Вестник «врлеу^-kst
Р.А Литвак,
доктор педагогических наук,профессор,
Т.И. Порошина,
аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, Россия
Нег1зг1 свздер: элеуметтгк-мэде-ни ортасы, жогары мектептщ эле-уметтт-мэдени ортасы, элеумет-т1к бешмдеу
Ключевые слова: социально-культурная среда, социально-культурная среда вуза, социальная адаптация
Keywords: social and cultural media, social and cultural media of a higher education institution, social adaptation
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Ацдатпа
¥зак уакыт бойына дамыгандыгына карамастан, студенттердщ ЖОО-ныц элеуметтж-мэдени ортада бейiмделуiмен байланысты мэселелер толыкканды зерттелмеген. Б^л жагдай «бешмдеу» мен «ЖО-О-ныц элеуметтж-мэдени ортасы» ¥гымдарын зама-науи т^ргыдан карастыру кажеттiлiгiн туындатты.
Элеуметтш-мэдени бейiмделу мэдени элеует-т жацгырту, eзiн-eзi реттеу кагидаттарына сэйкес элеуметтш катынастарды мецгеру аркылы мэдени к¥ндылыктарды мецгеру кезiнде элеуметтш-мэде-ни ортада т^лганыц жеке мYмкiндiктерiн дамыту ретiнде карастырылады.
Аннотация
Несмотря на продолжительный этап своего развития, проблематика, связанная с адаптацией студентов в социально-культурной среде вуза остается недостаточно исследованной. Данные обстоятельства потребовали рассмотрения понятий «адаптация» и «социально-культурная среда вуза» с современных позиций.
Социально-культурная адаптация рассматрива- g ется нами как развитие индивидуальных возможно- ^ стей личности в социально-культурной среде при о
со
воспроизведении её культурного потенциала, усво- <| ение культурных ценностей через овладение соци- о альными отношениями в соответствии с принципа- ^ ми саморегуляции. w
Annotation с
и
Despite the prolonged stage of its development the g problem of students' adaptation in social and cultural У
hT1
media of a higher education institution remains s insufficiently researched. These circumstances о require considering 'adaptation' and 'social and g
cultural media of a higher education institution' with £
w
modern attitude. ^
Social and cultural adaptation is considered here ^
as development of personalabilities of a personalityin §
social and cultural media through reproduction of its $
cultural potential, acquiring cultural values through 3
social relations in accordance with principles of self- §
regulation. ©
<
ер О
го «
о
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[—I
О ч
о «
о н м
и ©
О
и
о -
©
Концепция об образовании РФ до 2025 года предусматривает изменения в организации социально-культурной среды развития и оптимизацию всех имеющихся резервов субъектов этой среде, в том числе студентов вуза, что требует новых подходов к формированию их направленности и социально-культурной адаптации.
Обучение студентов вуза обладает существенной спецификой. Для раскрытия её специфики обратимся к определению понятий «социально-культурная среда» и «социально-культурная среда вуза». Социально-культурная среда вуза характеризуется Лычагиной И.Н., которая в свою очередь опирается на работы М.С Кагана, как среда для построения ценностных ситуаций, где в качестве объекта-носителя ценности выступает студент, а в качестве субъекта- вузовское образование. [Лы-чагина И.Н, Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе, Диссертация на соискание уч. степени кандидата наук, ЧГАКИ 2005].
Социально-культурная среда вуза -есть составная часть общего понятия, которая педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости студента, развитие творческих дарований посредством включения их в различные виды взаимоотношений и сотворчества с целью успешной самореализации.
С учетом сущности рассмотренных понятий, выделим специфическую социально-культурную среду вуза. Прежде всего, это образовательный процесс вуза, насыщенный не только философско-куль-туро-социологическими знаниями, но и различными принципиальными формами, позволяющими овладевать практикой познания действительного мира и воспроизводить свой культурный продукт, где профессиональное становление происходит в атмосфере духовной самоактуализации,
как жизненная сущность проживания молодого человека в раскрытии своих индивидуальных возможностей.
Социально-культурная среда вуза оказывает не только положительное влияние на развитие личности студента.При определенных условиях в ней могут проявляться отрицательные факторы воздействия на личность, и возникают некоторые риски, связанные с ними. Например, определенный риск несет в себе включение неподготовленного студента в межкультурную коммуникацию или в диалог поликультур. Такой студент принимает низкопробные музыкальные и художественные произведения, следуя модным тенденциям в молодежной среде, тогда как профессиональные критики оценивают качество данных произведений очень низко.
Следовательно, во избежание негативных последствий «культурных революций» студенту нужно быть подготовленным. Нужно адаптироваться в социально-культурной среде не так, как утверждают некоторые исследователи, рассматривая адаптацию как способ приспособленности личности в социуме, а как гармонизацию отношений личности с социальной средой.
Проблема адаптации личности в педагогике не нова, однако она вызывает по-прежнему высокий интерес у ученых.
Следует отметить, что во многих работах (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузов, В.А. Никитин и др.) рассматривают адаптацию как процесс взаимодействия личности со средой. [Бочарова В.Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория [Текст]/В.Г. Бочарова.-Москва: Наука, 2002.-56 с.]
Если рассматривать данный процесс во взаимодействии «адаптация» и «среда», то эта проблема активно изучалась отечественными учеными Л.С. Выготским, В.Н. Шульгиным, С.Т. Шацким и др., начиная с 20х годов прошлого века.
■
В этот период сложилось целое направление, именуемое как «педагогика среды». Мы в своем исследовании опираемся на работы Шацкого С.Т., В.Д Семенов [Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]/сост. М.П.Малышев, Д.С. Бершардская; под ред. А.Н. Волковского, Л.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой.- Москва:-Госучпедгиз,1958.-431 с.]; Екатеринбург : УРГПУ, 1997,-120 с.
В связи с появлением работы Э.С. Соколовой в 60-е годы, где рассматривается процесс социализации и ее составляющая - адаптация, которые вновь активно использоваться понятие «среда» и «социализация» возвращаются снова в научный оборот, а уже в 70-х был разработан сре-довой подход Л.И. Новиковым, Ю.С. Мануйловым и др., работа которых внесли свой вклад в развитие данного понятия.
При этом комплексное исследование проблемы адаптации и среды в 70-80-ые годы появилось в результате научных школ М.А Галагузовой и Р.А. Литвак. Под их руководством были выполнены исследования Д.А. Быкова, В.Я. Осенникова, Л.Я Олиференко и др. Они касались адаптации школьников, студентов, воспитанников школ-интернатов, инвалидов и др. в формате специфической среды.
Кроме того, анализировались различные аспекты адаптации: структурные компоненты, этапы, факторы, механизмы, средства осуществления. Разрабатывались критерии, проводилась диагностика.
В 90-е выделяются направления адаптации личности в различных видах среды. (Б.А. Сутырин, Ф.А. Мустаева, С.В. Тетерский и др.)
Однако проблематика, связанная с адаптацией студентов в социально-культурной среде вуза остается недостаточно исследованной, несмотря на продолжительный этап её развития. Данные обстоятельства потребовали рассмотрения понятия «адаптация» с современных позиций.
Наш анализ проблемы адаптации показал, что проблема является многофакторной и относится к междисциплинарным понятиям. В общенаучной основе данного понятия находятся концепции гештальтпсихологии, интеракционизма, необихейвиоризма и когнитивного развития (Ф.Перле, И. Филипс, Г. Айзенк, Ж. Пиаже и др.)
В научной литературе данное понятие трактуется как интеграция человека в социуме, как процесс приспособления индивида в обществе и как новообразование в психике личности в соответствии с новыми условиями среды (социология, философия, психология).
В педагогике большинство последователей придерживается мнения, что адаптация - процесс приспособления личности в социуме. В социальной педагогике согласно Р.А. Литвак, нельзя ограничиваться в этом процессе только приспособлением, необходимо развивать сознание личности от простого процесса приспособления к гармонизации с окружающей средой. Понятие социально-культурной среды мы рассматриваем, опираясь на теорию Н.Н Ярошенко, который пишет, что социально-культурная деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия [Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация [Текст]/Н.Н. Ярошенко.- Москва, 2005.-126 с.], как многофакторный феномен в сочетании с «социальной» составляющей, как социализацию личности в среде. Культура, обеспечивающая оптимальное влияние на процесс социализации, является ядром ценностной позиции личности, среда рассматривается как совокупность условий, необходимых для адаптации человека в социуме.
В современных учениях выделяют различные аспекты адаптации:
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
■
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[—I
О ч
о «
о н м
з
м
и ©
О
и
о -
©
• особая система отношений личности в обществе (В.И. Лебедев);
• регуляция функционирования личности (К.Е. Тарасов);
• саморегуляция влияния внешней и внутренней среды воздействия на личность и др.
Однако, нам близка точка зрения на процесс адаптации А.В Петровского, который утверждает, что на границе социализации и интернационализации находится процесс адаптации для успешной самореализации личности в обществе. Самореализация здесь рассматривается как возможность раскрытия своих индивидуальных способностей, потребностей через разнообразные виды и формы деятельности в социокультурной среде. Самореализация личности может быть одним из признаков процесса адаптации, т.к. это ориентирует личность на социально направленное отношение, на освоение субъективных ролей и культурных ценностей, принятых в обществе.
Согласно концепции Н.Б. Крыловой к культуре ценностей следует отнести природу, которая является главным источником развития человека; духовное богатство, как нравственный потенциал; изучение и усвоение достижений культур народов своего отечества и обогащение личности межкультурными связями и т.д.[Крылова Н.Б. Культура образовани-я/Н.Б. Крылова, М., 2000.-311с.]
Следовательно, в таком сложном процессе, как социально-культурная адаптация необходимо руководствоваться принципами:
• природосообразности, которая предполагает развитие природных факторов;
• культуросообразности;
• поиска собственных путей саморе-
ализации в социокультурной среде.
Вышеуказанные принципы являются источниками саморегуляции поведения в социально-культурной среде.
Исходя из теоретического анализа, мы пришли к заключению, что социально-культурную адаптацию следует рассматривать как развитие индивидуальных возможностей личности в социально-культурной среде при воспроизведении её культурного потенциала, усвоение культурных ценностей через овладение социальными отношениями в соответствии с принципами саморегуляции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лычагина И.Н, Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе, Диссертация на соискание уч. степени кандидата наук, ЧГАКИ 2005.
2. Каган М.С., Философская теория ценности [Текст]/М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
3. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория [Текст]/В.Г. Бочарова.-Москва: Наука, 2002.-56 с.
4. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]/сост. М.П.Малышев, Д.С. Бершардская; под ред. А.Н. Волковского, Л.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой.- Москва:Госучпедгиз,1958.-431 с.
5. Литвак Р. А., Проблемы педагогики социально-культурной деятельности: монография/под общ. ред. Р. А. Литвак.- Челябинск, ЧГАКИ, 2015.- 288 с
6. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация [Текст]/Н.Н. Ярошенко.-Москва, 2005.-126 с.
7. [Крылова Н.Б. Культура образовани-я/Н.Б. Крылова, М., 2000.-311с.