УДК 342.415
Е. И. Степушкина
аспирант кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА); е-таН: [email protected]
ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Проблема функций государства давно разрабатывается российской юридической наукой. В теории государства и права дается характеристика правовых аспектов деятельности государства, в том числе категории «правовые формы реализации функций государства». Она предложена еще с 1950-х гг. и в целом дискуссий не вызывает. В то же время в последние годы появилась разнообразная терминология для характеристики правовых аспектов деятельности государства. Так, речь может идти о правовых основах как элементе механизма реализации функций государства, о юридическом содержании функций государства, о юридических формах государственной деятельности в связи с реализацией функций государства, о правовом регулировании функций государства, о взаимодействии законодательной, исполнительной и судебной власти в реализации функций государства и т. д. Юридическая терминология отражает как объективно существующие многочисленные правовые аспекты государственной деятельности, так и субъективные научные предпочтения ученых. Рассматриваются варианты выделения этих правовых форм, в разное время разными авторами назывались правотворческая, оперативно-исполнительная, правоохранительная, договорная, распорядительная и иные. Предлагается авторский вариант - правотворческая, правореализующая, правообеспечительная формы реализации функций государства. При подготовке статьи использовалась современная общенаучная и специально-юридическая методология.
Ключевые слова: функции государства; правовые формы деятельности государства; правотворчество; реализация права; применение права
E. I. Stepushkina
Post-graduate student of the chair of theory of state and law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL); e-mail: [email protected]
LEGAL FORMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE FUNCTIONS: A CONTEMPORARY INTERPRETATION
The problem of state functions has long been developed by Russian legal science. The theory of state and law describes the legal aspects of the state, including the category of "legal forms of the implementation of the state functions." It was proposed
in the 50s of the twentieth century and in general has not been questioned. At the same time, a variety of terminology has emerged in recent years to characterize the legal aspects of state activity. so, one can talk about the legal basis as an element of mechanism of the implementation of the state functions, on the legal content of the functions of the state, about legal forms of state activity in connection with the implementation of the state functions, the legal regulation of the state functions, and the interaction of the legislative, executive and judicial authorities in the implementation of the state functions, etc. Different terminology reflects both objectively existing numerous legal aspects of public activities, and scientific and subjective preferences of scientists. Different variants of allocation of these legal forms are considered, at different times different authors called law-making, operatively-Executive, law-enforcement, contractual, administrative and others. The author's variant is law-making, right-realizing, right-securing forms of implementing the state functions is offered. In the preparation of the article the modern general scientific and special legal methodology was used.
Key words: the functions of the state; legal forms of state activity; law-making; implementation of law; application of law.
Введение
В современной теории государства и права одной из важных проблем выступает проблема основных направлений воздействия государства на общественные отношения - проблема функций государства. Конституционно закрепленная идея правового государства направлена на анализ разнообразных взаимосвязей, которые имеют место быть между правом и государством. В этой связи, характеризуя категорию «правовые формы реализации функций государства», стоит отметить важное ее значение для разных направлений управленческой деятельности государства. Эта категория позволяет целенаправленно изучать соответствующие правовые аспекты - правовую основу, особенности правоприменительной и правоохранительной деятельности при осуществлении каждой функции государства. Так, например, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 г. речь шла о многочисленных проблемах социальной функции государства, о ее реализации в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности различных государственных органов. Категория «правовые формы реализации функций государства» достаточно известна, она вошла в учебники по теории государства и права. В последние годы предлагаются новые интерпретации этой категории [Дембицкий
2017], в связи с чем в юридической науке одновременно сосуществуют различные подходы к изучению одного и того же правового явления. Цель проводимого исследования заключается в анализе современных тенденций в развитии юридической терминологии, применяемой для исследования правовых форм реализации функций государства. Для ее достижения решены задачи общей характеристики юридической терминологии, используемой для характеристики правовых аспектов реализации функций государства, изучения дискуссий о классификации правовых форм реализации функций государства, формирования авторского подхода к данной терминологии и классификациям.
Юридическая терминология, используемая для характеристики правовых аспектов реализации функций государства
Самый ранний вариант обозначения проблемы опосредования основных направлений деятельности государства правом - указание на роль права (или законодательства) в осуществлении функций государства. Такой подход может встречаться и в настоящее время, чаще всего при характеристике правовых аспектов реализации какой-либо отдельной функции государства.
Термин «правовые формы реализации (осуществления) функций государства» появляется в 1950-х гг. [Самощенко1956] и прочно входит в систему общетеоретических терминов, связанных с функциями государства [Розин 1968].
В 1990-е гг. общие вопросы правовых форм реализации функций государства почти не разрабатываются в отдельных работах, различные аспекты этой проблемы рассматриваются в общих исследованиях о функциях государства. С 2000-х гг. появляются и диссертационные исследования (Бухтерева, 2002 и др.), и публикации, связанные с анализом правовых форм осуществления функций государства.
Предложена и иная терминология, характеризующая правовое опосредование основных направлений деятельности государства. Так, в разных публикациях речь идет о правовых основах как элементе механизма реализации функций государства [Абрекова 2009], о юридическом содержании функций государства [Караваева 2003], о юридических формах государственной деятельности в связи с реализацией функций государства [Тонков 2010], о правовом регулировании
функций государства [Жильская 2012], о финансово-правовом обеспечении функций государства [Боженок 2015]. Используются и иные подходы, указывающие на правовые аспекты реализации той или иной функции государства, например, речь идет о взаимодействии законодательной, исполнительной и судебной власти в реализации функций государства [Ермошина, Чеботарева 2010]. Проблемы правового опосредования основных направлений деятельности государства так или иначе рассматриваются и рамках смежных проблем - при анализе методов [Глебов, Старилов 1990] и механизма реализации функций государства. Причины множественности терминологии кроются как в объективно существующих многочисленных правовых аспектах государственной деятельности, так и в субъективных научных предпочтениях исследователей, представителей самых разных научных специальностей (теории государства и права, различных отраслевых юридических науках).
Тем не менее предпочтительной представляется наиболее устоявшаяся терминология - «правовые формы реализации функций государства». Следует заметить, что она активно используется в исследовании основных направлений деятельности государства, чаще всего тогда, когда речь идет о формах или о правовых формах [Калентьева 2000; Козлов 2011] реализации отдельных функций государства.
Навряд ли заслуживает поддержки идея разделения функций государства на правовые и неправовые, которая проявляется в публикациях последних лет. Так, А. А. Дембицкий рассматривает две системы - систему правовых функций и систему неправовых функций государства. По его мнению, основными правовыми функциями современного государства являются функции правоустановления, правовоспроизводства, правообеспечения, правосудия, правозащиты, правоохраны, законотворчества, регулирования и самоограничения. Основными неправовыми функциями современного государства выступают организационно-политическая, идеологическая, экономическая, социальная, финансовая, экологическая функции и функция обеспечения национальной безопасности [Дембицкий 2017]. Такая терминология не вполне согласуется с общепринятыми подходами, сложно судить и о перспективности ее дальнейшего использования. Не надо забывать о методологическом значении основной терминологии, о том, что привычные представления о функциях государства прочно вошли в традиции юридических исследований.
Таким образом, можно констатировать разнообразие терминологии, не всегда оправданное. Наиболее предпочтителен, по нашему мнению, научный термин «правовые формы реализации функций государства», с его использованием проводится большинство исследований правовых аспектов осуществления основных направлений деятельности государства.
Отличительные признаки правовых форм реализации функций государства, по мнению М. А. Бухтеревой, состоят в том, что правовые формы регулируются нормами права; влекут юридические последствия; связаны с созданием, реализацией, охраной правовых норм [Бухтерева 2002]. Не возражая в принципе против высказанной точки зрения, хотелось бы немного порассуждать о признаках правовых форм реализации функций государства. Очерчивать последние только тем, что они регулируются нормами права, влекут юридические последствия и т. д., значит сужать эти понятия. По всей видимости, правовые формы реализации функций государства можно охарактеризовать еще и с той стороны, что они осуществляются в соответствующих правовых формах (правовых отношениях) и соответствующими субъектами права. Нормы права являются только основами деятельности. Впрочем, правотворческая форма предполагает не столько соблюдение установленных правил и норм, сколько создание новых.
Дискуссия о классификациях правовых форм реализации функций государства
Долгое время в классификациях правовых форм осуществления функций государства многие авторы были единодушны и придерживались известной триады, которую выделил еще И. С. Самощенко, указав на правотворческую, оперативно-исполнительную и правоохранительную деятельность [Самощенко 1978, с. 23]. Не получило большого распространения добавление к этому перечню контрольной и надзорной деятельности, большинство авторов рассматривали ее как разновидность правоохранительной деятельности.
Триада «правотворчество», «правоприменение», «правоохрана» встречается и в большинстве современных работ. По нашему мнению, не следует поддерживать иные предлагаемые варианты форм осуществления функций государства, например, законодательную, исполнительную, судебную, контрольно-надзорную деятельность
органов государственной власти, что встречается в современных научных публикациях.
Есть и новые тенденции в выделении правовых форм реализации функций государства.
Одна из них состоит в добавлении к указанной триаде договорной и распорядительной форм [Бухтерева 2002]. Договорная форма, как отмечает Т. Н. Радько, ранее обычно не рассматривалась. Однако ее роль заметно повышается с развитием рыночной экономики. Применение договорной формы объясняется тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться разные по характеру общественные отношения [Радько 2015, с. 96]. Распорядительная форма, по мнению некоторых ученых, выражающаяся в издании распорядительных актов, является самостоятельной формой правовой деятельности государства, находящейся как бы на стыке правотворчества и применения права. Правовая деятельность органов государства многообразна, навряд ли верно сводить ее лишь к созданию права и его применению [там же].
Мы считаем возможным сохранить традиционную триаду, которая имеет свою внутреннюю логику. Это можно достичь использованием общего термина, который объединит правоприменительную, договорную и распорядительную формы. По нашему мнению, таким термином вполне может служить термин «правореализующая деятельность», предложенный казанскими учеными [Бакулина 1998; Решетов 1989; Бакулина, Горбачев, Горшунов 2008]. Таким образом, вторую правовую форму реализации функций государства можно именовать «правореализующей формой».
Вторая новая тенденция состоит в выделении вместо правоохранительной правообеспечительной формы, которая охватывает правоохранительную, контрольно-надзорную и судебную деятельность [Бухтерева 2002; Радько 2015]. К. И. Амирбеков, автор специальных исследований правообеспечительной юридической деятельности [Амирбеков 2005; Амирбеков 2006], исходит из возможности принуждения субъектов к определенному поведению: «Принудительные составляющие юридической деятельности оказываются задействованными в правообес-печении только при неисполнении и несоблюдении правовых предписаний, запретов, ограничений и обязанностей в добровольном порядке; при непризнании в добровольном порядке субъективных прав органом власти, должностным лицом или другими социальными субъектами,
нарушении равновесия в правонаделении и правоограничении в нормативной юридической системе; при добровольном неприменении правовых норм уполномоченными субъектами; при добровольном непринятии мер к предупреждению нарушений права» [Амирбеков, Мур-тазалиев 2012, с. 31]. Думается, что эта новая тенденция, состоящая в выделении вместо правоохранительной правообеспечительной формы реализации функций государства, заслуживает поддержки.
Заключение
Таким образом, в правовых характеристиках функций государства представлено много позиций и точек зрения, есть основная терминология «правовые формы реализации функций государства», «правовые формы осуществления функций государства», кроме того, наряду с ней также используются термины, характеризующие правовое опосредование основных направлений деятельности государства: «роль права в осуществлении функций государства», «роль законодательства в осуществлении функций государства», «правовые основы как элемент механизма реализации функций государства», «юридическое содержание функции государства», «юридические формы государственной деятельности и функции государства», «правовое регулирование функции государства» и др.
Думается, что почти вся терминология, используемая в разных контекстах, имеет право на существование, однако следует остановиться на каких-то общепризнанных подходах с тем, чтобы иметь возможность более планомерного и целенаправленного исследования правового аспекта функционирования государства. Представляется возможным сосредоточиться на одном из традиционных подходов -на исследовании правовых форм реализации функций государства. В качестве таковых можно указать на правотворческую, правореали-зующую и правообеспечительную формы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрекова М. М. Правовые основы как элемент механизма реализации функций государства // Вестник Владимирского юридического института. Владимир : ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», 2009. № 1 (10). С. 57-60.
Амирбеков К. И. Правообеспечительная юридическая деятельность: проблемы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-н/Д, 2005.
Амирбеков К. И.Правообеспечительная юридическая деятельность: теоретический подход // Государство и право. 2006. № 1. С. 88-94.
Амирбеков К. И.,Муртазалиев А. М. К вопросу о понятии правообеспечи-тельной юридической деятельности // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. Махачкала : ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», 2012. № 2. С. 30-32.
Бакулина Л. Т. Государственная правореализующая деятельность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
Бакулина Л. Т., Горбачев И. Г., Горшунов Д. Н. Правовое регулирование и правореализация: монография / науч. ред. Ю. С. Решетов. Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. 164 с.
Боженок С. Я. Особенности финансово-правового обеспечения социальной функции государства // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 3. С. 77-81.
Бухтерева М. А. Формы реализации функций государства : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 202 с.
Глебов А. П., Старилов Ю. Н. Методы осуществления функций социалистического государства // Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности : межвузовский сборник научных трудов. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. С. 45-58.
Дембицкий А. А. Критерии дифференциации правовых и неправовых функций государства // История государства и права. 2014. № 9. С. 50-54.
Дембицкий А. А. Общая характеристика правовых и неправовых функций государства // Вестник Московского университета МВД России. М., 2017а. № 3. С. 19-26.
Дембицкий А. А. Правовые и неправовые функции государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017б.
Ермошина Р. А., Чеботарева А. А. Взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти в реализации информационной функции государства // Российская юстиция. 2010. № 12. С. 56-59.
Жильская Л. В. Правовое регулирование социальной функции государства // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 19-20 апреля 2012 года) : в 5 ч. Ч. I. Уфа, 2012. С. 183-186.
Калентьева Т. А. Правовые формы реализации экономической функции российского государства в условиях перехода к рыночным отношениям : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. 25 с.
Караваева Г. А. Юридическое содержание функции охраны собственности и механизм ее осуществления в современном российском государстве // Вестник Саратовской государственной академии права. 2003. №2 1. С. 17-22.
Козлов А. В. Правовые формы реализации функции Российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2011. № 2 (15). С. 214-219.
Радько Т. Н. Проблемы теории государства и права : учебник. М. : Проспект, 2015. 600 с.
Решетов Ю. С. Реализация норм советского права. Системный анализ / науч. ред. Г. И. Курдюков. Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 1989. 158 с.
Розин Л. М. Формы осуществления функций социалистического государства // Труды Высшей школы МООП СССР. М. : НИиРИО ВШ МООП СССР, 1968. Вып. 19. С. 105-109.
Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3. С. 81-91.
Тонков Е. Е. Юридические формы государственной деятельности и функции государства: проблемы соотношения // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 1. С. 3-7.
REFERENCES
Abrekova M. M. Pravovye osnovy kak jelement mehanizma realizacii funkcij gosudarstva // Vestnik Vladimirskogo juridicheskogo instituta. Vladimir : FKOU VO «Vladimirskij juridicheskij institut Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij», 2009. № 1 (10). S. 57-60.
Amirbekov K. I. Pravoobespechitel'naja juridicheskaja dejatel'nost': problemy teorii i praktiki : dis. ... d-ra jurid. nauk. Rostov-n/D, 2005.
Amirbekov K. I. Pravoobespechitel'naja juridicheskaja dejatel'nost': teoreticheskij podhod // Gosudarstvo i pravo. 2006. № 1. S. 88-94.
Amirbekov K. I., Murtazaliev A. M. K voprosu o ponjatii pravoobespechitel'noj juridicheskoj dejatel'nosti // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 2: Obshhestvennye nauki. Mahachkala : FGBOU VO «Dagestanskij gosudarstvennyj universitet», 2012. № 2. S. 30-32.
BakulinaL. T. Gosudarstvennaja pravorealizujushhaja dejatel'nost': avtoref.dis. ... kand. jurid. nauk. M., 1998.
Bakulina L. T., Gorbachev I. G., Gorshunov D. N. Pravovoe regulirovanie i pravorealizacija: monografija / nauch. red. Ju. S. Reshetov. Kazan' : Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 2008. 164 c.
Bozhenok S. Ja. Osobennosti finansovo-pravovogo obespechenija social'noj funkcii gosudarstva // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGJuA). 2015. № 3. S. 77-81.
BuhterevaM. A. Formy realizacii funkcij gosudarstva : dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2002. 202 s.
Glebov A. P., Starilov Ju. N. Metody osushhestvlenija funkcij socialisticheskogo gosudarstva // Aktual'nye problemy teorii i praktiki gosudarstvennoj dejatel'nosti : mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Voronezh : Izd-vo Voronezh. un-ta, 1990. S. 45-58.
Dembickij A.A. Kriterii differenciacii pravovyh i nepravovyh funkcij gosudarstva // Istorija gosudarstva i prava. 2014. № 9. S. 50-54.
Dembickij A. A. Obshhaja harakteristika pravovyh i nepravovyh funkcij gosu-darstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. M., 2017a. № 3. S. 19-26.
Dembickij A. A. Pravovye i nepravovye funkcii gosudarstva : avtoref. dis. . kand. jurid. nauk. M., 2017b.
ErmoshinaR.A., ChebotarevaA.A. Vzaimodejstvie zakonodatel'noj, ispolnitel'noj i sudebnoj vlasti v realizacii informacionnoj funkcii gosudarstva // Rossijskaja justicija. 2010. № 12. S. 56-59.
Zhil'skaja L. V. Pravovoe regulirovanie social'noj funkcii gosudarstva // Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ufa, 19-20 aprelja 2012 goda) : v 5 ch. Ch. I. Ufa, 2012. S. 183-186.
Kalent'eva T. A. Pravovye formy realizacii jekonomicheskoj funkcii rossijskogo gosudarstva v uslovijah perehoda k rynochnym otnoshenijam : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Samara, 2000. 25 c.
Karavaeva G. A. Juridicheskoe soderzhanie funkcii ohrany sobstvennosti i mehanizm ee osushhestvlenija v sovremennom rossijskom gosudarstve // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj akademii prava. 2003. № 1. S. 17-22.
Kozlov A. V. Pravovye formy realizacii funkcii Rossijskogo gosudarstva po preduprezhdeniju i likvidacii chrezvychajnyh situacij //Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 5. Jurisprudencija. 2011. № 2 (15). S. 214-219.
Rad'ko T. N. Problemy teorii gosudarstva i prava : uchebnik. M. : Prospekt, 2015. 600 s.
Reshetov Ju. S. Realizacija norm sovetskogo prava. Sistemnyj analiz / nauch. red. G. I. Kurdjukov. Kazan' : Izd-vo Kazan. gos. un-ta, 1989. 158 c.
Rozin L. M. Formy osushhestvlenija funkcij socialisticheskogo gosudarstva // Trudy Vysshej shkoly MOOP SSSR. M. : NIiRIO VSh MOOP SSSR, 1968. Vyp. 19. S. 105-109.
Samoshhenko I. S. O pravovyh formah osushhestvlenija funkcij Sovetskogo gosudarstva II Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 195б. № 3. S. 81-91.
Tonkov E. E. Juridicheskie formy gosudarstvennoj dejatel'nosti i funkcii gosu-darstvai problemy sootnoshenija II Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2010. № 1. S. 3-7.