами, включая понимание чувств другого, интеллектуальное понимание ситуаций. Благодаря ментальной интеграции формируется способность к рефлексии о причинах собственного поведения, а также поведения других, что позволяет выявлять когнитивные ошибки и манипуляции. Интеграция приобретенных паттернов на физическом, когнитивном и эмоциональном уровне обеспечивает эффективную саморегуляцию, хорошую социальную адаптированность и успешный переход от привязанности к родителям к привязанности к романтическому партнеру.
Эти факторы в целом способствуют психологическому благополучию личности. В то же время следует отметить, что на психологическое благополучие помимо особенностей привязанности могут влиять и другие аспекты.
В частности, негативно влиять на психологическое благополучие личности могут недостаточно сформированные учебные и социальные навыки, отсутствие установки на учебно-профессиональное развитие, недостаточно развитый навык эмоционально-волевой регуляции, внешний локус контроля, низкий уровень познавательной мотивации [3],
В юношеском возрасте высокий уровень психологического благополучия позволяет эффективно решать возрастные задачи и преодолевать кризисные явления [7]. При высоком уровне психологического благополучия юноши и девушки лучше адаптируются в стенах нового учебного заведения, достигают более выраженных успехов в учёбе и в работе, т.к. обладают высоким уровнем познавательной мотивации, в большей степени ощущают себя субъектами труда, в результате чего повышается эффективность процесса профессионального самоопределения и выбора карьеры, повышается способность к самостоятельной организации трудовой деятельности.
Выводы.
В ходе анализа научной литературы установлено, что опыт привязанности сохраняет свое влияние на протяжении всего онтогенеза и формирует рабочие модели - своеобразный фильтр, через который человек
воспринимает как себя, так и окружающий мир, что предопределяет взаимосвязь особенностей привязанности и психологического благополучия в соответствии с моделью К. Рифф. При благоприятном опыте привязанности формируется надежный тип привязанности, при неблагоприятном - один из трех ненадежных типов: избегающий, тревожный либо дезорганизованный. При надежном типе привязанности в юношеском возрасте выше уровень психологического благополучия, что позволяет человеку эффективно решать возрастные задачи и адаптироваться к новой социальной ситуации. При ненадежных типах привязанности, уровень психологического благополучия ниже, решение возрастных задач и адаптация к новой социальной ситуации вызывают затруднения, часто возникают сложности во взаимоотношениях с окружением. Существуют разные подходы к вопросу, может ли быть изменен в течении жизни тип привязанности. Сторонники первого из них отвечают на этот вопрос отрицательно, сторонники второго - положительно, они считают, что чаще тип привязанности изменяется при ненадежных типах привязанности, при этом повлиять на изменение могут стрессы, вызванные смертью, разводом родителей или угрожавшим жизни заболеванием самого субъекта и его родителей. Коррекция типа привязанности возможна в ходе психотерапии или благодаря позитивному опыту в межличностных отношениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Боулби Дж. Привязанность. // М.: Гардарики, 2003;
2. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. // М.: Когито-Центр, 2014;
3. Кравченко О.А. Факторы, влияющие на психологическое благополучие и здоровье учащихся средних учебных заведений // Психологическое благополучие современного человека: материалы международной заочной научно-практической конференции / отв. ред. С.А. Водяха. Екатеринбург, 2019. С. 622-626;
4. Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности. М.: Пресс, 2003;
5. Маркушонок О.В. Привязанность как базовый элемент любви ребенка к родителю // Вестник Курганского государственного университета. 2008. .№2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-kak-bazovyy-element-lyubvi-rebenka-k-roditelyu;
6. Подолян С.М., Чернов Д.Н. Совместное проживание с родителями и формирование совладающего поведения в юношеском возрасте // МНИЖ. 2021. №9-2 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestnoe-prozhivanie-s-roditelyami-i-formirovanie-sovladayuschego-povedeniya-v-yunosheskom-vozraste;
7. Савченко, И. А. Психологическое благополучие и профессиональное развитие / И. А. Савченко, А. С. Саяпина // Психологическое благополучие современного человека: Материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 20 марта 2019 года. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, Российское психологическое общество, 2019. - С. 87-90;
8. Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации [текст]: дис. насоиск. учен.степ. канд. психол. наук (19.00.05) / Сытько Т.И. - Москва, 2014;
9. Ainsworth M., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attach-ment: Assessed in the Strange Situation and at home. Hillsdale, NJ: Erl-baum, 1978. - 418 P;
10. Baldwin, Mark & Keelan, John & Fehr, Beverley & Enns, Vicki & Koh-Rangarajoo, Evelyn. (1996). Social-Cognitive Conceptualization of Attachment Working Models: Availability and Accessibility Effects. Journal of Personality and Social Psychology. 71. 94-109;
11. Dykas, Matthew & Ziv, Yair & Cassidy, Jude. (2008). Attachment and peer relations in adolescence. Attachment & human development. Jun,10(2):123-41;
12. Main, M., & Solomon, J. (1990). Procedures for identifying infants as disorganized/disoriented during the Ainsworth Strange Situation. In M. T. Greenberg,
D. Cicchetti, & E. M. Cummings (Eds.), Attachment in the preschool years: Theory, research, and intervention (pp. 121-160). The University of Chicago Press;
13. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited //Journal of personality and social psychology. 1995. Vol. 69, iss. 4. P. 719;
14. Thompson, R.A. (2000), The Legacy of Early Attachments. Child Development, 71: P. 145-152
Lomova S.N.
Russian State Social University (Moscow, Russia)
THEORETICAL ANALYSIS OF RELATIONSHIP BETWEEN PSYCHOLOGICAL WELL-BEING AND ATTACHMENT CHARACTERISTICS IN ADOLESCENCE
Abstract: the article provides a theoretical analysis of scientific research in order to identify the relationship between the psychological well-being of young people and the characteristics of their attachment to their parents. The work is aimed at complementing and systematizing ideas about attachment in adolescence and establishing the relationship between the characteristics of attachment and psychological well-being in adolescence.
Keywords: attachment, adolescence, psychological well-being.