Научная статья на тему 'Теоретические вопросы повышения качества освоения боевых приёмов борьбы сотрудниками уголовно-исполнительной системы'

Теоретические вопросы повышения качества освоения боевых приёмов борьбы сотрудниками уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / ЕДИНОБОРСТВА / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / КАЧЕСТВО ОВЛАДЕНИЯ ПРИЁМАМИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / COMBAT TECHNIQUES / CADETS / STUDENTS / MARTIAL ARTS / HAND-TO-HAND COMBAT / QUALITY OF MASTERY OF THE TECHNIQUES / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Обыденников Геннадий Александрович, Добрянская Зинаида Ивановна

Боевые приёмы борьбы являются составной частью специальной боевой подготовки сотрудников силовых ведомств Российской Федерации. В последнее время появляется всё больше статей о том, что боевые приёмы борьбы в реальных условиях применять трудно, и они могут оказаться неэффективными. В результате этих положений предлагаются различные новации для повышения качества освоения боевых приёмов борьбы. В данной статье критически рассмотрены методики обучения боевым приёмам борьбы, которые предлагают современные новаторы. Рассмотрен вопрос о способах оценки уровня владения боевыми приемами борьбы, внесены предложения по совершенствованию процедуры оценки, в частности предлагается организация и проведение соревнований по боевым приёмам борьбы, делаются выводы, которые должны помочь повысить качество выполнения боевых приёмов борьбы, как курсантами, так и слушателями, и сотрудниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Обыденников Геннадий Александрович, Добрянская Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical questions of improving the quality of development of combat methods of fight by employees of the criminal-executive system

Fight techniques of combat are an integral part of the special combat training of employees of the law enforcement agencies of the Russian Federation. Recently, there are more and more articles covering the fact that fighting combat methods in real conditions are difficult to apply, and they may prove to be ineffective. As a result of these provisions, various innovations are proposed to improve the quality of the development of combat fighting techniques. This article critically examines the training methods of combat fighting techniques offered by modern innovators. The question of ways to assess the level of combat fighting techniques was considered, suggestions were made to improve the assessment procedure, in particular, the organization and conduct of combat fighting competitions was proposed, conclusions were drawn that should help improve the quality of combat fighting techniques, both by cadets and students and employees.

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы повышения качества освоения боевых приёмов борьбы сотрудниками уголовно-исполнительной системы»

УДК 796.07

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЁМОВ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России, Новокузнецк; Геннадий Александрович Обыденников, доцент, Зинаида Ивановна Добрянская старший преподаватель, Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета

Аннотация

Боевые приёмы борьбы являются составной частью специальной боевой подготовки сотрудников силовых ведомств Российской Федерации. В последнее время появляется всё больше статей о том, что боевые приёмы борьбы в реальных условиях применять трудно, и они могут оказаться неэффективными. В результате этих положений предлагаются различные новации для повышения качества освоения боевых приёмов борьбы. В данной статье критически рассмотрены методики обучения боевым приёмам борьбы, которые предлагают современные новаторы. Рассмотрен вопрос о способах оценки уровня владения боевыми приемами борьбы, внесены предложения по совершенствованию процедуры оценки, в частности предлагается организация и проведение соревнований по боевым приёмам борьбы, делаются выводы, которые должны помочь повысить качество выполнения боевых приёмов борьбы, как курсантами, так и слушателями, и сотрудниками.

Ключевые слова: боевые приёмы борьбы, курсанты, слушатели, единоборства, рукопашный бой, качество овладения приёмами, уголовно-исполнительная система.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p157-162

THEORETICAL QUESTIONS OF IMPROVING THE QUALITY OF DEVELOPMENT OF COMBAT METHODS OF FIGHT BY EMPLOYEES OF THE CRIMINAL-

EXECUTIVE SYSTEM Maxim Valeryevich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, Kuzbass Institute of the Federal Service for the Execution of the Punishments of Russia, Novokuznetsk, Gennady Aleksandrovich Obydennikov, the senior lecturer, Zinaida Ivanovna Dobryanskaya, the senior teacher, Novokuznetsk Branch-Institute of Kemerovo State University

Abstract

Fight techniques of combat are an integral part of the special combat training of employees of the law enforcement agencies of the Russian Federation. Recently, there are more and more articles covering the fact that fighting combat methods in real conditions are difficult to apply, and they may prove to be ineffective. As a result of these provisions, various innovations are proposed to improve the quality of the development of combat fighting techniques. This article critically examines the training methods of combat fighting techniques offered by modern innovators. The question of ways to assess the level of combat fighting techniques was considered, suggestions were made to improve the assessment procedure, in particular, the organization and conduct of combat fighting competitions was proposed, conclusions were drawn that should help improve the quality of combat fighting techniques, both by cadets and students and employees.

Keywords: combat techniques, cadets, students, martial arts, hand-to-hand combat, quality of mastery of the techniques, penal system.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос качества владения навыком применения боевых приёмов борьбы стоит очень остро. Причём вопросы к качеству навыка остро стоит не только в уголовно-

исполнительной системе, но и в полиции, армии и других силовых ведомствах. Исследования на тему повышения качества овладения боевыми приёмами борьбы проводятся постоянно. В различных сборниках появляются статьи, в которых ставятся примерно одинаковые вопросы, задачи и предлагаются способы их решения, однако складывается такое впечатление, что уважаемые авторы, которые пишут статьи не знакомятся с информацией, которая была представлена до них, и получается такое «хождение по кругу». Данная статья направлена на анализ предлагаемых мероприятий по повышению качества освоения боевых приёмов борьбы, критический разбор и оценку их эффективности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель исследования теоретический анализ подходов повышения качества овладения боевыми приёмами борьбы курсантами учебных заведений.

Задачи:

1. Выявление теоретических подходов к обучению боевым приёмам борьбы курсантов учебных заведений.

2. Определение способов оценки уровня овладения боевыми приёмами борьбы.

3. Теоретический поиск путей повышения качества освоения боевых приёмов борьбы курсантами учебных заведений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами анализировалась литература, предпочтение отдавалось научным и методическим статьям по проблеме обучения боевым приёмам борьбы у курсантов, слушателей различных учебных заведений, как высшего образования, так и институтов повышения квалификации. В первую очередь мы изучали литературу из «близких» к нам учебных заведений ФСИН, ФСО, МВД и меньше из учебных заведений МО Российской Федерации. Это связано со спецификой применения силы в условно «полицейских» и «армейских» направлениях.

Решая задачу теоретических подходов к обучению боевым приёмам борьбы, сразу сталкиваешься с непониманием рядом авторов объекта исследования. Многие под боевыми приёмами борьбы понимают рукопашный бой, боевое самбо, и, исходя из этого, пытаются обосновать необходимость обучения именно рукопашному бою, универсальному бою, вернее созданию «универсальной» системы защиты и нападения основанной на каком-либо варианте единоборств (боевой самбо, рукопашный бой, различные другие «новоделы») [1]. Это интересный подход, но неверный. Боевые приёмы борьбы - это составная часть рукопашного боя, направленная согласно наставлению по физической подготовке (НФП - 2001) [6]: «на формирование навыков самозащиты, обезвреживания и задержания осуждённых, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осуждёнными или иными лицами, воспитание смелости, решительности инициативы и находчивости». Таким образом, боевые приёмы борьбы и рукопашный бой не тождественные понятия, да, в первом туре соревнований по рукопашному бою должны демонстрироваться боевые приёмы борьбы, но как показывает практика, спортсменами демонстрируются «спортивные» техники. Проводится приём защиты, от нападения кото -рый, как правило, заканчивается броском с «добиванием», т.е. отсутствует «задержание», взятие на «сопровождение» и само «сопровождение». Рукопашный бой - это вид спортивного единоборства с присущими ему атрибутами (правила соревнований, форма одежды, регламент проведения, специальные люди и т.д.). Боевые приёмы борьбы способ противостояния нападающему, в котором нет ни каких правил и условностей, характерных для спорта. В любом виде спортивных единоборств соперничают всего два человека, примерно одинакового веса и пола, в реальной жизни это далеко не так. Ни кому не придёт в голову устраивать поединок между мужчиной и женщиной весом в 100 и 50 килограммов, в реальной жизни такое возможно. Так же ни кто не будет проводить схватку

между вооружённым и безоружным, в реальной жизни нападающий, как правило, чем то вооружён. Правила любых соревнований запрещают травмировать своего соперника, и естественно самые травмоопасные приёмы запрещены даже в боях «без правил», в реальной ситуации боестолкновения эти приёмы будут применяться наиболее часто. Боевые приёмы борьбы способ противостоять нападающему, в котором нет ни каких правил, условностей характерных для спорта. В подходах к обучению единоборствам вообще и боевым приёмам борьбы в частности существует три подхода, мы их описывали ранее [5]. Спортивный подход, базово-кустовой, интуитивный, у всех этих подходов есть свои плюсы и минусы, для наших задач лучшим является базово-кустовой метод. Он позволяет обучить навыкам самообороны достаточно большое количество людей за сравнительно не большое время. Эффективность, правда, будет весьма невысокая, но если в дальнейшем будут организованны занятия должным образом, то возможно навыки закрепить и развить, что повысит эффективность владения приёмами. Возможны так же различные комбинации между спортивным, базово-кустовым и интуитивным методами обучения.

По нашему мнению учить боевым приёмам борьбы необходимо, как и любой физ-культурно-спортивной деятельности, согласно теории и методики физического воспитания. При обучении любой технике выделяют: основу техники, ведущее звено техники и детали. Мы считаем, что первоначально необходимо показать, объяснить технику в объяснении сделать акцент на ведущее звено, т.е. за счёт чего техника будет работать, и двигательная задача будет выполнена. Далее необходимо создать максимально облегчённые условия для овладения техникой и в дальнейшем, когда техника усвоена, уже переходить к её совершенствованию. Данная последовательность соответствует теории и методике физического воспитания, она доказала свою практичность и эффективность. Однако и в данной последовательности обучения находятся определенные нюансы. На эти нюансы обращают внимание различные исследователи. Эти нюансы возникают, как правило при анализе техники выполнения того или иного приёма. Споры ведутся о том, нужен или не нужен «расслабляющий» удар в определённом приёме, о том как производить захват для эффективного выполнения того или иного приёма. Например, одни исследователи говорят о том, что расслабляющий удар не нужен, т.к. он не практичен и лишь замедляет выполнение самого приёма, другие справедливо полагают, что иногда одного расслабляющего удара достаточно и выполнение приёма может уже не понадобиться. Уже даже прочтения этих «соображений» достаточно, чтобы сделать вывод о том, что первый автор борец, а второй ударник, а спор кто сильнее борец или ударник можно вести до бесконечности. Примерно тоже мы наблюдаем и при выполнении определённых приемов, например, рычагов. Под рычагом понимается система, где есть упор и рычаг с коротким и длинным плечом. При выполнении, например, «рычага руки внутрь» мы хватаем одной рукой нарушителя за предплечье ближе к запястью, а второй давим на локтевой сгиб, тем самым создаём болевое воздействие на локтевой сустав, которое позволяет перевести нападающего в положение, при котором легко будет провести задержание способом «загиб руки за спину». Некоторые авторы, например, В.М. Гуралёв [3] справедливо полагают, что такое выполнение приёма может быть неэффективно в процессе задержания, можно согласиться с его доводами. Есть варианты исполнения данного приёма, через захват за кисть, но тогда это будет уже не «рычаг», а «узел», но некоторые авторы продолжают называть данный приём «рычаг» чем вносят неразбериху в терминологию. Таким образом, необходимо внести ясность в саму методику обучения и в то чему мы обучаем, точнее как выполнять технику, что есть основа техники, её ведущее звено и детали.

В вопросе оценки уровня овладения боевыми приёмами борьбы тоже есть масса вопросов. Многие авторы говорят, что существующая методика оценки не подходит, т.к. она не «реальна», т.к. один сотрудник нападает, второй выполняет приём, соответственно желание не нанести травму будет сдерживать обоих. Предлагается оценивать выполнение боевых приёмов в ситуации максимально приближенной к боевой, например, ситуации

спортивного поединка. Спортивные соревнования из-за своей специфики могут моделировать определённые ситуации и действия, но как говорилось выше, в соревнованиях запрещены самые действенные приёмы, и например, приём «загиб руки за спину» запрещён в спортивном рукопашном бое из-за своей травмоопасности. В боевом самбо из-за системы оценки технических действий ряд приёмов недооценён, а другие переоценены с позиции реального поединка. Там так же запрещён «загиб руки за спину». Поэтому, в спортивных соревнованиях не представляется возможным оценить уровень владения боевыми приемами борьбы. Для нашего исследования представляет интерес работа В.Н. За-харчука «К вопросу об оценки боевых приёмов борьбы у слушателей по программе профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу», в ней он проводит описание процесса оценки согласно наставлению НФП - 2001 [4]. Также он приводит и другие методические подходы к оценке уровня сформированности навыка выполнения боевых приёмов борьбы. Необходимо сделать несколько замечаний, подход, выбранный В.Н. Захарчуком он правильный и верный, оценивать необходимо по наставлению. Но в процессе оценивания будет играть большую роль субъективное мнение самого оценивающего, т.е. как он «видит» и понимает приём, на что он акцентирует своё внимание. Здесь мы опять же приходим к технике выполнения приёма: основа техники, ведущее звено и детали. Также ни куда не ушёл вопрос о том, что приёмы выполняются сотрудниками в паре, и они будут выполнять приём не в полную силу, что очевидно. Для повышения качества обучения боевым приёмам борьбы В.Н. Захарчук предлагает усилить функцию контроля [4]. Мы так понимаем, что необходимо периодически возвращаться к ранее изученным приёмам и заставлять делать их на оценку. Данный методический приём оправдан, т.к. будет мотивировать курсантов или слушателей к повторению приёмов на самоподготовке или в личное время, что будет способствовать повышению качества их усвоения. Есть и другие способы оценки [2].

Повышения качества освоения приёмов борьбы, на наш взгляд это сложный и многоплановый процесс. Прежде всего, на этапе обучения он должен соответствовать теории и методики физического воспитания и осуществляться с применением широкий средств и методов, для качественного усвоения техники выполнения приёмов. Также данный процесс должен строиться на принципах базово-кустового способа обучения, с возможным привлечением каких-либо спортивных и интуитивных приёмов. Обучение боевым приёмам борьбы должно строиться по принципу универсализации. Необходимо как можно большее количество возможных нападений свести к минимальному количеству защитных действий, чтобы можно было выработать реальный защитный механизм за то время обучения, которое обучаются курсанты или слушатели в стенах образовательного учреждения. Необходимо напомнить, что среди специалистов теории и методики физического воспитание есть мнение, чтобы двигательное действие стало навыком необходимое число повторений должно составить от 3000 до 10000 повторений двигательного действия. Поэтому мы не можем научить защищаться от 10 атак 10 различными способами, мы должны научить 1 - 2 способам. Для оценки необходимы на наш взгляд изменения, которые будут затрагивать и сам процесс оценки, и пересмотр определённых критериев. Процесс оценки можно сделать, «например» спортизированным, т.е. внести спортивную составляющую. Можно сделать выполнение боевых приёмов борьбы после прохождения полосы препятствий с оценкой по качеству выполнения приёмов и по времени прохождения полосы и выполнения приёмов. Оценки свести к какой-либо таблице очков, как применяется в многоборье. Можно проводить отдельно соревнования по боевым приёмам борьбы, как первый тур соревнований по рукопашному бою, однако здесь необходимо разработать более чёткие критерии оценки, нежели существующие сейчас. Такие соревнования позволят охватить 100% личного состава образовательного учреждения, однако здесь необходимо продумать форму организации этих соревнований, можно заимствовать опыт проведения соревнований по ката из каратэ, сделать их в несколько туров и т. д. Для про-

ведения соревнований такого рода необходима чёткая система выставления оценок, для этого необходимы критерии оценки и принятия решений. Это можно сделать в процессе обкатки соревновательных правил, но до этого необходимо выработать чёткие критерии выполнения боевых приёмов борьбы. Желательно это делать на уровне всей службы, через совещание и процесс диалога, т.е. сесть за стол и «договориться», какие приёмы мы как выполняем, что мы делаем, что мы не делаем и на что обращаем внимание при оценке правильности выполнения приёмов. Можно раздел боевые приёмы борьбы включать в различные игры типа армейских игр, возможно и другие варианты.

ВЫВОДЫ

1. Необходимо выработать чёткую систему выполнения боевых приёмов борьбы, это можно сделать только в процессе обсуждения и переговоров. Необходимо «договариваться», чтобы позиция была едина, это поможет в развитии системы боевых приёмов борьбы и направит усилие всех специалистов в единое русло.

2. На обучение в образовательные учреждения попадают курсанты не всегда имеющие высокий уровень физической подготовленности, так же не всегда они владеют навыками каких-либо единоборств. Поэтому необходимо шире использовать базово-кустовой метода в процессе обучения при этом соблюдать всю методику обучения. «От простого к сложному», обучать на «две» руки, соблюдать принципы теории и методики физического воспитания. Это позволит создать надёжный «фундамент» будущего двигательного стереотипа, направленного на качественное выполнение боевых приёмов борьбы.

3. Необходимо шире использовать функцию контроля за усвоение приёмов. Необходимо планомерно, на каждом занятии оценивать учебный материал, изученный ранее и объяснять новый, это поможет стимулировать познавательную активность курсантов.

4. Для общего контроля уровня освоения боевых приёмов борьбы можно использовать спортивную составляющую, организовать соревнования по выполнению боевых приёмов борьбы, или ввести боевые приёмы борьбы в соревнования по прохождению полосы препятствий. Возможно разработка, каких то новых форм, например выполнение боевых приёмов борьбы в каком-либо многоборье.

5. Мы предлагаем сотрудничество, всем заинтересованным в развитии боевых приёмов борьбы, как составляющей части боевой и специальной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прикладная значимость универсального боя для сотрудников уголовно-исполнительной системы / Н.В. Анкудинов, А.А. Жарких, Н.М. Жазмаров, С.Н. Смирнов, Ю.М. Арканов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 24-27.

2. Варинов, В.В. К проблеме методики оценки навыков владения боевыми приёмами борьбы курсантов вузов ФСИН России / В.В. Варинов // Вестник Кузбасского института. - 2017. -№ 2. - С. 175-183.

3. Гуралев, В.М. Анализ техники боевого приёма борьбы «Рычаг руки внутрь» в версии приказа МВД России № 450 от 01.07.2017 / В.М. Гуралев // Novaum.ru. - 2018. - № 15. - С. 365-368.

4. Захарчук, В.Н. К вопросу об оценки боевых приёмов борьбы у слушателей по программе профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу / В.Н. Захарчук // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. - 2019. - № 2. - С. 129 -137.

5. Звягинцев, М.В. Повышение эффективности овладения боевыми приёмами борьбы курсантами ФСИН / М.В. Звягинцев, М.Б. Пичугин // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - С. 166-169.

6. Приказ Минюста России от 12.11.2001 N 301 (ред. от 19.05.2008) «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» (НФП-2001). - URL : https://ukrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-miniusta-rossii-ot-12112001-n-301/ (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Ankudinov, V.A., Zharkih, A.A., Zhazmarov, N.M., Smirnov, S.N. and Arkanov, Yu.M. (2019), "Applied significance of universal combat for employees of the penitentiary system", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 3 (169), pp. 24-27.

2. Varinov, V.V. (2017), "To the problem of the methodology for assessing the skills of fighting techniques of the struggle of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia", Bulletin of the Kuzbass Institute, Vol. 2, pp. 175-183.

3. Guralev, V.M. (2018), "Analysis of the fighting arm technique "Arm inward" in the version of the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 450 dated 07/01/2017", Novaum.ru, Vol. 15, pp. 365-368.

4. Zakharchuk, V.N. (2019), "To the question of evaluating the fighting techniques of the struggle among students according to the program of professional training of citizens who were first accepted for service", Bulletin of the Tomsk Institute for Advanced Studies of Employees of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vol. 2, pp. 129-137.

5. Zvyagintsev, M.V. and Pichugin, M.B. (2018), "Improving the effectiveness of mastering combat techniques of combat by FSIN cadets", Journal of Problems of modern pedagogical education, No. 60-4, pp. 166-169.

6. Order of the Ministry of Justice of Russia dated 12.11.2001 N 301 (as amended on May 19, 2008) "On the approval of the Manual on the physical training of the employees of the penitentiary system of the Ministry of Justice of Russia" (PTM-2001), available at: https://ukrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-miniusta-rossii-ot-12112001-n-301/.

Контактная информация: maxim-zv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2020

УДК 793.3

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ

Галина Павловна Иванова, доктор биологических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, мастер спорта, Галина Михайловна Лаврухина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Алёна Вебер, педагог классического танца, Венская Академия балета, Австрия

Аннотация

Цель статьи: обосновать необходимость формирования универсальных базовых навыков у обучающихся классическому танцу на начальном этапе в системе хореографического образования. Задачи сводились к поиску и применению биомеханических принципов построения техники движений с учетом особенностей проявлений их в классическом танце. Акцентировалось внимание на новизне и актуальности решения проблемы комплексной физической подготовленности будущих артистов балета с целью доказательства гипотезы о возможности повышения функциональной адаптации опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимающихся к специфическим нагрузкам в системе хореографической деятельности в надежде на сохранение профессионального долголетия. Проведено длительное биомеханическое исследование, данные которого положены в основу естественного педагогического эксперимента, последняя серия которого прошла на базе Венской Академии балета при участии всех занимающихся за период работы над темой (n=130).

Ключевые слова: классический танец, универсальные базовые навыки, физическая и хореографическая подготовка, биомеханика движений классического танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.