Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып.5 Психология, социальная работа. - 2011. - С. 260-265.
4. Бутуева З.А. Роль образования в ценностных ориентациях старших граждан: новые вызовы в изменяющемся мире // Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып.5 Психология, социальная работа. - 2012. - С.163-167.
5. Долгова Т.М. Приемная семья как инновационная форма жизнеустройства людей старшего возраста: основные проблемы и перспективы развития / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы науч.-практ. конф. молодых ученых с меж-дунар. участием. - Улан-Удэ, 2012. - С. 108-112.
6. Ефимов С.Г. Социальное обслуживание граждан старшего возраста в условиях модернизации общества // Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып. 5 Психология, социальная работа. - 2012. - С. 171-176.
7. Отчет о выполнении Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия мероприятий Свод-
ного плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года, за I полугодие 2012 г. / Официальный сайт Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия / URL: http: minsoc-buryatia.ru (Дата обращения 08.01.13).
8. Панов А.М. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации: этапы формирования, современное состояние и перспективы развития // Вестник Мордовского ун-та. - 2010. - №2. - С.138-148.
9. Республиканская программа «Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия» на 2011 -2013 годы / Официальный сайт Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия / URL: http: minsoc-buryatia.ru (Дата обращения 08.01.13).
10. Социальная работа в Республике Бурятия: учеб. пособие / отв. ред. Т.С. Базарова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - 188 с.
Бутуева Зинаида Арсентьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected], [email protected]
Butueva Zinaida Arsentevna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of the theory of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected], [email protected]
УДК 130.2:316 © Д.Б. Гениндоржиева
КОНЦЕПЦИЯ ХАРИЗМЫ МАКСА ВЕБЕРА
Статья посвящена анализу феномена харизмы, который получил распространение в гуманитарных науках благодаря работам М. Вебера. Рассмотрены типы господства по Веберу, в особенности - харизматический.
Ключевые слова: харизма, Макс Вебер, концепции, харизматичный лидер.
D.B. Genindorzhieva A CONCEPT OF CHARISMA BY MAX WEBER
This article is devoted to the analysis of charisma’s phenomenon which gained dissemination in the humanities owing to M. Weber's works. Domination types, having revealed by Weber, have been considered, in particular - charismatic one.
Keywords: charisma, Max Weber, concepts, charismatic leader.
Одним из исполинов немецкой социальнополитической жизни, несомненно, следует считать Макса Вебера. Научная разработка вопроса харизмы прежде всего связана с его именем. Вебер впервые выполнил системный анализ феномена харизматического господства. Следует выделить тот факт, что специальному исследованию, анализу и оценке веберовской концепции харизмы посвящены работы Л. Гринфильда [1, р. 117-132], Л. Кавалли [2, р. 317-334], Т. Доу [3, р. 83-93] и ряда других исследователей. В гуманитарных науках нет единого мнения как в отношении концепции харизмы Вебера, так и относительно вероятности применения данного понятия для рассмотрения современных социально-политических процессов. Необходимо отметить тот факт, что большинство подходов к объяснению феномена харизмы, разработанных в дальнейшем, выстраиваются по принципу пре-
образования, расширения или критики веберовской интерпретации понятия «харизмы».
При этом необходимо определить, что же означает концепт «харизма» в различных сферах его изучения. Данное слово по-гречески означает «милость». Под ней подразумевается исключительный авторитет некоторых личностей внутри какой-либо общности.
Также слово «харизма» использовалось в древнегреческой мифологии для определения дара притягивать к себе интерес со стороны окружающих людей. При этом харитами называли древнегреческих богинь красоты, грации и изящества.
В христианстве данный термин означает «дар Бога». В церковнославянских и русских переводах новозаветных и иных текстов харизма обычно передается словом «благодать».
Определение, которое предлагает известный автор фенотипологии Марк Лучин звучит так:
харизма - это яркие генетические черты, явно проявляемые в фенотипе (внешнем виде). При этом осознанные владельцем и сознательно доведенные до «гротескового» состояния. А затем сознательно и обязательно с актерским мастерством сыгранные на публику [4, с. 123].
Понятие «харизмы» у Вебера может быть соотнесено:
1) с «религиозной харизмой» (в первоначальном смысле носитель харизмы — это пророк, который имел огромное влияние на людей и связь с Небом);
2) с понятием военной политики. Понятие харизматического авторитета играло большую роль в рамках исследования Максом Вебером идеальных типов государств, которые мы рассмотрим ниже.
Феномен харизмы имеет место в малых и больших группах, где встречается персонификация идеалов в процессе объединения, сближения и сплочения. Харизма в большинстве случаев возникает в экстремальных исторических условиях, когда возникает соответствующая социально-психологическая необходимость. Качества харизматического лидера, действующего на религиозном или социально-политическом поле, в некоторых случаях мистифицируются. Его считают пророком, избранным, величайшей исторической особой, избавителем, полубогом, осуществляющим великую миссию, которой причисляются все успехи его сторонников и последователей. Даже очевидные неудачи оборачиваются его прославлением (бегство расцениваются как спасение, любые потери - как обязательные жертвы или козни врагов, нелепые утверждения - как непостижимая мудрость).
Среди известных истории харизматических личностей можно выделить таких, как Иисус Христос, Будда и пророк Мухаммед. К харизма-там относятся, с одной стороны, создатели направлений внутри мировых религий - Лютер и Кальвин, с другой стороны, - великие государственные и военные деятели, такие как Чингисхан или Наполеон.
В XX в. среди таких деятелей можно выделить Гитлера и Муссолини, Ленина, Сталина и Троцкого, а также Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга. Нужно отметить, что свойство харизмы не зависит от рода деятельности и ее морально-этическому содержания: харизматическим лидером с равным успехом может быть и святой, и преступник.
Так, понятие «харизма», вначале применявшееся исключительно в религиозной среде, получило распространение как в социологии, так и
в других гуманитарных науках благодаря работам Вебера. При этом его концепция харизмы все еще остается одной из самых распространенных и разработанных в теоретическом и методологическом отношении. Однако неоднозначность проблемы харизмы и связанных с ней явлений приводят к тому, что существующие трактовки теоретического наследия Вебера стоят друг от друга крайне далеко и нередко мало соотносятся со смыслом, который вносился им в данный детерминант. Отметим также и то, что в веберовской категории «харизма» содержится изобилие значений, большинство из которых скорее только заявлено, чем досконально изучено.
Хотелось бы подчеркнуть то, что проблема харизмы тесно соотносится с вопросами социальных перемен и нововведений, создания новых институтов, а также проблемой поддержания и сохранения социального порядка, придания ему важности и законности. В этой связи привлекает внимание тот факт, что хотя в России понятия «харизма», «харизматический лидер» завоевали огромную популярность, тем не менее они вошли, скорее, в околонаучный и публицистический оборот. Употребление термина «харизма» широким кругом общественности фактически свело его до рыночного синонима популярности (известности, обаяния) индивида. В отечественной же науке тема харизмы практически выпадает из научного дискурса. В отечественной социологии харизма, как правило, изучается в контексте истории социологии (как одна из категорий классика социологии М. Вебера). Среди «отраслевых» дисциплин категория «харизма» применяется в социологии религии, а также (весьма ограниченно) - в политической социологии. В целом в отечественной науке проблематика харизмы слабо разработана (по сравнению с мировой).
Мы посчитали необходимым рассмотреть концепцию харизмы Макса Вебера, так как именно он вывел данное понятие за границы религиозной сферы. Благодаря его трудам категория «харизма» получила широкое распространение в гуманитарных науках: социологии, политологии, антропологии, истории, психологии, и, конечно же, философии. Также он впервые провел системный анализ феномена харизматического господства. Важно и то, что веберовская теория харизмы имеет непосредственный выход в политическое пространство. Большая часть объяснительных моделей феномена харизмы так или иначе основывается на подходе Вебера -
дальнейшая разработка, полная или частичная модификация, критика и пр.
Веберовская теория харизмы, как и его теоретическое наследие в целом, продолжает вызывать оживленные дискуссии. В социологической теории нет общей позиции как в отношении веберовской концепции харизмы, так и относительно возможности использования данного понятия для анализа современных политических процессов. Причем сам Вебер в докладе «Наука как призвание и профессия» отмечал, что каждое научное достижение со временем устаревает и по своему существу желает быть превзойденным. Удивительным представляется то, что большинство его работ не устарело до сих пор, многие его наблюдения весьма уместны в мире, который претерпел серьезные изменения и во многих отношениях уже отличается от мира его времени. По сути, концепция Вебера представляется нам самостоятельной программой социологического исследования харизматического господства. Итак, исходя из вышесказанного, представляется целесообразным сначала остановиться на основных характеристиках харизмы в понимании Вебера, чтобы затем перейти к концепциям современных теоретиков и обсуждению перспектив развития данной проблематики харизмы.
Хотя категория харизмы имеет немаловажное значение в концепции Вебера, а феномен харизмы рассматривается им во многих работах, тем не менее у Вебера нет конкретной работы, посвященной отдельно этой теме. В итоге категория харизмы используется им в различных контекстах, в соотношении с разными понятиями, что, естественно, не могло не отразиться на наличии в его работах немного отличающихся в акценте и деталях формулировок определения «харизмы». Если вспомнить также об универсальности, фрагментарности и парадоксальности веберовского теоретического наследия, «недоговоренности», то не удивительны различные истолкования его мыслей, постоянно предпринимаемые попытки «расшифровать», что именно Вебер имел в виду в том или ином случае. Итак, понятие харизмы относится к числу камней преткновения для исследователей Вебера. Выглядит вполне логично то, что в данной теории можно найти огромное количество нередко диаметрально противоположных интерпретаций понятий харизмы, критики или предложений по ее изменению, что в конечном счете сказывается на понимании к данной категории в гуманитарных науках.
По классическому определению Макса Вебера: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям» [5, р. 22].
Исходя из данного определения, одной из первоосновных черт понятия является внеобы-денность. Данное свойство актуализирует ряд первостепенных вопросов в отношении харизмы, в частности взаимоотношения подлинной и рутинизированной харизмы, возможность легитимации порядка на основе внеобыденных по своей сути харизматических чувств, соотношение харизматического типа господства с совершенствованием современного мира и политики, возможность политической харизмы вообще и в светском мире в частности.
Разработанные Вебером идеальные типы господства (в том числе и харизматический) в равной мере применимы как к религиозной сфере, так и к сфере политики. В своих работах Вебер рассматривает большой объем взаимоотношений религии и политики. Повышенный интерес представляет современная ситуация, которая, по Веберу, характеризуется тем, что религиозная сфера и политика находятся в противостоянии, как два «самозаконных космоса». Другими словами, актуализируется проблема о том, как возможен феномен харизмы в подобной ситуации? Один из существенных моментов, обусловливающих характер взаимосвязи между политикой и религией, по Веберу, - отношение каждого политического союза к насилию и системе принуждения. В зависимости от возможности применения насилия (потенциальной или актуальной - мирный порядок или война) Вебер описывает два сильно различающихся типа современной политики. Отличительная черта современных войн состоит в том, что существует полная непримиримость не только между политикой и религией, но и между политикой и харизмой.
Согласно Веберу, политическое действие предполагает присутствие трех сторон, от мотивации и действий которых зависит его характер. Это «массы», вождь и его управленческий аппарат. Соответственно, политическое харизматическое господство также зависит от тех же трех участников. Принципиально важно то, что как бы внеобыденна ни была харизма, для своего признания и дальнейшего существования харизматический вождь должен регулярно показывать преимущества и результаты своего «да-
ра», своих действий, т.е. доказательства харизматической легитимности - знаки «благодарности», «чудеса» и т.п. Данное обстоятельство приводит нас к выводу о принципиальном значении «организационного», «бюрократического» аспекта проблемы харизмы. Другими словами, помимо «благодарного» вождя, немаловажную роль, по Веберу, играет наличие профессионального управленческого аппарата, от эффективной деятельности которого зависит успешность создания, поддержания и рутинизации харизмы, в частности политической. По сравнению с политикой «века площадей и митингов» современность с ее прогрессом телекоммуникаций, необычайным развитием средств массовой коммуникации, появлением массового общества и массовой политики не только не умаляет важность организационного аспекта феномена политической харизмы, но, наоборот, делает его одним из главных. Таким образом, представляется целесообразным подробно проанализировать комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений управленческого аппарата и харизматического вождя, - совпадение и конфликт их интересов, основания и возможность совместных действий.
В полной сообразности со своей методологией Вебер изучает легитимные типы господства с точки зрения характера мотивации, вызывающей повиновение. Он находит три возможных (типических) внутренних оправдания, т.е. основания легитимности, и в соответствии с ними различает три типа господства. Во-первых, традиционное, основанное на авторитете «вечного вчерашнего»: авторитете правил, освященных изначальной значимостью и общепринятой установкой на их соблюдение. Далее, легальный тип господства, имеющий в качестве «мотива уступчивости» соображения интереса, веру в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, т.е. ориентацией на подчинение при выполнении установленных правил. И наконец, третий тип, который представляет особенный интерес, - харизматическое господство, основанное на авторитете внеобы-денного личного притягательного дара, харизме как некой экстраординарной поразительной способности, свойстве индивида, выделяющем его среди окружающих его людей.
Вебер считает очевидным, что объединения и организации, принадлежащие к тому или иному чистому типу господства, в исторической действительности исключительны. Базисом любого господства (а соответственно каждого типа) и
желания подчиняться есть вера, состав которой редко бывает простым. Каждый из выделенных типов господства в той или иной степени нуждается в элементах других типов. Таким образом, у Вебера нет замысла локализовать историческую реальность жесткими границами. Полезность систематизации состоит в том, что «в каждом отдельном случае возможно различать, какие именно аспекты организованной группы могут легитимно идентифицироваться как подпадающие под ту или иную категорию господства или весьма к ним близкие» [6, p. 263]. Как отмечает в этой связи Раймон Арон: «... именно потому, что действительность смутна, к ней нужно обращаться с ясными мыслями; именно потому, что нет чисто харизматического или традиционного господства, необходимо<. > четко разделить эти два типа <...> Используя только четко определенные понятия, мы можем соизмерить отклонение их содержания от реальности, рассматривая многочисленные отдельные понятия только в их сочетании, мы можем постигнуть совокупность реальности» [7, с. 514].
Таким образом, харизматический тип господства базируется на чем-то экстраординарном, необычном, никогда ранее не признававшемся, выступая альтернативой господству традиционного типа, которое держится привязанностью к «раз и навсегда заведенному». В то же время и традиционный, и харизматический типы господства опираются на личные отношения между лидером и его последователями и в этом отношении отличны от легального господства как безличного. Однако харизматическое господство в какой-то степени противостоит другим типам господства, поскольку основывает свою легитимную значимость на внеобыденной самоотдаче; харизматический порядок противостоит рутине повседневности, которая соединяет ее с другими типами господства. На основе этого возможно дихотомическое подразделение типов господства на внеповседневный (харизматический) и повседневный (традиционный и легально-рациональный).
Литература
1. Greenfeld L. Reflections on two charismas // The British journal of sociology. - 1985. - Vol. 34. - №1. - P. 117-132.
2. Cavalli L. Charisms and twentieth-century politics // Max Weber, rationality and modernity. Ed. S. Whimster and S. Lash. L. etc.: Allen & Unwin, 1987. - P. 317-334.
3. Dow Th. An analysis of Weber’s work on charisma // The British journal of sociology. - 1978. - Vol. XXIX. - №1. -P. 83-93.
4. Василик М.А., Вершинин М.С. и др. Политология: словарь-справочник. - М.: Гардарики, 2005. - 426 с.
5. Weber M. The sociology of religion // Transl. by E. Fis- 7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли /
coff. Introd. By T. Parsons. - L.: Methuen, 1965. - LXVII, 308 общ. ред. и предисл. П. Гуревича. - М.: Прогресс, Универс,
p. 1993. - С. 514.
6. Weber M. Economy and society // Ed. By G. Roth and C.
Wittich. Berkeley etc.: univ. of California Press. - 1978. - Vol.
1-2. - 1368 p.
Гениндоржиева Димид Батоболотовна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Genindorzhieva Dimid Batobolotovna, postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University. Ulan-Ude, Smo-lin str. 24a.
УДК 316.346.32.32-053.9 © А.Г. Потась
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматриваются инновационные методы организации социального обслуживания граждан пожилого возраста, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, вызывающих необходимость их социальной защиты в виде комплексной реабилитации.
Ключевые слова: социальное обслуживание, медицинская реабилитация, инвалид, социальная защита инвалидов.
A.G. Potas
INNOVATIVE METHODS OF ARRANGEMENT OF SOCIAL SERVICES FOR THE ELDERLY CITIZENS
This article describes the innovative methods of arrangement of social services for the elderly citizens who have infringement of health with a persistent functional disorder of organism, caused by diseases, consequences of injuries or defects, leading to restriction of vital activity and causing a necessity of their social protection in the form of comprehensive rehabilitation.
Keywords: social services, medical rehabilitation, disabled, social protection of disabled people.
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Это означает, что государство берет на себя обязательства способствовать сохранению и продлению полноценной жизни пожилого человека, признает свой долг перед ним. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты, на функционирование которой отпускаются бюджетные средства.
По классификации Всемирной организации здравоохранения, население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 - к старшему, от 90 лет и старше - к долгожителям.
В России люди старше 60 лет - самая быстрорастущая группа населения. По своей численности эта категория перешла рубеж четвертой части населения Российской Федерации.
Удельный вес населения старше трудоспособного возраста в настоящее время по России составляет 21% или 29,8 млн человек, по Бурятии - 16,3% или около 157 тыс. человек. Более
того, согласно прогнозу органов статистики по России, в период до 2025 г. прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей. Так, доля населения старших возрастов достигнет 23 % (36 млн чел.) по Бурятии -20,9 % (204,3 тыс. чел.).
Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Российской Федерации представляет собой многокомпонентную структуру, в которую входят социальные учреждения и их подразделения, предоставляющие услуги пожилым людям и лицам с ограниченными возможностями. В Российской Федерации существует закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. №122-ФЗ, который регламентирует деятельность социальномедицинских учреждений, оказывающих услуги медицинского и социального характера гражданам пожилого возраста и инвалидам. Согласно вышеуказанному закону выделяют такие формы социального обслуживания, как стационарное, полустационарное, социальное обслуживание на дому и срочная медицинская помощь.
Наметившаяся тенденция роста числа людей пожилого возраста и долгожителей обусловила