Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МОДА»'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МОДА» Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мода / социологические теории моды / трансформация моды / социологическое знание / теория демонстративного поведения / концепция подражания. / fashion / sociological theories of fashion / transformation of fashion / sociological knowledge / demonstrative behavior / the concept of imitation.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Усова Л.В.

Мода волнует умы не только многих ученых, но и отображает все процессы, происходящие в обществе и в жизни любого человека. Мода воспроизводит концептуальные сдвиги в социуме, она может изменять общество, выступая в качестве стимула, влияющего на динамику мира, как сила, которая заставляет вещи двигаться и развиваться. Мода вошла в нашу повседневность и заняла очень прочное место в ней, именно поэтому изучение представлений относительно данного феномена является актуальным вопросом в современном мире. В статье рассматривается категория «мода» в работах Г. Зиммеля, Г. Спенсера, Г. Тарда, где мода рассматривается через призму концепции подражания. С точки зрения теории демонстративного поведения (Т. Веблен, В. Зомбарт), мода служит средством достижения и поддержания определённого социального статуса. Сторонники семиотического подхода Р. Барт и Ж. Бодрийяр рассматривали моду как совокупность знаков, характерных для конкретного общества. Анализ свидетельствует о существовании различий в представлениях о моде, что требует от ученых дальнейшего изучения с учетом социокультурного контекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES OF A FASHION CONCEPT CONTENT

Fashion is not only exercising the minds of many scientists, but also reflects all the society processes and in the life of any person. Fashion reproduces conceptual shifts in social community, it can change society, being an incentive influencing the dynamics of the world, and a force that makes things move and develop. Fashion has entered our everyday life and has sprung into full being in it, therefore the study of ideas about this phenomenon is an urgent issue in the modern world. The article examines the category of "fashion" in the works of G. Simmel, G. Spencer, G. Tard, where fashion is considered through the prism of the concept of imitation. According to the demonstrative behavior fashion is a tool for achieving and maintaining a certain social status (T. Veblen, V. Sombart). Proponents of the semiotic approach R. Barth and J. Baudrillard considered fashion as a set of signs characteristic of a certain society. The analysis indicates the existence of differences in ideas about fashion, which requires further study by scientists taking into account the socio-cultural context.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МОДА»»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.96.96.007 УДК 316.728

¡g) ®

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МОДА»

Усова Л. В.

Кубанский государственный университет

Аннотация. Мода волнует умы не только многих ученых, но и отображает все процессы, происходящие в обществе и в жизни любого человека. Мода воспроизводит концептуальные сдвиги в социуме, она может изменять общество, выступая в качестве стимула, влияющего на динамику мира, как сила, которая заставляет вещи двигаться и развиваться. Мода вошла в нашу повседневность и заняла очень прочное место в ней, именно поэтому изучение представлений относительно данного феномена является актуальным вопросом в современном мире. В статье рассматривается категория «мода» в работах Г. Зиммеля, Г. Спенсера, Г. Тарда, где мода рассматривается через призму концепции подражания. С точки зрения теории демонстративного поведения (Т. Веблен, В. Зомбарт), мода служит средством достижения и поддержания определённого социального статуса. Сторонники семиотического подхода Р. Барт и Ж. Бодрий-яр рассматривали моду как совокупность знаков, характерных для конкретного общества. Анализ свидетельствует о существовании различий в представлениях о моде, что требует от ученых дальнейшего изучения с учетом социокультурного контекста.

Ключевые слова: мода, социологические теории моды, трансформация моды, социологическое знание, теория демонстративного поведения, концепция подражания.

THEORETICAL APPROACHES OF A FASHION CONCEPT CONTENT

Lyubov V. Usova

Kuban State University

Abstract. Fashion is not only exercising the minds of many scientists, but also reflects all the society processes and in the life of any person. Fashion reproduces conceptual shifts in social community, it can change society, being an incentive influencing the dynamics of the world, and a force that makes things move and develop. Fashion has entered our everyday life and has sprung into full being in it, therefore the study of ideas about this phenomenon is an urgent issue in the modern world. The article examines the category of «fashion» in the works of G. Simmel, G. Spencer, G. Tard, where fashion is considered through the prism of the concept of imitation. According to the demonstrative behavior fashion is a tool for achieving and maintaining a certain social status (T. Veblen, V. Sombart). Proponents of the semiotic approach R. Barth and J. Baudrillard considered fashion as a set of signs characteristic of a certain society. The analysis indicates the existence of differences in ideas about fashion, which requires further study by scientists taking into account the socio-cultural context.

Keywords: fashion, sociological theories of fashion, transformation of fashion, sociological knowledge, demonstrative behavior, the concept of imitation.

Введение. Мода как предмет исследования обращает на себя внимание ученых различных эпох. Попытки определить ее значение прослеживаются в социологии, психологии, философии и в других науках. Однако из-за сложности рассматриваемого феномена, при попытке конструирования общих критериев, исследователи приходят к множеству различных мнений и интерпретаций. Стоит отметить, что мода при кажущейся мимолетности, меняющие само общество и потребности людей, становится темой для серьезных рассуждений, и при оценивании феномена моды, необходимо рассматривать ее на разных уровнях и с разных точек зрения.

Обсуждение. Результаты. Значимым исходным моментов в изучении моды является концепция

подражания, рассматриваемые в работах Г. Зиммеля, Г. Спенсера, Г. Тарда. Именно через подражание формируются групповые и социальные ценности и нормы, а индивиды, которые их усваивают, социализируются, получая возможность адаптироваться к условиям изменяющейся среды.

Так, родоначальник эволюционизма Г. Спенсер в своем труде «Опыты научные, политические и философские» рассматривал моду как часть института обычаев. Мода выступает не только как форма подражания, но и как способ социального регулирования поведения людей. В этом проявляется ее схожесть с другими институтами (политическими, религиозными).

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Однако Г. Спенсер считал, что мода не является формой подражания лучшему, совсем наоборот, часто она служит неким способом принуждения людей. Изначально различия в одежде говорили о сословных разделениях. Спенсер замечает, что мода заключается не в самой одежде, которую носит человек, а в его социальном положении - главном факторе возникновения моды, «ибо обычаи, принимаемые каждым поколением от предшествующего без всякого размышления или исследования, предполагают стремление к подражательности... всего сильнее у дикарей, стоящих на самой низкой ступени развития» [1, с. 365]. Этот процесс Г. Спенсер трактует как «подражание» или «просачивание вниз». Выполняя функцию социального контроля, мода выступает одной из форм отношений между нижними и верхними слоями общества.

Французский социолог, криминолог и социальный психолог Габриель Тард в своей работе «Законы подражания», подобно Г. Спенсеру, определял моду как один из видов подражания (имитации), являясь основой человеческих взаимоотношений, подражание выполняет социально-коммуникативную функцию в обществе: «. все, что есть в явлениях, представляемых человеческими обществами, социального, а не жизненного или физического, будет ли то сходство или различие, - имеет своей причиной подражание» [2, с. 46]. И подражание выступает естественным социальным состоянием и часто носит неосознанный характер.

Общество и есть подражание, а мода является его частным случаем. Тард Г. видит в подражании человека не принуждение, а потребность, так как лидер позволяет менее сильным личностям найти направление деятельности, помочь принять решение, основанное на его удачном опыте. Благодаря этому явлению, возникают социальные связи между людьми. Ученый считал, что мода выступает альтернативой обычаю в виде социальной инновации, где более сильные личности влияют на более слабых. Также, как и Г. Спенсер, в обычае и подражании, Г. Тард видел важную функцию социального контроля. Исходя из этого, мода предстает как одна из основных форм подражания человека, значение которой постепенно увеличивается с развитием общества.

В рамках концепции подражания, действия человека служат средством достижения и поддержания определенного социального статуса.

Например, мода как противоречивый феномен рассматривается Георгом Зиммелем: с одной стороны, она способствует объединению людей, а с другой - является механизмом дифференциации общества. Тем не менее, выявление данного противоречия необходимо для понимания моды как сложного социокультурного явления. Под подражанием Г. Зиммель подразумевает переход от групповой жизни к индивидуальной.

Такое подражание приносит людям успокоение, освобождает от проблемы выбора, ответственности и задает вектор деятельности. Мода представляет собой социальный институт, где посредством подражания образцу, с одной стороны, удовлетворяются потребности индивида в единении с массой, а с другой, в выражении своей индивидуальности.

Зиммель считает, что мода всегда делит общество на классы, внутренне соединяя и одновременно отделяя друг от друга, поэтому «мода о з н ачает, с одной стороны, присоединение к равным по положению, . определение их как не принадлежащих к ней» [3, с. 269].

Т. Веблен в своей работе «Теория праздного класса» рассматривает феномен моды с позиции демонстративного потребления праздного класса. По его мнению, институт праздного класса, как и все социальные институты, является воплощением определенного поведения, обычаев, которые обладают своим авторитетом в обществе.

Важной особенностью изучения моды у Т. Веблена является соперничество между людьми, которое приводит к расслоению общества. Демонстративное поведение праздного класса предполагает «жизнь напоказ», исключение рационального потребления. «Владение большей собственностью означало более высокое положение в обществе, поэтому представители класса собственников стремились демонстрировать свое богатство.» [4, с. 34].

Представители каждого слоя перенимают поведение и образ жизни людей более высокого положения и стремятся не отставать от этого «идеала-образца». Т. Веблен считает, что именно одежда выступает наиболее ярким элементом демонстративного потребления, выполняя, таким образом, свою главную социальную функцию.

П о м н е нию Т. Веблена, с развитием буржуазной ци в ил и з ации власть вещей над людьми только усиливается, поэтому он осуждает действия праздного класса, эту погоню за модой, которая «поглощает» жизнь человека.

Социолог с критической точки зрения рассматривает моду и праздность, выступая за рациональное потребление, которое удовлетворяло бы действительные, а не мнимые нужды людей.

В. Зомбарт считал моду главным «детищем капитализма», так как она яснее всего отражает его дух и характерные особенности, являясь механизмом хозяйственной системы. В работе «Народное хозяйство и мода» он подмечает, что «современное капиталистическое развитие уничтожает всякие сословные и местные особенности и ведет к нивелированию всех вкусов. .из городов регулируется . одежда, домашняя утварь и всякий другой спрос товаров для всей

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

страны» [5]. Причины этого он видит в возникновении пролетариата, в интересах крупных производителей, в росте потребления общественными учреждениями и приросте армии чиновников, обобществлении потребления и т.п.

Среди других предпосылок возникновения и существования моды В. Зомбарт выделяет урбанизацию, «процесс повышения комфорта жизни», постоянную потребность в изменениях и новизне у нового поколения.

В. Зомбарт отмечает, что влияние феномена моды на общество можно наблюдать не только на современном этапе развития, но отпечатки можно встретить в итальянских городах уже в XV веке. Именно в этот период времени мода начала активно влиять на формы экономической жизни.

Главной целью концепции В. Зомбарта является выявление значения, которое мода имеет для хозяйственной жизни. Феномен моды «представляет одну из. форм, с помощью которых стремятся создать компромисс между стремлением к социальному равенству и к выдвиганию индивидуальных преимуществ» [5]. Среди характерных особенностей современной моды он выделяет власть моды над огромным количеством потребления.

Несмотря на основной угол обзора моды через капитал, автор затрагивает социальные механизмы «просачивания» и значение подражания высшим слоям общества. Стремление людей к подражанию высшим слоям общества посредством демонстративного поведения, используется индустрией моды, путем «навязывания» образцов лидерами моды из числа богем и средних классов.

Блумер Г. в своих работах выводит концепцию моды на основе «коллективного поведения». Он считает, что мода перестала быть «случайным» социальным явлением, она проникает в различные сферы жизни общества и оказывает влияние на любого, кто с ней соприкасается. Феномен моды базируется на дифференциации и соперничестве в обществе - «именно это черта и превращает моду в движение» [6, с. 211]. По мнению ученого, мода представляет собой как средство для выражения вкусов и предрасположений.

Сторонниками семиотического подхода к изучению моды являются Р. Барт, Ж. Бодрийяр. Они рассматривают моду как совокупность знаков, характерных для конкретного общества.

Ж. Бодрийяр в своей работе «Символический обмен и смерть» считает, что мода является универсальной системой, где происходит взаи-

мообмен знаками. Ученый пишет, что «предполагается замирание форм, которые как бы абстрагируются и становятся вневременными эффективными знаками, а уже те, в силу какой-то искривленности времени, могут вновь появиться в настоящем времени.» [7, с. 170]. Иными словами, развитие моды происходит из-за того, что в знаках нет определенной структуры, они склонны к движению и постоянным изменениям.

Мода живет в контексте современности и образует базис современной культуры. Появление моды возможно только в социально мобильных обществах в контексте современности. Здесь ученый считает, что «современная эпоха - это о собый код, и эмблемой его служит мода» [7, с. 174]. Можно сказать, что мода пронизывает все сферы жизни общества.

По мнению Ж. Бодрийяра, мода иррациональна, она не поддается осмыслению, она призвана вызывать эмоции, но не от обладания какой-то вещью или ее свойств, а от самого факта обладания символом.

Также, большое внимание моде уделил Р. Барт в своем труде «Система моды». Французский ученый исходил из того, что феномен моды изменился благодаря массовому развитию массового общества и распространению элементов массовой культуры таких как модные журналы. По его мнению, мода стала «повествованием» и самостоятельным культурным объектом благодаря языку.

Р. Барт тщательно собрал все высказывания современных на тот момент журналов, газет, книг и прочих печатных источников, вплоть до рекламных лозунгов, относящихся каким-либо образом к моде. Так, по его мнению, можно выстроить некую систему, в которой обнаруживают себя элементы моды.

Барт связывал основу моды только с ее тиранической властью над миром. «Мода . догматически отрицает ту, что ей предшествовала; то есть, свое собственное прошлое; каждая новая мода -это отказ от наследия, восстание против гнета старой моды» [8, с. 308]. Современность освобождает нас от традиций, но делает рабами нового мира значений и смыслов.

Заключение. Таким образом, мы рассмотрели основные теоретические подходы к определению понятия моды. Каждая из теорий привносит что-то новое в изучение данного феномена, раскрывая ее новые грани. Мода, являясь частью системы, подвергается постоянным изменениям и усложнениям.

В современном мире мода уже не передает информацию, она сама ей становится.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер; Пер. с англ. под ред. Н.А. Руба-кина. Мн. : Современный литератор, 1999. 1408 с.

2. Тард Г. Законы подражания; Пер. с фр. М. : Академический Проект, 2011. 304 с.

3. Зиммель Г. Избранное. Созерцание жизни. М. : Юрист, 1996. Т. 2. 607 с.

4. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен; Пер. с англ. и вступ. статья С.Г. Сорокиной; Общ. ред. В.В. Мотылевой. М. : Прогресс, 1984. 369 с.

5. Зомбарт В. Народное хозяйство и мода / В. Зомбарт // Избранные работы. URL : https://litresp.ru/chitat/ ru/%D0%97/zombart-verner/izbrannie-raboti/6

6. Блумер Г. Коллективное поведение / Г. Блумер; Сост. Е.И. Кравченко; Под ред. В.И. Добренькова // Американская социологическая мысль. М. : Изд-во МГУ, 1994. С. 168-215.

7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М. : Добросвет, 2000. 389 с.

8. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт; Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 511 с.

References:

1. Spencer G. Scientific, political and philosophical experiments / G. Spencer; Translated from English; Edited by N.A. Rubakin. Mn. : Modern writer, 1999. 1408 p.

2. Tard G. The laws of imitation; trans. from French. M. : Academic Project, 2011. 304 p.

3. Simmel G. Favorites. Contemplation of life. M. : Yurist, 1996. Vol. 2. 607 p.

4. Veblen T. The theory of the leisure class / T. Veblen; Transl. from English and introduction; Article by S.G. Sorokina; General ed. by V.V. Motyleva. M. : Progress, 1984. 369 p.

5. Sombart V. National economy and fashion / V. Sombart // Selected works. URL : https://litresp.ru/chitat/ru/ %D0%97/zombart-verner/izbrannie-raboti/6

6. Bloomer G. Collective behavior / G. Bloomer // American sociological thought; Comp. E.I. Kravchenko; Edited by V.I. Dobrenkov. M. : Publishing House of Moscow State University, 1994. P. 168-215.

7. Baudrillard J. Symbolic exchange and death / J. Baudrillard; Transl. from fr. and the introductory article by S.N. Zenkina. M. : Dobrosvet, 2000. 389 p.

8. Bart R. The fashion system. Articles on the semiotics of culture / R. Bart; Comp., trans. from Fr. and the introductory article by S.N. Zenkin. M. : Publishing House named after him. Sabashnikov, 2003. 511 p.

Информация об авторе

Усова Любовь Викторовна

кандидат социологических наук, доцент,

доцент кафедры социологии, Кубанский государственный университет lyubov_soc@mail.ru ОЯСЮ: 0000-0001-7699-5321

Lyubov V. Usova

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor

of the Department of Sociology,

Kuban State University

lyubov_soc@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7699-5321

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.