Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБОСНОВАНИЯ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБОСНОВАНИЯ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА / ОХРАНА ПРАВ И СВОБОД / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / STATE / ESSENCE OF THE STATE / STATE POWER / LAW ENFORCEMENT / PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS / FUNCTION OF THE STATE / STATE COERCION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насриддинова Нилуфар Ф.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием правоохранительной функции. Автор исследует основные теоретические проблемы, возникающие при обосновании правоохранительной функции государства в качестве самостоятельного комплексного направления деятельности государства. Обосновывается наиболее правильное (адекватное) наименование рассматриваемой функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ISSUES OF SUBSTANTIATION OF THE CONCEPT AND CONTENT OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE STATE

The article deals with the issues related to the concept of law enforcement function. The author examines the main theoretical problems that arise in the justification of the law enforcement function of the state as an independent complex direction of the state. The most correct (adequate) name of the considered function is substantiated

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБОСНОВАНИЯ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

НАСРИДДИНОВА Нилуфар Ф.,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России e-mail: beemubina2002@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБОСНОВАНИЯ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием правоохранительной функции. Автор исследует основные теоретические проблемы, возникающие при обосновании правоохранительной функции государства в качестве самостоятельного комплексного направления деятельности государства. Обосновывается наиболее правильное (адекватное) наименование рассматриваемой функции.

Ключевые слова: государство, сущность государства, государственная власть, охрана правопорядка, охрана прав и свобод, функция государства, государственное принуждение.

NASRIDDINOVA Nilufar F,

adjunct of the faculty of training scientific and scientific-pedagogical personnel, Academy of management of MIA of Russia

THEORETICAL ISSUES OF SUBSTANTIATION OF THE CONCEPT AND CONTENT OF THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION

OF THE STATE

Annotation. The article deals with the issues related to the concept of law enforcement function. The author examines the main theoretical problems that arise in the justification of the law enforcement function of the state as an independent complex direction of the state. The most correct (adequate) name of the considered function is substantiated.

Key words: state, the essence of the state, state power, law enforcement, protection of rights and freedoms, the function of the state, state coercion.

Правоохранительная функция и составляющая её содержание одноименная деятельность государства осуществляются каждым государством на любом этапе исторического развития. С точки зрения основных теоретических характеристик (важность и комплексность решаемых задач, проявление сущности государства и его социально-управленческого назначения и роли, постоянство реализации, вовлеченность государственных органов в процесс реализации) позволяет утверждать, что правоохранительная функция является главной, постоянной и комплексной функцией государства [1].

Уточнение её сущности применительно к современному государству представляет важную и вместе с тем непростую научно-исследовательскую задачу. Во многом это объясняется тем, что государство на современном этапе функционирует в условиях нарастающей по темпам и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

содержанию рискогенности и глобальной неустойчивости. Увеличение объема правоохранительного воздействия государства в таких условиях можно считать закономерной и устойчивой тенденцией [2].

Объяснение сущности правоохранительной функции государства на современном этапе предполагает филологический подход к тер-мину,слову «охрана».

В Толковом словаре русского языка В. Даля «охранять» стоит в ряду таких слов, как «охранить», «стеречь», «беречь», «оберегать», «сторожить», «караулить» [3]. В Словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «охрана» означает два свойства: 1) функция, определяющаяся глаголом «охранять» - оберегать, относиться бережно, стеречь; 2) институция (субъект, организация) - группа (людей, кораблей, машин), охраняющая кого-нибудь, что-нибудь. Следует принять во внимание, что указанном Словаре

содержится значение прилагательного «охранительный», означающее либо деятельность по охране (охранять), либо с консервативный, реакционный тип мышления (образ мыслей) [4]. Не вдаваясь в подробный анализ всех источников (словарей и энциклопедий), отметим, что в целом термин «охрана» имеет три главных смысловых значения:

1) функциональный (деятельностный) -«охрана», «охранять» как деятельность;

2) организационный (институциональный) - «охрана», «стража», как организация, осуществляющая охрану;

3) мировоззренческий - «охрана», «охранение» «консерватизм» тип мышления, идеология.

Определение понятия и объяснение сущности правоохранительной функции должно основываться на сочетании всех трех семантических подходов, главным из которых выступает дея-тельностный. Это вполне логично, поскольку любая функция, в том числе правоохранительная, представляет собой, прежде всего, деятельность соответствующих публично-властных институтов.

С исторической точки зрения, точнее с точки зрения происхождения государства, правоохранительная деятельность выступает одним из факторов образования государства. Именно в точке охраны правопорядка в его различных интерпретациях и многогранности сходятся многие теории происхождения государственной власти и государства. Охрана божественно обусловленного порядка, охрана частной собственности, лежащей в основе правопорядка - господства классовых интересов имущих, охрана территории, охрана «общественного договора» и недопущение «войны всех против всех» и др. Возникнув, государство как бы присваивает правоохранительные полномочия и осуществляет их непрерывно и постоянно в самых разнообразных сферах, в классовых и (или) общесоциальных интересах. Так или иначе, правоохранительная деятельность в широком смысле всегда на любом историческом этапе развития общества выступает отражением социального назначения государства и является его важнейшей функцией.

В юридической науке существует по сути аксиоматичное положение о тесной связи функций государства с его сущностью. При этом также подчеркивается, что сущность проявляется в каждой функции по-особенному, не одинаково [5]. На наш взгляд, в правоохранительной функции сущность государства проявляется в большей степени, чем в иных направлениях и видах его деятельности. В условиях развития

правового государства сущность государства проявляется в правоохранительной функции особенно отчетливо, показывая незаменимость государства и государственной власти в сфере охраны и защиты конституционного строя, прав и свобод человека, правопорядка и безопасности в целом.

Целевой основой (цель и вытекающие из неё задачи) правоохранительной функции является необходимость обеспечения безопасности и правопорядка, как необходимых условий развития общества и личности. В этом смысле правоохранительная деятельность (охрана правопорядка) - постоянная, имманентная государству функция как вид и направление его деятельности, не искусственно придуманная или второстепенная. Например, Ю.Е. Аврутин рассматривает правоохранительную деятельность в качестве атрибутивной функции государства [6].

Реализация правоохранительной функции выделяет государство из всей системы социальных и политических институтов, успехи и провалы в стратегии и тактике правоохраны выступают критерием социальной оценки государства, составляют неотъемлемый момент его легитимности.

Государственная власть и её главный метод - принуждение тесно связывают названные феномены с правоохранительной функцией. Представляя государственно-властную прерогативу, правоохранительная деятельность опирается главным образом на легальное принуждение - непременный атрибут государственной власти. В условиях роста числа совершаемых правонарушений, террористических актов, усиления международной напряженности, финансово-экономической нестабильности следует в максимальной степени задействовать существующий и перспективный, но в силу разных причин незадействованный государственно-правовой инструментарий, в том числе и репрессивный [7].

В условиях развития современной государственности утверждение об имманентности правоохранительной функции государства нисколько не утрачивает своей аксиоматично-сти. В современных исследованиях справедливо указывается на ее главенствующую роль и постоянство реализации [8; 9]. Серьезным вопросом следует считать точность названия исследуемой функции. Дело в том, что в отечественной науке по данному поводу наблюдается вариативность. Можно выделить три подхода к формулированию наименования анализируемой функции:

1) сторонники первого, выделяя в системе объектов государственно-правовой охраны ту или иную группу (комплекс) общественных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

отношений, формулируют понятие исследуемой функции через наименование соответствующего объекта (объектов):

- функция охраны прав и свобод граждан [10; 11];

- функция охраны правопорядка (общественного порядка) и законности [12; 13; 14];

- функция охраны собственности [15; 16;

17];

- функция защиты (обеспечения) безопасности [18];

- функция охраны окружающей среды (природы) [19; 20];

- охрана здоровья [21]; и др.

Нередко два или три объекта (права и свободы личности, правопорядок и собственность) одновременно включаются авторами в наименование соответствующей функции: «функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка» [22], «функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка» [23; 24], «функция охраны собственности и правопорядка» [25];

2) сторонники второго подхода при выборе наименования исследуемой функции в качестве решающего критерия избирают специфику соответствующего вида юридической деятельности:

- правоохранительная функция государства [26; 27; 28; 29];

- правозащитная функция государства

[30];

3) Сторонники третьего подхода[31; 32; 33; 34] именуют данную функцию охранительной, принимая во внимание специфику и комплексность содержания (видовое отличие) охранительной деятельности государства.

Автор основывается на втором подходе и считает, что в условиях формирования правового государства вся деятельность государства носит правовой характер, осуществляется на основе и во имя права, прежде всего, прав человека. Следовательно, наиболее адекватным наименованием рассматриваемой деятельности государства является «правоохранительная функция».

Список литературы:

[1] Пожарский Д.В. Охранительная функция Российского государства в условиях глобализации // Государство и право. - 2011. - № 11. -С. 42.

[2] Пожарский Д.В. О некоторых проблемах реализации охранительной функции Российского государства в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. -2010. - № 4 (16). - С. 10.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - СПб., 1881. - Т. 2.

- С.774.

[4] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999. - С. 486.

[5] Пожарский Д.В. Становление теории функций государства в отечественной юридической науке: историографический очерк // Труды Академии управления МВД России. - 2011. - № 4(20). - С. 8, 9.

[6] Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России. - СПб., 2003. - С. 47.

[7] Макарейко Н.В. Государственное принуждение: проблемы теории и практики реализации. - М., 2015. - С. 4.

[8] Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001. - С. 19.

[9] Макштарева С.Л. Охрана правопорядка как функция государства и ее реализация в форме правоохранительной деятельности (исто-рико-правовой и теоретико-правовой аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2008.

- С. 8.

[10] Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001.

[11] Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: учеб. пособие. -М., 1998. - С. 45.

[12] Адилов А.Н. Теоретические, правовые и организационные основы совершенствования системы охраны общественного порядка в Кыргызской Республике: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2010. - С. 12, 19, 20.

[13] Макштарева С.Л. Охрана правопорядка как функция государства и ее реализация в форме правоохранительной деятельности (историко-правовой и теоретико-правовой аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -СПб., 2008.

[14] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2003. - С. 104.

[15] Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. - М., 1974. - С. 170.

[16] Черников В.В. Судебные, правоохранительные и контрольные органы. - М., 2002. -С. 101.

[17] Теория государства и права / под ред. С.С. Алексеева. - М., 1985. - С. 207.

[18] Чапчиков С.Ю. Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности Российской Федерации как функции государства: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

[19] Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. - Саратов, 2006. - С. 68.

[20] Кравченко Ю.Б. Охрана окружающей природной среды как функция Советского государства: дис. ... канд. юрид. наук. - Л., 1978.

[21] Козлов М.К. Охрана здоровья - направление деятельности социалистического государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Минск, 1974.

[22] Тихомиров Ю.А. Функции государства по выполнению общих дел и умерению столкновений классовых противников // Теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. - М., 2001.

- С.504.

[23] Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - Саратов, 1995. -С. 57.

[24] Бабаев С.В. Теория функций современного Российского государства: дис. . канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2001. - С. 64.

[25] Черноголовкин Н.В. Функции Советского государства в период развернутого строительства коммунизма. - М., 1960. - С. 99.

[26] Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). - М., 1991. - С. 24, 25.

[27] Зубов И.Н. Правоохранительная функция государства: содержание, структура и механизм реализации // Вестник СПбУ МВД России.

- 1999. - № 3. - С. 25.

[28] Гладких Р.Б. Реализация правоохранительной функции государства в сфере предпринимательства. - М., 2008.

[29] Лебедева Е.В. Институты гражданского общества в реализации правоохранительной функции Российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2007.

[30] Терентьев С.А. Правовые и организационные основы участия граждан в охране общественного порядка: автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 8.

[31] Дворски И. Охранительная функция социалистического государства и закономерности ее развития (на материалах ЧССР): автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1985.

[32] Радько Т.Н. Теория государства и права. - М., 2016. - С. 169-171.

[33] Степанов О.А. Правовые основы обеспечения охранительной функции государства в условиях использования новых информационных технологий. - М., 2000.

[34] Коровина Ю.В. Конституционные основы охраны нравственного здоровья населения Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 8.

Spisok literatury:

[1] Pozharskij D.V. Ohranitel'naya funkciya Rossijskogo gosudarstva v usloviyah globalizacii // Gosudarstvo i pravo. - 2011. - № 11. - S. 42.

[2] Pozharskij D.V. O nekotoryh problemah realizacii ohranitel'noj funkcii Rossijskogo gosudarstva v sovremennyh usloviyah / / Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2010. - № 4 (16). - S. 10.

[3] Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo veliko-russkogo yazyka: v 4 t. - SPb., 1881. - T. 2. - S. 774.

[4] Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. - M., 1999. - S. 486.

[5] Pozharskij D.V. Stanovlenie teorii funk-cij gosudarstva v otechestvennoj yuridicheskoj nauke: istoriograficheskij ocherk // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2011. - № 4(20). - S. 8, 9.

[6] Avrutin Yu.E. Policiya i miliciya v mekh-anizme obespecheniya gosudarstvennoj vlasti v Rossii. - SPb., 2003. - S. 47.

[7] Makarejko N.V. Gosudarstvennoe prinu-zhdenie: problemy teorii i praktiki realizacii. - M., 2015. - S. 4.

[8] Butylin V.N. Miliciya v gosudarstven-no-pravovom mekhanizme ohrany konstitucion-nyh prav i svobod grazhdan: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - M., 2001. - S. 19.

[9] Makshtareva S.L. Ohrana pravoporyadka kak funkciya gosudarstva i ee realizaciya v forme pravoohranitel'noj deyatel'nosti (istoriko-pravo-voj i teoretiko-pravovoj aspekty): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - SPb., 2008. - S. 8.

[10] Butylin V.N. Miliciya v gosudarstven-no-pravovom mekhanizme ohrany konstitucion-nyh prav i svobod grazhdan: avtoref. dis. . d-ra yurid. nauk. - M., 2001.

[11] Morozova L.A. Problemy sovremennoj rossijskoj gosudarstvennosti: ucheb. posobie. - M., 1998. - S. 45.

[12] Adilov A.N. Teoreticheskie, pravovye i organizacionnye osnovy sovershenstvovaniya sis-temy ohrany obshchestvennogo poryadka v Kyr-gyzskoj Respublike: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - M., 2010. - S. 12, 19, 20.

[13] Makshtareva S.L. Ohrana pravopory-adka kak funkciya gosudarstva i ee realizaciya v forme pravoohranitel'noj deyatel'nosti (istoriko-pravovoj i teoretiko-pravovoj aspekty): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - SPb., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] Cherdancev A.F. Teoriya gosudarstva i prava. - M., 2003. - S. 104.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

[15] Manov G.N. Gosudarstvo i politich-eskaya organizaciya obshchestva. - M., 1974. -S. 170.

[16] Chernikov V.V. Sudebnye, pravoohrani-tel'nye i kontrol'nye organy. - M., 2002. - S. 101.

[17] Teoriya gosudarstva i prava I pod red. S.S. Alekseeva. - M., 1985. - S. 207.

[18] Chapchikov S.Yu. Teoretiko-pravovye aspekty zashchity ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii kak funkcii gosudarstva: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006.

[19] Bajtin M.I. Voprosy obshchej teorii gosudarstva i prava. - Saratov, 2006. - S. 68.

[20] Kravchenko Yu.B. Ohrana okruzhay-ushchej prirodnoj sredy kak funkciya Sovetskogo gosudarstva: dis. ... kand. yurid. nauk. - L., 1978.

[21] Kozlov M.K. Ohrana zdorov'ya - naprav-lenie deyatel'nosti socialisticheskogo gosudarstva: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Minsk, 1974.

[22] Tihomirov Yu.A. Funkcii gosudarstva po vypolneniyu obshchih del i umereniyu stolkno-venij klassovyh protivnikov II Teoriya prava i gosudarstva I pod red. V.V. Lazareva. - M., 2001. - S. 504.

[23] Teoriya gosudarstva i prava I pod red. N.I. Matuzova i A.V. Mal'ko. - Saratov, 1995. -S. 57.

[24] Babaev S.V. Teoriya funkcij sovremen-nogo Rossijskogo gosudarstva: dis. ... kand. yurid. nauk. - N. Novgorod, 2001. - S. 64.

[25] Chernogolovkin N.V. Funkcii Sovet-skogo gosudarstva v period razvernutogo stroi-tel'stva kommunizma. - M., 1960. - S. 99.

[26] Bratko A.G. Pravoohranitel'naya sistema (voprosy teorii). - M., 1991. - S. 24, 25.

[27] Zubov I.N. Pravoohranitel'naya funk-ciya gosudarstva: soderzhanie, struktura i mekha-nizm realizacii II Vestnik SPbU MVD Rossii. -1999. - M 3. - S. 25.

[28] Gladkih R.B. Realizaciya pravoohrani-tel'noj funkcii gosudarstva v sfere predprinima-tel'stva. - M., 2008.

[29] Lebedeva E.V. Instituty grazhdanskogo obshchestva v realizacii pravoohranitel'noj funk-cii Rossijskogo gosudarstva: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Chelyabinsk, 2007.

[30] Terent'ev S.A. Pravovye i organizacion-nye osnovy uchastiya grazhdan v ohrane obsh-chestvennogo poryadka: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2009. - S. 8.

[31] Dvorski I. Ohranitel'naya funkciya socialisticheskogo gosudarstva i zakonomernosti ee razvitiya (na materialah ChSSR): avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - M., 1985.

[32] Rad'ko T.N. Teoriya gosudarstva i prava. - M., 2016. - S. 169-171.

[33] Stepanov O.A. Pravovye osnovy obespe-cheniya ohranitel'noj funkcii gosudarstva v usloviyah ispol'zovaniya novyh informacionnyh tekhnologij. - M., 2000.

[34] Korovina Yu.V. Konstitucionnye osnovy ohrany nravstvennogo zdorov'ya naseleniya Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2009. - S. 8.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.