Научная статья на тему 'Развитие студентов вуза как фактор развития профессиональной мобильности будущих инженеров в молодежном общественном объединении вуза'

Развитие студентов вуза как фактор развития профессиональной мобильности будущих инженеров в молодежном общественном объединении вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУРС / ИНЖЕНЕРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна, Баликаева Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие студентов вуза как фактор развития профессиональной мобильности будущих инженеров в молодежном общественном объединении вуза»

пш

I

ш

I

О С о

и

2

2S

I

о с

х

3

О О m

из О

Ё

ш

X

н <с

Г.Я. Гревцева,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, Россия

М.Б. Баликаева,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры межкультурной коммуникации, Тюменский индустриальный университет, Россия

Нег1зг1 свздер: ЖОО элеуметтгк-мэ-дени ортасы, жастардыц бгрлестт, болашац инженерлердщ кэсгби мобиль-дт, интегративтг курс.

Ключевые слова: социально-культурная среда вуза, молодёжное объединение, профессиональная мобильность будущих инженеров, интегративный курс.

Keywords: higher school social and cultural environment, youth association, future engineers' professional mobility, integrative course.

РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР

РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В МОЛОДЕЖНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВУЗА

Ацдатпа

Макала ЖОО-ньщ элеуметпк-мэдени орта-сында болашак инженерлердщ кэаби мобиль-дшн дамытудьщ езект мэселесше арналган. Макалада "ЖОО элеуметпк-мэдени ортасы", "жастардыц бiрлестiri", "болашак инженерлердщ кэаби мобильдш" угымдары ашылады. ЖОО болашак инженерлердщ кэаби мобиль-дшн дамыту Yшiн шетел тшнщ мацыздылыгы нактыланады, кэсiби мобильдiктi дамыту кура-лы ретiнде "Болашак мамандардыц агылшын тiлi бойынша шеберханасы" жастар бiрлестi-гiндегi интегративтi курс усынылады. Жастар бiрлестiriндеri интегративтi курстыц мазмуны бершедь

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме развития профессиональной мобильности будущих инженеров в социально-культурной среде вуза. В статье раскрывается сущность понятий «социально-культурная среда вуза», «молодёжное объединение», «профессиональная мобильность будущих инженеров». Подчеркивается значимость иностранного языка для развития профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе и предлагается интегративный курс в молодёжном объединении «Мастерская будущих инженеров по английскому языку» как средство образования, воспитания и развития профессиональной мобильности. Представлено содержание интегративного курса в молодёжном объединении.

Annotation

The article is devoted to an actual problem of future engineers' professional mobility development in the higher school social and cultural environment. It reveals the definitions essence «higher school social and cultural environment", "youth association", "future engineers' professional mobility." It is emphasized the foreign languages importance for the future engineers' professional

щ

mobility development in higher school and offers an integrative course in the youth association "Workshop of the future engineers in English" as a means of education, training and professional mobility development. It is presented the integrative courses content in the youth association.

Одной из задач системы профессиональной подготовки в вузе - это воспитать профессионально мобильного инженера, который может легко ориентироваться в современных социально-экономических условиях на свободном рынке труда. В процессе рассмотрения многообразных аспектов феномена профессиональной мобильности особую значимость приобретает проблема использования потенциала молодёжных объединений вуза в социально-культурной среде.

Профессиональная мобильность в вузе сегодня во многом определяется концепцией воспитательной работы, организацией деятельности социально-культурной среды вуза, определяющей её характер, степень вовлеченности в нее студентов. Социально-культурная среда рассматривается как ближайшее окружение человека, как интегрирующая система условий развития личности, способная к изменению и самой личности изменяться под воздействием человека [2;5]. В нашем исследовании под социально-культурной средой вуза понимается система факторов, создаваемая в целях повышения уровня развития ПМ будущих инженеров в социально-культурной среде вуза. Одна из задач социально-культурной среды вуза - максимально подготовить выпускника к жизни. В рамках вузовского образования это значит - формирование личности думающей, не поддающейся манипуляциям, ответственной за свой выбор, характеризующаяся профессионализмом и разносторонней культурой, творческой, социально мобильной - обладатель интеллектуального потенциала, который станет гарантией сохранения и развития общества.

Социально-культурная среда вуза охватывает молодёжные объединения и их досуго-вую деятельность. Внеучебная, общественная работа, выполняемая в молодежных объединениях, создает оптимальные условия для всестороннего развития личности

(Л.А. Акимова, Г.Я. Гревцева, Е.И. Григорьева, С. В. Гунбина, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Р.А. Литвак, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов и др.).

Молодежное объединение - это досуго-вая форма организации в социально-культурной среде студентов, основанная на добровольном объединении молодежи на основе общности интересов в удовлетворении потребности в социально-культурной деятельности.

Главной целью молодежного объединения в вузе становится подготовка как интеллигентной, высокопрофессиональной, творческой, так и профессионально мобильной личности, самостоятельной, инициативной, умеющей быстро приспосабливаться к любым изменениям и способной к смене профессиональной деятельности.

Обобщая взгляды философов, педагогов и психологов на проблему развития и формирования профессиональной мобильности в науке, а, также учитывая собственный опыт теоретического исследования, мы трактуем профессиональную мобильность будущих инженеров как интегративное качество инженера в условиях производства, включающая в себя базовые компоненты профессиональной культуры и профессиональной компетентности, проявляющееся в его способности перемещаться горизонтально и вертикально по социально-профессиональной структуре общества, кооперационно-де-ятельностной компоненты и отражающие уровень сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также личностных характеристик [1].

Большое значение для развития профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе имеет практическое овладение ими иностранным языком. На развитие профессиональной мобильности будущих инженеров оказывают влияние некоторые педагогические теории с позиции послед-

х

ш §

О С о

I—

н

1 о с

о о

m

из О

Й -а X

н <с

ИИ!

I

ш

I

О С о

и

2

*

о с

х

3

о о

т

из О

Ё

ш

X

н <с

них результатов теоретических и практических основ обучения иностранному языку в вузе: присоединение России к Болонско-му процессу, главной задачей которого является координация национальных систем высшего образования, которая ведёт к созданию общего европейского рынка высококвалифицированного труда; профилизация российского образования, нацеленная на осуществление государственного образовательного стандарта в соответствии с профилем вуза; применение согласно стандартам образования, факультативных, авторских программ в том числе и в социально-культурной среде вуза, в молодёжных объединениях.

Процесс развития профессиональной мобильности будущих инженеров, способный стать аттрактором обновления социально-культурной среды вуза становится насущной потребностью. При этом происходит процесс интеграции целей изучения предметов по специальности и целей развития профессиональной мобильности. Он представляет, по сути, интеграцию знаний в содержании профессиональной подготовки, где интегратором выступает язык, как средство образования, воспитания и развития профессиональной мобильности в форме интегративного курса в молодёжном объединении «Мастерская будущих инженеров по английскому языку».

Интегративный курс иностранного языка имеет следующие преимущества: 1) соответствие требованиям времени; 2) возможность внесения корректировок в расписание учебного плана; 3) вариативность обучения, деление на группы для занятий с учетом стандарта и интегративного курса; 3) доступность для студентов всех специальностей и направлений; 4) подготовка к интегра-тивному курсу занимает не много времени по сравнению с подготовкой к проведению занятий со студентами разных направлений, профилей и специальностей; 5) эффективность обучения по иностранному языку; 6) большая практическая и профессиональная направленность.

Интегративный курс будущих инженеров в вузе может реализоваться через последовательность четырёх взаимосвязанных этапов:

1. Предварительный этап (1 курс обучения в вузе) - предполагает определение целей и задач исследуемого процесса на основе социального заказа.

2. Проектировочный этап (1 курс обучения в вузе) - предполагает диагностику начального уровня иноязычной подготовки.

3. Развивающий этап (1-2 курс обучения в вузе) - предполагает организацию и осуществление интегративного курса будущих инженеров по английскому языку.

4. Результативный этап 3-4 курс обучения в вузе - включает диагностику достигнутого уровня иноязычной профессиональной подготовки, осмысление результатов. Завершающий этап систематизации языковых знаний и совершенствования умений и навыков, входящих в состав иноязычной профессиональной подготовки.

Сущность преемственности данных этапов состоит в том, что она обеспечивает содержательно-организационную связь между предыдущим и последующим этапом инте-гративного курса для будущих инженеров по английскому языку. При этом преемственность определяет вектор движения этапов и предопределяет характер связей между этапами исследуемого процесса.

Программа интегративного курса молодёжного объединения «Мастерская для будущих инженеров по английскому языку» содержит базовый курс и курс профессионального делового общения. Базовый курс соединяет школьное и вузовское образование в единое целое и позволяет вести обучение по следующим направлениям: социально-бытовая, культурологическая и страноведческая тематика, язык общенаучной литературы, основы иноязычного профессионального самообразования для студентов 1-2 курсов. На 3-4 курсах при помощи различных деловых и ролевых игр студенты смогли проявить себя в разнообразных видах и формах инженерной дея-

Ш

тельности, в решении и постановке профессиональных задач. Студенты, в специально моделируемых ситуациях, приближенных к производству, получили возможность сравнить свои реальные интересы, умения и возможности с теми требованиями, которые предъявляла им инженерная деятельность в каких-то ее компонентах. Такое «погружение» в профессиональную деятельность на основе междисциплинарной интеграции способствовало совершенствованию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, входящих в состав профессиональной мобильности.

Данный курс не является конкурентным для курсов дополнительного образования, так как не предполагает изучения теоретических предметов, необходимых для получения квалификации переводчика в сфере профкоммуникации. Соответственно не предполагается выдача дипломов государственного образца и, следовательно, не требуется лицензирование. По окончании курса можно получить удостоверение или сертификат об окончании интегративного курса в молодёжном объединении «Мастерская для будущих инженеров по английскому языку».

При реализации межпредметной интеграции для составления интегративного курса в молодёжном объединении «Мастерская для будущих инженеров по английскому языку» преподаватели английского языка выполняют следующие педагогические задачи: выявляют общие проблемы и вопросы для дисциплин; осуществляют сравнительный анализ специфики подходов разных дисциплин к сфере общих проблем; разрабатывают методические рекомендации, курс лекций, методическое пособие междисциплинарного исследовательского типа; составляют тематические творческие задания, проекты для обучающихся на границе двух-трех наук; организуют конференции междисциплинарного типа [3; 4].

Обзорное исследование, проведенное автором в социально-культурной среде вуза, подтверждает эффективность инте-

гративного курса в молодёжном объединении «Мастерская для будущих инженеров по английскому языку», способствующего развитию профессиональной мобильности будущих инженеров. Результатом применения интегративного курса в молодёжном объединении «Мастерская для будущих инженеров по английскому языку» являются оптимизация и интенсификация деятельности студентов и преподавателей, развитие профессиональной мобильности будущих инженеров и его компонентов: формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а так же вариативного мышления, развитие личности, готовой к межкультурной коммуникации, возможность самореализации и самосовершенствования, быстрая адаптация к новым условиям труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гревцева, Г.Я., Баликаева М.Б. Развитие профессиональной мобильности будущих инженеров в социально-культурной среде вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №№ 5; URL: http://www. science-education.ru/article/view?id=25252 (дата обращения: 06.10.2016).

2. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

3. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов / под. ред С.Г. Тер-Минасовой. М., 2009. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www umd.udsu.ru (дата обращения 01.08.2014).

4. Чапаев, Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: дис. док. пед. наук. Екатеринбург, 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://www znaj.ru (дата обращения 01.08.2014).

5. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

ш §

О С о

I—

н

1 о с

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

из О

Й -а X

н <с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.