ценностей современного общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2012.
3. Баскаков А.Н., Насырова О.Д., Давлатназаров М. Языковая ситуация и функционирование языков в регионе Средней Азии и Казахстана. - М., 1995. - 166 с. С. 7.
4. Блумфилд Л. Язык. - М., 1968.
5. Елаев А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. - М., 1994. - С. 31-35.
6. Нугаев М.А., Алтынбаев Р.З. Методологические проблемы исследования современного города // Социальные проблемы города в условиях перехода к рыночным отношениям. - Казань, 1994. - С. 7-8.
Антонова Надежда Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected], [email protected]
Antonova Nadezhda Sergeevna, candidate of sociological sciences, associate professor, department of the theory of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected], [email protected]
УДК 316.346.32-053.9 (571.54) © З.А. Бутуева
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
В статье дан анализ основных этапов развития системы социального обслуживания населения в Республике Бурятия начиная с 1990-х гг. по настоящее время. Проведенное социологическое исследование среди работников социальной сферы позволило выявить основные проблемы функционирования системы социального обслуживания людей старшего возраста в условиях реформирования.
Ключевые слова: старший возраст, система социального обслуживания населения, социальные услуги.
Z.A. Butueva
PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF MODERN SYSTEM OF SOCIAL SERVICE FOR ELDERLY POPULATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA UNDER THE CONDITIONS OF REFORMS
In the article the main stages of the development of social service system in the Republic of Buryatia has been analyzed since the 1990s through the present. The sociological research carried out among the officials of social sphere has allowed to reveal the main problems offunctioning the system of social service of people of older age under the conditions of reforms. The measures for improvement the situation in this sphere have been proposed.
Keywords: older age, system of social services ofpopulation, social services.
Увеличение доли людей старшего возраста в структуре населения страны требует особого внимания к изучению новых потребностей и интересов данной возрастной группы. Система социального обслуживания населения как один из важнейших компонентов института социальной защиты должна отвечать новым вызовам демографической ситуации, связанной с постарением населения. В современных условиях система социального обслуживания переживает ряд изменений, связанных с целым комплексом обстоятельств, включающим проблемы этносоциального развития, новые сочетания глобального, национального и регионального, общественно-группового и личностного компонентов.
В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» рассматривается как один из видов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества. Рассмотрением системы социального обслуживания зани-
маются такие авторы, как В.В. Колков, О.В. Краснова, П.Д. Павленок, А.М. Панов, Е.И. Хо-лостова и др. В современной системе социального обслуживания населения существуют проблемы, связанные с эффективностью социального обслуживания населения, с неразвитостью негосударственного сектора, легитимностью социальных услуг, отсутствием системы мер личной ответственности потребителей социальных услуг и другие.
Проанализируем особенности развития системы социального обслуживания людей старшего возраста в Республике Бурятия. Процесс постарения населения в республике начался на 20 лет позднее, чем в целом по стране [3, с. 261]. На сегодняшний день численность людей старшего возраста составляет 178,7 тыс. человек [9]. Более 5% людей в возрасте 55 лет и старше пользуются услугами системы социального обслуживания в республике [7].
Начиная с 1990-х гг. радикальные изменения в стране и регионе привели к взрыву инди-
видуально-личностных устремлений на фоне дискредитации коллективистских ценностей, изменению образа жизни людей, их смысложизненных ориентаций. Институты социальной поддержки, созданные в советское время, оказались недееспособными в силу идеологических подходов, отсутствия ресурсной базы, изменившихся социальных условий.
В середине 1990-х гг. было принято два федеральных закона, регламентирующих общие принципы предоставления социальных услуг и социального обслуживания граждан старшего возраста. В этот период происходит создание обширной сети государственных и муниципальных учреждений, оказывающих специализированную социальную помощь. Система социального обслуживания в эти годы выполняла роль «скорой помощи», особенно в сельской местности, где значительную часть составляли люди преклонного возраста, так как трудоспособное население переезжало в городскую местность на заработки.
Новый стимул система социального обслуживания получила в начале XXI в., когда произошло существенное укрепление материальнотехнической базы, внедрение персонифицированного учета граждан, состоящих на социальном обслуживании. Стационарные учреждения превратились из ветхих домов в респектабельные учреждения с евроремонтом и современным медицинским оборудованием. Огромные финансовые вливания были необходимы и оправданы, т.к. в 90-е гг. ХХ в. федеральные, республиканские программы только декларировались, а на самом деле не осуществлялись из-за недостатка материально-финансовых ресурсов.
Постепенно начинает меняться концепция организация заботы о данной категории населения. Государство по-прежнему играет значительную роль в организации социальной защиты населения. Так, в Республике Бурятия Министерство социальной защиты населения является исполнительным органом, который контролирует всю проводимую работу на государственном уровне в отношении старшего поколения.
Значительно изменилась система социальной поддержки старшего поколения в 2004 г. в связи с принятием ФЗ №122, когда произошла замена натуральных льгот, предоставляемых пожилым людям, на их денежный эквивалент, а социальные службы были переданы с муниципального финансирования на региональный бюджет. Система социальной защиты становится не государственным, а региональным инструментом социальной политики. Это позволяет заниматься за-
конотворческой деятельностью в системе социального обслуживания населения в республике с учетом интересов потребителей социальных услуг. «В этот период растет численность социальных служб. Если в 1992 г. насчитывалось 86 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста (первые такие центры были созданы в 1987 г.), то в 1995 г. их было уже 999, а на 1 января 2005 г. — 2 090» [9, с.138].
Таким образом, экстенсивный характер развития системы социального обслуживания, начатый в середине 90-х гг. ХХ в. привел к увеличению расходов из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов, призванных обеспечить предоставление населению социальных выплат в денежной и натуральной форме. В итоге объемы и темпы роста социальных обязательств государства стали заметно опережать его финансовые возможности. Поэтому предоставление мер социальной поддержки в виде субсидий, льгот, т.е. только материальной помощи в системе социального обслуживания населения может послужить причиной тупикового варианта развития данного вида деятельности.
Экономический кризис 2008-2009 гг. повлиял на социально-экономическое положение республики и привел к ухудшению жизни социально незащищенных слоев населения, в том числе и старшего поколения. Одним из важных индикаторов общественного развития является социальное самочувствие населения. Проведенное кафедрой теории социальной работы Бурятского госуниверситета социологическое исследование в 2011 г. показало, что экономические изменения оказали неоднозначное влияние на положение населения Республики Бурятия. Домохозяйства по-разному испытывали на себе это воздействие и, соответственно, индивидуально строили стратегии выхода из сложившейся ситуации [1, с.181].
Начиная с 2008 г. в Республике Бурятия, как и в России в целом, происходит реформирование системы социального обслуживания, ее оптимизация за счет выстраивания гибкой модели социальных учреждений, внедряются современные социальные и информационные технологии, повышается доступность и качество услуг с использованием программно-целевого метода, меняется организационно-правовая форма социальных учреждений. К 2012 г. все учреждения социальной сферы в республике действуют как автономные. Принятие закона «О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия» (2008) позволило регламентировать деятельность в системе социальных служб, утвердить
государственные стандарты на социальное обслуживание. Одной из особенностей данного закона является регламентация новых форм социального обслуживания, таких как «хоспис на дому» и «приемная семья для пожилого человека». Рассмотрим их подробнее.
Основной задачей хосписа на дому является решение вопросов по комплексному удовлетворению медицинских, социальных, психологических и духовных потребностей, формирование условий для поиска нового смысла жизни, оказание им паллиативной помощи и поддержки. С психологической точки зрения задача такой службы сводится к способствованию усилению и моральному совершенствованию личности умирающего, раскрытию в нем еще функционирующих механизмов, предотвращению деморализации и деструктивной агрессивности. Данная форма социального обслуживания не получила большого распространения. В настоящее время хосписной службой в республике пользуются лишь 24 человека [7]. На это имеется ряд причин. Одним из необходимых условий повышения эффективности деятельности хосписной службы является отграничение социального поля работы каждого специалиста, его компетенции, не исключая взаимодействия с другими субъектами помощи [10, с. 96].
Особое место среди форм социального обслуживания занимает приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов. Эта форма социальной поддержки дает возможность одиноким пожилым людям жить в комфортной обстановке, сохранять знакомое окружение, ощущать душевное тепло и участие неравнодушных людей. Социальное обслуживание в приемной семье направлено на максимальное продление пребывания граждан старшего возраста в привычной социальной среде, в целях поддержания его социального статуса [6, с.174]. В 2012 г. в республике создано 90 приемных семей для людей старшего возраста. Наибольшее распространение данная форма жизнеустройства людей старшего возраста получила в сельской местности, особенно в отдаленных районах. Одной из трудностей при создании такой формы социального обслуживания, как «приемная семьи для пожилого человека», является подбор кандидатов, которые бы имели возможность принять в семью пожилого гражданина. Поэтому одним из важных моментов развития данной формы жизнеустройства является создание профессиональной службы сопровождения приемной семьи для людей старшего возраста [5, с.110].
Важным итогом развития социального обслуживания в республике является принятие республиканской программы «Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия» на 2011-2013 гг. Приоритетными задачами данной программы являются: внедрение инновационных проектов по предоставлению услуг на дому и в учреждениях социального обслуживания; поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; досуг, общественная жизнь пожилых людей, обеспечение доступности объектов жизнедеятельности [9].
Эффективность социального обслуживания во многом определяется профессиональным уровнем специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей. От профессионального и своевременного оказания социальных услуг зависит в целом стабильность и социальное благополучие в обществе. Для улучшения качества социального обслуживания людей старшего возраста в течение 2011-2012 гг. автором совместно с преподавателями кафедры теории социальной работы и студенткой И.А. Раднаевой было проведено социологическое исследование среди работников системы социального обслуживания населения. В качестве респондентов выступили 514 социальных работников, оказывающих услуги людям старшего возраста, которые проживают в 14 районах республики. Данные исследования могут послужить для разработки рекомендаций по оптимизации процессов функционирования и совершенствования системы социального обслуживания населения в республике.
В ходе исследования мы составили социальный портрет работников социальной сферы. В основном в сфере социального обслуживания граждан старшего возраста работают люди зрелого и предпенсионного возраста. Так, среди опрошенных социальных работников 36 % были в возрасте от 46 до 55 лет, 33 % - от 36-45 лет и 23 % - от 26 до 35 лет. Стаж работы в системе социальной защиты населения составил - от года до пяти лет (27 %), 6-10 лет (25 %), до года (21 %). Данные свидетельствуют о том, что в социальной сфере в основном работают специалисты с опытом работы, стаж которых составляет более пяти лет. Среди работников социальной сферы 54 % имеют среднее специальное образование, 23 % - высшее и 21% - среднее общее. Диплом «специалист по социальной работе» имеет лишь 3 % от числа респондентов. Наибольшее количество опрошенных воздержались
от ответа, либо выбрали вариант «нет специальности» - 15 % и 17 % соответственно. В действительности социальными работниками в общей массе трудятся люди без достаточной теоретической и практической подготовки, они получают навыки профессиональной деятельности уже в процессе работы.
Социальные работники в своей профессиональной деятельности взаимодействуют в людьми старшего возраста. И нам было интересно узнать, как они характеризуют своих клиентов. В основном были получены положительные характеристики людей старшего возраста. 78,3 % респондентов так описали пожилых людей: они добрые, внимательные, доброжелательные, мудрые, отзывчивые, 21 % считают их беспомощными, жадными, завистливыми, обидчивыми, капризными и агрессивными.
Кадры играют важную роль в профессионализации социальной работы, от того, как подготовлены кадры, зависит эффективность всей последующей деятельности организации. Работники системы социального обслуживания испытывают необходимость в получении знаний о социально-психологических особенностях людей старшего возраста и эффективных способах коммуникации с ними (34,5 %), в знании законодательства в данной сфере (27,5 %). Также опрошенные отметили, что необходимы навыки в оказании первой медицинской помощи (16,4 %). Если у людей, повседневно взаимодействующих со старшим поколением отсутствует специальная профессиональная подготовка, то он не смогут разрешить психосоциальные проблемы своих клиентов. Таким образом, необходимы программы, направленные на повышение компетентности работников социальной сферы. Поэтому важное значение в системе социального обслуживания приобретают службы повышения квалификации персонала. Отметим, что в 2011-2012 гг. на базе Бурятского государственного университета были проведены курсы повышения квалификации социальных работников по программе «Проблемы и перспективы социальной работы» и «Старшее поколение: особенности социальной работы в современных условиях», в которых приняло участие 750 социальных работников Республики Бурятии. В дальнейшем профессиональное переобучение специалистов социальной сферы получит свое продолжение.
Опрашиваемые выделили главные, на их взгляд, профессионально-личностные качества социального работника, такие как вежливость, терпимость, ответственность, отзывчивость,
добропорядочность, внимательность, коммуникабельность. Наиболее недопустимыми качествами для социального работника были выделены агрессивность, лживость, грубость, корыстность, брезгливость и злобность. Для помогающих профессий проблема выделения необходимых качеств личности специалиста, его знаний, умений, навыков, способностей, психофизиологических возможностей и требуемого уровня подготовки достаточно актуальна, поскольку от уровня профессионализма работников данной сферы напрямую зависит повышение уровня и качества жизни наименее защищенных категорий населения. «Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует» [2, с.108].
На вопрос «Есть ли риски и опасности в вашей работе» ответы разделились следующим образом: 55% респондентов отметили эмоциональное профессиональное выгорание, 10% -большие физические нагрузки, 8% - травмо-опасность профессии, особенно в сельской местности, 4% - неадекватное поведение родственников подопечных, 3% - скрытые заболевания клиента, 11% не отметили никаких рисков в работе. Работники социальной сферы относятся к группе профессий, которой угрожает «синдром эмоционального выгорания».
В ходе анализа выяснилось, что основным недостатком в работе РГУ «Центр социальной поддержки населения» по уходу за гражданами старшего возраста является чрезмерное число проверок, мешающих работе. Это отметили 35% опрошенных. Затем ответы расположились следующим образом: недостаток необходимого
оборудования - 28 %, неравномерное распределение обязанностей среди сотрудников - 13 %, недостаточность знаний - 12 %, отсутствие необходимой помощи и проверок со стороны вышестоящих органов - 10 %, никаких недостатков не имеется - 2 %. Также было выявлено, что работники системы социального обслуживания граждан старшего возраста нуждаются в санаторно-курортном лечении (35 %), материальной помощи (28 %), психологической разгрузке (5 %), специальной одежде (4 %), в понимании (1 %). Большой процент составили те, кто воздержались от ответа (22 %) и не нуждаются в помощи (5 %).
По мнению опрошенных для развития системы социального обслуживания и улучшения ее качества необходимо: повысить пенсии и зара-
ботную плату социальным работникам (17 %), пересмотреть тарифы на услуги (17 %), улучшить материально-техническую базу (8 %), поднять престиж профессии (8 %), изменить законы (8 %), создать хорошие условия труда (8 %), изменить перечень услуг (5 %), изменить технологию обслуживания (5 %). Из ответов респондентов следует, что реформирование системы социального обслуживания напрямую затронула субъектов этой системы, социальных работников. Они также оказались социально незащищенными, т.к. подвержены различным рискам, таким как профессиональное выгорание, физические нагрузки, травмоопасность, неадекватное поведение родственников подопечных и т.д. Решение проблем и использование наиболее эффективных технологий позволит более эффективно организовать социальное обслуживание граждан старшего возраста.
В условиях демографического старения социальное обслуживание населения республики должно получить новый импульс к развитию в направлении наиболее полного удовлетворения потребностей людей старшего возраста качественными услугами. Очевидны достижения в системе социального обслуживания в республике, но существует ряд проблем, на которых хотелось бы остановиться.
Недостаточно развита социальная инфраструктура для данной категории населения, рынок социальных услуг незначителен, в основном он представлен государственным сектором. Малый бизнес неохотно участвует в этой сфере из-за низкой рентабельности. Для изменения сложившейся ситуации необходимы структурные изменения. Например, в развитых странах система социального обслуживания людей старшего возраста представлена как государственным, так и негосударственным секторами. Причем существует возможность выбора помощи на дому от государственных или частных организаций. Количество частных компаний в секторе социального обслуживания растет из года в год.
В Республике Бурятия одним из ярких примеров предоставления социальных услуг людям старшего возраста является общественная организация Бурятское республиканское отделение «Союз пенсионеров России». Еще в 2008 г. данной организацией был инициирован проект -открытие общественного университета «Знание» для пенсионеров. По мнению председателя организации В.А. Агаловой, университет в настоящее время стал центром, объединяющим людей старшего возраста, открывающим возможности для общения. В настоящее время дей-
ствует 12 факультетов по различным направлениям. В 2012 г. при поддержке Бурятского гос-университета был открыт факультет компьютерной грамотности для пенсионеров. Развитие таких университетов вносит большой вклад в реализацию принципа «образование через всю жизнь» [4, с.166].
В настоящее время некоммерческие организации должны стать неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, одним из ведущих компонентов социальной сферы. Использование добровольного труда, привлечение спонсорской помощи и грантов приводит к тому, что для НКО необходимо меньшее бюджетное финансирование, чем государственным учреждениям.
Проблема адресности является одной из центральных в разработке практического инструментария предоставления социальных услуг и включает широкий круг вопросов, таких как разработка набора индикаторов, отражающих реальные характеристики уровня потребления, разработка критериев эффективности механизмов обеспечения адресности социальных услуг, повышения уровня квалификации работников социальной защиты и т.д.
Таким образом, анализ системы социального обслуживания в отношении старшего поколения в Республике Бурятия выявил противоречия и основные тенденции развития. Система социального обслуживания населения представляет собой вид деятельности, призванный способствовать развитию общества наряду с такими институтами, как система образования, здравоохранение, семья. Система социального обслуживания должна отвечать требованиям современности и быть направлена на предупреждение причин, порождающих проблемы старшего поколения, на развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе, создание и эффективное функционирование объединений людей старшего возраста для их наилучшей интеграции.
Литература
1. Бадараев Д.Д. Социальное самочувствие сельского населения Республики Бурятия в послекризисный период (социологический анализ) // Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып. 5 Психология, социальная работа. - 2012. - С. 185189.
2. Базарова Т.С. Психологические характеристики профессиональной компетентности социального работника // Вестник Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып.5 Психология, социальная работа. - 2012. - С. 107-112.
3. Бутуева З.А. Постарение населения Республики Бурятия: история вопроса и современная ситуация // Вестник
Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып.5 Психология, социальная работа. - 2011. - С. 260-265.
4. Бутуева З.А. Роль образования в ценностных ориентациях старших граждан: новые вызовы в изменяющемся мире // Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып.5 Психология, социальная работа. - 2012. - С.163-167.
5. Долгова Т.М. Приемная семья как инновационная форма жизнеустройства людей старшего возраста: основные проблемы и перспективы развития / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы науч.-практ. конф. молодых ученых с меж-дунар. участием. - Улан-Удэ, 2012. - С. 108-112.
6. Ефимов С.Г. Социальное обслуживание граждан старшего возраста в условиях модернизации общества // Вестник Бурят. гос. ун-та. Вып. 5 Психология, социальная работа. - 2012. - С. 171-176.
7. Отчет о выполнении Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия мероприятий Свод-
ного плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года, за I полугодие 2012 г. / Официальный сайт Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия / URL: http: minsoc-buryatia.ru (Дата обращения 08.01.13).
8. Панов А.М. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации: этапы формирования, современное состояние и перспективы развития // Вестник Мордовского ун-та. - 2010. - №2. - С.138-148.
9. Республиканская программа «Повышение качества жизни пожилых людей Республики Бурятия» на 2011 -2013 годы / Официальный сайт Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия / URL: http: minsoc-buryatia.ru (Дата обращения 08.01.13).
10. Социальная работа в Республике Бурятия: учеб. пособие / отв. ред. Т.С. Базарова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - 188 с.
Бутуева Зинаида Арсентьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected], [email protected]
Butueva Zinaida Arsentevna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of the theory of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected], [email protected]
УДК 130.2:316 © Д.Б. Гениндоржиева
КОНЦЕПЦИЯ ХАРИЗМЫ МАКСА ВЕБЕРА
Статья посвящена анализу феномена харизмы, который получил распространение в гуманитарных науках благодаря работам М. Вебера. Рассмотрены типы господства по Веберу, в особенности - харизматический.
Ключевые слова: харизма, Макс Вебер, концепции, харизматичный лидер.
D.B. Genindorzhieva A CONCEPT OF CHARISMA BY MAX WEBER
This article is devoted to the analysis of charisma’s phenomenon which gained dissemination in the humanities owing to M. Weber's works. Domination types, having revealed by Weber, have been considered, in particular - charismatic one.
Keywords: charisma, Max Weber, concepts, charismatic leader.
Одним из исполинов немецкой социальнополитической жизни, несомненно, следует считать Макса Вебера. Научная разработка вопроса харизмы прежде всего связана с его именем. Вебер впервые выполнил системный анализ феномена харизматического господства. Следует выделить тот факт, что специальному исследованию, анализу и оценке веберовской концепции харизмы посвящены работы Л. Гринфильда [1, р. 117-132], Л. Кавалли [2, р. 317-334], Т. Доу [3, р. 83-93] и ряда других исследователей. В гуманитарных науках нет единого мнения как в отношении концепции харизмы Вебера, так и относительно вероятности применения данного понятия для рассмотрения современных социально-политических процессов. Необходимо отметить тот факт, что большинство подходов к объяснению феномена харизмы, разработанных в дальнейшем, выстраиваются по принципу пре-
образования, расширения или критики веберовской интерпретации понятия «харизмы».
При этом необходимо определить, что же означает концепт «харизма» в различных сферах его изучения. Данное слово по-гречески означает «милость». Под ней подразумевается исключительный авторитет некоторых личностей внутри какой-либо общности.
Также слово «харизма» использовалось в древнегреческой мифологии для определения дара притягивать к себе интерес со стороны окружающих людей. При этом харитами называли древнегреческих богинь красоты, грации и изящества.
В христианстве данный термин означает «дар Бога». В церковнославянских и русских переводах новозаветных и иных текстов харизма обычно передается словом «благодать».
Определение, которое предлагает известный автор фенотипологии Марк Лучин звучит так: