Научная статья на тему 'Социологический дискурс о моде'

Социологический дискурс о моде Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
421
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / FASHION / СОЦИОЛОГИЯ МОДЫ / FASHION SOCIOLOGY / ТЕОРИЯ МОДЫ / THEORY OF FASHION / ПОДРАЖАНИЕ / IMITATION / ИМИТАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОДЫ / SOCIOLOGICAL THEORY OF FASHION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зинченко Геннадий Павлович, Алексеенко Лилия Владимировна

В данной статье мы разберем подходы к изучению моды представителей ранней социологии, классической социологии и современной, сравним эти подходы, выявим общие взгляды на феномен моды. Обзор социологических теорий моды позволит нам понять степень важности и роль моды в социально-производственной системе общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological discourse on fashion

This article is devoted to the new approaches to the fashion learning by the presents of classical sociology. Also, we compare these am roaches and find some common characteristics at the fashion phenomena. Overview of sociological theories of fashion will allow us to understand the degree of importance and the role of fashion in the social and productive system of society.

Текст научной работы на тему «Социологический дискурс о моде»

Г.П. Зинченко Заслуженный деятель РФ, доктор философских наук, профессор, завкафедрой социологии Южно-Российского института -филиала РАНХиГС при Президенте Российский Федерации*

Л.В. Алексеенко Аспирант кафедры Южно-Российского института -филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации**

Социологический дискурс о моде

Феномен социальной жизни, для которого характерно временное выделение конкретных объектов из обширной массы как высокоизвестных, обладающих определёнными параметрами и характеристиками, одной из которых является новизна, называется модой. Феномен моды выступает в роли элемента социально-производственной системы, и невозможно недооценивать ее анализ и изучение. Посредством анализа классических социологических подходов к пониманию моды и ее значения в обществе, сравнения подходов к пониманию моды будет решена задача базового понимания моды и определения ее роли и характера действия в социально-производственной системе общества. Объектом анализа выступает социально-производственная система общества, предметом анализа -мода и социологические подходы к ее изучению.

С развитием социологии науки началось и познание социологии моды. В работах представителей социологической науки можно проследить важность и понимание феномена моды. Понимание и анализ феномена моды имели как схожие черты, так и отличные. Чтобы определить и выявить суммарный обзор концепций моды в социологии, необходимо рассмотреть основные базовые понимания феномена моды (таблица).

Концепция подражания выступает общей чертой в рассуждениях о моде представителей ранней социологии Г. Спенсера, Г. Тарда.

Ключевой точкой в понимании моды выступает «вид сверху», понятие подражания, так как считается, что рабочий класс желает приблизиться к элите общества и подражает ее поведению, чтобы получить часть ее успеха или даже стать частью этой финансово благополучной части общества. Подражание - условный тезис, который в исключительном порядке показывает общественные отношения и вследствие этого считается важным, как социологическое понятие.

* Зинченко Геннадий Павлович, e-mail: gennagij-zinchenko@yandex.ru

** Алексеенко Лилия Владимировна, e-mail: lily435@mail.ru

Ранняя социология Позитивизм Психологизм

Г. Спенсер: мода как подражание, теория моды «просачивания вниз» Г. Тард: имитативный характер моды

Классическая социология Теория социального действия Институционализм

Г. Зиммель: мода -форма имитации и социального выравнивания Т. Веблен: мода как банальное подражание с акцентом на демонстративном потреблении

Современная социология Функционализм Символизм Структурализм

Р. Кениг: неслучайная имитация как фактор существования моды Г. Блумер: теория моды «просачивания вверх». Ж. Бодрийяр: мода как феномен модернизма Р. Барт: рассматривает моду и одежду как синонимы

1. Ранняя социология.

По мнению Спенсера, мода всегда способствовала общественному равенству и развитию индивидуальности. Мода подражательна по своей природе, и видов подражания Спенсер выделял два: соревновательное и почтительное. Соревновательное подражание появляется из стремления индивида быть равным с объектом подражания. А почтительным подражанием является стремление индивида брать пример с представителей более высокой ступени социальной лестницы.

Социальный контроль, по мнению Г. Спенсера, является одним из важнейших действий моды в обществе. Ведь именно мода отражает взаимоотношения между слоями общества. Спенсер не сравнивает моду с одеждой, но говорит о том, что значение имеет не одежда, а положение индивида в обществе, который носит эту одежду. Именно его положение будет отражать степень «модности» объекта1.

Г. Тард также проводил сравнительную черту между пониманием моды и подражанием2. Подражание он рассматривал вместе с понятиями «изобретение» и «сопротивление». Эти понятия взаимозависимы, так как являются продолжениями друг друга. Сначала модный стандарт изобретается, затем он посредством подражания распространяется в массы, и, наконец, распространение заканчивается, когда сталкивается с каким-то препятствием - сопротивление.

1

Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998.

2 Тард Г. Законы подражания. СПб., 1982.

Г. Тард не сомневался в том, что мода сводится к феномену подражания и все общественные отношения являются подражательными по своей природе. Таким образом, мода является центральным критерием понимания закономерностей

функционирования социальной жизни.

2. Классическая социология.

Моду как потребление рассматривает в своих работах Т. Веблен. Он выделяет несколько основных свойств моды:

1) мода - это вариант продемонстрировать богатство. Расходы на одежду являются наглядным показателем демонстративного потребления. Одежда выступает реальным отражением экономической жизнеспособности и индикатором финансового благополучия, который моментально заметен;

2) обладание модными стандартами показывает, что индивид не занят физическим трудом и не обязан зарабатывать себе на жизнь. Изысканный и опрятный внешний вид человека отражает его праздный образ жизни. Чем менее удобные предметы одежды у индивида, тем больший вес он имеет как представитель элиты;

3) мода соответствует моменту, современна. Быть модным -значит соответствовать данному моменту времени.

Веблен придерживается позиции, что модные стандарты, которые использует объект, чтобы быть «в моде», должны быть труднодоступными. И даже качественно выполненная имитация модного объекта теряет свои свойства. Предметы моды должны быть труднодоступными и качественными, чтобы обладание ими было непростой задачей и обладать им могли бы немногие. Тем самым

о

Веблен позиционирует моду как примитивное подражание3.

Одним из вариантов демонстрации собственного финансового благополучия и высокой покупательской способности является демонстративное поведение. Веблен в своей теории анализирует факторы, посредством которых часть индивидов желает приобретать более дорогостоящие объекты, тем самым демонстрируя свое благосостояние.

И сегодня представители социальных слоев общества с высоким уровнем финансового благополучия показывают свое благосостояние посредством демонстрации высокостоящих и труднодоступных модных объектов.

По мнению Г. Зиммеля, мода открывает объективный шанс индивидам, представляющим рабочий класс, при потреблении модных объектов нарушить границы социальной дифференциации и приблизиться к капиталистическому классу. Таким образом, Г. Зиммель выделяет еще одну важную функцию моды - разграничение. Так как именно имитация появляется из желания публичного показа различий

Веблен Т. Теория праздного класса. Изд. 3-е. М., 2001

между социальными слоями4. Моду можно рассматривать как преграду между представителями рабочего класса и высшего общества. И эта преграда будет существовать до тех пор, пока возможность обладания модными объектами не будет стирать границы между социальными слоями.

Таким образом, Зиммель анализирует моду как один из видов имитации, но, регулярно меняясь, мода стирает границы между социальными слоями в обществе. Высший класс вводит модные объекты в общество, а рабочий класс пытается имитировать модные тенденции в надежде стереть границы дифференциации в обществе. С увеличением финансового благополучия скорость стирания границ увеличивается. Важнейшей стороной моды выступает ее возможность

с.

являться пластичным элементом социального разграничения5.

3. Современная социология.

Анализируя социологические пути познания моды в современной социологии, можно выделить подходы Р. Кенига, теорию моды «просачивания вверх» Г. Блумера, понимание моды как феномена модернизма Ж. Бодрийяра и сравнительную аналитику моды и одежды Р. Барта.

По выводам Ж. Бодрийяра, мода может существовать и появляться исключительно в социально мобильных обществах, но в то же время наблюдать моду можно не во всяком обществе, которое отличается мобильностью и открытостью классовой системы. Ж. Бодрийяр выявляет сравнительную черту между модой и модернизмом. Модернизм - это код, мода - его символ. Именно моду он выделяет как явление модернизма.

Он также анализирует моду как причину социальной инертности. Мода в общем смысле понимается как потребление, и именно как потребление она скрывает под собой глубочайшую общественную инертность6.

По Ж. Бодрийяру, мода обусловлена социальной стратегией общественного класса. И моду можно обозначить также как институт, который укрепляет общественную дискриминацию и дифференциацию.

Семиотический анализ моды Р. Бартом выражается в объяснении понимания феномена моды через одежду. Р. Барт позиционирует и моду, и одежду как языки коммуникации, отождествляя эти понятия между собой и утверждая, что они взаимозаменяемы. В основе его понимания - принципы структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра. В работе «Система моды»7 Р. Барт проводит комплексный анализ и системы моды, и системы одежды, выявляя отличия между ними, одним из которых является разное общественное значение.

4 Зиммель Г. Мода // Избр. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996.

5 Там же.

6 Бодрийяр Ж.-Р. Символический обмен и смерть. М., 2000.

7 Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.

Основная идея в понимании моды Р. Кенигом, одним из представителей современной социологии, состоит в том, что подражание с самого начала дает толчок к появлению течений, ведущих к схожему действию масс. К этим выводам Р. Кениг пришел, опираясь на работы Г. Тарда, Г. Спенсера, Г. Зиммеля. Мода у Р. Кенига понимается как имитации, которая появляется только на основе сложившихся социальных отношений между объектом и субъектом. И отношения эти являются добровольными. Ярким примером этого служит то, что мы не стремимся брать пример с того, чье поведение кажется нам нелепым.

Г. Блумер в своем понимании моды ключевое значение отдает потребителям моды. Он считает, что именно потребители моды задают вкус, а модельеры уже воспроизводят эти вкусы в моду. На основе этого понимания ученый выдвигает теорию «просачивания моды вверх».

Г. Блумер в своем понимании моды опирается на работы Г. Зиммеля.

Как пишет Г. Блумер, важная часть процесса формирования моды -это старания высшего класса, стремящегося выделиться в обществе за счет демонстрации модных стандартов. Механизм моды начинает функционировать в ответ на стремление быть в моде, быть обладателем модных стандартов и тенденций общества8.

Таким образом, мы выявили базовые фундаментальные понимания моды как элемента социально-производственной системы. С развитием социологии моды знания о моде расширялись, но ключевые линии оставались постоянными: это понимание моды как имитации, важность моды в социальном неравенстве и анализа моды как феномена подражания. Именно на основе этих знаний следует продолжать дальнейшее изучение моды и ее роли в социальной жизни, чтобы максимально точно отразить ее место в обществе и значение.

Зинченко Г.П., Алексеенко Л.В. Социологический дискурс о моде. В данной статье мы разберем подходы к изучению моды представителей ранней социологии, классической социологии и современной, сравним эти подходы, выявим общие взгляды на феномен моды. Обзор социологических теорий моды позволит нам понять степень важности и роль моды в социально-производственной системе общества.

Ключевые слова: мода, социология моды, теория моды, подражание, имитация, социологические теории моды.

Zinchenko G.P., Alekseyenko L.V. Sociological discourse on fashion. This article is devoted to the new approaches to the fashion learning by the presents of classical sociology. Also, we compare these am roaches and find some common characteristics at the fashion phenomena. Overview of sociological theories of fashion will

8 Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 173-179.

allow us to understand the degree of importance and the role of fashion in the social and productive system of society.

Key words: fashion, fashion sociology, theory of fashion, imitation, imitation, sociological theory of fashion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.