Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки формирования и развития профессионально важных качеств специалистов с особенным профессиональным статусом'

Теоретические предпосылки формирования и развития профессионально важных качеств специалистов с особенным профессиональным статусом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рекша Юрий Михайлович

В данной статье отмечается, что формирование профессионально важных качеств (ПВК) обучаемых образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется с учетом служебно-образовательного статуса субъектов (объектов) образовательной деятельности. Основополагающим звеном этого процесса является системное объединение индивидуально-личностных качеств, компонентов образовательного процесса, а также средств психолого-педагогического сопровождения формирования и развития ПВК специалистов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рекша Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки формирования и развития профессионально важных качеств специалистов с особенным профессиональным статусом»

УДК 37.073

Рекша Юрий Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта Академии права и управления yreksha@yandex.ru

Теоретические предпосылки

ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ С ОСОБЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАТУСОМ

Yurii M. Reksha

candidate of pedagogical Sciences, associate professor at the Department of physical preparation and sport Academy of Law and Management yreksha@yandex.ru

Theoretical prerequisites for

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF SPECIALISTS WITH SPECIAL PROFESSIONAL STATUS

Аннотация. В данной статье отмечается, что формирование профессионально важных качеств (ПВК) обучаемых образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется с учетом служебно-образовательного статуса субъектов (объектов) образовательной деятельности.

Основополагающим звеном этого процесса является системное объединение индивидуально-личностных качеств, компонентов образовательного процесса, а также средств психологопедагогического сопровождения формирования и развития ПВК специалистов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Ключевые слова: служебно-образовательный статус, профессионально важные качества, система, формирование и развитие.

Annotation. The formation of professionally important qualities (PIQ) of students of educational institutions of federal government agencies, offering training in the interests of national defense and security, law and order, is based on the service and educational status of the entities (objects) of educational activities.

A fundamental element of this process is a systematic unification of individual personality traits, components of the educational process, as well as means of psychological and pedagogical support for the formation and development of PIQ of FPS specialists.

Keywords: service and educational status, professional qualities, the system, the formation and development

Современный этап развития общества характеризуется глубокими изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни, и затрагивают все социальные общности, группы, институты, организации и общества в их взаимоотношениях друг с другом.

Изменения затрагивают все элементы общества, начиная с глобального социального уровня и заканчивая уровнем межличностных отношений. Наиболее существенные реформы и реорганизации происходят в отдельных сферах общественной жизни, изменения в рамках отдельных социальных институтов.

Произошедший в 1990—< годах общесистемный социально-экономический кризис, затормозивший развитие образования, сменился чередой реформ и преобразований.

В начале 2000 года государство установило основные принципы образовательной политики

России, которые были закреплены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

В 2012 году все ключевые положения современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, закреплены Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Параллельно с реформами образования изменениям подверглись все сферы материального и нематериального производства.

Демократические преобразования в сфере государственно-правового устройства России обусловили необходимость проведения корректировки уголовно-правовой политики. Являясь составным элементом правоохранительной системы Российской Федерации, преобразованиям подверглась и уголовно-исполнительная систе-

95

ма, в соответствии с целями и задачами развития российской государственности.

Принятая Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года установила основные направления, формы и методы совершенствования и развития УИС, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую ее функционирование.

Все изменения, происходящие в обществе, взаимосвязаны, взаимообусловлены. Изменения состояния одного социального объекта приводят к направленным сдвигам показателей соответствующих социальных образований.

Поэтому происходящие на современном этапе реформы и инновации в образовании должны соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Однако, в сфере подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, данные итоговой государственной аттестации свидетельствуют о высоком образовательном уровне выпускников, а с другой - руководители структурных подразделений оценивают уровень подготовки подавляющего большинства выпускников как «удовлетворительный» или «близкий к достаточному» [3, с. 298].

Обзоры управления кадров ФСИН России по итогам целевых выездов свидетельствуют о слабой профессиональной подготовленности выпускников образовательных учреждений. В своем докладе «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2012 году, задачах на 2013 год и путях реализации второго этапа Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» директор ФСИН России Корниенко Г.А. отмечает «... не умение сотрудниками правильно оценить обстановку и адекватно действовать, исходя из складывающейся ситуации».

Изложенные обстоятельства позволяют предположить, что подготовка специалистов, основанная только на Федеральных государственных образовательных стандартах, является односторонней и не учитывает индивидуально-психологические качества и свойства личности, определяющие возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

Таким образом, наметился ряд противоречий в имеющейся системе подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы, которые составляют проблему, решение которой позволит повысить качество выпускаемых отраслевыми образовательными учреждениями специалистов. А именно, невозможность исполнения образовательными учреждениями социального заказа на уровне современных требований к профессиональным качествам выпускников;

наличие внутренних и внешних факторов, явившихся следствием преобразований в обществе, которые диктуют необходимость качественных

изменений образовательного процесса; обострившиеся противоречия на уровне субъектов производства и потребления кадровых ресурсов.

В связи с этим, для педагогической науки и практики актуализируется необходимость исследования и поиска научного обоснования и разработки механизмов реализации процесса формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов уголовноисполнительной системы.

Специальное правовое регулирование деятельности образовательных организаций ФСИН (Статья 81. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273^3 «Об образовании в Российской Федерации» [5, с. 87]), установление дополнительных служебных прав и обязанностей обучаемых [4] формируют особенный образовательно-служебный статус субъектов образовательной деятельности.

Очевидно, что формирование профессионально важных качеств специалистов с особенным профессионально-служебным статусом возможно только на основе объединения образовательных, профессиональных, служебных факторов в целостную педагогическую задачу. Учитывая многофакторность, междисциплинарность, инте-гральность исследуемого явления представляется, что наиболее эффективно проблема может быть решена с позиций системного подхода.

Цель исследования - выявление, обоснование и экспериментальная проверка методологических условий, системного упорядочения компонентов образовательного процесса вузов ФСИН России для целей повышения качества подготовки специалистов с учетом современных требований к их профессиональной деятельности.

Достижение целей исследования предполагает постановку и поэтапное решение следующих взаимосвязанных задач и присущих каждому этапу методов:

1. Диагностический этап. Формальное уточнение, углубление понятий, которые имеют значение для исследования. Методологическое обоснование сущности изучаемого объекта. Анализ реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития.

Методы исследования: общепедагогическая концепция содержательного обобщения (В.В. Давыдов), анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Теоретико-моделирующий этап. Выявление и фиксация множества элементов, существенных свойств явлений действительности, имеющих формальные признаки системности по отношению к исследуемому объекту.

Методы исследования: системно-структурный

подход в исследовании педагогических систем (Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина), профессиогра-фические методы.

96

3. Проектировочный этап. Установление и классификация связей внутри установленного множества и определение принципов взаимодействия со средой. Выявление системообразующих связей. Выявление структуры и организации системы.

Методы исследования: метод установления общесистемных закономерностей (А. И. Уемов), корреляционный и факторный анализ.

4. Рефлексивный этап. Анализ принципов поведения системы. Изучение процессов управления

Литература:

1. Боеин Б.Г. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний России / Б.Г. Бовин, А. В. Кокурин, Д.А. Красов // Вопросы психологии экстремальных ситуаций, № 3, 2010, С. 32.

2. Желтое РА. Физическая подготовка и совершенствование профессиональных компетенций сотрудников региональных учреждений уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2011. 24 с.

3. Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации): сб. тез. выступлений участников (Рязань, 5-6 декабря 2013 г.). Рязань. Академия ФСИН России, 2013. С. 298.

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон [от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 41 (ч.1), от. 7020.

5. Об образовании в Российской Федерации : федер. Закон [от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. I), от. 7598.

6. Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы : монография. Под общ. ред. О». Ракитской. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2012. 110 с.

7. Сурков ДА. Формирование профессионально значимых физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы ДА. Сурков, Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 27-30.

системой. Опытно-экспериментальная проверка эффективности преобразования системы.

Методы исследования: теория управления педагогическими системами (В.А. Якунина)

5. Прогностический этап. Прогноз развития исследуемого объекта. Обнаружение закономерностей и тенденций развития системы.

Методы исторического исследования, прогностика.

Literature:

1. Bovin B.G. Prediction of professional success of employees of special forces of the Federal Penitentiary Service of Russia / B.G. Bovin, A.V. Kokurin, D.A. Krasov // Questions psychology of extreme situations. № 3. 2010, p. 32.

2. Zheltov R.A. Physical training and improvement of professional competencies of the staff of regional institutions penal system : author. diss. ... cand. ped. Science. M., 2011. 24 p.

3. International penitentiary forum «Crime, punishment, correction» (to the 20th anniversary of the Constitution of the Russian Federation): proceedings of the participants. Ryazan, December 5-6, 2013. Ryazan Academy FSIN of Russia, 2013. P. 298.

4. On the Service in the Internal Affairs of the Russian Federation and the Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation : Federal. law [November 30, 2011 № 342-FZ] // Collection of the legislations of the Russian Federation. 2011. № 41 (part 1). Art. 7020.

5. On Education in the Russian Federation : Federal Law [on December 29, 2012 N 273-FZ] // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2012. № 53 (Part. I). Art. 7598.

6. Professionally important qualities of the personality of penal system employee's : monograph.

O.N. Rakitskaya. Vologda : VIPE FSIN Russia,

2012. 110 p.

7. Surkov D.A. Formation of professionally significant physical qualities of the staff of the correctional system / D.A. Surkov, L.V. Kapilevich // Theory and Practice of Physical Culture. 2010. № 10. P. 27-30.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.