Научная статья на тему 'Теоретический анализ понятия харизмы как социально-психологического явления'

Теоретический анализ понятия харизмы как социально-психологического явления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1101
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТ / CONSTRUCT / ХАРИЗМА / CHARISMA / ТЩЕСЛАВИЕ / VANITY / ДОМИНИРОВАНИЕ / DOMINATION / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ЛИДЕРЫ / LEADERS / ПРИЗВАНИЕ / CALLING / САКРАЛЬНЫЙ / СВЕТСКИЙ НАРРАТИВ / SECULAR NARRATIVE / СОБЫТИЕ / EVENT / ИСТОРИЯ / HISTORY / ГЕРОЙ / КЛЮЧЕВОЙ ИМПУЛЬС / ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENTS / ПОЗИЦИЯ / POSITION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ЖИЗНЕННЫЙ СТИЛЬ / SACRAL / HERO. KEY IMPULSE / LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ломова Наталья Вячеславовна.

Автор обращает внимание на специфическое представление о харизме, данное Э. Кречмером, и на описание выделенных им пропорций. В статье показано, что образ харизматического лидера и его идеология должны отвечать на определённый вызов времени, предлагать решение актуальных задач, то есть они должны заполнять харизматическую нишу, границы которой порой очерчены достаточно жёстко. Дано представление о харизматическом охвате, который может быть микросоциальным и макросоциальным. Выделены две наиболее важные составляющие харизмы: удалённость от подчинённых и наличие чего-то необычного, порождающего эмоциональное возбуждение последователей. Раскрываются три варианта харизмы, выделенные М. Вебером: харизма как защита от чужеродной власти через агрессию; харизма как символическое решение внутренних проблем; харизма как приписывание лидеру атрибутов, которые способствуют удовлетворению своих интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETiC ANALYSiS OF THE CONCEPT OF CHARiSMA AS A SOCiAL-PSYCHOLOGiCAL PHENOMENON

The author pays attention to the specific intepretation of charisma given by E. Kretschmer and the description of proportions distinguished by him. The work shows that the image of a charismatic leader and his/her ideology must answer to a specific challenge of time and suggests the solutions for topical problems, i.e. fill in the charismatic niche, the boundaries of which are sometimes quite sharp. The article presents the idea of charismatic coverage, which can be microsocial and macrosocial. It singles out the two most important components of charisma: remoteness from subordinates and presence of something unusual, something that causes the emotional excitement of followers. The work lists the three variants of charisma singled out by M. Weber: charisma as protection from alien power through aggression; charisma as the symbolic solution of internal problems; charisma as the attribution of characteristics that help a leader satisfy his/her interests.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ понятия харизмы как социально-психологического явления»

ЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ХАРИЗМЫ как СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ

УДК 159.923 Н. В. Ломова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

Автор обращает внимание на специфическое представление о харизме, данное Э. Кречмером, и на описание выделенных им пропорций. В статье показано, что образ харизматического лидера и его идеология должны отвечать на определённый вызов времени, предлагать решение актуальных задач, то есть они должны заполнять харизматическую нишу, границы которой порой очерчены достаточно жёстко. Дано представление о харизматическом охвате, который может быть микросоциальным и макросоциальным. Выделены две наиболее важные составляющие харизмы: удалённость от подчинённых и наличие чего-то необычного, порождающего эмоциональное возбуждение последователей. Раскрываются три варианта харизмы, выделенные М. Вебером: харизма как защита от чужеродной власти через агрессию; харизма как символическое решение внутренних проблем; харизма как приписывание лидеру атрибутов, которые способствуют удовлетворению своих интересов.

Ключевые слова: конструкт, харизма, тщеславие, доминирование, традиция, лидеры, призвание, сакральный, светский нарратив, событие, история, герой, ключевой импульс, достижения, позиция, личность, жизненный стиль.

N. V. Lomova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

THEORETIC ANALYSIS OF THE CONCEPT OF CHARISMA AS A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

The author pays attention to the specific intepretation of charisma given by E. Kretschmer and the description of proportions distinguished by him. The work shows that the image of a charismatic leader and his/her ideology must answer to a specific challenge of time and suggests the solutions for topical problems, i.e. fill in the charismatic niche, the boundaries of which are sometimes quite sharp. The article presents the idea of charismatic coverage, which can be microsocial and macrosocial. It singles out the two most important components of charisma: remoteness from subordinates and presence of something unusual, something that causes the emotional excitement of followers. The work lists the three variants of charisma singled out by M. Weber: charisma as protection from alien power through aggression; charisma as the symbolic solution of internal problems; charisma as the attribution of characteristics that help a leader satisfy his/her interests.

Keywords: construct, charisma, vanity, domination, tradition, leaders, calling, sacral, secular narrative, event, history, hero. key impulse, achievements, position, personality, lifestyle.

ЛОМОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

LOMOVA NATALIA VIACHESLAVOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

е-mail: rgsu@rgsu.ru 75

© Ломова Н. В., 2014

Исследование харизмы как социально-психологического явления в течение длительного времени носило описательный характер. Различные теоретики пытались объяснить его природу и выявить факторы, влияющие на его появление. Попытки выделить черты харизматических лидеров осуществлялись, прежде всего, американскими исследователями, которые стремились разработать тесты для отбора будущих лидеров. так, в 1940 году к. Бред составил список из 79 черт, называемых лидерскими. Среди них: общительность, инициативность, энтузиазм, чувство юмора, дружелюбие, уверенность и другие. позже р. стокдилл добавил к ним ещё — бдительность, популярность, красноречие. Но частота упоминаний шестидесяти пяти процентов названных черт была невелика. Поэтому этот список признали непрезентативным. Существенным возражением против «теории черт» молено считать замечание Г. дженнингса о том, что она в большей мере отражает черты экспериментатора, чем черты лидера. В противовес теории черт была выдвинута теория «лидера без черт».

Специфическое представление о харизме имело место у Э. кречмера. в работе «Строение тела и характер» он систематизировал особенности различных конституций, включив в них свойства, которые одновременно присутствуют в различных соотношениях у всех личностных типов [2]. Для уяснения специфики харизмы он считал необходимым разобраться в ряде пропорций. Первую харизматическую пропорцию Э. Кречмер назвал «эманативное/эре-митическое» (emanatio — лат. «истечение», eremita — лат. «отшельник»). он говорил о том, что в харизматическом облике сочетаются движение вовне — агрессивно-пропагандистское, направленное на завоевание новых пространств и последователей, с движением внутрь, связанное с каким-то тайным знанием, умудрённостью, недоступной нехаризматическим личностям.

Исходя из того, что харизматическому

лидеру непременно свойственны исключительный экстравертный динамизм в сочетании с артистическим ораторским даром, а также агрессивность, он говорил о возможности некоторой погружённости харизматического лидера в себя, то есть о наличии «тихой» интровертированной составной его облика, которая формирует эре-митическую (отшельническую) часть этой пропорции.

Э. Кречмер считал аскетическое отшельничество, которое связанно с приобщением к тайному знанию, с обретением определённого опыта, не только уместным, но даже и крайне желательным у харизматиков. В отличие от традиций религиозной практики, в общественно-политической традиции практически всегда от лидера требуются именно агрессивность и динамизм.

другой контекст для этой пропорции Э. Кречмер обнаружил в двойственности бойцовской позиции. Он подчёркивал, что харизматический лидер всегда боец, но крайне желательно, чтобы он был ещё и жертвой. поэтому он считал, что без эпизодов гонений и преследований, то есть без персекуторной (регэеси^о — лат. «преследование») части харизмы никак не обойтись, когда заботишься о завершённости и полноте харизматической ситуации. Он объяснял это тем, что любая новаторская идея затрагивает чьи-либо интересы и сталкивается с сильным противодействием [2].

Харизму определяет пространственная и временная избирательность, потому что невозможно быть харизматическим всегда и для всех. Потенциальный претендент на роль харизматического лидера должен настроиться на харизматическую волну, так как без определённого созвучия носителя харизматических черт и его возможных последователей влияние не будет осуществлено. поэтому очень трудно предсказать, какой человек попадёт в поле действия той или иной харизмы. здесь может идти речь об идентификации, то есть о наличии тех качеств, которые свойственны и лидеру, и мас-

сам. Выбор может осуществляться и по комплементарному сценарию, когда лидер выбирается по качествам, которые являются значимыми и желательными, но недостающими у основных представителей группы.

Образ харизматического лидера и его идеология должны отвечать на какой-либо вызов времени, предлагать решение актуальных задач, то есть они должны заполнять харизматическую нишу, границы которой порой очерчены достаточно жёстко. Личный успех в значительной мере зависит от способности хорошо вписаться в них. Это значит, что харизматические качества и идеи, актуальные для какой-либо одной ситуации (исторической или корпоративной), могут быть абсолютно невостребованными для другой. Следует различать микросоциальный и макросоциальный харизматический охват, то есть он может иметь как государственный масштаб (целую нацию), так быть и групповым, то есть признаваемым небольшой группой [4].

Подчинение харизматическому лидеру основано на личном доверии и определяется представлениями субъектов о харизме. Власть харизматического лидера — это одновременно власть символа и того момента, когда этот символ поднят над толпой. Это власть человека, яркость которого определяется идущими за ним массами, наделяющими его своей любовью. Хотя такая власть и фанатична, но ситуативна: при изменении ситуации наступит иной момент, и этот лидер быстро поблекнет и утратит своё влияние.

Принято выделять две основные составляющие харизмы: наличие чего-то необычного, порождающего эмоциональное возбуждение последователей; удалённость от подчинённых (влияние возрастает пропорционально дистанции). Отношение к харизматическому лидеру не бывает равнодушным: его или любят, или ненавидят. Со времён М. Вебера выделяют три варианта харизмы:

1) харизма как приписывание лидеру

атрибутов, способствующих удовлетворению своих интересов;

2) харизма как защита от чужой власти через агрессию;

3) харизма как символическое решение внутренних проблем.

Сила харизматической личности заключается в том, что она обладает необычайной привлекательностью и возможностями в глазах публики, имеет что-то такое в себе, что заставляет других повиноваться. Это значит, что власть харизмы не обязательно должна опираться на какие-то объективные возможности и средства [3].

Существуют группы определённых качеств, которые использует лидер для строительства своего образа. Это персональные характеристики лидера: его характер, психофизиологические и физические особенности, индивидуальный стиль принятия решений, тип личности.

Другая составляющая образа лидера — это социальные характеристики, которые включают не только статус и модели ролевого поведения, но и данные о его происхождении, богатстве и другие. Социальные характеристики также включают связь лидера с социальными группами, интересы которых он представляет, которые являются его союзниками, оппонентами или открытыми врагами. В значительной мере социальная принадлежность определяет ценности и нормы, которых придерживается лидер.

Третья группа качеств, которые входят в образ лидера, связана с определёнными идеологиями, которые несут значительную символическую нагрузку. И лидеры становятся знаками того или другого возможного будущего, определённого курса действий [4].

Каждая из данных групп характеристик имеет разное значение в образовании личностной власти лидера и в разной степени может поддаваться сознательному конструированию. Так как общение лидера и его последователей опосредуется средствами массовой информации, то о многих неже-

дательных качествах лидера его последователи могут и не знать. высокую значимость имеет внешний облик лидера.

Многие исследователи отмечают, что существует некоторое качество, делающее личность неотразимой в глазах других и позволяющее осуществлять непонятное влияние, особенно при непосредственном контакте. Г. Лебон назвал это качество обаянием, а м. вебер — харизмой. многие задаются вопросом, можно ли научиться конструировать и «выращивать» эти качества по своему усмотрению.

Социальные характеристики являются динамической частью образа лидера, так как каждый раз они конструируются в зависимости от сложившейся ситуации. Символические характеристики, в отличие от социальных, являются крайне устойчивыми и неизменными компонентами. Это объясняется тем, что они связаны с идеологиями, а также с ещё более постоянными культурными архетипами. Следовательно,есть определённый постоянный набор качеств и черт, который человек обязательно должен демонстрировать, чтобы последователи увидели в нём харизматического лидера.

Конструирование образа как символа имеет определяющее значение, поскольку в силу своего постоянства является более лёгким, чем другие составляющие, поддаётся обобщению. Отсюда следует вывод, что качества личности, которые харизматический лидер демонстрирует, должны быть однозначны, довольно постоянны, ярко выражены и чётко определены.

Действия, предпринимаемые или провозглашаемые лидером, могут быть восприняты с энтузиазмом, если они достаточно решительны и поражают воображение. Поэтому лидер, по мнению Н. Энкельманн, должен сражаться с врагами и побеждать их. Врагами могут быть отдельные люди, группы людей, страны. во все времена и в любых обществах практикуется конструирование политических врагов. Реальные или созданные враги заставляют народ

сплотиться вокруг своего вождя, объединяют конфликтующие группы, укрепляют патриотические чувства.

Помимо конструирования врагов, харизматические лидеры могут использовать особый пропагандистский приём — демонстрацию решительности своих действий, строительство грандиозных планов и проектов. Обычно такие проекты практически не имеют никакой прикладной значимости, но, слушая великие планы и обещания, публика ощущает себя как бы участницей истории, а лидер выглядит действительно исторической фигурой. Эти обещания довольно быстро забываются или заменяются другими, но публика находится в состоянии вдохновения тем великим будущим, которое открывается перед ней.

Важнейшим качеством лидера является действенность. Здесь центральным моментом является не только действие, но и демонстрация того, что лидер видит проблемы и стремится справиться с ними, а также принимает ответственность за их решение на себя. Однако эта ответственность чаще всего символична и не означает, что лидер будет наказан за ошибки. за них чаще всего расплачиваются подчинённые или лее не расплачивается никто.

Принятие харизматическим лидером ответственности предполагает наличие оценки его действий. Всегда действия лидера должны оцениваться как победоносные, правильные и успешные. Сторонники лидера используют мерила оценки, по которым данное действие или решение является абсолютным успехом, а его противники на основе другого теста объявляют их полным провалом. Лидер должен выглядеть справедливым и благожелательным по отношению к своим последователям и союзникам. Свидетельством вины лидера являются не факты, а его собственное признание [1].

Исследователи выявили, что для харизматического лидера наиболее типичны: достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их; способность

сообщить о них окружающим простым и ясным языком; убедительные представления о желательном положении дел. Личностные тесты часто выявляют у эффективных лидеров энергичность, незаурядность, покладистость, добросовестность, эмоциональную устойчивость и уверенность в себе.

Хартли предложил четыре «модели», которые позволяют дать особенную интерпретацию тому факту, почему конкретные люди становятся лидерами и почему их выдвижение определяет не только ситуация. Во-первых, если человек стал лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может стать им и в другой. Во-вторых, из-за воздействия различных стереотипов в определённой ситуации лидеры рассматриваются группой как лидеры «вообще». В-третьих, человек, который стал лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, работающий на то, что данный человек будет избран

лидером ещё раз. В-четвёртых, отдельным личностям свойственно «искать посты», из-за чего они ведут себя именно так, что им эти посты дают. Харизматическим лидером в ходе взаимодействия становился такой член группы, который как бы идентифицировался с наиболее полным перечнем групповых ценностей. Поэтому он и обладал наибольшим влиянием. Таким образом, обзор отечественных и зарубежных исследований, направленных на изучение харизмы как феномена, позволил выявить основные подходы к его изучению. Удалось определить временные и пространственные характеристики харизмы, её связь с социальным контекстом.

Рассмотренные работы дают возможность понять основные составляющие харизмы: власть, авторитет, успешность, новаторский жизненный стиль, независимость характера.

Примечания

1. Вебер М. Избранные произведения. Москва : Смысл. 1988. 340 с.

2. Кречмер Э. Строение тела и характер. Москва : Педагогика-Пресс, 1995. 512 с.

3. Ломова Н. В. Социальные аспекты морально-психологического взаимодействия в коллективе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. Вып. 5.

4. Резванов С. В. Социокультурная природа философских компетенций: к постановке проблемы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. Вып. 5.

5. Энкельманн Н. Б. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни. Москва : Интерэксперт, 2000. 272 с.

References

1. Weber M. Izbrannye proizvedeniia [Selected works]. Moscow, Smysl Publ. [Meaning Publ.], 1988. 340 p.

2. Krechmer E. Stroenie tela Iharakter [Physique and character]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 1995. 512 p.

3. Lomova N. V. Social'nye aspekty moral'no-psihologicheskogo vzaimodeistviia v kollektive [Social aspects of moral-psychological interaction in a collective]. Gumanitarnye, sociaPno-ekonomicheskie I obshhestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences], 2013, issue 5.

4. Rezvanov S. V. Sociokul'turnaia priroda filosofskih kompetencii: k postanovke problemy [Sociocultural nature of philosophical competences: on the setting of the problem]. Gumanitarnye, sociaPno-ekonomicheskie I obshhestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences], 2013, issue 5.

5. Enkelmann N. B. Harizma. Lichnostnye kachestva kak sredstvo dostizheniia uspeha vprofessionaPnoi I lichnoi zhizni [Charisma. Personal characteristics as the means of achieving success in professional and personal life]. Moscow, Interekspert Publ., 2000. 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.