Научная статья на тему 'Теоретические проблемы формирования компетентности у социальных педагогов и социальных работников'

Теоретические проблемы формирования компетентности у социальных педагогов и социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PROFESSIONAL COMPETENCES / KINDS OF ACTIVITIES / SOCIAL PEDAGOGY / SOCIAL WORK WITH CHILDREN / SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы теоретического обоснования проблемы компетентности социальной работы с детьми, её формирования в социально-педагогической работе образовательных учреждений. Обосновывается идея применения профессиональных компетенций в различных видах деятельности социальных педагогов и социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы формирования компетентности у социальных педагогов и социальных работников»

УДК 37.02

Педагогические науки

Назарова Светлана Юрьевна, магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

e-mail: fssr@bk.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы теоретического обоснования проблемы компетентности социальной работы с детьми, её формирования в социально-педагогической работе образовательных учреждений. Обосновывается идея применения профессиональных компетенций в различных видах деятельности социальных педагогов и социальных работников.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, виды профессиональной деятельности, социальная педагогика, социальная работа с детьми, социально-педагогическая работа, образовательные учреждения.

Abstract: The article deals with issues of theoretical substantiation of the competence of social work with children' problem, its formation in the socio-pedagogical work of educational institutions. The idea of the professional competences' applying in various activities of social teachers and social workers is substantiated

Keywords: professional competences, kinds of activities, social pedagogy, social work with children, socio-pedagogical activity, educational institutions.

В последние годы многие исследователи социальных и профессиональных проблем российского образования обращаются к

компетентностному подходу. Это представляется вполне обоснованным, так как предполагается, что именно в нём воплощаются принципы целеполагания и целеосуществления в современном образовании. Вместе с тем, именно внедрение компетентностного подхода, формирование компетентности определяют наиболее глубокие и долговременные изменения в системе российского образования.

Компетентностный подход становится предметом теоретического исследования в социальных и психолого-педагогических науках, поскольку необходимо выявить его образовательные возможности, а также те организационно-управленческие и содержательно-методические изменения в системе подготовки специалистов для социальной сферы, которые он предполагает [4, с. 89-90].

Исследователь компетентностного подхода А. А. Вербицкий утверждает, что эффективным этот подход может стать только тогда, когда произойдут изменения «в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания», в частности, в «технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных «сообщающих» методов - к инновационным педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и обучающихся, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности) [1, с. 33-34].

Некоторые исследователи, подчёркивая актуальность проблемы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, отмечают при этом, что «вузовское педагогическое сообщество ещё далеко не в полной мере знакомо с теорией компетентностного подхода, поэтому ещё слабо ориентировано на его практическую реализацию в процессе воспитания, обучения и развития будущих специалистов материальной и духовной сфер деятельности» [3, с. 70].

Мы исходим из того, что для решения теоретических проблем формирования компетентности у социальных педагогов и социальных работников необходимо, прежде всего, уточнить её структуру и функции. В

этой связи исследования И. А. Зимней, начатые ещё в первой половине 1990-х годов, становятся основой для формулирования компонентного состава структуры компетентности социальных педагогов и социальных работников.

Данный автор исходит из того, что «компетентность шире знаний и умений; компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию её поведенческого проявления; содержание компетентности значимо для субъекта её реализации; являясь активным проявлением человека в его деятельности, поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью её реализации в любой требующей этого ситуации» [2, с. 80].

Исследование актуальных теоретических проблем формирования компетентности у социальных педагогов и социальных работников основывается на следующих суждениях:

- компетентность есть личностное, целостное, интегративное, формируемое качество, которое проявляется в готовности к успешной (продуктивной, эффективной) профессиональной деятельности с учётом её значимости для личности социального педагога или социального работника с детьми;

- компетентность есть система универсальных знаний, способствующая личностной самореализации социального педагога и социального работника с детьми (когнитивный компонент); интеллектуально и личностно обусловленный опыт деятельности (операционно-деятельностный компонент); эффективное внешнее и внутреннее взаимодействие (социально-поведенческий компонент); ценности и смыслы, личностные свойства социального педагога и социального работника (мотивационно-ценностный компонент).

Процесс формирования компетентности у социальных педагогов и социальных работников включает овладение профессиональными компетенциями, соответствующими тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована социальная работа с детьми в целом и социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях в частности [5, с. 21-23].

Среди этих видов профессиональной деятельности социального педагога и социального работника важное значение в социальной работе с детьми приобретают социально-технологический, социально-проектный и педагогический виды деятельности, для которых характерны следующие профессиональные компетенции социального работника:

- способность к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий и технологий социальной работы с детьми, направленных на обеспечение прав семьи и ребёнка в сфере социальной защиты;

- способность к осуществлению социальной профилактики обстоятельств, обусловливающих потребность семей и детей в социальных услугах, мерах социальной помощи;

- способность к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной педагогики и социальной работы с детьми, экспертной оценке социально-педагогических и психолого-педагогических муниципальных и региональных проектов помощи семье и детям;

- готовность к участию в реализации образовательной деятельности в системе общего, профессионального и дополнительного образования; готовность к применению научно-педагогических знаний в социально-практической и образовательной деятельности в сферах социальной педагогики и социальной работы с детьми [7].

Таким образом, названные профессиональные компетенции проявляют себя как «ключевые компетентности» (когнитивные, исследовательские, социально-личностные, коммуникативные и информационные), т.е., как наиболее общие способности и умения, которые позволяют социальному педагогу и социальному работнику с детьми понимать ситуацию, достигать значимых результатов в социально-педагогической работе с детьми.

Для социального педагога и социального работника проблема формирования компетенций и компетентности является не только условием их

успешной социализации, но и профессионального становления и совершенствования, что делает особо актуальным вопрос использования компетентностного подхода, как в профессиональной, так и в постпрофессиональной подготовке.

Таким образом, компетентностный подход к профессиональной и постпрофессиональной подготовке социального педагога и социального работника предполагает научно-теоретическое исследование проблем его формирования в контексте комплексности, интегрированности и многоаспектности содержания этого подхода; определения его когнитивных, функциональных и организационных возможностей; выявления перспектив и направлений его применения в социальной педагогике и социальной работе с различными категориями детей [6, с. 140].

Библиографический список:

1. Вербицкий, А. А. Контекстно компетентностныи подход к модернизации образования / А. А. Вербицкий // Высшее образование. - 2010.-№ 5. - С. 32-37.

2. Зимняя, И. А. Профессиональные роли и функции социального работника / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. - 2005. - № 1. - С 79-82.

3. Коняхина, И. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Теоретический аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). - 2012. - № 11 (126). - С. 68 -71.

4. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: «Сфера», 2005. - 480 с.

5. Тугаров, А. Б. Предмет социальной работы и предмет социальной педагогики: вопросы теории: учебное пособие / А.Б. Тугаров, Е.В. Викторова. -Пенза: ПГПУ, 2012. - 89 с.

6. Тугаров, А. Б. Теория и практика социальной работы: проблемы синтеза знания / А. Б. Тугаров, А. Ф. Деткова, Е. А. Хромова, Э. А. Шевцова //

Университетское образование: сб.ст. XIX Международ. науч.-метод. конф-ции. - Пенза: ПГУ, 2015. Т.1. - С. 139-141.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 социальная работа (уровень бакалавриата) от 12.01.2016 №8. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_194219/2ff7a8c72de3 994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 24.12. 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.