Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТИП ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Т.А.

В статье рассматриваются этапы формирования эмоционального интеллекта и значимость его развития в дошкольном возрасте. Влияние типа детско - родительских отношений на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Т.А. Иванова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются этапы формирования эмоционального интеллекта и значимость его развития в дошкольном возрасте. Влияние типа детско - родительских отношений на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дети старшего дошкольного возраста, тип детско - родительских отношений.

Эмоциональный интеллект вызывает активный научный и практический интерес психологического сообщества на протяжении последних трех десятков лет. Эмоциональный интеллект в широком его понимании - это способность понимать свои эмоции, адекватно их выражать, контролировать, а также способность понимать эмоциональные состояния других людей, и в соответствии с этим оптимально выстраивать отношения с окружающим. В существующих на сегодня в достаточном количестве работах по данному направлению авторы описывают эмоциональный интеллект как важную способность человека и необходимое условие успешности и эффективности в межличностном взаимодействии и общении.

Эмоциональный интеллект в последнее время активно изучается как зарубежными, так и отечественными учёными. В зарубежной научной литературе эта проблема представлена в работах Д. Гоулмана, Дж. Готтмана, Г. Орме, Дж. Мейера, Д. Слайтера и др. В отечественных работах изучение эмоционального интеллекта ведется И.Н. Андреевой, Е.И. Изотовой, Л.М. Новиковой, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.А. Нгуен, В.А. Шиманской и др.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этом периоде идет активное эмоциональное становление ребенка, совершенствуется его самосознание, способность к рефлексии и децентрации (способности встать на позицию партнера по общению)[5].

Многими авторами, И.Н. Андреевой, Л.И. Божович, М.И. Грязновой, А.В. Запорожец, Д.В. Люси-ным, Л.М. Новиковой, В.С. Мухиной и др., отмечается, что именно в дошкольном возрасте формируется большинство эмоций, устанавливается иерархии мотивов, приобретением новых интересов и потребностей.

Анализируя и обобщая предыдущий опыт исследований, процесс становления эмоционального интеллекта можно формально разделить на несколько этапов (Л.Ю. Борохович, Н.Л. Кряжева, В.А. Шиман-ская):

- Начало эмоционального осознания - сначала собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди.

- После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувство, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».

- Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.

- Ребенок начинает проявлять эмпатию - сочувствие. В какой-то период это выражается в чувстве неуверенности, беспокойства из-за того, что кому-то из окружающих плохо или грустно. Он начинает испытывать симпатию к более слабым - детям младшего возраста, животным.

- Дошкольник начинает контролировать и управлять своими эмоциями, применять свои навыки для выбора стратегии поступков и реакций в зависимости от испытываемых эмоций. Например, эти эмоции можно не сдерживать, если они положительные, и, наоборот, не всегда демонстрировать отрицательное отношение к происходящему.

© Т.А. Иванова, 2023.

Научный руководитель: Веденеева Екатерина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, преподаватель психологии, Челябинский государственный университет, Россия.

- Ребенок начинает понимать, что именно вызывает у него и у других людей положительные или отрицательные эмоции.

- Он начинает осознавать взаимосвязь между эмоциями и поведением.

Таким образом, об эмоциональном интеллекте как целом психологическом образовании, а не отдельных его способностях, можно говорить только в старшем дошкольном возрасте в связи с готовностью физиологических основ и психики ребенка к этому возрасту [2].

Исследователи выделяют довольно широкий диапазон факторов, влияющих на специфику эмоционального интеллекта старших дошкольников. Один из них - это особенности детско-родительских отношений в семье. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Джон Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект ребенка», выделяет три типа родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект.

1. Отвергающие — это родители, которые не придают значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.

2. Неодобряюще — это родители, которые критикует своих детей за то, что проявили отрицательные эмоции, эти родители могут сделать выговор или даже наказать.

3. Не вмешивающиеся — это родители, которые принимают эмоции своих детей, сопереживают, но вместе не решают проблемы и не устанавливают лимиты во взаимоотношения[4].

Д. Гоулман также выделяет следующие условия воспитания эмоционального интеллекта в семье. В первую очередь это эмоциональный микроклимат, определяющийся взаимоотношениями членов семьи. Если взаимоотношения отрицательные, то они наносят огромный вред настроению ребенка, его обучаемости, работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наступает разлад родителей [4].

Целым рядом авторов (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Р.А. Зачепицкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, М. Раттер, В.В. Столин, В.В. Юстицкийи др.) предприняты попытки разностороннего исследования детско-родительских отношений и выделены черты патогенных типов воспитания, приводящих к эмоциональным нарушениям у детей.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев).

Так, А.Я. Варга под родительским отношением подразумевает целостную систему чувств родителя к ребенку, т.е. особенности его восприятия и понимания характера и поступков ребенка, а также поведенческих стереотипов, практикуемых родителем в общении с ребенком. Исследуя структуру родительского отношения, А.Я. Варга основывается на динамической двухфакторной модели родительского отношения, предложенной Э. Шефером и Р. Беллом, в которой основными факторами являются эмоциональный (любовь - ненависть или принятие - отвержение) и поведенческий (автономия - контроль).

А.Я. Варга выделяет следующие компоненты родительского отношения:

интегральное принятие-отвержение родителем ребенка, определяющее когнитивный компонент;

межличностная дистанция, определяющая степень эмоциональной близости родителя к ребенку, характеризующая эмоциональный компонент;

форма и направление контроля за поведением ребенка, определяющие поведенческий компонент.

В связи с этим А.Я. Варга предлагает рассматривать типы родительского отношения как сложившиеся паттерны их взаимодействия с детьми, определяемые различными сочетаниями указанных компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого [2].

А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют следующие типы родительского отношения к ребенку в семье:

«Принятие» отражает положительное эмоциональное отношение к ребенку - родителю нравится ребенок таким, какой он есть; родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему; стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

«Отвержение». Отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Социальная желательность» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается

быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Здесь можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. В родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Инфантилизация» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия [2].

А.В. Петровский выдвигает следующую типологию детско-родительских отношений [7], который выделяет четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа детско-родительских отношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

«Диктат» в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако воздействие в форме приказа и насилия сталкивается с сопротивлением ребенка. В этом случае дети могут реагировать вспышками грубости, обманом, лицемерием. Если сопротивление ребенка оказывается сломленным, то «вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности» [8].

«Опека» в семье - это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. «Диктат» и «опека» родителей, различаясь по сути, совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи. Негативные последствия «опеки» как тактики семейного воспитания заключаются в том, что на первый план выходит вопрос об удовлетворении потребностей ребенка и ограждении его от трудностей, а не об активном формировании его личности. «Опека как воспитательная тактика - откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого, прежде всего, ограждают от усилий и ответственности» - пишет А.В. Петровский [8]. Дети, воспитанные в условиях сверхопеки, оказываются неприспособленными к взрослой жизни, неспособными к личной и коллективной ответственности. В случае если родители сводят опеку до разумного минимума еще с раннего детства их ребенка, контролируя толькообщие аспекты воспитания (здоровье, нравственность и т.п.), и предоставляют ему самостоятельность и ответственность в решении повседневных задач, тем самым они способствуют становлению его зрелой личности.

«Невмешательство» - это система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей. «Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным» - отмечает А.В. Петровский [8]. При этом родители уклоняются от выполнения воспитательных функций, а ребенок не чувствует себя частью семьи, не разделяет радости и трудности родных и близких [9]. В случае необходимости ребенок оказывается неспособным включиться в общесемейные проблемы.

«Сотрудничество» как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованностъ межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, в которой преобладающим типом взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. Такой тип взаимоотношений является оптимальным для осуществления целей нравственно оправданного воспитания в противополож-

ность «диктату», «опеке» и «невмешательству». Для такой семьи характерны справедливость при распределении повседневных обязанностей между родителями и детьми, адекватное возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи. Наиболее важной характеристикой семьи с сотрудничающим типом взаимоотношений является сплоченность как проявление ценностно-ориентационного единства.

Группа ученых, анализируя типы воспитания, пришли к выводу, что более точная оценка воспитания заключается не в одном, а в нескольких аспектах. С одной стороны - эмоциональный аспект отношения к детям, с другой стороны отражение поведения. Сочетание этих аспектов дают четыре типа воспитания:

1) теплое отношение к ребенку в сочетании с представлением ему самостоятельности и инициативы;

2) холодное разрешающее воспитание, при котором есть некоторой холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с представлением ему свободы,

3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

4) холодное ограничивающее воспитание, которое сопровождается постоянной критикой ребенка, придирками, а иногда и к преследованию самостоятельного поступка.

«В реальной жизни, - замечает В.С. Мухина, - все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» [6].

Мы рассмотрели некоторые подходы детско - родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей и целей.

Родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое безопасное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками и лучше интегрируются в общество.

Библиографический список:

1.Братчикова Ю.В. Волошина Н.С. Дошкольное детство: роль родителей в развитии эмоционального интеллекта ребенка //Актуальные проблемы психологии личности / под научной редакцией Н.Н.Васягиной, Е.Н.Григорян. Екатеринбург, 2021. С.50 - 60.

2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. - М., 1986.

3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Гоулман. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.

4.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман - М.: АСТ Хранитель, 2016 - С. 311.

5.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте// Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2004. С. 29-39.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. 6 - е изд. - М.: издательский центр «Академия», 2000. - С.456.

7. Петровский А., Петровский В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания - М.: Изд - во «АСТ»,

2003.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология - М.: «Академия», 2002.

9. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско - родительских отношений // Вопросы психологии. - 2001. - №1.

ИВАНОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.