Научная статья на тему 'Теоретический конструкт харизмы как социальнопсихологический феномен: исследовательские концепты'

Теоретический конструкт харизмы как социальнопсихологический феномен: исследовательские концепты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
652
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТ / CONSTRUCT / ХАРИЗМА / CHARISMA / ФЕНОМЕН / PHENOMENON / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОНЦЕПТЫ / RESEARCH CONCEPTS / ЧЕЛОВЕК / HUMAN / БЫТИЕ / ЭТАЛОНЫ / АВТОРИТЕТ / AUTHORITY / ВЛАСТЬ / POWER / АТТРАКЦИЯ / ATTRACTION / ЧЕСТОЛЮБИЕ / EXISTENCE / STANDARD / VANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ломова Наталья Вячеславовна

В статье автор обращает внимание на актуальность проблематики харизмы в отечественной и зарубежной психологии. Показано, что чаще всего психологические особенности харизматической личности осмысливаются контекстно, то есть внутри проблем психологии лидерства, межличностных отношений, карьерной успешности, психологии толпы, психологии групп, в организационной психологии, в психологии предпринимательства, авторитета, власти, аттракции, честолюбия, тщеславия, доминирования и др. Названы основные детерминанты возникновения харизмы. Рассмотрены основные паттерны харизмы, которые изучены И. Шиффером. В статье также изложена точка зрения М. Вебера, который считал, что главным для харизматического лидера является успех. Раскрыто разработанное М. Вебером понятие «харизматический круг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETIC CONSTRUCT OF CHARISMA AS A SOCIAL- PSYCHOLOGICAL PHENOMENON: RESEARCH CONCEPTS

The author of the article pays attention to the topicality of the problem of charisma in Russian and foreign psychology. The author points out the fact that the psychological peculiarities of a charismatic personality is normally interpreted contextually, i.e. within the framework of studying other, related themes, for example, in the context of leadership psychology problems, psychology of interpersonal relationships, career success, psychology of the crowd, psychology of groups, organizational psychology, psychology of business, authority, power, attraction, vanity, conceit, domination, etc. The article names the main determinants of charisma origination. It studies the basic patterns of charisma researched by I. Schiffer, presents the point of view of M. Wever, who believed success was the most important factor for a charismatic leader and uncovers the concept of "charismatic circle" developed by M. Weber.

Текст научной работы на тему «Теоретический конструкт харизмы как социальнопсихологический феномен: исследовательские концепты»

^ Теория и история культуры

суТеоретический конструкт харизмы

как социально-психологический феномен: исследовательские концепты

УДК 159.923

H. В. Ломова

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

В статье автор обращает внимание на актуальность проблематики харизмы в отечественной и зарубежной психологии. Показано, что чаще всего психологические особенности харизматической личности осмысливаются контекстно, то есть внутри проблем психологии лидерства, межличностных отношений, карьерной успешности, психологии толпы, психологии групп, в организационной психологии, в психологии предпринимательства, авторитета, власти, аттракции, честолюбия, тщеславия, доминирования и др. Названы основные детерминанты возникновения харизмы. Рассмотрены основные паттерны харизмы, которые изучены И. Шиффером. В статье также изложена точка зрения М. Вебера, который считал, что главным для харизматического лидера является успех. Раскрыто разработанное М. Вебером понятие «харизматический круг». Ключевые слова: конструкт, харизма, феномен, исследовательские концепты, человек, бытие, эталоны, авторитет, власть, аттракция, честолюбие.

N. V. Lomova

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

THEORETIC CONSTRUCT OF CHARISMA AS A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON: RESEARCH CONCEPTS

The author of the article pays attention to the topicality of the problem of charisma in Russian and foreign psychology. The author points out the fact that the psychological peculiarities of a charismatic personality is normally interpreted contextually, i.e. within the framework of studying other, related themes, for example, in the context of leadership psychology problems, psychology of interpersonal relationships, career success, psychology of the crowd, psychology of groups, organizational psychology, psychology of business, authority, power, attraction, vanity, conceit, domination, etc. The article names the main determinants of charisma origination. It studies the basic patterns of charisma researched by

I. Schiffer, presents the point of view of M. Wever, who believed success was the most important factor for a charismatic leader and uncovers the concept of "charismatic circle" developed by M. Weber. Keywors: construct, charisma, phenomenon, research concepts, human, existence, standard, authority, power, attraction, vanity.

ф

В настоящее время проблематика харизмы но обращается к эталонам, которыми высту-

приобрела субъективную, личностную значи- пают успешные, а иногда и харизматические

мость. Это связано с тем, что современный че- люди. Число непосредственно посвященных

ловек, делает попытки создания своего вари- харизме исследовательских работ насчиты-

^нта бытиял он..целенаправленно и сознател^ .........в.а.еТ.единицы.:..ЭЮ...в..ролн.о.й.м£.р.е..относится

ЛОМОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

LOMOVA NATALIA VIACHESLAVOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of 87

Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

е-mail: rgsu@rgsu.ru © Ломова Н. В., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ф

не только к отечественной, но и к зарубежной психологии. Наиболее глубоко феномен харизмы отражен в работах А. И. Сосланда, М.Вебера, А.Вебера, С.Московичи, А.Швейцера, А.Уиллнер, Т. Домбровского, И.Шиф-фера, Н. Энкельмана, Г. Тарда. Чаще всего психологические особенности харизматической личности осмысливаются контекстно, то есть внутри проблем психологии лидерства, межличностных отношений, карьерной успешности, психологии толпы, психологии групп, организационной психологии, психологии предпринимательства, авторитета, власти, аттракции, честолюбия, тщеславия, доминирования и др.

В современной мировой психологии отсутствует однозначная трактовка харизматической личности. Понятие «харизма» часто используется не только в научных исследованиях, но и в средст вах мас со вой ин форма ции, в обыденном общении и взаимодействии. Это объясняется тем, что имеющая место кризисная ситуация как в России, так и в мире в целом, повышает интерес к харизматическим личностям. Распространенность и востребованность этого понятия связана с тем, что харизма, по мнению С.Московичи, будит в нас та ин ст вен ные от зву ки, что хариз мати-ческий дар действует как символическое плацебо, производящее желаемый эффект на того, кто вступает в контакт с его носителем. Он отстаивал мысль, что харизма придает ее носителю отметину исключительности и знак чрезвычайной значимости, неистовой силы. Им была предпринята попытка выделить психологические паттерны харизматического вождя. В его психологический портрет включены: одновременная способность защищать и пугать; привлекательность и угроза; способность вызывать противоположные чувства любви и ненависти, эмоционального подъема, отвращения, высокой активности, возбуждения; ценностные личностные качества и др. [1].

Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «харизма», все исследователи говорят о большом влиянии харизматической личности, указы вают на ее спо собность подчинить себе всех дру гих. При этом подчерки вает ся, что

подчиненные не ждут ни награды, ни оплаты, от ка зы ва ют ся от сво ей во ли в поль зу воли харизматического лидера, что делает из него настоя щего власте ли на.

Понятие «харизма», в переводе с древнегреческого, означает «притягивать к себе внимание». Древние греки считали любимцами богов людей, которые обладали харизматическими качествами и помогали своим избранникам добиваться необычайных успехов [3].

В течение длительного времени харизма рассматривалась как благодать или божественная сила, которая ниспослана человеку, чтобы он смог преодолеть греховность и достичь спасения. Известный исследователь харизмы — социолог М.Вебер говорил о большом доверии к личности вождя, о признании харизмы одного человека всеми, о способности харизматической личности к взаимному выбору, к эмоциональной общности, к властному объединению [2]. Он считал, что харизма — это такое незаурядное качество личности, с помощью которого она воспринимается как сверхчеловеческая или, как минимум, исключительная, которая обладает какими-то особенными силами и свойствами, являющимися в недосягаемости для других. Согласно М. Веберу харизматический лидер обладает особен ны ми дарова ния ми, исключи тельными волевыми качествами, пророческими способностями. Харизма — это такое качество, с помощью которого лидер оценивается как одаренный всеми вышеперечисленными свойства ми. Он дол жен уметь про изводить впе чат-ление обладания ими и убедить других, что он таковым [2].

Исторически сложилась традиция рассматривать харизму как врожденную, сверхъестественную и сверхчеловеческую особенность. В течение длительного времени харизматическими лидерами называли либо основателей мировых религий (Христос, Моисей и Будда), либо великих государственных и военных деятелей (Чингисхан, Наполеон, Муссолини, Ленин и др.). Свойство «харизмы» обычно относили к личности, не учитывая ее нравствен-но-эти ческих характеристик и рода дея тель-ности. Так, М. Вебер говорил, что воздействие на массы харизматического лидера не зависит

ф

^ Теория и история культуры

ф

ни от промышленности, ни от богатства, ни от ар мии, что они яв ляются лишь вспо мо га-тельными средствами повседневного управления [2].

В настоящее время харизма имеет статус социально-психологического феномена, который можно сформировать и развить как собственными усилиями, так и представителями того сообщества, в который она включена. В большинстве своем это касается профессиональных групп, где харизматическая личность может себя проявить и репрезентировать соответствующим образом.

В качестве основных детерминант возникновения харизмы чаще всего называют: социально-психологическую ситуацию, в которой осуществляется ее деятельность, жизнь; наличие высокого уровня харизматических способностей или, так называемой, харизматической одаренности, которые дают личности возможность выделиться; наивысший уровень профессионального мастерства в той или иной области (в искусстве, политике, спорте, экономике, науке и т.д.); присутствие личной «магнетической» силы — обаяния; культивирование личных исключительных качеств, которые позволяют создавать о себе миф или легенду.

В массовом сознании достаточно широко рас простра не но мне ние, что хариз мати-ческие способности являются врожденными и что действия обладающего харизмой человека должны быть обязательно успешными. Харизма — это определенная власть, которая строится на силе способностей лидера и его личных качеств. Создается такое впечатление, что личности, обладающие харизмой, излучают энергию, которой заряжают окружающих людей. Харизматический лидер не дол жен быть обязательно красивым, но он всегда имеет хорошую осанку, очень привлекателен, имеет достойную и уверенную манеру держаться и независимый характер. Чаще всего такие люди обладают хорошими риторическими способностями, проявляют желание и умение говорить. Они чувствуют себя абсолютно комфортно, когда окружающие восхищаются ими, никогда не впадают в себялюбие или надменность, выглядят достаточно

собранными, владеют ситуацией.

Одним из известных исследователей харизмы признается И.Шиффер, который рассматривал ее в контексте общественной жизни. Подчеркивая трудность осуществления иррационального эффективного воздействия на людей, среди которых вырос, он делает вывод, для формирования харизмы достаточно быть «человеком со стороны», то есть иметь хо тя бы при зна ки иного про ис хож де ния.

Он также развивал идею о том, что харизма может быть связана с неполноценностью, что она нуждается в каком-то признаке, который укажет на ущербность или болезнь, тоесть имеет какой-либо бросающийся в глаза дефект, или стигму, переводящую в особое измерение его обладателя, а также оказывает весьма неоднозначное воздействие на воображение окружающих. К стигмам обычно относят патологии, резко бросающиеся в глаза: заметное родимое пятно, хромоту, горб, а так же ду шев ные болез ни, яр ко про яв ляю щие-ся внешне, прежде всего эпилепсию, которая демонстрирует глубоко внутреннюю связь исключительного с патологическим. Поведение, в котором явно читается указание на безумие, — парадоксально-демонстративное, также относят к стигмам. По мнению И. Шиффе-ра, склон ность к совер ше нию по ступ ков, не ожидаемых от тебя в конкретном социальном контексте, служит цели выделения героя из его окружения, как бы отметить его запоминающимся знаком, подчеркнуть его особенность, про ти востоя щую повсе дневно-обы-денному.

Следующий харизматический элемент назван И.Шиффером «призвание» (calling). Он обусловлен особой миссией, которую выполняет герой, при получении знака или прямого приглашения к общественно значимой деятель но сти ин сайт но, как бы не ожи дан но, в духе некоего «озарения». Такое призвание производится посланцем высших сущностей, от которых исходит знамение. Не является обя-затель ным мгно вен ность, од но мо мент ность озарения. Оно может быть как неоднократным, так и растянутым на какой-то длительный срок. Здесь наиболее значимым является сочетание интеллектуального решения неко-

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

торой про бле мы с во ле вым вы бором в пла не готовности к борьбе, к жертвам. Он подчеркивал, что призвание, как в сакральном, так и в светском нарративе, может осуществляться постепенно и неоднократно. Важно, чтобы событие это функционально встраивалось как клю че вой им пульс в ис торию героя, что бы в любом случае состоялась этакая «встреча с судьбой».

И. Шиффер высказал также мысль о бойцовской позиции харизмы, о том, что личность, которая пре тен дует на особое влияние, в ка ж дую ми ну ту при бы ва ет в со стоя нии борьбы. Такая бойцовская позиция, готовность к драке в любой момент, — это то, по его мнению, что делает человека харизматич-ным. Бойцовская позиция предполагает наличие определенного радикализма, тогда как колебания, неопределенность позиции, компромиссы, уступки ведут к неизбежной утрате безоговорочного доверия к особенным достоинствам лидера. Лидер находится в хорошем положении, если он сам описывает, диагностирует, провозглашает и строит такое идеологическое пространство, где он осуществляет свое влияние. Правильное поведение харизматического лидера заключается в том, что он не успокаивает окружающих, не пытается преуменьшить мас штабов кризис ной обстановки, а держит всех в напряжении, как бы говоря, что все просто ужасно и даже катастрофично, но, к счастью, есть человек, знающий как со всем этим справиться.

И. Шиф фер счи та ет, что хариз ма так же связана с определенными усилиями по формированию внешнетеатральной стороны деятельности, наличием известного элемента игры, то есть «притворства». Это значит, что харизматическая активность должна всячески обращать на себя внимание, причем, желательно, в ярком или даже динамично-агрессивном стиле.

Деятельность харизматического лидера должна быть обставлена знаменами и ритуала ми, эмб ле ма ми и гим на ми, то есть сис те мой знаковых приманок. Вообще, харизматическое поведение предполагает определенную театральность. Непременнодействующий лидер должен быть носителем знаков, с помо-

щью ко торых он лег ко уз на ваем. Пред ста ви-тельская часть дея тельности харизмати че-ского лидера должна носить, по возможности, неизмен ный характер, точ но так же как и содержательная часть. Харизматический лидер всегда является заложником своей же идео логии и соз дан ного образа.

И. Шиффер говорит о том, что харизма притворства всегда перекликается с харизмой неполноценности. Поэтому стигма помогает зафиксировать образ лидера в сознании окружающих, как лозунг или эмблему. В этом смысле родимое пятно или горб оказывают, видимо, действие какого-то особого ритуального при вет ст вия.

Построение харизмы может быть осуществлено и у человека с неброской внешностью, с не при мет ным по ве де ни ем, в соче та-нии с подчерк ну той де ли кат но стью, с жертвенным самоотречением, с рефлексивностью и демонстративным отказом от властных уст рем лений. Так же мож но построить харизму далее на принципиально «антихаризматических» позициях. Поэтому вопрос о произвольности, об умышленном и целенаправленном построении харизмы оставался от кры тым и про бле ма тич ным да же для И. Шиф фе ра, счи таю ще го, что хариз мати-ческий лидер обязан иметь какой-то новаторский стиль жизни, то есть способность привносить какой-то совершенно новый элемент во внешне демонстрационную часть харизмы. Он это объяснял тем, что харизма, в принципе, живет новизной. Если нет новых идей — харизма не нужна. Вышеназванные осо бен но сти хариз мы, ко торые вы де лил И.Шиффер, помогли обрисовать этот феномен как не кое един ст во идео логии, образа и инициативного действия, которое направлен но на уве личение пространст ва и влияния ее обладателя [4].

Иной представляется точка зрения М.Ве-бера, который считал, что главным для харизматического лидера является успех, наглядный эффективный результат, достижение которого необходимо любой ценой. Его лозунг: харизма кормится успехом. Если в течение продолжительного времени успех изменяет харизматическому лидеру, то может полно-

Ф

ф

^ Теория и история культуры

Ф

стью исчезнуть его харизматическии авторитет. Им было разработано понятие «харизматический круг»: успех — харизма — успех — усиление харизмы — успех и т.д. Этот круг прерывается или расплывается, если выпадает звено успеха. Характер харизмы таков, что для его обладателя главное — публичный, видимый характер успеха. При появлении неудач лидер должен быть готов построить свою дискурсивную стратегию таким образом, чтобы защититься от неизбежной кри-ти ки и су меть об ратить се бе на пользу лю бое поражение, то есть владеть харизматической утилизацией. М.. Вебер позаимствовал понятие «харизма» У Р. Зома, который исследовал ранние христианские общины. М. Вебер ссылается на работу Р. Зома «Церковное право». Его заинтересовало наблюдение Р. Зома: в религиозной «харизматической организации» всякая доктрина воспринималась как данная в откровении и, естественно, не обсуждаемая и единственно верная истина, как прямое руководство к действию. Эту «безответствен-

ность» и «необъяснимость господства хариз-матика М. Вебер объединил с другой идеей Зома — о прямом контакте между Учителем и его учениками, без какого-либо посредничества ранее существующих законов и представлений. Если Зом считал харизму мистическим даром, то Вебер считал, это сверхъестественными свойствами личности, которые позволяют ей подчинять себе массы» [5]. По Веберу, не так уж и важно, в чем именно состоит харизма лидера, главное — чтобы последователи признали ее. Для такого типа лидерства является характерной фанатичная преданность последователей руководителю. Ближайшие соратники лидера опираются на авторитет лидера и действуют исключительно от его имени. Любое сомнение в его харизматических качествах считается святотатством. Таким образом, харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер, а теоретический конструкт харизмы сложен и является исследовательским компонентом науч ных трак татов.

Примечания

1. Алифанов С. А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 90—96.

2. Вебер М. Избранные произведения. Москва : Смысл, 2000. 340 с.

3. ЛомоваН. В. Социальные аспекты морально-психологического взаимодействия в коллективе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Вып. 5. 2013.

4. Менегетти А. Психология лидера. Москва : Агроконсалт, 1996. 146 с.

5. Резванов С. В. Социокультурная природа философских компетенций: к постановке проблемы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Вып. 5. 2013.

Ф

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.